Предисловие.
Свобода выбора.
Инволюция.
Эволюция.
Космос любви.
Качества и способности.
Путешествия вне тела.
Миссия Рудольфа Штайнера.
Наука и реальность.
Послесловие.
Примечания.
Список литературы.
Предисловие.
Духовная наука или наука о духе существовала всегда. Она была известна под разными именами и преподавалась разными методами, соответствующими уровню сознания человека. Такие названия, как йога, буддизм, кабала, оккультизм, теософия, антропософия, философия являются лишь отдельными фрагментами науки о духе.
Духовная наука не противоречит тому, что излагается в различных системах мировоззрения. Дух истины всегда один, независимо от того в какой форме он может быть проявлен. Если же у представителей различных систем мировоззрений и возникают противоречия, то это может происходить только от непонимания.
Отношение представителя некоторого духовного направления или общества к науке о духе должно быть таким же, как отношение представителя математического общества к математической науке. Как в математической науке выводы делаются независимо от личных предвзятых мнений того или иного человека, точно также и в духовной науке выводы делаются независимо от предвзятых мнений представителей того или иного общества.
В основе науки о духе, как и любой науки, лежат факты. Основное различие с естественной наукой заключается в осознании фактов при помощи органов чувств, которые отличны от физических, которые, однако, может развить в себе каждый человек, исходя из своего обычного бодрственного сознания. Такие органы восприятия называются сверхчувственные или духовные органы восприятия.
Сознание современного человека позволяет ему самостоятельно развивать эти органы. Чтобы, соответственно современному уровню сознания, правильно развивать духовные органы восприятия, необходимо знать принципы развития сознания. Целью этой книги
является указать на принципы взаимосвязи сознания и духа, и на соответствующие им методы развития сверхчувственных органов восприятия.
Изложение основывается на трёх утверждениях, которые можно рассматривать, как аксиомы духовной науки. Как на основе аксиом Евклида строится наука геометрии, так же на основе духовных утверждений можно строить науку о духе. Они могут быть положены в основу научного объяснения любой религии и философии, и дают возможность расширить естественную науку до науки о духе. Эклектический или избирательный подход изложения позволяет приводить цитаты представителей различных школ и систем. Цитаты не должны рассматриваться как доказательства, но только как иллюстрации к заключениям, выводимых из утверждений духовной науки. Доказательства возможны для человека, у которого уже развиты духовные органы восприятия.
Кэт Саломон.
Май 2011 г.
www.anthroposophie.net/ru
Свобода выбора.
Как бы ни различались системы мировоззрения, все они согласуются в признании наличия единого источника всего, что человек способен или не способен осознать. Этот источник могут обозначать различными именами, например, такими как: Бог, Отец, Аллах, Брахман и так далее. Они имеют цель обозначить реальность, которая есть всё. Такая реальность может быть только одна, поэтому её называют единая реальность. На единство всего Йог Рамачарака указывает следующими словами.
Все философии, которые мыслители рассматривали заслуживающими уважения, находили своё окончательное выражение истины в фундаментальной мысли, что существует лишь одна единая реальность, которая располагается в основе всех многосторонних проявлений образа и формы. Истинно, что философы сильно расходились в своих концепциях об этом единстве, но, тем не менее, все они соглашались с логической необходимостью фундаментальной концепции, что существует только одна единая реальность, располагающаяся в основе всего. (Йог Рамачарака. Серия уроков по Жнани йоге. Пятый урок. Единый и многие.)
Название абсолютный Дух, или Абсолют, будет использоваться в дальнейшем для обозначения единой реальности, которая есть всё. Этот выбор названия позволяет выразить первое утверждение духовной науки следующим образом.
Первое утверждение.
Абсолютный Дух осознаёт себя.
Так как абсолютный Дух всегда существует и осознаёт себя, то он осознаёт себя всегда. Не может быть такого состояния, когда абсолютный Дух себя не осознаёт, иначе он не был бы всё. Иметь бесконечное сознание, или быть бесконечным, может быть только то, что есть всё, поэтому сознание абсолютного Духа бесконечно. Конечность сознания абсолютного Духа означала бы, что существует нечто вне его сознания. Но так как абсолютный Дух есть всё, то также всё, что может существовать, должно находиться в сознании абсолютного Духа.
Первое утверждение означает, что Бог всегда самосознателен, если со словом Бог понимать единую реальность. Не трудно согласиться, что Бог должен осознавать сам себя, однако для того, чтобы понять, что Бог есть единая реальность, необходим определённый уровень сознания. Современный человек имеет такой уровень сознания, чтобы не делать различия между абсолютным Богом и единой реальностью. И в этом смысле понятие единого Бога существовало во всех философских системах и религиях. Такое понятие Бога даёт Якоб Бёме.
9. Смотри, вот истинный единый Бог, из которого ты сотворен и в котором живешь:
когда ты взираешь на глубину, на звезды, и на Землю, то видишь твоего Бога. И в
этом-то Боге ты живешь и существуешь также, и этот Бог правит тобою также,
и от этого Бога имеешь ты также твои чувства, и ты есть творение из него и в нём,
иначе ты был бы ничто.
10. Ты скажешь теперь, что я пишу по-язычески: слушай же, и смотри, и замечай
разницу, как это всё есть, ибо пишу я не язычески, а философски. Так также я не
язычник, но имею глубокое и истинное познание единого великого Бога, который есть всё.
(Якоб Бёме. Аврора или утренняя заря в восхождении. Глава XXIII. О глубине над Землёю.)
Сознание и существование неотделимы друг от друга. Так как сознание абсолютного Духа бесконечно, то не может быть ни начала, ни конца возможностям проявлений в сознании абсолютного Духа. Быть проявленным, или быть существом, всегда означает быть в сознании абсолютного Духа и иметь конечное сознание. Конечное сознание следует понимать в том смысле, что оно не включает в себя всё. Всё проявленное будет называться в дальнейшем проявленное мироздание, или просто мироздание.
Понятие сознание невозможно определить, как невозможно определить абсолютный Дух, который осознаёт себя. Абсолютный Дух обладает абсолютной свободой выбора, потому что не существует ничего, что могло бы сделать его выбор не свободным. Так как в самом себе абсолютный Дух может осознавать только себя, то он обладает наивысшим сознанием себя или наивысшим Я-сознанием. Так как абсолютный Дух есть всё, то он обладает наивысшим знанием, которое называют всезнанием. Это приводит к следующему интересному вопросу.
Может ли существовать нечто неизвестное абсолютному Духу, который есть всё и который всегда самосознателен?
Оказывается, не только может, но и всегда существует. Это есть незнание Абсолютом заранее свободного выбора существа. Если абсолютный Дух осознаёт в себе существо со свободой выбора, то абсолютному Духу никогда заранее не может быть известно, какой свободный выбор будет сделан таким существом через абсолютный Дух. Если выбор был бы заранее известным, то он не был бы свободным. Свободный выбор существа уже подразумевает, что выбор не известен, пока он ещё не определён. Абсолютный Дух всегда осознаёт все возможности свободного выбора, ибо он есть всё, и осознаёт себя всегда. Сам же свободный выбор существа становится известным абсолютному Духу лишь тогда, когда он определён самим существом. Существо со свободой выбора будет называться в дальнейшем свободное существо или личность.
О том, что может быть известно и неизвестно Абсолюту рассуждали во многих философских школах. Одной из таких школ является эклектическая школа йогов. Эта школа проделала большую работу, осмысливая, обобщая и выбирая наилучшую систему из различных философских концепций Индии, которые формировались в течение тысячелетий. Эклектическая сущность этой системы наилучшим образом описывается словами Йога Рамачарака.
Наша собственная система эклектическая в своей сущности, и она имеет точки соглашения и точки различия с каждой из прочих главных систем индийской философии, и кроме того, она выдвигает многие независимые концепции и толкования, не встречающиеся в прочих системах и которые являются частью великого целого эклектической философской мысли в Индии, отказавшейся идентифицировать себя с какой-либо из школ или систем.
(Йог Рамачарака. Внутренние учения философий и религий Индии. Четвёртый урок. Система Веданта.)
Чтобы сравнить выводы эклектической школы йогов и выводы, следующие из утверждений науки о Духе, рассмотрим следующее рассуждение Йога Рамачарака о том, что может быть известно и неизвестно Абсолюту.
Мы должны думать об Абсолюте, как о заключающем в себе всё возможное знание или мудрость, ибо вне его не может быть никакого знания или мудрости; а потому всякая возможная мудрость и знание должно быть в нём. Мы видим, что относительные формы жизни проявляют разум, мудрость и знание; последние должны проявиться из Абсолюта, в соответствии с известными, установленными им, законам; ибо в противном случае не было бы такой мудрости и т.д., так как нигде не существует нечто вне всего, откуда это нечто могло бы появиться. Эффект (следствие) не может быть больше причины. Если есть что-либо неизвестное Абсолюту, то оно никогда не может быть известно конечным умам. Итак, следовательно, всё знание, какое есть, было или может быть, должно теперь принадлежать Единому - Абсолюту. (Йог Рамачарака. Серия уроков по Жнани йоге. Первый урок. Единый.)
Эти слова Йога Рамачарака были написаны в начале двадцатого столетия. Они являются выражением не только представителя эклектической школы, но также выражением сознания человека двадцатого столетия. Сознание современного человека настолько изменилось, что стало возможно дополнить это рассуждение следующим образом.
Не только всё знание должно заключаться в Абсолюте, но также всё, что может быть неизвестно Абсолюту, всё незнание, также должно заключаться в самом Абсолюте. Если существует нечто неизвестное для Абсолюта, то Абсолют всегда должен осознавать, что он нечто не знает. Такое незнание есть свободный выбор человека, как свободного существа, как личности.
Действительно, всё знание принадлежит Абсолюту теперь, поэтому ему всегда известны все возможности свободного выбора, которые могла бы выбрать личность. Свободный выбор, который неизвестен Абсолюту, не может быть известен и никакому существу. Однако, как только личность делает выбор через Абсолют, то этот выбор сразу же известен Абсолюту, потому что сама личность находится в сознании Абсолюта, как и все возможности свободного выбора.
Любое существо всегда имеет начало и конец и всегда находится в сознании абсолютного Духа. Сам абсолютный Дух всегда бесконечен и не может быть конечным существом. Поэтому абсолютный Дух никогда заранее не может знать, какой выбор сделает личность. Так как абсолютный Дух осознаёт всё, что осознаёт личность, то он осознаёт также и незнание личности. Если бы личностей не было, то через существ без свободы выбора абсолютный Дух мог бы осознавать только своё бесконечное знание, потому что в несвободном существе, абсолютному Духу всё известно.
Таким образом, незнание всегда находится в Абсолюте и становится знанием только тогда, когда личность делает свободный выбор. Было бы ошибкой сделать вывод, что если нечто неизвестное абсолютному Духу может стать известным через личность, то сознание абсолютного Духа развивается. Понятия развития и изменения применимы только к конечному сознанию существа. Бесконечное осознание Абсолютом всех возможностей и последствий свободного выбора личности не меняется, когда делается свободный выбор, потому что они всегда осознаются Абсолютом. Уже поэтому было
бы некорректно утверждать, что сознание Абсолюта может развиваться и меняться. Абсолют знает всё, как бесконечное сознание, но не знает всё, как конечное сознание личности. Если бы Абсолют не проявлял себя в личности, то незнание никогда не могло бы стать знанием, и не было бы никакого проявления мироздания, в котором личность могла бы сделать свободный выбор.
Понятие свобода выбора неотделимо от понятия воля. Волеть или проявить волю означает сделать выбор через абсолютный Дух. Поэтому свобода выбора и свобода воли означают одно и то же. Сознание всегда первично по отношению к сделанному выбору, потому что прежде чем свободный выбор вообще может быть сделан, личность должна осознать по меньшей мере две возможности выбора. Если для сознания личности существовала бы только одна возможность, то такой выбор не был бы свободным.
Сознание и Дух неразделимы, поэтому сознание личности всегда проникнуто абсолютным Духом, который обладает абсолютной свободой воли. Следовательно, сознание личности всегда проникнуто волей, что означает, что если выбор существует, то личность способна сделать свободный выбор через абсолютный Дух. Осуществить любой свободный выбор личности могут только существа без свободы выбора. Если бы существовали только личности, то любой выбор одной личности должен был бы осуществляться другими личностями. Это означает, что другие личности свободы выбора не имели бы. Поэтому любое проявленное мироздание всегда должно состоять из личностей и из существ, которые свободы выбора не имеют.
Животные, например, есть существа без свободы выбора. Предположим, перед животным находятся два кусочка пищи, один из которых отравлен и сознание, которое обычно называют инстинктом, способно распознать, какой кусок отравлен. Тогда животное никогда не будет кушать отравленный кусок, а предпочтёт взять другой. Действия животного предопределены инстинктом. Инстинкт - это сознание целого вида, или животных одного рода, которое всегда предопределяет действия отдельной особи вида. Инстинкт действует по схеме, которую можно предсказать. Схему действия человека предсказать невозможно, потому что он обладает свободой выбора. Если человеку известно, какой кусок пищи отравлен, то его выбор ещё не предопределён заранее.
В духовной науке существа, сознание которых охватывает сознание всех животных одного вида, называют групповыми душами. Инстинкт животного есть сознание групповой души животного. Групповые души животных свободы выбора не имеют, поэтому отдельные животные также не могут иметь свободу выбора. Значит, человек не может происходить от животного. Личность может происходить только от того, кто имеет свободу выбора, то есть, от абсолютного Духа. Личность является образом и подобием абсолютного Бога, потому что его свобода выбора проявлена в свободе выбора личности.
В последствиях свободного выбора всегда может быть ответственна только личность, но не абсолютный Дух, в сознании которого есть все возможности свободного выбора. Свободный выбор всегда является причиной, которая неизменно и точно приведёт к соответствующим последствиям. Поэтому человек, определяя свой свободный выбор, может страдать не за свой выбор, а от своего выбора. Страдать от свободного выбора, означает страдать вследствие свободного выбора, как причины. Страдание за свободный выбор означает существование наказания за свободный выбор. Никакого
наказания за свободный выбор существовать не может, потому что тогда выбор не был бы свободным, а предопределялся бы заранее наказанием через страдание. Это может сделать понятным то, почему абсолютный Бог позволяет личностям совершать преступления, воровать, лгать и причинять страдания друг другу. Потому что иначе личности были бы лишены свободы выбора.
Санскритское слово карма означает действие. Так как без свободы выбора любое действие было бы заранее предопределённым, то карма всегда означает свободное действие, то есть действие через свободный выбор. Соотношение причины и следствия свободного выбора личности называют также законом судьбы или законом кармы. В этом смысле под кармой следует всегда понимать последствия действий через свободный выбор. Без свободы выбора не может быть и кармы. Закон причины и следствия неумолимо приводит личность к следующему свободному выбору. Следующий один за другим свободный выбор личности определяет её судьбу, её карму. Предсказать будущий свободный выбор невозможно, возможно лишь предсказать последствия свободного выбора. Поэтому во всех религиозных источниках, в которых предсказывается будущее, могут быть указаны лишь последствия свободного выбора, который уже был сделан личностями.
Когда человек страдает, то говорят о его плохой карме. Имеет человек плохую или хорошую карму, зависит только от его свободного выбора. Так как животные свободы выбора не имеют, то они не создают карму и не должны были бы страдать, ибо их выбор всегда определяется инстинктом, не обладающим свободой выбора. Инстинкт, например, всегда предохраняет животное от страдания, поэтому животное никогда не может выбрать страдание самостоятельно. Чтобы понять, что может быть причиной страдания животных, рассмотрим второе утверждение духовной науки.
Второе утверждение.
Человек - единственное существо со свободой выбора в проявленном мироздании.
Второе утверждение духовной науки даёт однозначную характеристику человека, как личности. Если существует хоть одна личность, то должно быть мироздание, в котором личность может осознать и сделать свободный выбор. Поэтому под проявленным мирозданием будет пониматься в дальнейшем всё то, что вообще возможно осознать человеку через свободу выбора. Это также означает, что все возможности свободного выбора должны уже быть в мироздании, так же, как и само мироздание должно быть в сознании абсолютного Духа. Мироздание должно также обладать сознанием, потому что всё, что осознаётся абсолютным Духом, имеет сознание.
Если в проявленном мироздании не было бы личностей, то такое мироздание, если оно само не обладает свободой выбора, не содержало бы в себе никакой свободной жизни. Свободная жизнь есть изменение сознания через свободный выбор. Изменение сознания личности через свободный выбор также означает, что нечто, ранее неизвестное абсолютному Духу, становится известным. Проявление мироздания без личностей сразу бы заканчивалось, потому что в таком мироздании абсолютному Духу всё уже заранее известно. Поэтому мироздание без личностей проявиться не может. Также и личности не могут проявиться без мироздания, содержащего в своём сознании все возможности свободного выбора личностей.
Наличие свободы выбора у личности, делает все личности потенциально равными в отношении свободного развития Я-сознания. Это означает, что все личности, без исключения, должны всегда иметь потенциальную возможность осознать себя, как абсолютное Я, как абсолютный Дух. Если это было бы не так, то абсолютный Дух, чтобы не нарушить свободный выбор личности, всегда должен был бы исполнять его через существа без свободы выбора, и навсегда лишил бы сам себя свободы выбора. Так как это - невозможно, то должен быть только один единственный тип существ со свободой выбора развития сознания, которые могут осознать себя, как абсолютный Дух. Существование двух различных типов личностей, означало бы неравенство развития Я-сознания. Один тип личностей имел бы возможность осознать себя, как абсолютный Дух, а другой - нет. Свобода выбора человека делает возможным утверждать, что человек должен быть единственным свободным существом в проявленном мироздании.
Проявление человека, как существа со свободой выбора, влечёт за собой проявление всех остальных существ, не обладающих свободой выбора, в том числе и животных. Свободный выбор человека влияет не только на его собственное сознание, но и на сознание других существ. Существа, не обладающие свободой выбора, всегда зависят от существ со свободой выбора. Поэтому причиной страдания животных может быть только свободный выбор человека. Это делает человека ответственным за страдания не только животных, но и вообще за страдания любого существа в проявленном мироздании. Отсюда можно понять, что абсолютный Бог никого никогда не наказывает, но только свободный выбор личности может быть причиной страдания.
Всё, что может существовать, должно обладать сознанием, потому что всё находится в сознании абсолютного Духа, который осознаёт себя всегда. Человек, признающий наличие сознания у себя и отрицающий сознание у множественности внешнего окружения, стал бы подобен человеку, который признавал бы наличие воздуха в своих лёгких и отрицал бы наличие воздуха вне своего физического тела. Понятие существо тождественно понятию сознание в том смысле, что нет существ без сознания и нет сознания без существ, которые проявляют это сознание. Поэтому то, что в проявленном мироздании может быть избрано, развито или изменено, это есть сознание, потому что всё, что проявлено, проявлено как существа с различными уровнями сознания. Так как всё имеет сознание, и проявленное мироздание всегда состоит из личностей и существ без свободы выбора, то все возможности выбора личности могут быть проявлены только через существ без свободы выбора.
Приведём для иллюстрации мнение представителя оккультной философии Е.П.Блаватской о существовании сознания у всего во вселенной.
Всё в этой вселенной, во всех ее царствах, сознатенльно; то есть, наделено сознанием своего собственного вида и на своей собственной плоскости восприятия. Мы, люди, должны помнить, что просто потому, что мы не воспринимаем каких-нибудь признаков сознания, которые мы могли бы распознать, скажем в камнях, мы не имеем права говорить, что здесь не существует никакого сознания. Нет такой вещи, как "мертвая" или "слепая" материя, как и не существует "слепого" или "бессознательного" закона. (Е.П.Блаватская Тайная доктрина. Том 1. Станцы Дзиан. Суммируя итог.)
Проявление или эманация всех существ, происходит через осознание абсолютным Духом в себе существ, обладающих свободой выбора. Понятие существо не может
быть применено к абсолютному Духу, потому что оно предполагает конечность или ограниченность сознания. Сознание абсолютного Духа бесконечно, поэтому абсолютный Дух не есть существо, но любое существо всегда находится в сознании абсолютного Духа.
Слово самосознание подразумевает двойственность сознания - возможность осознания себя в себе. То, что осознаёт в себе абсолютный Дух, само обладает сознанием и становится относительным сознанием. Двойственность означает также существование двух противоположностей. Следствием двойственности сознания является существование в проявленном мироздании, как существ со свободой выбора, так и существ, которые свободы выбора не имеют.
Если человек имеет свободу выбора, то должны существовать существа, которые свободы выбора не имеют. Наличие существ с различными уровнями сознания означает, что существуют иерархии существ или иерархии сознания. Иерархии существ без свободы выбора не могут лгать, или отрицать то, что существует, потому что это означало бы наличие у них свободы выбора. Они могут быть только тем, что они осознают. В этом смысле сознание существ без свободы выбора всегда истинно. Человек познаёт истину, когда он познаёт то, что осознают иерархии сознания без свободы выбора. Так как сознание любого существа конечно, то иерархии сознания могут отражать только относительную истину. Познавать истину человек может только постепенно, достигая различные уровни иерархий сознания. Познать абсолютную истину означало бы познать то, что осознаёт абсолютный Дух или достичь осознания себя, как абсолютный Дух.
Всё, что проявлено, проявлено через иерархии сознания. Законы природы также есть соотношения между иерархиями сознания без свободы выбора. Естественная наука вообще возможна лишь потому, что существуют иерархии существ без свободы выбора, соотношения между которыми, можно предсказать. Естественная наука исследует соотношения, доступные, так называемому, бодрственному или дневному сознанию человека. Бодрственному сознанию человека доступны соотношения между иерархиями сознания, называмые твёрдое, жидкое, газообразное и огненное состояния. В духовной науке эти четыре состояния отношений между иерархиями сознания называют Земля, Вода, Воздух и Огонь.
Если у человека развиты духовные или сверхчувственные органы восприятия, то в его дневное сознание могут быть включены сознание сна со сновидениями, сознание сна без сновидений и сознание глубокого сна без сновидений. Бодрственное сознание, которое включает в себя сознание сна со сновидениями, называется имагинативное сознание. Инспиративным сознанием будет называться бодрственное сознание, которое охватывает сознание сна без сновидений. Бодрственное сознание, которое включает в себя сознание глубокого сна без сновидений, называется интуитивное сознание. Имагинативное сознание воспринимает сознание иерархий в животных. Инспиративное сознание воспринимает сознание иерархий в растениях. Интуитивное сознание воспринимает сознание иерархий в минералах. Для сверхчувственного восприятия сознательность всего является непосредственным фактом.
Для сверхчувственного созерцания не существует никакой "бессознательности", но только различные степени сознания. Всё в мире сознательно.
(Рудольф Штайнер. Очерк тайноведения. GA013. Развитие мира и человек.)
Всё, что проявлено, как иерархии сознания, может иметь только конечное сознание, потому что бесконечное сознание имеет только абсолютный Дух. Так как мироздание проявлено, то оно должно иметь сознание и его сознание должно быть конечным. Это приводит к третьему утверждению духовной науки.
Третье утверждение.
Любое проявленное мироздание конечно.
Конечность мироздания подразумевает, что существует начало и конец мироздания. Проявление мироздания начинается с осознания абсолютным Духом в себе личностей, как существ со свободой выбора. Мироздание заканчивается через осознание личностями себя, как абсолютный Дух. Так как абсолютный Дух осознаёт себя всегда и его сознание бесконечно, то уже существовало бесчисленное множество проявленных мирозданий. В бесконечности сознания абсолютного Духа не может быть первого или последнего мироздания. Поэтому всегда существуют бесчисленные возможности проявления мирозданий, в которых личности ещё не осознали себя через свободный выбор, как абсолютный Дух. Следовательно, прошлое, настоящее и будущее всегда связаны со свободой выбора личности. Без свободного выбора личности не было бы ни прошлого, ни настоящего, ни будущего, потому что всё было бы заранее известно абсолютному Духу.
Третье утверждение также можно высказать в другом варианте.
Число личностей в любом проявленном мироздании конечно.
Предположим, что проявленное мироздание конечно, а число личностей в нём было бы бесконечным. Тогда всегда имелись бы личности с разными сознаниями, которые ещё не сделали возможного свободного выбора, а значит и не осознали себя, как абсолютный Дух. Такое мироздание никогда не заканчивалось бы, что противоречит предположению конечности мироздания. Поэтому число личностей, как существ со свободой выбора, в любом проявленном мироздании всегда должно быть конечным.
И наоборот, если предположить, что число личностей в проявленном мироздании всегда конечно, то мироздание тоже должно быть конечным. Бесконечное мироздание состояло бы из бесчисленных возможностей свободного выбора для личностей. Свободный выбор личностей в бесконечном мироздании никогда не заканчивался бы и личности никогда не смогли бы осознать себя, как абсолютный Дух. Тогда получается, что абсолютный Дух, навсегда лишил бы сам себя свободы выбора, проявив свою свободу выбора в личностях. Значит, проявленное мироздание всегда осознаётся абсолютным Духом, как существо, сознание которого составлено из конечного числа всех возможностей, которые могут выбрать личности, чтобы осознать себя, как абсолютный Дух. Так как мироздание и личности не могут проявиться друг без друга, то оба варианта третьего утверждения эквивалентны.
На этот числовой или математический аспект указывает также Е.П.Блаватская.
В каждой новой манвантаре должно быть ограниченное число монад, которые развиваются и становятся все более и более усовершенствованными через ассимиляцию многих последовательных личностей. Это абсолютно необходимо в виду доктрины перевоплощения и кармы и постепенного возвращения человеческой монады
к ее источнику - абсолютному Божеству. Таким образом, хотя множества, более или менее продвинувшихся монад, почти неисчислимы, они все же, конечны, как и всё в этой вселенной дифференциации и конечности.
(Е.П.Блаватская Тайная доктрина. Том 1. Добавочные факты и объснения, касающиеся глоб и монад.)
Манвантара есть такое состояние сознания, в котором личности могут создавать и изменять свою карму через свободный выбор. В состоянии сознания, которое называется пралайа, личности не могут изменить свою карму, созданную в состоянии манвантара. Они могут делать свободный выбор, который подготавливает проявления таких условий в состоянии манвантара, в которых возможно изменение кармы. В этом смысле манвантара есть состояние деятельности, а пралайа есть состояние покоя или состояние расстворения деятельности. В состоянии манвантара личности развивают своё сознание, через свободный выбор. Каждая личность имеет при этом свой личный опыт, и не все личности могут воспользоваться опытом друг друга. В состоянии пралайя все личности получают возможность переживать опыт друг друга. Насколько каждая личность воспользуется опытом других личностей, зависит от её свободного выбора.
Слово монада в переводе с греческого языка означает единица или единое и подразумевает неделимость в том смысле, что невозможно отделить нечто от единого целого, чтобы не разрушить единство. Слово индивидуальность, в переводе с латинского языка означает неделимость и в этом смысле означает то же самое, что и понятие монада. Понятия индивидуальность и монада будут пониматься в дальнейшем в смысле целого от которого невозможно отделить нечто, чтобы не разрушить единство.
Человек осознаёт себя как отдельное существо, как Я. Это означает, что он обладает самосознанием, имеет сознание Я-есть или Я-сознание. Наивысшее Я-сознание имеет абсолютный Дух, который неделим, потому что от него невозможно отделить нечто и, следовательно, он есть абсолютная индивидуальность. Поэтому истинным Я или истинной самостью человека может быть только абсолютная индивидуальность, которая есть абсолютный Дух или Абсолют. На это указывает Йог Рамачарака.
Истинная самость не есть тело и даже не ум человека. Они есть только часть его
личности, его меньшая самость. Истинная самость есть Я, чьё проявление есть в
индивидуальности.
(Йог Рамачарака. Наука о дыхании индийских йогов. Глава XVI. Духовное дыхание йогов. Сознание души.)
Высшее Я человека проявлено в мироздании, как его индивидуальность. Индивидуальность человека можно также определить, как наивысшее Я-сознание, которое может иметь человек в проявленном мироздании. Чтобы все личности были одинаково свободны, их индивидуальности должны быть потенциально равными. Это возможно, если каждая индивидуальность содержит все возможности свободного выбора личности. Все возможности свободного выбора личности не меняются в проявленном мироздании, и в этом смысле, индивидуальность также не меняется в проявленном мироздании. Насколько человек осознаёт себя, как индивидуальность, определяет его как личность.
Человек есть вместе индивидуальность, личность и отношения между иерархиями сознания, проявленных вследствие свободного выбора. Существует древнее знание, что человек состоит из духа, души и тела. Индивидуальность соответствует духу. Личность соответствует душе. Тело соответствует карме или отношениям иерархий сознания, проявленных вследствие свободного выбора. Как указывает Рудольф Штайнер, это древнее знание было официально забыто католической церковью сравнительно недавно.
Наука о духе, к примеру, стала неудобной для католической церкви уже в 9-ом столетии; я это часто упоминал. Поэтому на восьмом всеобщем вселенском соборе в Константинополе в 869 г. дух был устранён. Тогда была выдана догма, что человек, если он является верным христианином, не смеет думать, что он состоит из тела, души и духа, но только из тела и души и что душа имеет духовные свойства. Сегодня этому ещё учит психология, веря, что учит, исходя из непредвзятости науки, однако, она только повторяет догму 869 года.
(Рудольф Штайнер. GA194. Послание Михаила. Одиннадцатый доклад. 14 декабря 1919г.)
Личность определяется сознанием человека и, следовательно, меняется, развиваясь через свободу выбора. Индивидуальность человека есть его высшее проявленное Я, которое неделимо и является принципом личности. Личность нельзя отделить от индивидуальности, так же как индивидуальность нельзя отделить от человечества. Сознание, которое абсолютный Дух осознаёт в себе, как сознание всех личностей, следует понимать как сознание человечества. Человечество это не только все личности вместе, но человечество есть существо, сознание которого включает в себя сознание каждой личности. Прежде, чем может проявиться отдельная личность, должно проявиться человечество, как существо со свободой выбора всех личностей. Когда сознание каждой личности достигает сознания своей индивидуальности, наступает конец мироздания и все личности достигают сознания себя как абсолютная, единая индивидуальность, как абсолютное Я, как абсолютный Дух. Это есть возвращение индивидуальности или монады человека к её источнику - абсолютному Божеству.
Понятия сознание и свобода выбора являются фундаментальными для понимания возможности начала и конца проявленного мироздания. Мироздание начинается со свободного выбора абсолютным Духом проявить в себе личности, как существа со свободой выбора. Мироздание существует, пока существует хотя бы одна единственная личность, которая ещё не достигла осознания себя, как индивидуальность в проявленном мироздании. Мироздание заканчивается свободным выбором каждой личности осознавать себя, как абсолютная индивидуальность, которая есть абсолютных Дух. Это возможно только тогда, когда каждый человек уже имеет наивысшее сознание себя, как индивидуальность в проявленном мироздании. Только тогда одна личность, как индивидуальность, может осознавать все другие личности, как индивидуальности. Если хоть одна личность ещё не имеет наивысшего сознания себя, как индивидуальность, то это означает также, что никакая другая личность не имеет такого наивысшего сознания, в силу потенциального равенства индивидуальностей. Поэтому осознание одной личностью себя, как абсолютный Дух, может происходить только вместе со всеми другими личностями. Это означает, что ни один человек не может слиться с Абсолютом, то есть осознать себя как абсолютный Дух, пока другой человек не может слиться с Абсолютом.
Число личностей должно быть конечным в любом проявленном мироздании. Но это число должно быть также различным в различных мирозданиях. Если число личностей в предыдущем и следующем мироздании было бы одним и тем же, то это были бы те же личности в силу потенциального равенства индивидуальностей. Тогда оба мироздания были бы совершенно одинаковыми. Любой выбор не был бы свободным, а заранее известным из предыдущего мироздания, поэтому такое следующее мироздание проявиться не может.
Личности, как разные существа, должны иметь разное сознание. Личности могут иметь один и тот же уровень сознания, но их сознания должны быть различными. Это означает, что в проявленном мироздании всегда существуют личности с более высоким и более низким сознанием. Поэтому также должна существовать личность, имеющая наивысшее сознание себя, как индивидуальность, в нашем проявленном мироздании. Это есть та личность, которая в Новом Завете называется Иисус Христос. Имя Иисус соответствует сознанию личности, а Христос соответствует сознанию индивидуальности, как наивысшего сознания себя, в нашем проявленном мироздании.
Утверждения духовной науки создают основу для ответа на, так называемый, окончательный вопрос, на который указывает Йог Рамачарака.
Окончательный вопрос.
Почему Бесконечный проявил и эманировал конечные формы существования? (Йог Рамачарака. Серия уроков по Жнани йоге. Пятый урок. Единый и многие.)
Всё, что могло бы быть проявлено через свободный выбор личности, уже должно было всегда существовать в сознании абсолютного Духа. Поэтому все возможности и последствия любого свободного выбора любой личности всегда известны абсолютному Духу. В этом смысле свободный выбор личности не может изменить что-либо в сознании абсолютного Духа и в этом смысле этим нельзя ничего достичь. Поэтому Йог Рамачарака уточняет окончательный вопрос следующим образом.
"Почему Бог создал вселенную, ибо он не был принужден к тому необходимостью или желанием; ибо ничего нельзя было этим достичь; ибо не существует ничего, что может существовать и что не существовало бы всегда - будь вселенная иллюзия, или реальность; почему она была создана?" Итак этот вопрос был всегда - таков он и теперь, возможно таким он и будет всегда, так как никто, кроме самого Бога, Абсолюта, не может ответить на этот вопрос, исходя из полного знания, - так как такое полное знание есть сам Бог, или Брахман, или абсолютный разум. Это действительно загадка Сфинкса.
(Йог Рамачарака. Внутренние учения философий и религий Индии. Четвёртый урок. Система Веданта.)
Вопрос "Почему?" оправдано применять лишь к чему-то конечному, потому что нечто конечное всегда имеет причину начала и конца своего проявления. Когда же этот вопрос относится к абсолютному Духу или Бесконечному, который всегда существует и не имеет никакого начала или конца, то истинная причина проявления конечных форм бытия должна всегда существовать и быть бесконечной. Бесконечную причину проявления называют также беспричинная причина или непричина. Чтобы осознать существование бесконечной причины конечным сознанием, необходимо, чтобы эта
бесконечная причина была проявлена в конечном сознании. Если бесконечная причина не была бы проявлена в человеке, то осознать её было бы невозможно.
Посмотрим, можно ли найти эту бесконечную причину в человеке. С одной стороны свобода выбора бесконечна, потому что абсолютный Дух бесконечно свободен, что и как осознавать в себе. С другой стороны, каждая личность имеет свободу выбора, что и как осознавать через абсолютный Дух. Так как свобода выбора абсолютного Духа проявлена в свободном выборе каждой личности, то человек может осознать её в себе, как ответ на окончательный вопрос. Если бы существовала другая причина проявления, кроме свободы выбора, то она налагала бы ограничения на свободу выбора абсолютного Духа.
Все возможности проявления мирозданий всегда существуют в сознании абсолютного Духа. Какое мироздание будет проявлено, определяется через свободный выбор абсолютного Духа, осознавать в себе проявление конечного числа личностей. Личности развивают своё сознание, делая свободный выбор через абсолютный Дух. Когда все личности вместе осознают себя, как абсолютный Дух, тогда полный ответ на окончательный вопрос станет известен каждой личности. Это возможно, потому что свобода выбора абсолютного Духа проявлена в свободе выбора личности. Поэтому никаких абсолютных границ развития сознания личности, а значит и границ познания никогда существовать не может.
Йог Рамачарака связывает ответ на окончательный вопрос с понятием божественный план.
Хотя высшее учения йогов и не включают в себя никакой "догадки" или спекулятивной теории "Почему" относительно божественного проявления, они совсем не отрицают существования этого "Почему". Фактически, они выразительно придерживаются того, что это абсолютное проявление многих есть в последовании какого-то чудесного божественного плана, и что развёртывание этого плана происходит по хорошо установленным и упорядоченным линиям, и соответственно закону. Они верят в мудрость и любовь абсолютного существа и проявляют совершенную уверенность, доверие и мирное терпение в окончательную справедливость и в победу божественного плана. Никакое сомнение не тревожит эту идею - они не обращают никакого внимания на кажущиеся противоречия в конечном феноменальном мире, но видят, что все вещи направляются к какой-то очень далёкой цели и что "Всё обстоит хорошо со вселенной". (Йог Рамачарака. Серия уроков по Жнани йоге. Пятый урок. Единый и многие.)
Если божественный план существует, то он должен быть совершенным, потому что абсолютный Дух совершенен. Это подразумевает также совершенное исполнение плана. Если бы божественный план должен был бы исполняться не личностями, а существами без свободы выбора, то это противоречило бы свободе выбора личностей. Значит, божественный план может быть осуществлён только личностями. Но как могут конечные личности, которые имеют свободу выбора и которые способны делать ошибки, исполнить в совершенстве какой-нибудь божественный план? Возможно ли это? Если это возможно, то божественный план должен включать в себя не только всё совершенное, но и всё несовершенное. Но даже всё несовершенное должно быть совершенным, потому что абсолютный Дух совершенен. Это возможно, если такой божественный план включает все возможности свободного выбора личности в проявленном мироздании. Тогда божественный план включает в себя также
возможность свободного выбора осознать себя каждой личностью, как абсолютный Дух. Если это было бы не так, то это означало бы, что личности не были бы свободными существами. Поэтому чтобы божественный план вообще мог быть исполнен, должна существовать свобода выбора личности. Существование свободы выбора личности позволяет задать другой вопрос, на который не может быть ответа в проявленном мироздании.
Каково число личностей в проявленном мироздании?
Число личностей в проявленном мироздании всегда конечно. Это число известно только бесконечному сознанию абсолютного Духа, который осознаёт в себе каждую личность, как существо со свободой выбора. Чтобы узнать число всех личностей, не нарушая свободу выбора, нужно иметь сознание, которое охватывает все индивидуальности. Сознание всех индивидуальностей может быть достигнуто только всеми личностями вместе. Если все личности уже имели бы сознание себя, как индивидуальности, то все возможности выбора и их последствия были бы уже заранее им известны, и выбор личностей не был бы свободным. Значит, свобода выбора личности означает, что личность не может знать конечное число всех личностей в проявленном мироздании. Ответ станет известным всем личностям только тогда, когда каждая личность уже имеет наивысшее сознание себя в проявленном мироздании, как индивидуальность. Только тогда каждая личность, как индивидуальность, может осознать себя как абсолютный Дух и может осознать все другие личности, как индивидуальности, а значит, и узнать число личностей в проявленном мироздании.
Конечное число личностей есть числовая характеристика мироздания. Оно позволяет дать понятие центра проявленного мироздания. Так как всё имеет сознание, то центром проявленного мироздания будет тот уровень сознания, на котором возможно узнать конечное число личностей в проявленном мироздании. На этом уровне сознания каждая личность осознаёт себя как индивидуальность, и все личности вместе могут осознать себя как абсолютная индивидуальность. Это число находится в основе всех соотношений между иерархиями сознания, независимо от того, возможно ли их выразить в каких-либо числах или нет. Без конечного числа личностей в проявленном мироздании не может быть проявления мироздания. Без проявленного мироздания не может быть никакой науки. Поэтому знание о существовании конечного числа личностей в проявленном мироздании лежит в основе духовной науки.
Личное послание.
Всё выше сказанное имеет к вам самое непосредственное отношение. Вы проявлены, как личность в сознании абсолютного Духа. То, что вы переживаете, переживает также абсолютный Дух. В вашей свободе выбора проявлена свобода выбора абсолютного Духа. Ваше истинное Я есть абсолютный Дух. Без вас не может быть проявлено ни одно мироздание. Вы всегда существуете и были уже проявлены, как разные личности в бесчисленных проявленных мирозданиях прежде. Теперь, от вашего свободного выбора зависит развитие сознания всех существ в проявленном мироздании. Вы имеете свободу выбора и поэтому являетесь самой высшей частью проявленного мироздания. Поэтому вы несёте ответственность за ваш свободный выбор, которая выражается в вашей судьбе, в вашей карме.
Основные выводы.
Единая реальность есть абсолютный Дух, который есть всё и который осознаёт себя всегда. Сознание и существование неотделимы друг от друга. Человек - единственное существо со свободой выбора в проявленном мироздании. Любое проявленное мироздание конечно. Быть проявленным, или быть существом, означает быть в сознании абсолютного Духа и иметь конечное сознание. Конечное сознание не включает в себя всё. Личность есть существо со свободой выбора. Число личностей в любом проявленном мироздании конечно. Мироздание проявлено через иерархии сознания. Сознание существ иерархий сознания без свободы выбора всегда истинно. Развитие сознания в мироздании происходит через свободный выбор личностей. Карма означает свободное действие. Человек есть вместе индивидуальность, личность и отношения между иерархиями сознания, проявленных вследствие свободного выбора. Человек состоит из духа, души и тела. Индивидуальность соответствует духу, личность соответствует душе. Тело соответствует карме или отношениям между иерархиями сознания, проявленных через свободу выбора. Личность делает свободный выбор через абсолютный Дух. Личности достигают осознания себя, как абсолютная индивидуальность, все вместе. Иисус Христос имеет наивысшее сознание индивидуальности в нашем проявленном мироздании. Конечное число личностей есть числовая характеристика мироздания. Центр проявленного мироздания есть тот уровень сознания, на котором можно узнать конечное число личностей.
Вместо послесловия.
Первая глава книги предназначена для ознакомления и свободного некоммерческого распространения в интернете. Так как изложение принципов развития сознания не является простым делом, то возможны ошибки, неточности и текст может быть изменён. Книга написана и нуждается в издании. Поэтому все замечания и пожелания по ошибкам, неточностям и издательству книги, можно посылать на русском, немецком или английском языке по следующему адресу.
cat-salomon@yandex.ru