Рудольф Штейнер
Болезнь и карма
Из GA 107
14-я лекция цикла "Духовнонаучная антропология",
Берлин, 16 ноября, 1908 г.
Перевод с английского Р.Г.Идлис
Продолжим наши исследования, которые должны подводить нас все ближе и ближе к более глубокому пониманию существа человека и его задачи в мире. Вы помните, что на одной из лекций, состоявшихся для данной группы этой зимой (10 ноября 1908 г.), я говорил о четырех различных путях, как человек может оказаться больным, и указал, что болезни, возникающие в результате действия кармы, будут обсуждаться позднее. Сегодня я хочу поговорить о, по крайней мере, некоторой части этих кармических причин болезней.
Ранее я уже объяснял, что подразделение существа человека на четыре члена, физическое тело, эфирное тело, астральное тело и Я, позволяет нам провести своеобразное исследование феномена болезни, так как каждый из этих членов приходит к выражению в определенных органах и комплексах органов самого физического тела. То есть, Я имеет свой физический эквивалент, главным образом, в крови, астральное тело - в нервной системе, эфирное тело - во всем, что происходит под руководством системы желез, а физические тело представляет самое себя. И затем мы представили заболевания, связанные с Я, как таковым, которые поэтому имеют свою физическую манифестацию в нарушениях в функционировании крови. Я указал, что то, что возникает из нарушений астрального тела, проявляется в нарушениях в нервной системе, а то, что происходит в эфирном теле, манифестирует себя в системе желез; и что именно в физическом теле мы должны искать те болезни, которые, в первую очередь, имеют внешние причины. Все это, однако, указывает лишь на тот аспект болезни, который относится к сегменту одной человеческой жизни. Но тот, кто способен смотреть на мировое бытие духовно-научно, имеет намек, что болезнь должна также зависеть в определенной степени от личной кармы человека, от этого великого закона причинности, который свидетельствует о духовной связи между различными воплощениями человека. Но пути кармы очень сложны и многообразны, и нам необходимо более детально изучить построение кармических взаимосвязей, прежде чем мы сможем что-либо в них понять. Давайте сегодня поговорим о нескольких аспектах кое-чего, что очень интересует людей, а именно, о том, как заболевания человека связаны с причинами, созданными им самим в предыдущих жизнях. Для этого необходимо сказать несколько вступительных слов по вопросу о том, как закон кармы работает в человеческой жизни. Мне придется ссылаться на некоторые вещи, которые большинству из вас известны из других лекций, но которые существенны, чтобы иметь точную картину того, как кармические причины одной жизни проявляются в своих последствиях в следующей. Поэтому сначала необходимо будет сказать несколько слов о том, что в действительности происходит с человеком духовно в период после его смерти.
Мы знаем, что, пройдя через врата смерти, человек, прежде всего, имеет особого рода переживание того, что произошло, поскольку он находится в ситуации, совершенно иной в сравнении со всем тем, с чем он встречался в жизни. Его Я и астральное тело связано с эфирным телом, но без физического тела, которое здесь не присутствует. Он, как бы, отложил его в сторону. Это происходит лишь в исключительных обстоятельствах в жизни, как уже неоднократно упоминалось. В течение жизни, когда человек спит, он отлагает свое эфирное тело в сторону, а также свое физическое тело, поэтому эта комбинация Я, астрального тела и эфирного тела существует лишь после смерти, причем в течение короткого промежутка времени, на протяжении всего лишь нескольких дней. Необходимо также упомянуть переживания, которые следуют сразу же после смерти: ощущение человеком разрастания все больше и больше того пространства, которое он ранее занимал, вплоть до охвата им всех вещей. Мы уже упоминали про картину его прошлой жизни, стоящую перед ним, как огромная панорама. Затем, через нескольких дней, число которых варьирует от индивидуума к индивидууму, второй труп, эфирное тело, отлагается в сторону и поглощается общим мировым эфиром, за исключением тех особых случаев, о которых мы говорили, обсуждая интимные вопросы реинкарнации, когда эфирные тела сохраняются в определенным образом для использования в будущем. Тем не менее, сохраняется некоторый экстракт эфирного тела, который является плодом жизненного опыта. Затем следует жизнь, которая определяется сочетанием Я и астрального тела, без того, чтобы существо человека было связано с физическим телом. Это тот период, который в антропософской литературе называется камалокой и зачастую также описывается как период обучения действовать без физического тела и физического существования вообще.
Мы знаем, что когда человек только что прошел через врата смерти, он по-прежнему имеет все те силы своего астрального тела, которые были там на момент смерти. Ибо он отложил в сторону только физическое тело, инструмент, который служил ему для наслаждения и для действия. Этого у него нет больше нет, но астральное тело он все еще имеет. Он все еще имеет этот носитель страстей, инстинктов и желаний. Он все еще цепляется за те же самые вещи, - можно сказать, по привычке, - за которые он цеплялся при жизни. Но пока он был жив, он удовлетворял свои желания посредством инструмента своего физического тела. После смерти он уже не имеет этого инструмента, и, тем самым, лишается возможности удовлетворения. Это ощущается как своего рода жажда физической жизни до тех пор, пока человек не взрастил привычку жить исключительно в сфере духа и иметь только то, что можно получить от духа. До тех пор, пока человек не научится делать это, он продолжает жить в том, что мы называем периодом избавления от своих привычек, или камалокой.
Я уже описывал тот своеобразный путь, по которому этот период жизни прокладывает свой курс, и мы знаем, что жизнь человека на данном этапе его бытия течет вспять. Это нечто такое, что для новичков антропософии вначале особенно трудно понять. Человек проходит через период камалоки, который длится приблизительно одну треть продолжительности его земной жизни, - в обратной последовательности. Предположим, что человек умирает в свой сороковой год, он будет проходить через все переживания, которые у него были в жизни, в обратном порядке, начиная с его тридцать девятого года, затем в тридцать восьмой, тридцать седьмой, тридцать шестой, и так далее. Он, действительно, проходит через всю свою жизнь в обратном порядке, вплоть до момента рождения. Это то, что стоит за прекрасными словами Христа, когда Он говорил о вступления человека в духовный мир и царство небесное: "Если не станете как дети, то не войдете в Царство Небесное!" Иными словами, человек живет в обратном ходе времени вплоть до своих первых мгновений, и, будучи освобожден от всего, он может затем вступить в Девахан, или Царство Небесное, и далее пребывать в духовном мире. Это трудно себе представить, поскольку мы так привыкли предполагать время чем-то абсолютным, как оно существует на физическом плане. Потребуются значительные усилия, чтобы привыкнуть к этому, но это наступит.
Теперь мы должны обрисовать себе, что человек, на самом деле, делает в камалоке. Мы, конечно, могли бы сказать об этом многое. Сегодня, однако, мы сконцентрируемся исключительно на том, что касается вопроса о кармических причинах болезней. Так что то, что я собираюсь сказать, не следует воспринимать как единственный опыт, переживаемый в камалоке, но как один из многих.
Прежде всего, мы можем визуализировать, какую пользу человек извлекает для своего будущего во время пребывания в камалоке, представив, что некто, умерший на 40-м году, совершил в двадцатилетнем возрасте нечто такое, от чего некто другой пострадал. Когда кто-то сделал что-то так, что пострадал еще один человек, это имеет определенное влияние на всю его жизнь. Любое действие человека, которое вредит другому существу, или созданию, или миру в целом, препятствует исполнителю в его развитии. В том-то и состоит для меня смысл человеческой жизни, что изначальная основная сила души, поскольку она переходит из инкарнации в инкарнацию, предназначена для ее поступательного развития. И это развитие прогрессирует таким образом, что человек, как нарочно, постоянно создает препятствия на своем собственном пути. Если бы эта основная сила была единственным, что действовало бы, - а именно эта сила предназначена для того, чтобы вернуть душу в духовное, - человеку требовался бы лишь очень короткий промежуток времени на Земле. Но в этом случае вся земная эволюция проходила бы совершенно иным курсом и при этом не смогла бы достичь своей цели. Вы не должны думать, что человек был бы лучше, если бы он не ставил никаких препятствий на своем пути. Лишь посредством создания помех для себя самого он вырастает сильным и приобретает опыт, ибо именно искоренение и преодоление этих препятствий способно сделать его сильным существом, каким он должен стать к концу земной эволюции. Это полностью соответствует земной эволюции, что он кладет камни на своем собственном пути. Если бы он не должен был мобилизовать эту силу для устранения этих препятствий, он бы вообще не приобрел эту силу. Тогда мир был бы беднее. Мы должны полностью игнорировать добро и зло, связанные с этими препятствиями, и смотреть только на мудрость мира, которая предначертала, уже с самого начала, что человек должен иметь возможность воздвигать для себя самого препятствия в земной эволюции таким образом, что в их устранении он может обрести крепость для последующего. Мы могли бы даже сказать, что мудрое руководство в мире позволило человеку стать злым и дало ему возможность вредить, так что при возмещении ущерба и преодолении зла он может становиться сильнее в ходе кармического развития, чем он стал бы, достигая своей цели без усилий. Именно так мы должны понимать важность и обоснованность препятствий и помех.
Когда, таким образом, при проживании своей жизни в обратном ходе времени в камалоке после смерти, человек сталкивается с тем фактом, что он нанес вред товарищу, когда ему шел двадцатый год, он переживает этот вред точно так же, как и радость и добро, которые он принес другим. Однако теперь он переживает вред, нанесенный им другому, в своем собственном астральном теле. Допустим, что он ударил кого-то, когда ему было двадцать, так что тот действительно пострадал. В своем обратном путешествии по жизни он ощущает в своем собственном астральном теле то самое, что переживало та другая личность в тот момент, когда это произошло. В духовном мире вы переживаете объективно все, что вы сами делали во внешнем мире, и в ходе этого вы обретаете силу и склонность компенсировать эту боль в одном из своих будущих воплощений. Ваше собственное астральное тело говорит вам, какого рода это чувство, и вы понимаете, что вы создали препятствие на пути своего дальнейшего развития. Оно должно быть убрано, в противном случае вам нет прохода. Это именно тот момент, когда вы формируете намерение избавиться от этого препятствия. Итак, когда вы прожили период камалоки, вы прибываете обратно в детство, исполненные намерением избавиться от всех препятствий, которые вы создали в жизни. Вы исполнены намерений, и именно сила этих намерений вызывает особый характер вашей будущей жизни на Земле.
Предположим, что Б на своем двадцатом году нанес ранение А. Теперь ему приходится прочувствовать его боль самому, и он решает компенсировать ее А в будущей жизни, то есть, в физическом мире, где ему был нанесен вред. Сила этого благого решения формирует связующее влечения между Б и А и сводит их вместе в следующей жизни. Эта таинственная сила влечения, которая сводит людей вместе в жизни, происходит из того, что они обрели в камалоке. Наши переживания там приводят нас в жизни к тем людям, кому мы должны нечто возместить, или с кем у нас есть какие-либо отношения. Теперь вам станет понятно, что эти силы камалоки мы приняли в себя, ибо исправление несправедливостей в жизни не всегда может быть осуществлено в одной жизни. Может случиться, что мы формируем связи с большим количеством людей в одной жизни, и что в следующий раз, когда мы находимся в камалоке, у нас есть возможность встретиться с ними снова. Но теперь это зависит также и от других людей, встретимся ли мы снова в следующей жизни. Это распространяется на многие жизни. В одной жизни мы исправляем одно, в другой жизни - другое, и так далее. Вы, безусловно, не должны думать, что мы можем сразу расставить все, как надо, за одну жизнь. Это всецело зависит от того, развивает ли также и та другая личность в своей душе соответствующее связующее влечение.
Взглянем теперь поближе на работающую карму, исследуя конкретный пример. В камалоке мы формируем намерение выполнять определенную вещь в следующей или в одной из наших будущих жизней. Эта сила, внедренная в нашу душу, остается в ней и не оставляет ее. Мы рождаемся снова со всеми этими силами, мобилизованными нами. Это неизбежно. Но жизнь состоит не только из тех вещей, которые мы должны поставить правильно в наших кармических связях, хотя то, что мы собираемся сказать, может также быть связано и с этим. Мы, возможно, поставили препятствия на нашем пути, жили односторонне, не использовали надлежащим образом нашу жизнь, живя лишь для конкретных радостей и задач и позволяя другим возможностям, которые жизнь предоставляла нам, проходить мимо, так что иные способности остались незадействованными. Это тоже становится кармической причиной в камалоке, и мы приносим ее с собой в жизнь. Затем мы рождаемся снова младенцами. Допустим, что мы дожили до десяти или двадцати лет. Наши души содержат все силы, которые мы мобилизовали, и когда они созревают, они проявляются. Внутренняя необходимость, безусловно, возникнет, в течение определенного периода нашей жизни, призывая нас к их исполнению. Поэтому предположим, что на нашем двадцатом году мы чувствуем внутренний призыв провести особое дело, потому что мы приняли это решение в камалоке. Для простоты, давайте держаться примера с ощущением желания кому-то нечто компенсировать. Связующее влечение свело нас вместе, и вот он здесь. Что касается внешней стороны дела, мы можем достаточно хорошо выполнить это дело. Однако, может существовать еще какое-то препятствие. Компенсирующий акт может быть одним из таких, к которым наш собственный организм не способен. Наш организм зависит также от силы наследственности. Это способствует дисгармонии в любой жизни. Человек рождается, с одной стороны, в эти силы наследственности. Его физическое и эфирное тела наследуют свойства, которые могут передаваться из поколения в поколение. Этот наследственный поток, конечно, обязан иметь определенную внешнюю связь с кармой, которую наша душа себе создала. Ибо, спускаясь из духовного мира, наша душа привлекается тем родом родителей, через которых она может унаследовать те качества, которые стоят ближе всего к нашим требованиям. Однако они никогда полностью им не соответствуют, ибо в теле это не может быть так. Всегда есть определенное несоответствие между силами наследственности и тем, что душа приносит с собой из прошлого. Теперь все зависит от того, достаточно ли душа сильна, чтобы преодолеть все препятствия по линии наследственности, и способна ли она к трансформации организма в процессе жизни таким образом, что она преодолевает то, что ее не устраивает. Люди очень сильно различаются в этом отношении. Некоторые души приобрели большую силу в ходе предыдущих воплощениях. Такого рода душа должна воплотиться в теле, наиболее подходящем из возможных, хотя оно и не будет абсолютно подходящим. Тем не менее, эта душа может быть достаточно сильной, чтобы более или менее преодолеть все, что ей не подходит, хотя это не обязательно всегда так. Рассмотрим это детально на примере головного мозга.
Этот инструмент нашей жизни в понятиях и идеях наследуется внешним образом по линии нашей наследственности. Его тончайшие извилины формируются, принимая ту или иную форму в соответствии с этой линией наследственности. Душа всегда будет иметь - в некоторой степени - внутреннюю мощь преодолеть то, что ее не устраивает, и будет приводить свой инструмент в гармонию с ее собственными силами, - но лишь до определенной степени. Чем сильнее душа, тем лучше она может это сделать. И если обстоятельства таковы, что для сил души становится невозможным преодолеть сопротивление со стороны строения головного мозга, то данный мозг не может быть использован надлежащим образом. И тогда происходит то, что мы называем психической дефективностью, психическим заболеванием. Также и меланхолический темперамент возникает оттого, что душевные силы не являются достаточно мощными, чтобы преодолеть некоторые вещи в организме. В середине жизни, - это не так в начале и в конце, - силы нашей души всегда сталкиваются с некоторой непригодностью их инструмента. Это и есть тот секрет, который всегда скрывается за внутренним конфликтом и дисгармонией в человеческой природе. То, что люди часто представляет себе в качестве причин их недовольства, как правило, лишь маска. На самом деле причины этого таковы, как я описал. Таким образом, мы видим связь между тем, что душа несет с собой от воплощения к воплощению, и тем, что она получает от линии наследственности.
Теперь предположим, что мы родились снова, и когда нам исполнилось двадцать, наша душа чувствует желание совершить для компенсации конкретный поступок. Мы также встретились с означенной личностью, но наша душа не способна к необходимому для этого поступка преодолению внутреннего сопротивления. Мы ведь всегда, когда мы собираемся совершить поступок, должны привести свои силы в движение. Человек обычно не замечает, что что-то происходит внутри него, да он и не нуждается в предварительном уведомлении. Нижеследующее легко может произойти: имеется человек, который, в возрасте двадцати лет чувствует в своей душе побуждение компенсировать нечто. Внешние обстоятельства благоприятны, но его внутренняя сила не может овладеть его органами и осуществить то, что он должен был бы сделать.
Человеку не обязан обо всем этом знать, но все же он осозн?ет последствия. Эти последствия проявляются в форме некоторых заболеваний, и здесь пролегает кармическая взаимосвязь между тем, что произошло в предыдущей жизни, и болезнью. Духовная причина болезни будет направлять весь процесс таким образом, что этот человек, тем самым, становится способным осуществить компенсирующий поступок в следующий раз, когда представится эта возможность. Иначе говоря, в наши двадцать мы не в состоянии совершить определенный поступок. Побуждение, тем не менее, налицо, и душа хочет его совершить. Что же душа делает вместо этого? Она, как бы, борется со своим непригодным органом, атакует его и разрушает. Когда орган, который должен был играть важную роль в совершении этого поступка во внешнем мире, разрушен этими силами души, то затем происходит неизбежная реакция, которую мы называем процессом исцеления, и должны быть мобилизованы соответствующие силы организма, чтобы восстановить орган. Орган, который был разрушен, поскольку он был неспособен выполнить эту задачу, восстанавливается через болезнь таким образом, чтобы иметь возможность ее выполнить, хотя к тому времени, когда болезнь преодолена, вполне может оказаться, что уже слишком поздно. Но душа уже обрела силу формировать рост и развитие этого органа в течение жизни таким образом, чтобы в следующем воплощении этот поступок мог быть совершен. Таким образом, болезнь может быть именно тем, что делает нас подходящими для выполнения наших кармических обязательств в другой жизни.
Здесь мы имеем скрытую кармическую взаимосвязь между болезнью и дальнейшим развитием, ибо, на самом-то деле, болезнь представляет собой процесс дальнейшего развития. Для того, чтобы душа развила мощь сформировать орган таким, в каком она нуждается, непригодный орган должен быть разрушен и вновь восстановлен силами души. Здесь мы приходим к закону человеческой жизни, который должен быть сформулирован примерно так: человек должен приобретать свою силу, преодолевая препятствия в мире, одно за одним. Строго говоря, все наши силы были приобретены через преодоление препятствий в предыдущих воплощениях. Наши нынешние возможности - результат наших болезней в предыдущих жизнях.
Чтобы сделать это особенно ясным, представим себе, что некая душа еще не в состоянии использовать средний мозг. Как она может приобрести способность правильно его использовать? Она может делать это, лишь осознав эту неспособность, уничтожив средний мозг и восстановив его, и в этом процессе его перестройки данная способность приобретается. Мы становимся способными ко всему тому, что мы провели через процесс разрушения и восстановления. Справедливость этого ощущалась всеми теми людьми, которые в различных религиях связывали с этим процессом разрушения и восстановления некое очень возвышенное существо. В религиозных верованиях индусов "Шива" представляет правящие власти, которые разрушают, а затем восстанавливают вещи для жизни снова.
Это один из способов, с помощью которых карма провоцирует процесс болезни. В случае заболеваний, затрагивающих скорее человечество в целом, чем индивидуального человека, мы находим нечто другое, что придает им более общий характер. Так, мы наблюдаем типичные детские болезни, проявляющиеся у детей в определенное время. Они демонстрируют не что иное, как то, что ребенок учится внутреннему контролю над определенной частью своего организма, после чего он сможет держать ее под контролем во всех своих будущих воплощениях. Мы должны рассматривать болезнь как процесс, который делает человека одаренным. И тогда мы придем к тому, что будем относиться к болезни совершенно иначе. Мы не должны, конечно, делать из этого заключение, что если кто-то попал под поезд, это следует объяснить таким же образом. Такого рода случаи не подпадают ни под рубрику болезни, ни под то, что мы только что обсуждали. Но существует и другой род кармических причин болезни, который является столь же интересным, и мы сможем его понять, только если рассмотрим его более детально.
Допустим, вы обучаетесь той или иной вещи, из рода вещей, которым вы научаетесь в жизни. Прежде всего, вы были обязаны научиться ей, ибо наиболее для важных свершений в жизни сначала необходимо пройти обучение. Процесс обучения является абсолютно необходимым. Но это не все, ибо обучение есть лишь самая внешняя часть. Изучение чего-то - это еще далеко не все, что мы должны испытать через это. Мы родились в жизнь с определенными способностями, приобретенными отчасти благодаря наследственности и отчасти за счет наших предыдущих воплощений. Спектр наших возможностей, в конце концов, ограничен. В ходе каждой инкарнации мы увеличиваем запас нашего опыта. Это приобретенное знание не столь тесно связано с нами, как темперамент, характер и т.д., которые мы принесли с собою в жизнь. То, чему мы учимся в жизни, начиная с образов воспоминаний и привычек, менее тесно связаны с нами, и, следовательно, оно также и проявляется в жизни более фрагментарным образом. Не ранее, чем после смерти, появится оно в эфирном теле в огромной панораме памяти. И тогда мы должны включить его в себя и сделать частью себя.
Предположим затем, что мы учились чему-то в жизни, а затем снова родились. В нашей новой жизни вполне может оказаться, что из-за наследственных или иных условий, или, возможно, потому, что наше обучение не была гармоничным, и, хотя мы и учились чему-то, этого было недостаточно для того, чтобы быть в состоянии объяснить все это на пальцах, и тогда при реинкарнации мы развиваем то, чему мы учились, в одном направлении, а не в другом. Предположим, что мы учились чему-то в жизни, для чего необходимо, чтобы определенная часть нашего мозга была организована специфическим образом, или с определенным свойством в циркуляции крови в последующей жизни, и затем предположим, что нам не удалось научиться чему-то еще, что является необходимой составной частью этого. Это, однако, вовсе не обязательно является непосредственно действующим роковым препятствием. Человек должен продвигаться в жизни рывками, и он должен извлекать уроки из опыта, что он делал что-то односторонне. Теперь он рождается вновь с плодами того, чему он научился, но он не имеет возможности развить себя таким образом, чтобы все в нем могло прийти к проявлению, и чтобы то, чему он учился от жизни, могло действительно быть введено в действие. Например, возможно, что человек получил определенную степень посвящения в великие тайны бытия в одном из своих воплощений, и, когда он вновь рождается, эти силы, которые были насаждены в него, хотят прийти к своему выражению. Но, допустим, для него оказалось невозможным выработать определенные силы, которые могли бы создать необходимую гармонию в организме. В определенный момент его жизни неизбежно случится так, что то, чему он ранее учился, захочет прийти к выражению. Но какой-то из существенных органов отсутствует. Что же тогда происходит? Должна прийти болезнь, которая может иметь очень, очень глубоко коренящиеся кармические причины. И опять часть организма должна быть разрушена и восстановлена заново. И посредством этого восстановления органа душа ощущает, каковы эти правильные силы, /которые должны действовать/ в другом направлении, и она берет это чувство с собой. Когда это приобретается таким путем или даже через инициацию, то обычно происходит так, что эти плоды являют себя в той же самой инкарнации. То есть, возникает болезнь, в ходе которой душа испытывает нехватку чего-то. А потом, например, нечто может произойти сразу же после болезни, что иначе не было бы достигнуто. Могло быть так, что человек был бы в состоянии достичь определенной стадии просветления в своей предыдущей жизни, но для части его мозга это было непосильно, и он не развил в себе силы преодолеть ее сопротивление. Тогда этот орган, который подвел его, с неизбежностью должен был быть уничтожен, и результатом явилась тяжелая болезнь. Затем происходит перестройка, в ходе которой душа осознает, какая сила требуется ей для преодоления этой блокировки, и ожидаемое просветление наступает. Процесс страдания при болезни определенно следует рассматривать, как признак того, что что-то важное должно воспоследовать.
Мы сейчас затрагиваем вопросы, над которыми наш нечестивый мир, безусловно, будет насмехаться. Тем не менее, многие заметят своего рода вечное недовольство, как будто часть души не может прийти к выражению, и жизнь становится невозможной. Вспыхивает тяжелая болезнь, и ее преодоление приносит совершенно новый импульс, подобный чувству освобождения, что блокировка уже действительно снята, и этот орган может быть использован. Это все произошло из-за этого непригодного органа. В жизненных циклах настоящего времени люди, разумеется, еще имеют множество таких блокировок, и они не могут быть преодолены все сразу. Не следует обязательно всякий раз думать о духовном просветлении; такого рода вещи происходят также в связи с большим количеством и менее значительных жизненных процессов.
Таким образом, мы видим, что, с одной стороны, мы стоим перед необходимостью выработать некоторые конкретные качества, а с другой стороны, путь кармы вызывает болезнь. Поэтому никогда не следует удовлетворяться тривиальностями типа: "Если я заболел, я навлек на себя эту болезнь из-за своей кармы". Ибо следовало бы не только думать о карме в прошедшем времени, а о болезни как о компенсации, но следовало бы, на самом деле, думать о болезни, как о второй стадии, которая наступает для того, чтобы выработать творческие силы и способности в будущем. Мы совершенно не понимаем болезнь и карму, если мы смотрим лишь на прошлое: это превращает карму просто в закон судьбы, основанный на игре случая. Но если мы можем смотреть сквозь карму настоящего в будущее, то карма становится законом для действия и плодотворности в жизни.
Все это указывает на важнейший закон, регулирующий человеческое бытие. А для того, чтобы получить хотя бы некоторое представление о нем сегодня, - позже мы вернемся к этому более подробно, - бросим взгляд назад на те древние времена, когда человек возник в его нынешней форме, на Лемурийскую эпоху. Человек постепенно опустился с божественно-духовного существования в сегодняшнее внешнее существование, облекши себя, прежде всего, в свои оболочки, и поместив себя на путь воплощений во внешнем мире, продвигаясь вперед от воплощения к воплощению вплоть до настоящего времени. До того, как человек начал воплощаться, для него не было возможности порождать в себе болезни таким способом, как он это может делать сегодня. Пока человек не приобрел способности управлять своим взаимоотношением с внешним миром, он не мог совершать ошибок и, следовательно, не был способен производить неправильно образование своих органов и вызывать возможность заболевания. До того это было невозможно для человека - вызывать процесс болезни в себе. Пока Божественное влияние еще было всевластвующим, и это еще не было в руках человека - вести свою собственную жизнь, не было и возможности болезни. Затем эта возможность болезни возникла. Если так оно и было, то где мы можем научиться наилучшему способу целительства? Наилучший способ -это бросить взгляд назад на те времена, когда божественно-духовные власти направляли свое влияние на человека и наделяли его с идеальным здоровьем, без возможности болезни, то есть до его первого воплощения. Люди, обладавшие какими-то знаниями об этом, всегда ощущали этот путь. Имея это в виду, я бы хотел, чтобы вы попытались рассмотреть подоплеку некоторого рода вещей, выраженную в мифологиях. Я не буду направлять ваше внимание на источник надлежащей медицинской науки, содержащейся в египетском герметическом культе, но укажу лишь на греческий и римский культ Асклепия (Эскулапа).
Асклепий, сын Аполлона, это так сказать, отец греческих врачей. И что же греческая мифология сообщает нам о нем? Еще ребенком отец берет его в горы, где он может стать учеником кентавра Хирона. Именно в кентавр Хирон учит Асклепия, отца фармакологии, исцеляющим силам в растениях и в чем бы то ни было на Земле. Что же это за существо, кентавр Хирон? Это существо такого рода, которое существовало до того, как человек опустился вниз в лемурийские времена: получеловек и полуживотное. Этот миф повествует нам о том, что Асклепий взят в особые мистерии, где ему показывают те силы здоровья, которые были источником здоровья человека прежде, чем человек снизошел в свое первое воплощение.
Итак, мы находим этот важный закон выраженным и в греческом мифе, этот великий духовный факт, который должен представлять для нас особый интерес, поскольку этот визит происходит в начале земного паломничества человека. Мифы, в особенности, будут признаны в качестве картин, /говорящих/ о глубочайших событиях жизни, когда люди выйдут за рамки алфавита духовной науки. Именно мифы, в особенности, являются картинами глубочайших тайн человеческого бытия.
Когда вся жизнь будет рассматриваться таким образом, тогда она будет оцениваться соответственно, и - это должно подчеркиваться все больше и больше - духовная наука вырастет в нечто такое, что станет частью повседневной жизни. Люди будут жить духовной наукой, и пока это не наступит, подлинные намерения духовной науки не придут к реализации Духовная наука станет великим импульсом для подъема всего человечества, для реального благосостояния всего человечества и реального прогресса.