Главная
Предметный указатель
ПРЕДВИДЕНИЕ |
517. Видение будущего не лишает человека свободы. Нужно только предвидение отличать от предопределения.100 (12) Перейти к данному разделу энциклопедии
518. «Кто полагает, что человеческая свобода несовместима с предвидением и предопределенностью будущего облика вещей, тот пусть примет во внимание, что свобода действий человека в будущем столь же мало потерпит ущерба от того, каковыми будут предопределенные заранее вещи, как она не терпит ущерба, например, от его решения через год поселиться в доме, план которого он составил теперь. И в том доме, которым он себе построит, он будет свободен как раз в той степени, в какой он может быть свободен по своей внутренней сущности; так и на Юпитере, и на Венере он будет свободен в той мере, которая будет отвечать его внутреннему состоянию сpеди именно тех условий, которые там установятся. Свобода будет зависеть не от того, что предопределено предшествовавшими условиями, а от того, что сделала из себя душа».13 (6) Перейти к данному разделу энциклопедии
749. "Получеловеческие творения, потомки павших ангелов, известные в индийских текстах как "азуры", иногда называются "ракшасами" или демонами".93 с.303 "Ракшасы (азуры) существуют, они действительно существовали — действенно, активно — как искусители людей. Они воздействовали на человеческие страсти вплоть до того момента, когда в Иисусе из Назарета был воплощен Христос, и так в человеческой телесности на Земле был реализован Буддхи-принцип. ...Не напрасно Библия говорит о сошествии Христа в преддверие ада. Там больше не было человеческих существ. Он имел там дело с духовными существами. Существа ракшасов благодаря этому впали в состояние парализованности и летаргии. Они были удержаны как бы в узде, так что сделались неподвижными. Их удалось сделать такими только благодаря тому, что им было оказано противодействие с двух сторон. Это оказалось бы невозможным, если бы в Иисусе из Назарета не соединились две природы: с одной стороны, старый человек, который был целиком связан с физическим планом, который мог действовать также и на физическом плане и своими силами мог держать его в равновесии, а с другой стороны — Сам Христос, чисто духовное Существо. Это космическая проблема, лежащая в основе Христианства. Тогда произошло нечто в оккультной сфере — заклятие врага человеческого. Оно нашло свой отзвук в сказании об антихристе, который был скован, но явится опять, если ему навстречу не встанет снова в своем изначальном смысле Христианский принцип. Весь средневековый оккультизм стремился к тому, чтобы не дать выступить действию ракшасов. Те, кто мог взирать на высшие планы, уже давно предвидели то время, когда все это может произойти: в конце XIX столетия и на переходе от XIX к XX столетию. Нострадамус, работавший в башне, открытой сверху, давший целебное средство против чумы, был в состоянии предсказывать будущее. Он написал ряд пророческих стихов (центурий), в которых можно прочесть о войне 1870 г., о Марии Антуанетте, — все это уже сбылось. В этих центуриях Нострадамуса стоит также следующее (центурии 10,75): Когда XIX век придет к концу, то из Азии явится брат Гермеса и снова соединит человечество. — Теософское Общество является не чем иным, как исполнением этого пророчества Нострадамуса. Противодействие ракшасам и восстановление прежних Мистерий составляют стремление Теософского Общества".93(2) Перейти к данному разделу энциклопедии
1085. "Для умершего наиболее существенно воспоминание, для реинкарнирующего существенным становится видение будущего. Одно и другое соотносятся между собой как причина и следствие".92-а(20) Перейти к данному разделу энциклопедии
1715. "Когда в кармический поток вторгается воля, то замутняется наш взгляд, скажем, на то, что с нами произойдет на следующий день. Лишь когда воля полностью молчит, становится возможным разглядеть нечто из того, что происходит не через нас, а с нами".157 (11) Перейти к данному разделу энциклопедии
4. Социальное будущее
1048.. Следует отличать предвидение фактов от предвидения хода свободных сил. "Предсказание как таковое невозможно. Предсказание же того, что происходит в единичном, когда в это единичное вплетено существо, которое должно действовать из самого себя, подобное предсказание возможно, но лишь тогда, когда смотрят на те явления, которые Люцифер и Ариман переносят из настоящего в будущее". 166(3) Перейти к данному разделу энциклопедии
765. "Почему я должен был там (в "Философии свободы") свободное действие выводить из чистого мышления? — Потому, что если действие построено на чувстве, то в нем уже играет будущее. Так что из чувства никак не может прийти действительно свободное действие!... В чувствах вверх струится в сознание то, что составляет переживание чувств; но вниз струится то, что имагинативным сознанием может быть пережито наподобие образов сна, что в общем отражается в имагинациях. ... Хотя и не в отдельных событиях, поскольку они должны, собственно говоря, еще только наступить — я прошу это хорошо заметить, — но в общем настроении жизни живут в человеке как, я бы сказал, основной тон результаты его будущих переживаний; не так, чтобы жили образы того, что произойдет, но впечатление от того, что живет в образах. Так что образы, которые здесь струятся, вы не должны представлять себе так,
будто будущее проходит перед вами как в кинематографе, но вы должны представлять себе результаты впечатлений. Лишь у некоторых людей с атавистическим ясновидением могут явиться в видении переведенные в образы определенные события, может наступить видение ближайшего будущего". "В чувстве в человеке встречаются, в высшем смысле слова, его прошлое (из мыслей) и будущее (из воли)". 207(5)
Перейти к данному разделу энциклопедии
826. "Как говорят о постижении природы, что оно сегодня весьма путанно, но все-таки можно восходить к имагинативному, инспиративному и интуитивному познанию по ступеням, описанным в книге "Как достигнуть познания высших миров?", так можно говорить и о трех ступенях интеллектуальной выработки человечески-душевного при вхождении в дух, в действительное постижение духовного. Это суть следующие ступени. Переживание духа предчувствием, что, естественно, является чем-то галлюцинаторным, поскольку современный человек принимает дух, но не признает, что он есть зародыш для будущего; переживание предчувствием, сонно-предчувственное переживание духа. Второй ступенью является пророческое видение, некое, в духе древних пророков, действительное переживание будущего в видении, в чем уже живет нечто от того, чем является дух, как семя будущего, и третья ступень... это апокалиптическое созерцание мира. Но все это лишь подступы к духовнонаучному созерцанию, и все это ... с другой стороны, должно соединиться с образным созерцанием природы. Одно должно поднять нас над иллюзорным естествознанием, другое — над галлюцинаторной духовной жизнью. 184(4)
Перейти к данному разделу энциклопедии
834. "... при затемненном сознании видно будущее". 174(17)
Перейти к данному разделу энциклопедии
|