Антропософский форум > Методософия

методософия

<< < (7/8) > >>

Sergei:

--- Цитата: Игорь от 14 Фев. 2008, 16:02:46 ---Дана и другие читатели,
я предлагаю в этой теме касаться не столько Игры, сколько Методософии как таковой: что она вообще такое, как она соотносится с Антропософией и методологией, какова ее собственная структура.
И наверняка основные методософские тексты, выложенные на этом сайте, не могут не вызвать множество вопросов и возражений. Разве что ленивый не захочет все это опровергнуть; потому что если все это истина, то как с этим жить дальше?

--- Конец цитаты ---
Поляк В. Методология в Эстонии - это методософия


Армен Тыугу (с женой Натали) Штутгарт/Германия и Фолкер Даунер Ульм /Германия
http://kuliaaa.do.am/load/armen_tyugu_lekcii/1-1-0-40
http://waldorf.am/?lang=RU
--- Цитировать ---В Эстонии, в городе Таллин с 2003 года работает группа, которая называет себя методософской. Ее руководит упомянутый нами в прошлой статье философ и священник Армен Тыугу. Такое сочетание не редкость для  мыслителей и прошлого и настоящего. Достаточно вспомнить Николая Кузанского,  в Новое время Иоганна Гердера, а в новейшее Павла Флоренского и Тейяра де Шардена. Тыугу, физик по образованию, учился в аспирантуре, но затем обратился к другим сферам и окончил теологическую семинарию в Германии.
В Германии Армен познакомился с рядом методов решения конфликтов, такими как психодрама и метод системных расстановок, а затем выработал свой оригинальный метод названный им образной или интуитивной драмой.
Метод интуитивных драм позволяет визуализировать различные конфликтные факторы и найти  путь их гармонизации. Существенное отличие этого метода  от классической методологической работы заключается в том, что та работа, которую методологи проводят при помощи схем и знаков в интуитивной драме проводится  с участием людей, представляющих те или иные факторы ситуации
( см. статью об интуитивной драме участницы таллинской группы Керсти Аристовой).
http://circleplus.ru/content/communicarium/projects/5
Благодаря встрече с методологом, работающим в Израиле и на Украине  Игорем Фишманом,  Армен  Тыугу  познакомился с методологией. После совместной работы интуитивная драма была включена как один из ключевых элементов в  разработанный незадолго до этого И. Фишманом «Канон проектирования организаций». Канон представляет собой  метод исследования и решения различного рода проблем. Он состоит из трех серий игр: деловой, организационно-деятельностной и олимпийской. В деловой происходит познание Идеи того или иного проекта, в ОДИ – проходит анализ ситуации и намечаются пути решения проблем, а в олимпийской – разрабатывается  бизнес-план проекта.
Армен собрал вокруг себя группу людей, которые заинтересовались методом интуитивной драмы и «Каноном».  Свое направление они назвали -методософией. В отличие от классической  методологии, здесь упор делается не только на  материалистические  методы познания, но и на методах познания духовного мира, разработанных в антропософии ( философское течение , основанное  в конце 19 века выдающимся немецким мыслителем Рудольфом Штайнером). Мне уже приходилось говорить, что особенностью нашего направления, то есть групп работающих в Израиле, Эстонии, Литве и Германии является чрезвычайно тесная связь между методологией и духовной наукой.
 В настоящее время сама методософская группа в Таллине насчитывает порядка 10  человек, регулярно проводящих  свои семинары. С 2006 года
работают еженедельные методософские  семинары «Школа мышления» и «Школа чувств», где изучаются  принципы, стоящие за способностью мышления и чувствования. В этих семинарах  занимаются до полусотни человек. Группа ведет большую практическую работу, проводит консультации индивидуальных заказчиков, предприятий и организаций. Особенно значительна деятельность группы в области педагогики и образования. Она провела работу по канону практически со всеми вальдорфскими школами и детскими садами в  Эстонии. В течении нескольких лет проводится «Родительская школа», летний семейный лагерь под Таллином, ведется работа по канону и с семейными парами.
К группе  также регулярно обращаются педагоги из государственной и муниципальных систем просвещения и образования. В 2006 году в Тарту был проведен курс повышения квалификации для учителей, где был представлен метод работы по «Канону». Эта работа получила статус официально признанного курса для повышения квалификации учителей. Таким образом, Канон  получил официальное признание, хотя неформально уже давно получил широкое признание в Эстонии, Литве и Израиле.  В то же время в активе  группы есть и работа с крупными корпорациями,  а также со средним и малым бизнесом. Члены группы получили признание как консультанты по развитию личностей и организаций и в таком качестве приглашаются на  разного рода профессиональные мероприятия.
--- Конец цитаты ---
http://circleplus.ru/content/communicarium/projects/4

Sergei:

--- Цитата: Dana от 11 Фев. 2008, 00:52:52 ---игра
--- Конец цитаты ---

Методософия живет своей реальной жизнью



"Неделя упражнений в Мире" с 23 июля по 30 июля 2011 года в Санкт - Петербурге.   
--- Цитировать ---Неделя упражнения в мире 2013 в Израиле с 26 августа по 3 сентября 2013 года
«Развитие между хаосом и миром, между внешним и внутренним»
Понедельник, 26 августа 20.00-21.45 2013г Лекция Армен Тоугу: Созерцательный диалог как метод работы в духовной сфере
Дерэх Мишутефет в переводе означает «совместный путь». Дерех Мишутефет — это Галилейская мирная инициатива, выросшая из Недель Мира в Израиле

Неделя упражнения в мире — это независимая инициатива, которая действует с 1985г. в разных странах мира. Цель этих встреч — поиск путей, ведущих к внутреннему миру и от внутреннего мира ко внешнему. Неделя мира в Израиле проводится в третий раз на  территории киббуца Хардуф в  Галилее.   
   На первой встрече в 2009г. был исследован вопрос о том, что такое мир и каковы внутренние задачи миротворца в Израиле. На второй в 2011г. обсуждалось, каким будет регион через 20-30 лет в каждой из трех сфер: духовной, социальной и экономической, а также родилась Галилейская мирная инициатива «Совместный путь».
   Мы находимся сейчас в периоде развития между хаосом и миром. И мы хотим организовать процесс понимания, как создать духовную сферу, в рамках которой можно взять судьбу в свои руки мирным путем!
--- Конец цитаты ---
http://predela.net/forums/index.php/topic,791.msg10621.html#msg10621

Галина:
   Хорошо понимаю Игоря, заботящегося о том, то бы найти точки пересечения своего кумира Щедровицкого с антропософией – вселенской сущностью. Сама так же старалась найти такие точки для своих протеже на форум: Аркадия и Бориса Стругацких, Рэя Бредбери, Ричарда Баха. Не нашла явных. Это так.

Это ж ищем мы только в обозримом времени ЭТОЙ инкарнации!

А, вообще-то, зачем это надо?

НЕ за тем ли что бы о п р а в д а т ь    наше увлечение тем или иным? И что – тогда легче? Возможно и так. А возможно и то, что тогда объясняется то, что мы предлагаем то или другое, на прямую не относящееся к антропософии, предлагаем на антропософский форум…

           В другой теме по другому вопросу http://predela.net/forums/index.php/topic,905.msg10629/topicseen.html#msg10629 обращение было к работе Доктора, где  предлагается ВОСПОЛЬЗОВАТЬСЯ методом ПОСТИЖЕНИЯ МИРА описанным и апробированным Рудольфом Штейнером.
GA 115 Рудольф Штейнер "Антропософия. Психософия. Пневматософия". (октябрь 1909 г., ноябрь 1910 г., декабрь 1911 г.)

АНТРОПОСОФИЯ

           ПСИХОСОФИЯ

                      ПНЕВМАТОСОФИЯ
В ТРЕХ ЭТИХ ЧАСТЯХ, ПО 4 ЛЕКЦИИ НЕ ТОЛЬКО НАМЕЧЕН И МЕТОДИЧЕСКИ РАЗРАБОТАН ПУТЬ ПОЗНАНИЯ МИРА И ЧЕЛОВЕКА.
ДАНА ОСНОВА ПОНИМАНИЯ И КОНФЛИКТОВ МЕЖДУ СООБЩЕСТВАМИ И ЛЮДЬМИ.
И, КОНЕЧНО, ВОЗМОЖНОСТИ РЕШЕНИЯ ТАКИХ, ПОСТАВЛЕННЫХ ЖИЗНЬЮ, ЗАДАЧ.
                 ИМЕННО С ДУХОВНО-НАУЧНОЙ ТОЧКИ ЗРЕНИЯ.

Возможности решения конфликтов? С духовно-научной точки зрения?

Например?

       Пожалуйста.
   Э в р и т м и я – вот тот уровень и тот путь...

Sergei:


Нафиса Фишман-Корниенко в морском котюме
http://club116.narod.ru/Slet2011.htm
Корниенко Нафиса
--- Цитировать ---Почти 40 лет прожила в блаженном неведении – без СМД методологии и Игры. В личном активе имелось две с половиной профессии (инженер-экономист и социолог), не разрешившаяся диссертацией аспирантура, должность старшего научного сотрудника и опыт руководства НИСовскими темами в ВУЗе.
Главный настрой накануне События весьма напоминал, говоря уже языком методологического «плаката», проблемную ситуацию, и определялся сверлящим вопросом: «Что нужно сделать, чтобы то, что ты делаешь, было нужно».
В период и на фоне «сверлящего вопроса» состоялись две, определившие дальнейшее развитие событий, встречи – c Юрой Котляревским и Колей Андрейченко.
Благодаря первой я узнала о Щедровицком и его семинарах в Институте нефти и газа им. Губкина. Очень образно, выразительно и по-одесски, с юмором мне был представлен персоналий губкинских семинаров, в т.ч. и сам Георгий Петрович. И когда я, трепеща, вошла в аудиторию семинара во время одной из частых в то время командировок в Москву, я поняла, что хорошо подготовлена. Тогда я не решилась представиться ведущему и так и не спросила потом ГП, заметил ли он «новенькую».
Помню два удивления: количество магнитофонов (примерно равное числу людей) и глубокие, бесстрашные размышления на «горячие» темы в открытую. Потом я поняла, что это была моя первая встреча со Свободой. Был конец 1986 года.
Через полгода, во второй встрече я узнала про Игру из уст «живого участника». Правда, в основном в междометиях и восклицаниях, но это еще больше заинтриговало. Но главное выяснилось, что Игра едет в Одессу! (что ко мне, сомнений не было) и, о чудо! – по теме «в тему»: «вузовская наука».
С этой встречи с игрой в сентябре 87-го все и закрутилось! То ли Игра, как летающая тарелка с небожителями-методологами и игротехниками, унесла меня в космические дали, то ли я, как комета, ворвалась в нее! Существуют свидетельства обеих версий. Но одно переживание было абсолютным – возвращение в Семью!
Потом было личное (!) приглашение от Георгия Петровича на игру на КАМАЗе, и профком моего института под каким-то гипнозом финансировал эту поездку. А когда я летела в Набережные Челны, было ощущение, что это я – самолет.
Одно из самых ярких воспоминаний о той игре на КАМАЗе – щемяще-тоскливое чувство «отрывания» от всего привычного и милого сердцу и стремительный «улёт» в холодные космические дали.
Только недавно, спустя 18 лет, я смогла обьективировать этот опыт, наткнувшись в тексте Сергея О.Прокофьева «Кругооборот года как путь посвящения» на описание опыта «испытания одиночеством». Это настолько совпало с пережитым мною на КАМАЗе, что я приведу как присвоенность цитату из текста:
«Это “космическое чувство одиночества” Р. Штайнер описывает так: “С одной стороны, человек переживает грандиозность мира идей… с другой стороны – глубочайшую горечь от сознания того, что он должен отделиться от пространства и времени, если он хочет пребывать со своими идеями и понятиями. Одиночество! Это переживание ледяного холода. Далее человеку открывается, что теперь мир идей как бы стянулся в одну точку, как бы точку этого одиночества!.. Затем наступает переживание до бесконечности увеличенных всех сомнений в бытии»…
Эта эпоха длилась более шести лет – шесть лет в мире мыследеятельности как в предельной рамке бытия с абсолютной убежденностью, что Игра – это Жизнь, а все остальное – фантом, следовательно – несущественно.
Игры, съезды, семинары, две «неплохие» статьи (по инженерии и пониманию), не ставшие тогда Темой, вторая несостоявшаяся диссертация (несмотря на напор ГП и деятельное участие Володи Никитина) и вирус проектирования в образовании. Таких проектных попыток было две.
Примерно в 1991-92 гг. в Одессе началось активное обсуждение проекта под названием «Сфера-колледж». В этом проекте активно участвовали Ира Косенко, Петр Петрович Мамонтов, Андрей Артюшенко (впоследствии успешный бизнесмен, а тогда один из директоров второго после Артека пионерлагеря «Молодая гвардия», на чьей базе планировалось развернуть проект) и Коля Андрейченко, которого вскоре ГП «умыкнул» в Тольятти на «методологическую стройку века» – создание Лицея, а впоследствии Академии бизнеса и банковского дела (сейчас Академия управления с уже Николаем Федоровичем Андрейченко в качестве проректора).
Идея «Cферы-колледжа» заключалась в образовании и подготовке универсалов в духе понятия «универсум», которые «могут все»: аутентичных преемников духа Методологии, которая, как известно, первой заявила устами ГП о своем всемогуществе.
Тогда мы не получили «продукта» – из-за внешних, как нам казалось, причин. Но, глядя назад из сегодняшнего дня, понимаю, что это был «преждевременный проект». Возможно, его время наступает только сейчас.
Вторая попытка (плоды) – это уже другая, более поздняя история – за границами СМД мира.
Переживаю этот период не понятийно, а бытийно – как огурец, который попал в банку с рассолом и с неизбежностью просолился. Теперь может безошибочно распознать своего собрата по духу, по судьбе.
Общечеловеческими деяниями Методологии считаю:
- предъявление образцов Мышления и Деятельности как нормы действительного переживания мира;
- попытку перехода от системных представлений к сферным;
- принцип самоопределения как принцип свободы.
Per aspera к свободе. 1993-96 гг. – опрокинутость («кинутость») в бытие. История отвергнутых жизнью наивных попыток непосредственного, т.е. непроцедурного ее «оплодотворения» методом. И – как искупление, встреча в начале 1996 г. с антропософией, сперва мною категорически не воспринятой.
Помню, как мы с Женей Запоточным, облаченные в методологические доспехи, проводили в Одессе что-то вроде проектной сессии, инициированной вальдорфской школой по теме «Создание площадки для педагогических коммуникаций». Мы мобилизовали тогда всю одесско-запорожскую «методологическую колонию». Пригласившая сторона тоже выставила крепкую команду. И хотя порой было непонятно, кто мы – сотрудники или непримиримые оппозиционеры, все же это был прецедент – попытка понимания и продуктивного сотрудничества методологов и антропософов! Там же судьба свела меня с Игорем Фишманом (тоже сперва категорически не воспринятым). Несколько месяцев спустя Игорь, я и группа поддержки начали следующий в моей жизни образовательный проект, на этот раз, хоть и в ежегодных муках возрождения, но все же осуществленный.
Три последующих года борьбы «за место под солнцем» для действующей школы помогли мне понять, что образовательный проект – это, в первую очередь, проект образования самих проектировщиков.
Далее – тернии в постижении сущностной педагогики, до современного уровня которой так и не может подняться нынешняя вальдорфская школа, предавшая забвению Дух и Букву антропософии, т.е. метод, отвергнувшая мышление и, как следствие, заблудившаяся в частоколе методик.
Одновременно из рефлексивного сопоставления двух содержаний – антропософии и методологии возникает синтез этих двух духовных потоков – методософия. В силовом поле этого синтеза снова начинает звучать Игра – теперь уже как Канон процедур, как инструмент преодоления трансцендентности Бытия и Мышления, инструмент органичного взаимообмена и взаимодействия мира причин и сего мира.
Рискну утверждать, что пока в этом мире мыслил и действовал ГП, такой проблемы не существовало, поскольку он сам был Причина.
Теперь Госпожа Игра принимает эстафету Традиции и говорит: «Игра может всё»!
Все о настоящем. Социальный статус – свободный радикал. Профессиональный статус – подмастерье Игры. Место работы – везде, куда зовут. А зовут в Киев, Херсон, Таллинн, Вильнюс, Петербург и еще кой куда. Действую в команде, а как же иначе – без команды мне не жить. Вопрос о должности решается каждый раз, как в первый – в муках самоопределения, на разрыве между должно и невозможно.
Невозможно не сказать. Сакраментальный вопрос «О remonte методологии», поставленный Петром Щедровицким на Юбилейных Чтениях-2005, не вполне, на мой взгляд, адекватно отражает суть ситуации в Методологии и Сообществе. Как бы ни был озвучен «основной вопрос методологии», он не будет разрешен, если открытость и действительное созданиепространства для других, иных и чужих не перешибет хребет правящему снобизму и отсутствию какого-либо интереса к этим самым другим, иным и чужим.
 Другая жизнь и берег дальний. Знаковое имя этой, другой жизни – проект PLAY-ARTe.
Как Жизнью наполнить Игру – эта задача, по существу, организационно и процедурно решена. Но как Игрой оплодотворить Жизнь? Как органично и технично преодолеть Рубикон от успеха в Игре к успеху в Жизни? Как научиться самой и научить других, не только играть в жизнь, но и жить играючи? Замысел PLAY-ARTe – создание таких социальных полотен, которые запечатлевают феноменальный процесс достижения обеих целей. Фиксация подобного опыта обеспечивает возможность построения новых практик – школы освоения принципа «Игра – как Жизнь. Жизнь – как Игра».
Событие PLAY-ARTe можно рассматривать как следующий шаг в развитии СМД методологии и Игры – как выход изпространства мыследеятельности в поле мыследействования.
И это – моя жизнь и моя игра.
--- Конец цитаты ---
http://www.fondgp.ru/gp/personalia/1980/52

Галина:
   Что же – найдена панацея?
Для решения вопросов?

   …Помню то время как время (ЭТО они, 90-е годы) движения, деятельности, возникновения импульсов, общения, отрыва от личных переживаний (и задач). Время педагогических тусовок и того, как сама срывалась по первому зову… В те же времена появлялись всевозможные гештальт-технологии, холодинамика и пр. Все – увлекательно и казалось, вот она свобода!!!

   В то же время н е т о р о п л и в о (с 1990 года)  училась на вальдорфском семинаре, который вели педагоги ЭМЕРСОН –КОЛЕДЖА (Англия) и организовала ЭНЕ СИЛЬВИЯ САРВ (Эстония).

   Мы начали обучение в Краснодаре: 350 человек со всего тогдашнего Соза приехали за…
За чем мы приехали?
           Может вот тут стоит говорить о кармической возможности?
 Краснодар т о г д а  встретил приветливо: удобный быт в гостинице и ЖАРА! В перерыв успевали искупаться...
 
   СОСТОЯНИЕ – ОТКРОВЕНИЯ и  откровенности.
СОСТОЯНИЕ ОТКРЫТИЙ и открытости. Предстартовое состояние…

   Собственно, уже через пару лет встал вопрос в душе о н е с о в м е с т и м о с т и   методов, которые предлагались тогда через разного рода игры (деловые, профильные…) и тот ПУТЬ ПОСТИЖЕНИЯ, который открывался нам на вальдорфских сессиях. ПУТЬ, который уже имел имя – АНТРОПОСОФИЯ.

   И еще через  год я отказалась от прилипчивых и многообещающих, всепрощающих и всеобъясняющих, методик и технологий. В пользу антропософского направления в своей жизни. Тогда - и «ПОСЕВНОЙ КАЛЕНДАРЬ МАРИИ ТУН», тогда и препараты фирмы «ВЕЛЕДА», тогда уже открылся ЗАКОН ТРЕХЧЛЕННОСТИ СОЦИАЛЬНОГО ОРГАНИЗМА!

   Волею предрасположенности – удалось для аудитории учителей, родителей, студентов проводить встречи. У нашего научного руководителя Энэ Сильвии Сарв, я получала первые советы…

   Это был непростой выбор! АНТРОПОСОФИЯ – или…  Пришлось отказаться от всех, уже ранее наработанных методов игро-техники.  Как бы это не зашифровывалось, мне виделась там и манипуляция, и отрицание действительности, и принародное откровение личностного…

   Но приходило понимание настоящей жизни.
Приходила потребность неустанной заботы о своей душе для того, что бы ДРУГИМ быть максимально полезной. А – другие: дети, семья, друзья, ученики,  слушатели, люди вокруг… И как раз наступало время осознания, что само слово «антропософия» говорить-то было, оказывается,  нельзя!

И снова понимала, что антропософские методики и технологии НУЖНЫ!!! НЕОБХОДИМЫ!!! И, снова поиск – и опять понимание, что многие смотрят именно на меня, на мою жизнь, на моих детей – а как там, у нее самой?
 
И уже главное открытие – поразило и вдохновило – ВСЕ, что необходимо, СВЕРШАЕТСЯ!!!

          Без никаких особых игровых постановок! Все свершается в жизни по законам КАРМЫ! И по человеческим растущим возможностям. Уже и ученики мои стали доверять тому, что как только они работают над своей душой, само-образовываются – так и дела в семье САМИ по СЕБЕ, улучшаются; на работе САМО по СЕБЕ все получается; с людьми все устраивается в общении…

Жизнь становится ярче!!!

           Уже мои критичные ученики проверяли перепроверяли. Получается!

Просто?

Проще некуда – подготовительные упражнения ( из Штейнера «Как достигнуть познания высших миров»), изречения еженедельные «АНТРОПОСОФСКОГО КАЛЕНДАРЯ ДУШИ» Штейнера – уже достаточно…

Правда, пришло и открытие, что это «проще некуда» - совсем непросто. Это ПУТЬ ВОЛИ!

(…Да, куда проще собраться массовкой-тусовкой, пробить какую-то тему… Вроде, деятельность…)

           Итак – ПУТЬ ВОЛИ!!!
Который описан, апробирован, методически обоснован РУДОЛЬФОМ ШТЕЙНЕРОМ.
И учениками его…
БЕРНАРД ЛИВЕХУД – нам СОЗДАЛ и РАЗВИЛ направление деятельности, помогающей миру и обучающей МОРАЛЬНЫМ ТЕХНИКАМ. ПУТЬ ВОЛИ!
МАРИЯ ТУН привнесла системность и научность, духовный подход в сельское хозяйство – и  это ли не ПУТЬ ВОЛИ?
ЭМИЛЬ БОК! «Священное писание» - его титанический труд в предъявлении миру духовно-научных исследований Евангелия… ПУТЬ ВОЛИ!
……………                           …………………                     ………………
(необходимо представить ВСЕ направления! Как успеть записать мысль...)

   И, применительно к теме «МЕТОДОСОФИЯ» - вот,
ЭТО 
М Е Т О Д О С О Ф И Я.
Когда есть реальные дела. проверенные временем, как итоги научно-духовной деятельности.
Дела для людей, для человечества, для будущего...

Навигация

[0] Главная страница сообщений

[#] Следующая страница

[*] Предыдущая страница

Перейти к полной версии