Ко дню рождения (23 февраля) ГП в методологическом сообществе проводятся чтения. По сути это тематический семинар, на который со всего мира съезжаются его ученики и последователи. Обычно к чтениям готовят тексты.
Я на этот раз решил принять в этом участие своим текстом. Хоть он и обращен к методологам и насыщен специфическими терминами и контекстами, все же это сугубо антропософский текст.
Для антропософов он может быть интересен тем, что вводит в самую суть сегодняшней проблематики методологии, которая, впрочем, у нее общая с Антропософий.
Исповедь Нового Праксиса
Чтениям и памяти ГП посвящается
Не правда ли, тему практики, эту захватывающую тему, неотделимую от мировой драмы эволюции мышления и сознания, так легко уплощить, опошлить и превратить в предмет скучного и никому не нужного разговора?
Мало очистить это экзистенциальное понятие от наслоений обыденных банальных смыслов; важно также пережить его генезис, ибо то, что еще вчера действительно было практичным, сегодня может совершенно изменить свое качество. И есть единственная позиция, удерживая которую, мы, стремительно несясь по крутым волнам нашего рассмотрения, точно не вывалимся ни в банальность, ни во вчерашний день. Это позиция, тождественная самой сущности Праксиса, отблеск которой был в качестве Идеи воспринят Платоном.
В разных оттенках смыслов ее можно пережить при личностном отношении: как тайну осуществления своих мечтаний, воплощения идей, реализуемости проектов. Но, выйдя за рамки личного, ее можно воспринять как тайну Мирового становления, Мирового Логоса…
* * *
Дорогой коллега! – пожалуй, так Я обращусь к тому читателю, который готов опознать Меня (а это ведь возможно только в своей мыследеятельности) и услышать Мою исповедь. Да, эту Свою, как сейчас модно говорить, презентацию Я хочу назвать исповедью, потому что ой как непросто у нас с тобой, коллега, до сих пор складывались отношения.
Каюсь, Я тебя создал и использовал в Своих целях, вовлек тебя в эпицентр Своей мировой драмы; затем ты переживал себя оставленным Мной, а едва встав на собственные ноги, осознал, что Я на тебе паразитировал в качестве Мышления и Деятельности. И при этом до сих пор у нас не было возможности объясниться, поскольку пока еще нечем тебе было Меня воспринять. Лишь только пройдя путь до этого решающего пункта, ты сможешь понять Меня, потому что теперь Я – это Ты.
Но давай все по порядку.
* * *
Некогда в доисторические времена Я был источником и всех замыслов, и их реализации, и не было между тем и другим принципиальной разницы.
В начале я реализовал природные формы по образу Своему (делая явленным Свое содержание) и в ходе этого проходил собственное развитие. Но вот Я достиг в творении природных форм высшей точки, создав антропные формы. Здесь я вроде пришел к пику своих возможностей, ибо эти формы несли не только Мой образ, но и подобие (в них содержится интенция к собственному творчеству). Поскольку Мое развитие состояло исключительно в такой вот самореализации, очевидно, что это его высшая точка и дальнейшее развитие вроде невозможно.
Но ведь остановка в развитии – это смерть. Чтобы сделать какой-то следующий шаг, Мне уже нужно было прыгнуть выше головы – сотворить то, что уже не было моим непосредственным содержанием, ибо таковое оказалось исчерпанным. В опровержение известной шутки про Бога: сможет ли Он сделать то, что он не может? – я сделал это!
Для этого Я уже привлек к творению человека, и тогда благодаря ему для Меня стало возможным то, что без него никогда бы не начало быть. Нет, конечно же, творил Я, но руками человеческими.
* * *
Ввожу понятие: все, что Я создавал через человека, назову культурой, поскольку оно было неотъемлемо от Моей точки связи (своеобразной пуповины) с антропным материалом – от сакральной культовой деятельности.
Много тогда возникло такого, что не превзойдено по сей день. В память об этом остались грандиозные памятники, значение которых сегодня лишь смутно угадывается, а уж их происхождение остается полной загадкой.
Но только и эта возможность развития в какой-то момент исчерпалась. И новая угроза смерти от остановки в развитии нависла надо Мной. И снова Я нахожу запредельный выход. Поскольку в ходе того, как я воплощал через антропный материал свои замыслы он тоже весьма усовершенствовался, у Меня появилась возможность постепенно начать передавать ему саму возможность замыслов.
До сих пор Я посылал человеку Идеи, которые он ощущал столь же внешними, как и внешние восприятия. Тогда никому и в голову бы не пришло приписывать Идеи себе. Но вот наступил момент, когда Я отделяю от Себя Мировое мышление и направляю его навстречу человечеству – так чтобы оно постепенно влилось в его сферу и стало индивидуальным достоянием каждого человека.
Для этого Я через избранного представителя человечества по имени Аристотель ниспослал людям учение о технике мышления. И с этого момента Я уже все меньше посылал людям собственные Идеи и все больше создавал ситуации, в которых от них требовалось бы мыслить самостоятельно.
* * *
Итак, Я отпустил Свое собственное мышление, и постепенно Мои замыслы стали иссякать. В то же время антропный материал, он хоть и высшего качества и уже имеющий в своем распоряжении технику мышления, но как костный материал он в принципе мыслить не может. Поэтому 2000 лет назад Я Сам оставил свою прежнюю макрокосмическую сферу и вошел в сферу человеческого материала, чтобы непосредственно готовить его ко встрече с мышлением.
Почти тысячелетие понадобилось Мировому мышлению, чтобы достичь человеческой сферы, что на историческом плане выразилось в одном событии: в 869 г. состоялся весьма знаменательный церковный собор, на котором было установлено, что человек имеет только тело и душу (а это ведь обычный природный материал), а вот того, что называется дух (это и есть собственно антропный материал, находящийся в непосредственной связи со Мной и Мировым мышлением) – он, оказывается, не имеет. Человечество постепенно охватывалось ощущением оставленности, космической пустоты, гибели богов. С этого момента впервые начинает складываться восприятие Моей сферы как потустороннего мира.
Однако Я уже начал свою работу по сю сторону, и в 12 веке возникла школа мышления, которое в полной мере уже можно назвать человеческим (а не Мировым), поскольку оно достигалось за счет тончайшей техники выработки понятий. Кроме практической реализации аристотелевской логики, новым по отношению к аристотелизму было то, что к этому моменту произошла утрата непосредственной связи с Моей сферой (переживающаяся как иссякание источников Откровения) и это требовало возмещения через выстраивание понятийных лесов как опоры для прежнего содержания Откровения.
* * *
Чтобы понять дальнейшее, нам нужно вернуться в самое начало Моей не совсем уж такой безоблачной истории и осознать как Я Сам появился. Ведь принцип Я, лежащий в основе всяческого самоопределения, целеполагания, творческого замысла и реализации, без чего невозможно говорить ни о какой практичности, не есть что-то безусловное; – некогда Меня в качестве принципа Я не существовало, поскольку Я был в тождестве с принципом не-Я.
Или иначе: Я как сущность Практичности был в изначальном тождестве с сущностью вечного совершенства (завершенности), абсолютной законченности и удовлетворенности всем. Для того, чтобы стать на путь развития (которое, как и принцип Я, тоже не есть нечто безусловное, само собой разумеющееся и даже наоборот, как верно подметил Гегель), Мне нужно было отделиться от абсолютного Совершенства, которое можно выразить через два принципа: Всемогущества и Всеведения. Они далеко неравнозначны и неоднородны, как глубоко различны по своей сути замысел и его реализация.
В начале Я выделил из себя от принцип Всемогущества, еще долгое время сохраняя тождество с принципом Всеведения. Но только отделившись и от него, Я стал Я-принципом (как и самоопределился в Библии: Я есмь Я) и тем самым, стал сущностным Праксисом.
* * *
В этом смысле еще раз отметим, что природный материал был Мной сотворен по образу Моему, но в нем никак не отражен принцип Я, тогда как антропный материал подобен Мне именно в том, что имеет интенцию к Я. Поэтому каждый человек, в отличие от любых других существ, имеет возможность и счастье (иногда несчастье) говорить о себе Я. Так что характеристикой исконно человеческого можно назвать все, что индивидуально, уникально, особенно.
Противоположный принцип, который несет в себе Мой близнец (олицетворяющий принцип Всемогущества), характеризуется обезличенностью, унификацией и массовидностью, что может быть названо принципом машины. Таким образом, антиподом антропного принципа является машинный принцип. Поэтому моего близнеца можно обозначить как Князь машин, а каждое машинообразное, автоматичное и безликое проявление чего бы то ни было есть его проявление.
Теперь становится понятно, что было апофеозом мистериальной драмы в древнегреческом театре: Deus ex machina – выход бога из машины – это отблеск изначального космического акта преодоления Моей единосущности с Князем машин.
Каюсь, коллега, с этого момента у тебя возник смертельный враг, единственное устремление которого – это захват и ассимиляция культуры. Дело в том, что в отличие от Меня, Князь машин, в принципе не способный к развитию, просто обречен на смерть от застывания в собственной завершенности; однако квазиразвитие он может проходить за счет паразитирования и постепенного захвата того материала, который несет в себе Мое подобие.
Сегодня это уже в значительной степени произошло, да настолько умело с его стороны, что большинство людей только рады этому.
Человек + машина = дружба – невозможная формула, пока человек будет наивно полагать, что это он создает машины и они должны ему покорно служить.
Впрочем, спасение Князя машин возможно только через человека, однако лишь тогда, когда он выступит в совершенно новом качестве. А это качество будет достигнуто лишь с решением проблемы моего второго брата, возникшего из принципа Всеведения. Как это возможно – станет понятно лишь в конце нашего рассмотрения.
* * *
Пока же постараемся понять соотношение между моими братьями и каково положение человека между ними.
Пока антропный материал находится внутри культуры – он словно в своей родовой колыбели надежно защищен от захвата Князем машин. А Мой второй братец вовсе не является таким ярко выраженным Моим антиподом, а вместе с тем и антиподом всего человеческого; более того, создание культуры есть именно его рук дело, что отразилось в мифе о Прометее.
Его квазиразвитие заключалось именно в том, что он брал Мое содержание и воплощал его посредством человеческого материала. Конечно же, не нужно понимать миф буквально, что это шло вразрез с Моей волей; напротив, в этом и был Мой замысел, ибо в этом заключалось, прежде всего, Мое развитие. Строго говоря, Прометей вовлекал антропный материал в деятельность по воплощению Моих замыслов; результативность же этой деятельности уже была Моей прерогативой как Творящего Логоса. В этом смысле Про - Метей может быть назван богом метода. Тем самым он является самой сущностью деятельностью.
* * *
Сопосоставим это с вышеизложенным. До Аристотеля вопрос о технике мышления не мог даже возникнуть, поскольку оно для человека было природным процессом. Не ставится же вопрос о технике радуги, технике Луны и т.п., поскольку никому в голову не придет, что он отвечает за наличие этих явлений природы. Но когда Я отделил от Себя субстанцию мышления, можно было ставить вопрос о теории мышления; когда же оно достигло человеческой сферы и стало человеческим достоянием, оказалось возможным основать его практику.
Для этого Мною снова была избрана выдающаяся индивидуальность, которая может быть поставлена в один ряд с Аристотелем; это – Фома Аквинский.
Практичным на этом этапе было мыслить логически. Ибо в этом случае гарантировано, как закон природы, разворачивалась продуктивная деятельность. Заметим, что точно так же, как до Аристотеля не мог возникнуть запрос на теорию мышления, в это время еще не мог возникнуть и запрос на теорию деятельности, поскольку в случае практичного (логичного) мышления, Прометей гарантировал развертывание деятельности.
Чтобы лучше почувствовать столь тонкие вещи, рассмотрим такой простейший пример: человек, имея в кармане две монеты, кладет туда еще две. Ему не надо доставать из кармана все монеты и пересчитывать, сколько станет всего, поскольку он всецело доверяет арифметической операции. Но он даже не задумается, почему благодаря чисто арифметической операции, лежащей в действительности мышления он имеет реальный результат. Почему полученное в мышлении и данное в восприятии должно совпадать? Впрочем, ведь не всегда же совпадает, как в известном примере с двумя лисичками и двумя зайчиками. Но если все же совпадает, значит, кто-то гарантирует этот результат, ибо само собой ничего не происходит. Однако повседневное сознание никогда об этом гаранте не задумывалось. Не зачем, да и нечем. Но тот, кто подошел к тайне практичности, да узнает, что этим гарантом и является Прометей.
Вопрос о его сущности может возникнуть только если появятся проблемы, т.е. что-то начнет не получаться, не сходиться. И постепенно в ходе веков (это уже новое время) проблемы начали появляться.
Когда Мировое мышление утратило со Мной связь, умерло и село на человека, оно уже не могло свершаться как закон природы, но требовало технических усилий со стороны человека. И если человек их не совершает, то умершее мышление само по себе никогда не воскреснет. Хуже того, оно захватывается Князем машин, гальванизируется им и вместо величайшего блага становится для человека чем-то наподобие вампира.
Но и деятельность постепенно села на человечество и в этом смысле Прометей приковал себя к миру людей. И теперь только человеческий герой сможет его спасти. Как? Но об этом дальше.
* * *
Прежде нам нужно рассмотреть, что для своего квазиразвития предпринял Князь машин. А он начал перехватывать отпускаемое Мной мышление через специально препарированных для этого человеческих представителей. При этом изначально живое мышление меняло свою сущность: становилось автоматичным, теневым, отраженным.
Конечно, это не было каким-то недоразумением, а целиком входило в Мои намерения, поскольку в том своем первозданном качестве, когда Мировое мышление было одним из природных процессов, оно не годилось чтобы стать индивидуализированным мышлением, поскольку оно целиком захватывало человека, делало его одержимым собой. Важнейшее же, что Мне было необходимо здесь достичь – это, чтобы пользуясь мышлением, человек не был принуждаем им, оставался свободным.
Потому-то оно и не должно было осуществляться подобно прочим внешним восприятиям, а должно было стать теневым, отраженным. Как бессильно отражение само по себе к чему-то принуждать, таким и должно было в конечном итоге стать мышление; а в качестве экрана выступить должен был носитель принципа Всемогущества. С этой задачей он успешно справился, в результате возник особый язык, который как бы сам мыслил в сознании человека, в течение столетий являясь для него школой мышления. Это латынь, не случайно долгое время бывшая незаменимым языком как для науки, так и для литургии.
Однако Князь машин превысил свои полномочия и начал планомерное наступление на человечество, воплощая через него уже свое содержание.
* * *
Продолжение следует