РАСОВЫЙ ХАРАКТЕР АНТРОПОСОФСКОГО УЧЕНИЯ
[/color]
Антропософия служит делу развития Я-сознания, особенно в том, что антропософы называют «душой сознательной». В этой душе и содержатся все мысли, образующие Я и скрепленные этим принципом.
При этом антропософия является сугубо европейским движением, откровенно «запахнувшимся в одежды» Христианства и провозгласившим Европу главным центром развития человечества. Чтобы совсем придать себе исключительную роль, все восточные мистики и оккультисты были заклеймены как «люциферические», а американские – как «ариманические». И одна только антропософия, белая и пушистая, зашагала «под знаменем Христа».
Причиной такого повышенного чувства собственной значимости явилось развитие Рудольфом Штейнером теософского учения о семи коренных расах и их внутренних циклов. В теософии это учение носит обобщенный характер, подразумевающий под «коренной расой» совокупность всех народов Земли, живущих в один из геологических периодов. Теософия называет «арийцами» всех ныне живущих людей – и африканцев, и китайцев, и эскимосов. Штейнер увеличил подробности, раздельно описав внутри арийского геологического периода семь культурных эпох: пра-индийскую, пра-персидскую, вавилоно-египетскую, греко-латинскую, западно-европейскую и восточно-европейскую. Вот только можно воочию убедиться, что весь ход мировой истории Штейнер сузил до рамок белой расы. По его версии первую культуру пра-Индии инициировали выходцы из областей северо-западной Европы! И далее везде Штейнер показывает, как шла историческая инициация белых людей. А что же все остальные – желтокожие, чернокожие, краснокожие? Они, оказывается, отстали на предыдущих ступенях развития! Причем, видимо, бесповоротно… Чего же еще было ожидать от носителей эгоцентризма? Уместно вспомнить тут строки из пушкинской сказки «Я ль на свете всех умнее, всех румяней и белее?» и ответить рефреном «Ты прекрасна, спору нет, но на свете есть…» и другие люди, которые милее, не смотря на то, что не белее.
Поразительно, что для обоснования высокого и низкого всегда нужен образ врага, для чего вся картина мира намеренно представляется ограниченно дуальной: есть только черное и белое, плохое и хорошее, Запад и Восток. Помилуйте, даже сторон света не две, а четыре. И различных рас человеческих, даже по Штейнеру, шесть! Причем у каждой свои особенности физиологические и психологические, и в контексте Духовной науки было бы естественно говорить о шести способах развития. Но Штейнер концентрируется для своих европейских слушателей только на одном – необходимом Западной Европе, указывая на неприемлемость других расовых способов и упражнений для современного европейца. Но что же это за наука такая, которая так узко специализируется, что все остальные правомерные упражнения огульно порицает?
Европейское Я одержимо манией величия в силу своей собственной природы. Стоит напомнить антропософам слова самого основателя их общества о том, что Я-организация на сегодняшний день является самой неразвитой, если сравнить ее с организацией астральной или эфирной, а тем более физической. Никто не спорит с тем, что Европа играет для всего мира роль сердца, в котором укоренен Я-принцип. Однако божественной мудрости гораздо больше в «презренной» ноге или руке земного организма, и разве народы, олицетворяющие эти руки и ноги потеряли присущую им духовную мудрость и водительство? Сердце находится в середине организма, чтобы играть роль посредника. Когда придет время раскрытия более высоких центров-принципов, через Я-сердце потекут потоки одухотворяющих энергий к первичным нижним центрам и преобразуют их. Нынешнее же Я само по себе бессильно принести что-либо полезное внутренним органам; лучше всего, если оно оставит их в покое, положившись на присущую им древнюю унаследованную мудрость.