Архангел Михаил, попирающий сатану. Алексей Колмогоров (?), ок. 1778 г.
Видите ли, тут науке посвящения открывается прежде всего то, что мы, как сказано, являемся существами, обладающими восприятиями и умом, благодаря тому что живем в четвертой сфере нашей эволюции. Но мы никогда не должны забывать, что люциферическая сила оказывает свое влияние на наш ум (причем мы всегда должны включать в состав этого ума также восприятия внешних чувств). Эти люциферические силы, собственно, внутренне связаны с тем особенным видом ума, который ныне человек еще считает своим собственным, присущим ему умом и больше всего любит возиться с ним как со своей способностью мыслить. И все же человек наделен этим умом только благодаря тому, что то высокое существо, о котором я говорил как о существе Михаила, низвергло люциферические существа вниз, в сферу человека, в четвертую сферу человека; через это, собственно, и вступил импульс разумности. Вы можете почувствовать, что значит этот импульс разумности для человечества, если обратите внимание на безличный элемент нынешнего человеческого ума. Не правда ли, мы, люди, имеем много личных интересов. Мы сталкиваемся в этих личных интересах друг с другом, и мы обособляемся именно из-за наших личных интересов. Но эта индивидуализация тормозится перед властью разумности. В том, что касается разумности, что касается логики, все люди одинаково равны и считаются с этим. Мы не имели бы этой всеобщности, если бы люциферическое влияние, привнесенное благодаря Михаилу, не оказало своего действия на человечество. Мы понимаем друг друга так просто только благодаря тому, что мы имеем общую разумность, проистекающую из люциферической духовности. И вот эта люциферическая духовность возникла потому, что Михаил, так сказать, пронизал, заразил людей люциферической сущностью. Эти люциферические влияния продолжали формироваться дальше в течение человеческой эволюции. Наряду с ними еще многое развилось в человеческом существе. Но еще и ныне эта люциферическая духовность, которую мы называем нашей разумностью, продолжает рассматриваться в широких кругах как самая замечательная способность человека. Каково же было положение вещей, в которое вступил Импульс Христа? Мы можем ответить на этот вопрос, исходя из того, что я уже упоминал. Мы знаем, что эволюция головы стала уже обратной, регрессивной. В отношении своей головы человек до некоторой степени находится в процессе непрестанного умирания. Таким образом, мы можем указать на следующий космический факт: Михаил низверг люциферическую рать в мир человечества; люциферические духи получили как место своего обитания человеческую голову, но — человеческую голову с тенденцией отмирания. Тут эти люциферические существа стали вести непрестанную борьбу против отмирания человеческой головы. И здесь мы касаемся давно известной тайны человеческой природы — тайны, которая была известна в различных формах, но которая почти полностью сокрыта для современного человека. Человек, развиваясь по пути его божественной эволюции, вносит в свою голову непрестанный процесс умирания. Но параллельно этому процессу умирания происходит возжигание в ней жизни со стороны Люцифера. Непрестанно стремится Люцифер сделать нашу голову такой же живой, как и весь остальной организм. Если рассматривать это в плане органики, то Люциферу удалось бы увести человечество с его божественного пути, если бы он смог фактически сделать человеческую голову такой же живой, как и весь остальной организм. Как раз этому должно воспротивиться божественное направление человеческой эволюции. Ибо человек должен оставаться связанным с эволюцией Земли, чтобы он в смог затем пройти через эволюцию Юпитера, Венеры и Вулкана. Если бы Люцифер достиг своей цели, то человек не смог бы пройти предначертанный ему путь развития, но был бы частицей такого космоса, который насквозь пронизан разумностью. Постоянная работа Люцифера, с физиологической точки зрения — извлекать жизненные силы из нашего организма и посылать их в голову. С психологической точка зрения, Люцифер постоянно стремится придать содержанию нашего разумения, которое ведь заключает в себе только мысли и образы, субстанциональный характер. То, что я изложил выше, я теперь излагаю с точки зрения души: Люцифер имеет постоянную тенденцию придавать реальное субстанциональное содержание тому, что мы создаем как образ в нашем духе, если угодно, художественный образ; пропитать наши мысли и представления привычной земной реальностью. Тем самым он стремится достичь того, чтобы мы как люди покинули реальность и унеслись в некую мыслительную действительность, которая стала бы реальностью, а не оставалась бы просто идеей. Эта тенденция все время связана с нашим человеческим существом, дабы реализовались наши фантазии, и прилагаются величайшие мыслимые усилия, чтобы превратить наши человеческие фантазии в реальность. GA 194 http://www.obraz.org/index.php?menu=search&list=on&icon_id=318 |