АСТРОЛОГИЯ И ЦИВИЛИЗАЦИЯ НА РУБЕЖЕ VII-V ВЕКА ДО НАШЕЙ ЭРЫ
Поворот от психического восприятия к рассудочному не был плавным и незаметным. Достаточно обратить внимание на тот факт, что в это время на Востоке родились Гаутама Будда, Лао Цзы и Конфуций, на Западе Орфей, Пифагор, Ферекид Сиросский и Платон. Воистину, тогда наступила эпоха философии. Что же такое философия? Философия попыталась выразить содержание мистерий на языке рассудка, так чтобы человек, не способный к мистериям, не утерял возможность глубокого понимания мира.
На Востоке переход к новой эпохе совершил Гаутама. Он радикально отвергнул ведийскую модель восприятия мира, построенную именно на духах и устроении человеческой жизни во взаимодействии с ними. Бескомпромиссно Будда указал на новую цель, соответствующую восходящему пути – он указал на нирвану. В дальнейшем буддизм лег в основу оттачивания философских школ мысли а также и университетов, активно занимавшихся логикой, астрологией, медициной, не оставляя и дхарму. Его миссией было повернуть колесо всеобщей истории, поэтому он провозгласил примат разума и познания через опыт. Помимо буддизма, в Индии формируются целых шесть школ философской мысли разной направленности.
Так было в Индии. В столь же древнем и умудренном Китае шаманический культ уступает место написанию книг народной мудрости, которые позже Конфуций превратил в канонические. В том числе создается и знаменитая «Чжоу и», Книга Перемен, которая лаконичным образом синтезировала мощную натурфилософскую школу с народной мудростью комбинациями, применив для этого всего несколько абстрактных символов. Абстрактное мышление весьма интенсивно стало развиваться в виде нумерологии и комментирования «Чжоу и». В рассматриваемое нами время зародились две главные школы Китая: даосизм Лао Цзы резко консервативно отнесся к переменам, конфуцианство же, хоть и после смерти своего основателя, но было востребовано новой цивилизацией.
На Западе пифагореизм привил учившейся думать цивилизации математику, «царицу наук». Но история пифагорейского наследия неотделима от орфизма. Оба учения стали говорить о единичной человеческой душе, путешествующий с небес на землю и обратно. Б.Ван-дер-Варден пишет в «Рождении астрономии»:
«Авеста» учит, что праведные души после смерти не только получают вознаграждение, но и восходят на небо. Аналогичное учение встречается и в Греции.
Эпихарм, сицилийский поэт, писал: «Если ты хорош в глубине души, тебе не грозит болезненная смерть. В высотах неба дух будет обитать вечно». Точно также в надписи, посвященной павшим в битве при Потидее говорится: «Эфир примет их души, как земля принимает тела».
Платон также учит, что душа бессмертна и что праведники восходят на небо. Его большой диалог «Государство» завершается величественным мифом, в котором описано, как души умерших попадают в таинственную область, имеющую один путь вниз и один путь наверх: праведники поднимаются на небо, а грешники спускаются под землю, где они наказываются десятикратно за совершенное зло. Все это в большой степени напоминает суд Ахура Мазды над душами и мост Чинват, по которому праведники проходят на небо, в то время как грешники проваливаются в пропасть. «Демонический луг» Платона, где собираются неродившиеся души, чтобы выбрать свою судьбу, напоминает цветущий луг в «Хадохтнаске», где умершие встречают свои бессмертные души.
Сам Платон подчеркивает восточное происхождение этого мифа, представляя его как видение некоего памфилийца, чье тело лежит как бы мертвое на поле битвы, а душа прозревает великолепие космоса и судьбы душ…
Мне кажется, что здесь мы прикоснулись к глубочайшим религиозным корням гороскопной астрологии. Душа спускается с неба, где она принимает участие в обращении звезд. Она объединяется с телом и образует вместе с ним живое существо. Этим объясняется то, каким образом характер человека оказывается зависимым от неба.
В «Федре» Платон описывает, как Зевс и 11 главных богов управляют своими боевыми колесницами в небесах; двенадцатая Гестия остается дома. Вместе с ними отправляется небесное воинство: боги и демоны, сопровождаемые всеми душами, которые захотели следовать за богами. Когда затем души теряют свои крылья и падают на землю, они следуют на протяжении жизни, на сколько это возможно, за тем богом, за которым они следовали на небесах. Для тех кто находился на небе в свите Ареса, легким будет убийство, и то же самое касается других богов. Разве это не чистая астрология?» - восклицает Ван-дер-Варден.
А ведь небеса не были абстрактным понятием. Нет, они понимались как три реальных сферы Солнца, Луны и звезд. Каждая сфера – целый мир, где душа встречает определенных духов и переживает существенные испытания, переживания и превращения! Если жизнь души в земных условиях считать однородной в состоянии, переживаниях и деятельности, то вне земного тела душа живет в три раза более активно и разнообразно.
Итак, человеческий разум, отвратившийся от мира богов и духов, обратился на самого себя. В центр познания встал сам человек. И семь великих мудрецов Греции, собравшись однажды, после диспута признали величайшими истинами «Ничего лишнего» и «Человек, познай себя». Астрономия перестает обслуживать культ богов и обращается к единичному человеку, а древние боги становятся свидетелями на небесах того, что за человек родился в мир. Нарождается зодиакальная гороскопная астрология, которая распространяется очень бурно и повсеместно. Помимо астрологии, признание получают и другие «дети» астролатрии – механика, геометрия, физика и её величество философия. Но астрология продолжала хранить в себе древнее понимание мира, ставшее эзотерическим, скрытым от взоров.