Предлагаю, если Вы приехали в Дорнах на трамвае или на поезде, не ловить сразу автобус, а пройтись чуть назад (точнее, направо), к тому месту, где в городок входит Bruggstrasse, к мостику через простите-не-знаю-как-называется речушку или канал. Если вы едете на автомобиле, въезжать в Дорнах вы будете именно по этой улице. С этой точки зрения отлично видно, насколько Гетеанум гениально вписан в ландшафт окружающих гор.
Дальше, конечно, можно вернуться на станцию и сесть на автобус (или прямо подняться в гору к Гетеануму), но тем, кто не боится ходить пешком, я бы предложил подходить к Зданию по улице Oberer Zielweg (для этого, правда, придется сделать немалый крюк, добравшись по Bruggstrasse почти до Старого Дорнаха). Но именно со стороны Oberer Zielweg Гетеанум лучше всего раскрывается на подходе. Рекомендую тут же обратить внимание на трансформаторную будку - только подходя по Oberer Zielweg, вы сможете по достоинству оценить, как форма этой простой постройки связана с формой основного Здания.
(к сожалению, фотографии с этой точки мне обнаружить не удалось, а сам я был там без фотоаппарата...)
И, кстати, нет никакого смысла рассматривать Гетеанум со стороны западного фасада (хотя большинство фотографий - именно с этой точки). Почти очевидно, что этот фасад - не для того, чтобы люди на него смотрели, а для того, чтобы Здание само смотрело в мир... Да ведь вы и не сможете так просто зайти с запада, там крутой откос и нет дорожек - а ведь благоустройство территории разрабатывал тоже Штайнер. Все равно сначала нужно подняться по Ruttiweg и подойти к южному входу. Вот именно этот фасад и имеет смысл в первую очередь. Кстати, обратите внимание на то, как движение форм этого фасада повторяет движение Скульптуры... не сами формы, а именно движение.
В этом, кстати, одна из причин непонимания и отрицания архитектуры Штайнера т.н. специалистами. Эти специалисты (говорю как специалист) умеют мыслить либо в категории формы, либо - если понимают наконец-то бесперспективность такого мышления - ударяются в концепцию "преодоления формы". Увидеть и понять движение в архитектуре как самостоятельную сущность - это ведь нечто другое, в архитектурных школах этому не учат.