Антропософский форум > Антропософия
Влияние искусств на семичленного человека
Alrock:
Об Архитектуре..
Теперь рассмотрим архитектуру и влияние на нее. В 3000 году до Р.Х. строились пирамиды, в 2000 году до Р.Х. возникли шатровые постройки (эпоха Авраама). В 1000 году до Р.Х. закладывался храм Соломона. В 1000 году после Р.Х. должно было прийти то новое, что не смогло пробиться сквозь противодействующие силы Люцифера и Аримана. Мы видим норманнов, распространившихся по Западной и Средней Европе из Скандинавии. В своих деревянных постройках они пытались выразить нечто, что не смогло прийти к полнейшему развитию. Определенные линии этих построек были предрасположены к этому, но не последовало их дальнейшей разработки, поскольку этому воспрепятствовало ариманическое влияние. Вместо этого пришла мавританская культура и архитектура Кордовы и Гранады, подковообразные и стрельчатые арки, вытеснившие истинно христианские круглые арки романской архитектуры. В мавританской культуре антихристианский элемент можно непосредственно видеть в заканчивающихся острием арках, которые, естественно, должны были бы быть круглыми. Это ариманический знак. Так Ариман действовал в архитектуре, как Антихрист, заместив круглую романскую арку подковообразной или стрельчатой. Так действовал он через мавров, а также турок. Он не позволил осуществиться развитию искусства норманнов, чьи деревянные постройки, возводимые ими по всей Европе, не смогли принести миру то, что должны. Так случилось, что в отличие от смены тысячелетий других предшествовавших времен мы не находим построек 1000 года.
Но сейчас нужно создавать архитектуру для нового тысячелетия заново. Теперь мы должны выразить круглые линии, которые в норманнских постройках подавил Ариман. Нам надо высвободить определенные линии, которые можно было найти у норманнов, и придать их нашему зданию в Дорнахе как истинному продолжению этих деревянных построек.
Человечеству в Европе предстоят ужасные времена. Мы знаем, что, едва минет первая треть этого столетия, станет виден Христос в эфирном облике и это даст мощный импульс рядом со всеми низменными, тянущими вниз склонностями этого века. В более древние времена, например около 1000 года, люди, поскольку не имели в себе по-настоящему осознанного импульса Христа, вынуждены были верить тому, что внушали им Люцифер и Ариман. Но у нас нет нужды в такой вере, нам следует принять новый импульс Христа добровольно, и тогда мы сможем оказать сопротивление Люциферу и Ариману. В XX веке Люцифер и Ариман будут особенно стремиться завладеть именем Христа. Люди будут называть себя христианами, не имея в себе уже никаких следов истинного христианства; и они будут неиствовать против тех, кто придерживается не только того, что, согласно изложению Евангелий, некогда высказал Христос, но к которым относятся Его слова: «Я с вами во все дни до скончания земных времен», кто обращается к живому, продолжающему действовать импульсу Христа. Будут сильно неистовствовать против таких людей. Когда приблизится 2000 год, воцарятся заблуждение и опустошение. И тогда также и от нашего дорнахского здания не останется и щепки. Все будет разрушено и опустошено. Мы будем созерцать это из духовного мира. Но когда наступит 2086 год, то повсюду в Европе можно будет увидеть постройки, посвященные духовным целям, и они будут отображениями нашего дорнахского здания с его двумя куполами. Для таких построек, в которых станет процветать духовная жизнь, наступит золотой век.
Из лекции в Штудгарте, 7 марта 1914 г. GA284.
urga:
Насколько я понял одну лекцию Штейнера, он соотносил живопись с душой чувствительной (т.е. с эфирным началом), музыку с душой характера (с астральным началом) и архитектуру с душой сознательной (т.е. с Я-ментальностью). Я бы от себя заметил, что архитектура и скульптура скорее отражает минеральное, плотское, тогда как к феномену "Я" больше подходит театр.
Sergei:
Freie Malschule Dornach (Школа свободного времени Dornach)
--- Цитировать --- «Цвет — это месть богов Люциферу», — сказал мне как-то д-р Штайнер в разговоре о целебной силе живописи, который состоялся у нас по поводу моей работы. Смысл его слов сделался мне понятен лишь впоследствии. Светоносец, который заключает свой свет в обособленном переживании человеческого сердца — в жаре страсти, в богатстве оттенков чувств, — оказывается просветленным через объективное переживание цвета и приносится в жертву миру. Когда Христов дух из космоса проникает в достигшее успокоения сердце, дух обособленного существования выбирается из своего плена в мир и становится чистым Святым Духом. .
--- Конец цитаты ---
--- Цитировать ---Поэтому цвет может оказывать целящее и освобождающее воздействие. (И потому также нередко мы видим, что сентиментальные, люциферические люди испытывают неприязнь к интенсивным цветам.)
«Если в наше время не будет культивироваться сущностное переживание цвета и механистические теории о природе цвета будут и дальше жить в человечестве, в мир явятся дети, у которых уже не будет органа для восприятия цвета. Через цвет дается откровение жизни. Человечество же окажется более не в состоянии видеть цвет, как оно уже не в состоянии видеть действующих в природе элементарных духов. Мир сделается серым», — сказал д-р Штайнер.Воспоминания о плодотворной работе прошлых лет Маргарита Волошина
--- Конец цитаты ---
В Европе активно работают и в этой сфере. А в России …
Sergei:
Роза 1993 Герард Вагнер
--- Цитировать ---Когда-то на заре времен.
Предстал
Пред очи духа неба
Дух земного бытия.
И рек, взмолясь:
Умею говорить
Я с духом человека,
Но теперь
Иного чаю языка,
Чтоб сердце мира
Им говорило сердцу человека.
И даровал благой небесный дух
Просителю земли –
Искусство.
Рудольф Штейнер
--- Конец цитаты ---
--- Цитировать --- Из указаний Рудольфа Штейнера:
- Все душевное в мире есть цвет
Тем самым поставлен ворос о сушьности цвета
- Учиться экспериментировать в сфере фантазии
чтобы через сравнительное наблюдение обозреваемых явлений постепенно выработать объективность. Ибо само собой разумеется, здесь речи не может идти о произвольной фантазии, но лишь о той живой силе воображения из которой с неисчерпаемой полнотой рождаются все природные формы. Эта творящая в подвижных силах равновесия живая фантазия управляется внутренним законом: принципом метаморфоза.
НОВЫЕ ПУТИ В ЖИВОПИСИ Элизабет Вагнер, 1997 г.
--- Конец цитаты ---
Даниил:
Мне известно следующее соответствие между видами искусств и сущностными членами:
архитектура - физическое тело
скульптура - эфирное тело
живопись - астральное тело
музыка - Я
искусство речи - душа ощущающая
искусство движения - душа рассудочная
социальное искусство - душа сознательная.
(причем последнего еще не существует, хотя подходы уже есть)
Как можно видеть, первые три и последние три образуют пары (на основе соответствий телесных и душевных членов)
Мой опыт исследований и практика в этой области (по крайней мере в первых трех искусствах) дает основание считать, что эта классификация дает достаточно продуктивные основания для работы. Однако просто рассказывать об этом - долго, занудно и вряд ли кому поможет. Так что могу продолжить, только если будут конкретные вопросы.
Навигация
Перейти к полной версии