Хочу высказать благодарность Бондареву Г.А. за его согласие отвечать на вопросы и задать свой –
Свободны ли Люцифер и Ариман?
Хороший вопрос! Присоединяюсь.
Быть свободным означает для существа, что оно
уже достигло определенной ступени, восходя к высшему духу.
Условием такого восхождения является
наличие возможности стать свободным.
Возможность эта обусловлена
способностью делать выбор между добром и злом. Выбор же возможен при условии, что существо способно творить как добро, так и зло.
Такая способность возникает в случае тесной связи существа с материальным миром. Для этого необходимо, чтобы существо низвергло свое «Я» в чувственный мир.
Это сделал человек, потому он может стать свободным.
Люцифер и Ариман также сделали это, и потому они тоже могут стать свободными.
Различие между человеком и ими состоит в том, что человек с определенной ступени развития способен мотив своей деятельности целиком обретать в себе и потом решать: совершить ли ему доброе или злое дело.
Хорошие дела Люцифера и Аримана всецело обусловлены
объективной мировой необходимостью. Бог включил их в эволюцию как необходимый для нее элемент. Ариман косолидирует материю, вызывает в мире смерть. Он – Бог смерти, без которой невозможно обновление мира, творение в нем нового, метаморфоза форм духовно-материального бытия.
Люцифер вызвал индивидуализацию человека, даровал ему фактически возможность стать свободным, возможность художественного творчества.
Все это они делают не потому что лично стремятся к добру. Они эгоисты и думают только о себе. Но Бог направил их деятельность так, что она служит миру.
Все, что они делают по собственному побуждению, для человека оборачивается злом. Обратиться к индивидуально осознанному творению добра они когда-то смогут только с помощью человека, научась этому от него.
А пока он находится в опасной связи с ними в силу совместного с ними отношения к материи, к майе, к небытию. Дух сгущается до материи, отрицая себя. Так возникает зло, противостояние и – борьба.
В духовном мире нет пустоты, там все наполнено Я-сознаниями. Чтобы дать бытие новым существам, Бог пошел на отрицание себя, породил ничто, пустое отражение реальности. И в том отражении человек обрел обрел малое рефлектирующее «я». Поскольку же все в мире управляется духом, то потребовались существа, ведущие мир отражения.
Следует еще заметить, что во всех 9-ти Иерархиях имеются существа люциферического и ариманического рода. Стать свободными могут лишь те из них, которые поднимутся из Иерархии Ангелов, отставших Ангелов. Выше их близость к материальному и у отставших существ, ослабевает и исчезает (с точки зрения местоприбывания «Я»); отставание существ, противопоставление ими себя нормально развивающейся Вселенной принимает характер жертвы.
Иерархические существа находят свое высшее блаженство в том, чтобы творить волю Бога, если они проходят нормальное развитие. О том, что они и как переживают, мы не можем составить себе никакого представления. И потому было бы филистерством заниматься апологией зла. Зло – не условность. Оно стремиться идти до конца и человека вырвать из нормальной эволюции, полностью погасить как самосознающую монаду.
В целом мы тут имеем дело с так называемой «неизреченной тайной зла». Уже пару тысячелетий она мучает разум человека. Рудольф Штайнер эту тайну изрек, но пока что, кажется, никто не смог охватить познанием изреченное им. Но когда-то кто-то это сделает.
P.S. А я благодарю Mari за ее желание вопросы ставить.