Антропософский форум > В потоках времени

Чюрленис

(1/4) > >>

Denken:
Доброго времени суток, всем! Кто он? Ответы из Wiki не предлагать!

Владимир:
Николай Константинович Чюрленис (1875-1911) был гениальным художником и композитором. Чюрленис пытался синтезировать музыку и живопись. К сожелению очень короткая его жизнь не дала этой индивидуальности расскрыться полностью. Известно что мистицизм Чюрлениса был сродни теософскому восприятию мира. А не умри так рано, то вполне возможно, что Чюрленис пришел бы и к антропософии.

happy:
Интересно посмотреть на наследие Чурлениса, поставив его в один ряд с цветомузыкой Скрябина и иже с ним. С одной стороны видно, что эта талантливая плеяда привнесла в нашу цивилизацию новый инстумент, да к тому же не в науке-технике, а в искусстве. С другой стороны, благодаря новому инструменту прорывается из предроденного состояния новый контент, новое ранее непроявлявшееся содержание.

Мультимедия - так назвали бы творчество Чюрлениса, появись оно сейчас. Акцент получился бы на инструментальную составляющую. Однако Чюрленис ушел век назад, не оставив нам соблазна "закатать" его в ковер нашего пристрастия к технологизму. К тому же, он своими сюжетами и через сотню лет после своей "точки с запятой" продолжает смеяться над любителями CD-ромов и жертвами интернет-зависимости.
Эта картина Чюрлениса (спасибо уважаемому Sergei) одарила меня замечательным размышлением.

Лучи, исходящие из этих глаз,  "подсветили" мою грядущую старость. Хотя до нее с уверенностью 2-3 десятка лет, мне стоит понимать уже сейчас, что в своем человечьем содержании мне же предстоит создать в то время, когда активная социальная деятельность уже не будет колеей, которой надлежит следовать. Фары быстро летящего автомобиля времени жизни выхватывают силуэт старости. Откуда истекает этот "дальний свет", и что же он освещает в позитиве? Молитвы! Именно молитвы станут тканью повседневного бытия состарившегося человека. Суть молитв в том, что в них и их содержание, и их форма едины-неразрывны и не противоречат друг другу.

В средние свои годы, годы акме, сколь часто мы отмечаем противоречия формы и содержания. Сколь силимся свести форму и суть воедино. К тому же средние годы дают нам инструменты - казалось бы - для этого. Этих инструментов нет у нас в молодые годы. Только не сводится жизнь к инструментам и моделям...
Чюрленис ушел на "горке" жизни, когда первая ее половина переходит во вторую. Все, что он рисовал, и то, как он рисовал, было посевом на лужайке времени. Для него, для нас.

Sergei:


Фуга Чюрленис  Прежде всего хочется отметить уникальность и самобытность творчества Чюрлениса. Ни до, ни после него нет художника приблизившегося к этому уровню. В море творчества он стоит одиноким утесом, неизвестно, как и неизвестно откуда, оказавшемся здесь.
Следы христианства обнаружил только на этой картине, и правильно было бы назвать тени христианства, т.к. образы с трудом вычленяются в предлагаемом сюжете.
Зато языческие и ветхозаветные мотивы, и образы гностического оттенка представлены широко. И в соединении с изобразительной техникой оказываются масштабной иллюстрацией огромного духовного периода развития мира.
В соединении с фактами Духовной науки поражает точность и детали картин, цветовой ряд, композиционное решение, как бы всплывающее из туманных глубин сознания. Ощущается мудрый взгляд из далекого, далекого прошлого, живущего в нас глубоко в подсознании, как чувство чудесного, переживаемого, как сумрачная ирреальность, как тоска по магии.

Словно во сне, мы зачарованы образами, цветом, формой и композицией. Об этом говорят многие зрители.
Если уйти от этих придыханий и ощущений, то надо говорить о земле, о народах которые на ней живут и о миссии этих народов.
Только так можем стать на твердую почву определений и фактов. Остальное тонет в пучине субъективного

happy:

--- Цитата: Sergei от 29 Нояб. 2009, 14:29:27 ---<...>В море творчества он стоит одиноким утесом, неизвестно, как и неизвестно откуда, оказавшемся здесь..
Следы христианства обнаружил только на этой картине, и правильно было бы назвать тени христианства, т.к. образы с трудом вычленяются в предлагаемом сюжете.
Зато языческие и ветхозаветные мотивы, и образы гностического оттенка представлены широко. И в соединении с изобразительной техникой оказываются масштабной иллюстрацией огромного духовного периода развития мира. <...>
--- Конец цитаты ---
Представляется закономерным, что для Чюрлениса христианский мотив проявляется "как тень" с трудно вычленяемыми образами. Вот, на мой взгляд, почему это так: он шел к христианству... В его языческих и ветхозаветный сюжетах сиял луч, его инспирирующий. Подойдя к "горке" человеческой жизни, этот луч подсветил ему, что в контекст его работ должно быть поставлено его Я, чтобы сверкнуть оттуда. И христианство раскрыло себя ему - при этом он прошел через "точку с запятой". Такой человек, как драгоценный камень, мог быть только один. Как Пушкин в русском языке.

Ничего удивительного, что Чюрленис жил и творил именно в тех местах, которые приняли христианство значительно позднее своих соседей. Языческие мотивы воспринимались в тех местах как драйв, в то время как христианство могло восприниматься как твердокаменная догма. Сейчас нечто подобное можно наблюдать на Нижнем Урале среди русских (!) - surprise-surprise...

--- Цитата: Sergei от 29 Нояб. 2009, 14:29:27 ---<...>В соединении с фактами Духовной науки поражает точность и детали картин, цветовой ряд, композиционное решение, как бы всплывающее из туманных глубин сознания. Ощущается мудрый взгляд из далекого, далекого прошлого, живущего в нас глубоко в подсознании, как чувство чудесного, переживаемого, как сумрачная ирреальность, как тоска по магии.
Словно во сне, мы зачарованы образами, цветом, формой и композицией. Об этом говорят многие зрители.
Если уйти от этих придыханий и ощущений, то надо говорить о земле, о народах которые на ней живут и о миссии этих народов.
Только так можем стать на твердую почву определений и фактов. Остальное тонет в пучине субъективного
--- Конец цитаты ---
Пером и красками Чюрлениса были возвышенные существа. Нам повезло приобщиться к тому, что они оставили людям в дар. Инспирация одного человека стала богатством цивилизации.

Навигация

[0] Главная страница сообщений

[#] Следующая страница

Перейти к полной версии