Антропософский форум > В потоках времени
Чюрленис
Sergei:
Архонты ("рексы").
Сотворение мира.
--- Цитировать ---Есть желание занятся дешифровкой, или и так всё понятно?
Ондатр, 25 авг 2012
Молчание, видимо, означает отсутствие интереса ).
На всякий случай: Микалоюс Константинас (Николай Константинович) Чюрлёнис (1875-1911). Художник-символист, композитор, стоит у истоков литовского национального возрождения, и, наряду с Кандинским, - абстракционизма. Человек глубокого мистического дарования, приведшего, как это не раз случалось, к смерти в психиатрической лечебнице.
"Мы можем лишь едва угадывать первоначальный ужас, что принесло Чурлянису всё более раскрывающееся ясновидение, приведшее его впоследствии к созданию «Рая», где он вновь, хотя и по-новому, говорит о том, что некогда видели Филиппо Липпи и Фра Беато Анджелико. Он слишком ясно видел и слишком много знал…" — Б. Леман, 1912
Ондатр, 25 авг 2012
Все эти техники, направления живописи, которые изобретали художники-визионеры, сродни кликушеским голосам, голосам сивилл, часто даже чревовещанию (сюрреализм вдохновил на это сравнение ) ). Форма должна тронуть зрителя, чтобы он сосредоточился на содержании или просто срезонировал на картину.
Художник может воплощать то, что видит. Это преимущество художника. Да я даже не знаю, расшатал ли себе Чюрлёнис психику творчеством или спасался им.
Он ведь был не очень хороший рисовальщик. Вполне возможно, образы, которые он видел, были более детальными и сложными, чем он их изображал. Но он, наверное, был честным, и писал то, что сохранил в памяти, ничего не домысливая и не дорисовывая? Впрочем, это тоже неизвестно.
Мила, 25 авг 2012
Меня прежде всего интересует то, что Чюрлёнис попытался передать целостный мир, пласт архетипической реальности. И язык которым он хотел говорить был языком архетипов.
Недаром целый цикл Сотворение мира (задуманный на сотню картин, Чюрлёнис хотел писать его всю жизнь. Подчёркивал, что речь идёт не о нашем "библейском" мире).
О том, что это за мир можно попытаться догадаться. Распростёртая длань демиурга в первой картине цикла (с польской надписью "Да будет!") это длань левой руки.
Ондатр, 25 авг 2012
--- Конец цитаты ---
http://forum.arimoya.info/threads/%D0%9C%D0%B8%D1%80%D1%8B-%D0%A7%D1%8E%D1%80%D0%BB%D1%91%D0%BD%D0%B8%D1%81%D0%B0.1643/#post-38272
Миры Пра-пра-пра-Адама, вот что несет нам творчество Чюрлениса.
--- Цитировать ---Земной шар ("желток") полупогружён во вселенские воды. Непрозрачная тёмная оболочка-скорлупа на верху (на северном полюсе) расступается во врата-портал - престол Рекса.
Во втором уровне реальности это гористый пейзаж у вод. Облака образуют рисунок небесных континентов, подобный континентам на шаре.
На третьем уровне они же - водные потоки, там на "небесах" то ли города то ли горы и бесчисленные восходящие солнца - потоки реальности.
Ондатр, 25 авг 2012
Выше следуют ещё четыре "небесные сферы": сфера "планет" (точнее, лун в затмении), сфера комет, сфера ангелов, сфера звёзд. И над всем этим, уже в другой реальности, огромные Солнце и Луна.
Ондатр, 26 авг 2012
Ну, Максим, левой так левой. Правота и левизна - это тоже наши, "библейские" категории.
Да, Чюрлёнис сработал в этой картине как хороший картограф.
Мила, 26 авг 2012
Все дешифруй (что еще не успел), и как можно подробнее, с параллелями в разных мифологиях.
Василий, 26 авг 2012
Удивительный художник.
plot, 26 авг 2012
--- Конец цитаты ---
Так поклонники Даниила Андреева рассматривают творчество художника.
--- Цитировать ---Если внимательно посмотреть, лодку и пристань можно увидеть там, под ногами колосса.
Говорят, орлы, когда парят там, в выси, видят внизу каждую мышку, выбежавшую из норки. Меня всегда поражало их зрение. Ведь мышка оттуда, с этой нечеловеческой высоты, такая маленькая... Видимо, размеры деталей на каком-то рубеже перестают иметь значение, детали получают другие качества.
Духовное зрение, видимо, имеет то же свойство. Оно охватывает детали, которые нельзя увидеть простым зрением. Глядя на эту лодку, можно понять, как велик был масштаб видения.
Мила, 26 авг 2012
Кстати, надпись на постаменте на алфавите придуманном Чюрлёнисом читается как "Рекс". Во всяком случае так её читает Ландсбергис (буквы икс в дошедшем до нас алфавите нет).
Ондатр, 26 авг 2012
И думается мне, что это не тот Рекс, который изображён предыдущей картине.
Ондатр, 26 авг 2012
Фигура на ступенях пристани приветственно распростёрла руки. Много света, вода вокруг превращается в серебристо-молочную субстанцию. А за спиной фигурки на пристани бесформенная темнота. Но темнота может быть такой глубокой от невозможности передать силу света.
Никогда "вживую" картин Чюрлёниса не видела, поэтому много чего домысливаю.
Мила, 26 авг 2012
--- Конец цитаты ---
Галина:
Sergei!
Спасибо за выставленный материала!
Сегодня утро посвящено МИРАМ ЧЮРЛЕНИСА!
КРАСИВО!
Для меня СИМВОЛИЗМ пока не очень открыт: только и могу уловить ощущение красоты и грандиозности.
Немаловажно ВИДЕТЬ!
Вот у Чюрлениса СТРЕЛЕЦ:
Вот ТУТ - МИССИЯ СТРЕЛЬЦА:
Видимо, возносил Чюрленис ЧАШУ ГРААЛЯ...
--- Цитата: Sergei от 04 Авг. 2012, 06:54:28 ---Рождество
Стрелец (Sagittarius)
--- Цитировать ---«Идти вперед от Гавриила к Михаилу». Данный девиз относится к знаку Стрельца, представляет его искупление. Действительно, он символизирует те усилия, которые должен предпринять человек, чтобы подняться от своей лунной, или габриэлической, иначе говоря — бессознательной природы, к природе сознательной, т.е. солнечной или михаэлической. Лунная природа представляет коллективное сознание, традиции, прошлое, на которые опирается человек. Природа солнечная указует на индивидуализацию, творчество, несущее в мир новизну. Чем поддаваться собственной животной природе (лунная пассивность) и всему, что знакомо и успокаивает, необходимо открыться переменам и подняться над повседневной жизнью через свободно избранную духовную работу (солнечная активность). Это приносит нам познание того, кем мы являемся, и той роли, которую мы можем сыграть внутри человечества. Мало-помалу мы оставляем собственное эго и стремимся соединить себя с нашей Душой, нашим высшим «Я».
Один из девизов Грааля — «идти вперед от Гавриила к Михаилу…»
--- Конец цитаты ---
--- Конец цитаты ---
Навигация
Перейти к полной версии