Антропософский форум > В потоках времени
Чюрленис
Sergei:
--- Цитата: happy от 30 Нояб. 2009, 22:31:33 ---Представляется закономерным, что для Чюрлениса христианский мотив проявляется "как тень" с трудно вычленяемыми образами. Вот, на мой взгляд, почему это так: он шел к христианству... В его языческих и ветхозаветный сюжетах сиял луч, его инспирирующий. Подойдя к "горке" человеческой жизни, этот луч подсветил ему, что в контекст его работ должно быть поставлено его Я, чтобы сверкнуть оттуда. И христианство раскрыло себя ему - при этом он прошел через "точку с запятой". Такой человек, как драгоценный камень, мог быть только один. Как Пушкин в русском языке.
Ничего удивительного, что Чюрленис жил и творил именно в тех местах, которые приняли христианство значительно позднее своих соседей. Языческие мотивы воспринимались в тех местах как драйв, в то время как христианство могло восприниматься как твердокаменная догма. Сейчас нечто подобное можно наблюдать на Нижнем Урале среди русских (!) - surprise-surprise...
--- Конец цитаты ---
Воспринимаю мир Черлениса, как девственный мир. Теософия - восприятие мира поророжденнное Люцифером. Современное восприятие окружающего мира пронизано смертью - Ариманическое. Антропософия готовит будущее восприятие, осененное осознанием Христа. И до этого всего был мир, вот его то и видим мы на картинах Полуночного солнца, его несут нам через века народы балтики. Мир мегалитической культуры, всего лишь эхо, дошедшее до нас с тех времен.
happy:
Как Чюрленис изобразил молитву?
Sergei:
Дружба. Чюрленис
--- Цитата: happy от 02 Май 2010, 20:44:20 ---Как Чюрленис изобразил молитву?
--- Конец цитаты ---
--- Цитировать ---А что за свет в руках женщины из самой “Дружбы” и почему она так призрачно темна? Красавица, с чертами Нефертити, этого вечного, воплощенного в камне образа женской нежности и обаяния,- неужели она сама по себе не может осветить и согреть своей дружбой? Но нет... Нужно нечто бестелесное и отделенное от человека, чтобы хоть чуть осветились и ожили ее черты. Путь к счастью дружбы, путь из тьмы одиночества - вне человека. Где же он?
Человек опустошен, лишен содержания, перенесено это содержание на фантом потустороннего бога, который затем снова дает кое-что человеку и природе от своего избытка,- это же религиозность! Все нравственно-возвышенное, все благородное, все истинно человеческое принадлежит... не человеку, а именно созданному им потустороннему фантому. Поэтому фантом представляется необходимым условием нравственного возрождения человечества и всякого общественного прогресса.
Так иной атеист в стремлении спастись от одиночества и пустоты жизни доходит до богостроительства:
--- Конец цитаты ---
--- Цитировать ---“Виноваты ли мы, что каждое “я” теперь сделалось особенным, одиноким, оторванным от другого “я”, и потому непонятным ему и ненужным? Нам, каждому, страстно нужна, понятна и дорога наша молитва, нужно наше стихотворение - отражение мгновенной полноты нашего сердца. Но другому, у которого свое заветное “свое” - другое, непонятна и чужая молитва. Сознание одиночества еще более отрывает людей друг от друга. Мы стыдимся своих молитв и, зная, что все равно не сольемся в них ни с кем,- говорим, слагаем их уже вполголоса, про себя, намеками, ясными лишь для себя... Явись теперь в наше трудное, острое время стихотворец, по существу подобный нам, но гениальный,- и он очутился бы один на своей узкой вершине; только зубец его скалы был бы выше, - ближе к небу, - и еще менее внятным казалось бы его молитвенное пение. Пока мы не найдем общего бога или хоть не поймем, что стремимся все к нему, единственному, - до тех пор наши молитвы, - наши стихи, - живые для каждого из нас, - будут не понятны ни для кого”.
У Чюрлениса, казалось бы, есть живописный аналог этого стона.
Чюрленис С. Воложин
--- Конец цитаты ---
Все его твочество - это молитва.
Sergei:
Жертвенник Чюрленис
--- Цитировать ---С огромной высоты взираем мы на землю, когда перенесемся воображением в ту точку зрения, что выбрал Чюрленис для “Жертвенника”. Опять, как в “Рексе”, строение немыслимых размеров, опять пустое море и безлюдье. И тишина. Но это ожидающая тишина. И взгляд вниз - не отчужденный из-за высоты, а ищущий, внимательный. Видно много подробностей: изгибы рек и острова в их устьях, крошечные кораблики и дымки над ними, песчаные плесы и мерцанье волн. Эта высокая точка - для того, чтобы больше видеть. Да и сам жертвенник - как маяк, и дым над ним - тоже: чтобы видели его издали. Это зов.
Полнеба уж закрыл призывный дым из медленно курящегося жара. Но только три-четыре корабля пришли. Да ведь и это, может быть, случайность. А дым такой, чтобы созвать полмира, а жертвенник своей величиной способен привлечь паломников со всего света. Причем не век, не два - тысячелетия...
Но пусты и безлюдны море и земля. Да и кому поклоняться паломникам? Кому принесена жертва? Кто тот бог, который по желанию создателей жертвенника,- этих измученных одиночеством богостроителей, - способен объединить далеких друг от друга людей?
--- Конец цитаты ---
--- Цитировать ---А они далеки даже буквально. Так много видно с высоты огромного строения, как на карте крупного масштаба. Но не видать никаких следов человеческой деятельности: ни дорог, ни городов, ни сел. Это символ духовного одиночества крайних индивидуалистов. Их бог - они сами. Он их не объединит. Они не способны на жертву, и не потому ли в картине не видно, кого же, собственно, жгут, как и не видно, во имя кого.
Бледен колорит картины. Но он бледен не только из-за марева, окутывающего землю и море и так заметного при взгляде с высоты. Он бледен даже несмотря на, казалось бы, всепроникающий красно-фиолетовый цвет этого небывалого маяка для заблудившихся в море жизни. Он бледен от неуверенности. Художник скомпоновал изображение так, что зритель словно парит надо всем. И над жертвенником. А мягкий колорит, получается, отделяет нас ото всего этого богостроительства легким флером.
Отделяет...
Нет, не чувствуется здесь полного слияния с такой вот, с новой надеждой единения.
Чюрленис С. Воложин
--- Конец цитаты ---
happy:
Его творчество не было молитвой. Молитвой, когда и форма, и ее содержание остаются нераздельными друг от друга. Он создал образы, воплощающие то, что наводит на понимание того, что есть молитва. Для меня этим послужил такой его рисунок
Не думаю,что Чюрленис вживался в свои образы очень глубоко. Как художник, он рисовал, за что ему огромное спасибо. Он, художник, рисовал как кисть Художника. Смысл того, что он воплотил на холсте, Чюрленис стал со всей силой переживать за кадром своей земной жизни. Наверное, его жизнь завершилась на "горке" с замыслом, чтобы осознание Христа было бы пережито им имтимнее.
Форма в момент ее создания представляет собой вершину содержания. Содержание фиксируется в форме, после чего форма продолжает жить своей жизнью, уже не зависимой от создавшего ее содержания. А содержание продолжает свою эволюцию. И форма проходит свою собственную эволюцию. Получается, что форма может стать в противоречие с создавшим ее содержанием. Только в молитве такого противополагания Творца и Творения быть не может.
Навигация
Перейти к полной версии