Антропософский форум > В потоках времени

Планетарные мистерии

<< < (9/14) > >>

Vadim:

--- Цитата: Mari от 07 Июль 2010, 15:24:23 ---Когда человек рождается, он видит перед воплощением свою судьбу – где все жестко прописано, что ты будешь делать, с кем и где жить – все до мелочей. О какой свободе вы говорите?

--- Конец цитаты ---
Вы о чем это?  Это фатализм какой-то.
Все человеческое развитие строится на том, чтобы человек обрел свободу. И эта свобода началась с момента грехопадения. Тогда ее у человека было меньше, сейчас больше, ибо свобода связана с развитием мышления. Человек был погружен в материю, чтобы ослабить влияние духовных сил на него. Высшие иерархии созерцают Божество или свет Божества, отбрасываемый другими иерархиями, и тут не может быть ни какой речи об обретении свободы. См. подробнее  "Духовные Иерархии и их отражение в физическом мире. Зодиак, Планеты, Космос"

Mari:
Я, собственно говоря, о том, что необходимо различать степень свободы. Человечество миллионы лет теряло связь с духовным миром, и чтобы вернуться  туда недостаточно желания, или обыкновенного мышления. «Человек так гордится своим рассудком; однако тот рассудок, который есть у нынешнего человечества, есть вполне земной продукт, ибо он связан с мозгом, а мозг, как бы это ни казалось невероятным, есть то, что является наиболее физическим в человеке» Р.Штайнер «Кармические взаимосвязи», т.6, 1 лекция. Сказанное мною о судьбе человека есть не фатализм, а духовный факт. «Не правда ли, никто не может по собственному решению стать талантом или гением. Никто не может по собственному решению сразу стать хорошим человеком. Тем не менее, есть таланты, есть гении, есть просто от рождения хорошие люди. Рассудок не может сотворить то, что связано с внутренним глубоким существом человека, что он приносит, вступая путем рождения из предземного бытия в земное. Задачей лунных существ как раз является запечатлеть в человеке, когда он в своем предземном бытии проходит через лунную сферу, запечатлеть в его «я» и астральном теле то, что потом вспыхивает в крови, в его нервах как талант, как одаренность, как воля к добру или ко злу», там же. Поэтому так трудно понять идею свободы: с одной стороны мы говорим о карме, о предопределенности,  а с другой - «Я и Отец одно», о свободе. Следует глубоко изучить многое из наследия Доктора, ибо он утверждает и то, и другое, чтобы соединить все противоречия. Все идеи у Доктора есть, просто Он оставил это осмысление потомкам. Если принимать только философское наследие Его, а все остальное рассматривать как вторичное, то проблему не разрешить. В «Философии свободы» Доктор пишет о познавательной, мыслительной свободе, но «Я и Отец одно», это реальная, полная  свобода. Хотя когда Он говорит о моральных фантазиях, это как раз указание на действительную свободу, просто представление многих не соответствует реальности. Мы говорим, что мы частично свободны, и должны эту свободу все время возвышать. Кроме свободы, человек заключен и в законы. Это закон кармы, закон эволюции, закон метаморфоз. Пока человек не овладел ими изнутри, чтобы самому их осуществлять, законы действуют как внешние, Иерархии заботятся о нас, и о полной свободе говорить не приходится. Закон кармы не следует понимать, как кару, но карма продвигает наше развитие к свободе, в этом ее задача, и человек совместно с Первой Иерархией вырабатывает ее. Карма несет для человека столько возможностей, что очень мало какой человек использует их все, а если все – то дается свобода воспринять нечто и новое. Карма как дом, в котором живет человек, наполнить дом можно разным. Возьмем десять заповедей – возвысим их понимание, и скажем: человек убивает в своем глазу живой свет, в своем дыхании – воздух, когда лжет – разрушает мыслеформы, когда ест – убивает животных, переедает – крадет лишнее. Потому в Евангелии от Иоанна: « если бы вы были слепые, то не было бы на вас вины. Но поскольку вы притязаете на зрячесть, то бремя вины остается на вас» (Ин 9:40). Все наши органы внешних чувств – от Люцифера, наш грех даже в том, что мы живем в пространстве, свободу в действительности осуществляем  как пространственную, а следует освоить и свободу во времени. А это есть перевоплощение и карма, освоить духовный мир, сотрудничество с духовными существами, планировать свое следующее воплощение. Так что понимание свободы сложно, и писать надо много. Свобода-то началась с грехопадения, но не действительная, а иллюзия. Благодаря чему вы в мышлении свободны? Благодаря тому, что воспринимаете не сущность, а образ, не реальность, а я говорю о реальности, о другой степени свободы, которая стала возможной только после Мистерии Голгофы и Сошествия Святого Духа.

Mari:
« Когда мы из нашего существования между смертью и новым рождением спускаемся из космических далей на Землю, мы проходим сквозь лунную сферу и внутренне соприкасаемся с тем, что записано о нашем прошлом в великой бухгалтерии лунных мудрецов. Это наше прошлое перед тем, как мы спускаемся на Землю, запечатлевается в нашем астральном теле, которое мы прино¬сим с собой в наше земное существование, и в нашем астраль¬ном теле мы находим записи этих лунных существ. При обык¬новенном положении вещей это не попадает в нашу голову. В большинстве отношений голова, в ее земном виде, вообще не является уж столь важным органом. Она служит материаль¬ным представлениям и идеям. То, что начертано в человечес¬ком существе на последней ступени его нисхождения из Кос¬моса на Землю, — это начертано (человек может верить этому или нет) в той части нашего человеческого существа, которую мы называем духовной стороной конечностей и обмена веществ. Поэтому оно покоится целиком в подсознании, но оно есть там; оно переходит в силы роста человека, переходит в его здоровье, - а именно, переходит в то, что я назвал бы способ¬ностью человека исцеляться, когда он заболевает на Земле. Конечно, распознание сущности болезни — важное дело, но гораздо более важным является то, как от нее исцелиться. И вот, сверхчувственное познание является важным средством при распознании сущности болезни, но познание того, что упо¬мянутым образом вписано в силы роста, в силы питания, в силы дыхания человека, проистекает из Акаша-хроники лунных су¬ществ. Это есть то самое, что побуждает человека оказывать большее или меньшее сопротивление при исцелении от той или иной болезни. Один человек легче поддается исцелению, а другой — тяжелее. Это полностью зависит от того, что именно «впи¬сано» в него исходя из его кармы, из его прошлых земных жизней».
«Есть еще и другие врата в духовный мир: это Солнце. Когда познают Солнце через науку посвящения, то не встреча¬ют там существ, которые сами связаны с Землей подобно лун¬ным существам: в Солнце не встречают существ, которые не¬когда обитали на Земле. Там встречают тех существ, которые в моем «Тайноведения» обозначены как Ангелы, а также дру¬гих более высоких существ духовных иерархий. Когда я го¬ворю «в Солнце», то вы, естественно, должны представлять себе это во всей сфере Солнца, во всем световом потоке, исхо¬дящем от Солнца. Солнце является местом обитания Ангелов, то есть тех существ, каждое из которых всегда связано с тем или иным человеческим индивидуумом. И мы, люди, связаны — в отношении нашего «я» — с этими более высокими инди¬видуумами, и связаны мы с ними благодаря существованию Солнца. Ангелы суть в известном смысле космические прооб¬разы людей, ибо человек однажды в будущем достигнет ранга Ангелов. Значит, на Солнце обитают те существа, к которым мы сами приближаемся в отношении особенностей их приро¬ды. Отсюда вы уже можете вывести заключение, что подобно тому, как с бытием Луны связано наше прошлое, так с бытием Солнца — наше будущее. Луна и Солнце представляют собой мир нашего прошлого и мир нашего будущего; и если мы, с одной стороны, видим, что лунные существа суть «бухгалте-ры» нашего прошлого, что они неким образом записывают наши прошедшие земные жизни на листы из книг, — то мы должны обращать свой взор к Ангелам, если мы заботимся о нашем будущем. Мы непрестанно что-то делаем; может быть, не все люди, но подавляющее большинство должны ведь что-то делать. Как то, что мы сделали в прошлом, действует в нашей теперешней жизни, так же и то, что мы делаем теперь, проникнет в наше будущее, чтобы действовать в нем. Однако вы можете оказать воздействие на это будущее, только если Ангелы, так сказать, направят свой душевный взор на то, что человек делает в настоящее время, и перенесут это в будущее. Очень хорошо, когда человек считается с этим призванием Ангелов в мире. Мы ведь совершаем нечто такое, что должно принести плоды в будущем. Современное человечество стало в отношении таких вещей страшно неразумным. Вы должны иметь это в виду; и когда человек что-либо делает, то он должен мысленно обратиться к своему Ангелу примерно так: «Мой Дух-Хранитель, прими мое деяние как некий корень и дай произрасти из него плодам». Чем образнее, чем нагляднее станет такое обращение человека к его Ангелу в связи с дея¬ниями, которые должны принести плоды в будущем, тем боль¬ше может оказаться в наличии плодов в будущем». Р.Штайнер «Кармические взаимосвязи», т.6, лекция 3. На что же могут направить свой взор Ангелы? Не падшие, конечно, ибо в обыкновенном сознании мы в основном все делаем для падших. А на что в нас может обратить внимание Святой Михаил? А Святой Дух? Когда после смерти человек видит свою земную жизнь в реальности – он испытывает космический позор, ибо он не сделал ничего для своей истинной свободы, даже не осознал ее. Задача человека в эпоху свободы – осознать свою истинную свободу, тогда все Иерархии обратят на него внимание, и человеку зачтется его нынешняя инкарнация. А думали ли вы: благодаря чему в духовном мире у человека есть сознание? А благодаря чему в земном?

urga:
Во времена Атлантиды установились мистерии Меркурия, Нептуна и Луны (связанные с созвездиями Рака, Стрельца и Тельца). Лунное начало было сильно в самом характере сознания атлантов.
Атлант мыслил  в образах. И когда в его душе возникал какой-нибудь
образ,  он припоминал  многие  другие подобные  образы, пережитые им раньше.
Этим руководствовался он в своем суждении. Поэтому и преподавание было тогда
иным, чем в  позднейшие  времена. Оно  не стремилось к тому, чтобы вооружить
ребенка правилами или изощрить его рассудок. Ребенка учили  жизни при помощи
наглядных  образов,  так что, когда ему впоследствии приходилось действовать
при  тех  или  иных  условиях,  он  мог  уже  пользоваться  большим  запасом
воспоминаний. Когда ребенок вырастал и вступал в жизнь, то  перед  тем,  как
совершить какой-нибудь поступок, он мог вспомнить, что ему было уже показано
нечто  подобное во  время его учения.
Но атланту было доступно и  нечто иное. Он знал,
как совершить  превращение  силы,  заключенной  в куче  зерен, в техническую
силу,  подобно тому, как современный человек умеет превращать тепловую силу,
заключенную в  груде каменного угля,  в  двигательную. В атлантическую эпоху
растения выращивались не только для употребления  в пищу,  но также  и чтобы
пользоваться дремлющими  в  них силами  для целей  промышленности и  средств
сообщения. 
     Первая подраса атлантов в  теософских  сочинениях  зовется  рмоагалами.
Память этой  расы  была  главным  образом  направлена на  яркие  впечатления
органов чувств. Цвета, которые видел глаз, звуки, которые слышало ухо, долго
продолжали  жить в душе. Это выразилось в том, что рмоагалы развили чувства,
которых  не  знали  их  лемурийские  предки.  К  таким  чувствам  относится,
например, привязанность к тому, что было пережито в прошлом.
     С развитием памяти было связано и развитие речи. Пока человек не хранил
в своей памяти прошлого, он не мог с помощью речи сообщать пережитого. И так
как  в конце лемурийского периода появились первые зачатки памяти, то  тогда
же  могла  начать  развиваться способность  называть виденное  и  слышанное.
Наименования вещей нужны только тому, у  кого есть способность воспоминания.
Поэтому и развитие речи относится к атлантическому периоду. А вместе с речью
была установлена  и связь  между человеческой  душой и внешними  предметами.
Атланты использовали силы химического эфира. «Тайная Доктрина» Блаватской сообщает об их особом пристрастии к увековечению себя в камне и поклонению мужскому и женскому, т.е. сексуальному. Эта лунная несвященная тенденция была исключительно сильна. Интересно, что в наши дни Луна поднята на знамени ислама, а история Мухаммада напоминает то, что происходило в третей подрасе атлантов:
     В   эпоху  третьей   подрасы   выделение   какой-нибудь  группы   людей
происходило, лишь когда эта группа  бывала как бы  вытеснена из своей общины
вследствие того, что воспоминания создавали неблагоприятные для нее условия.

Можно сказать, что ей в буквальном смысле были противопоставлены мистериальные усилия Меркурия.
Ибо  с  помощью человеческих органов чувств и
человеческого рассудка невозможно было бы достигнуть того, что знали и могли
выполнить  эти вожди. Их почитали, как "божьих посланников",  и принимали их
веления,  заповеди, а также и их  наставления.  Такого рода существа обучали
человечество наукам,  искусству  и изготовлению орудий.  И  эти  "посланники
богов" или сами управляли общинами, или же  преподавали искусство управления
тем  людям,  которые  были  для этого достаточно развитыми.  Об  этих вождях
говорили, что они "общаются с богом", и что сами боги посвящают их в законы,
по которым должно развиваться человечество. И это отвечало действительности.
Это посвящение, это общение с богами  происходило в местах, о  которых толпа
ничего не знала. Такие места  посвящений назывались храмами мистерий. Их них
исходило, таким образом, управление человеческим родом.
Меркурий – божественный посланник. Он же сообразительный гений. Удивительно как язык сохранил нам особенности истории атлантов. Имя Меркурий происходит от «Марка» - «конь»:
     В середине Атлантиды постепенно образовалась лошадь как животный вид. Это время совпало с развитием смышлености у человека. Благодаря смышлености Одиссей делает деревянного коня. Инстинктивно у араба развивается тяга к коню. Человек развивает ощущение групповой души животных. "Когда это переходит в сознание, начинает возникать отношение к астральному плану".
Активную роль играл и Нептун, поскольку Атлантида вела активную колонизацию и жила на воде. Об этом у Штейнера встречаются упоминания в связи с тайной Ноева Ковчега.
Соображающее  мышление искало нового, как такового, и  побуждало к предприятиям и новым поселениям. Поэтому   аккадийцы  были  народом   очень   предприимчивым  и   склонным  к колонизации.  В  особенности торговля должна была  давать пищу нарождающейся способности мышления и суждения.
Мистерия Меркурия суть мистерия будха, рождаемого в Плеядах. Это была мистерия воспламенения астрального тела, его просветления (золотое руно аргонавтов). Основной эффект – психические силы, ясновидение, психометрия и пр. Мистерии были возможны благодаря Духам Меркурия и Духам Луны, т.е. благодаря Архангелам и Ангелам, входившим в посвящаемых людей, порождая различные категории будд.
В движении
звезд и в состоянии погоды человек должен был  видеть  божественные решения,
излияние божественной мудрости. В этом смысле преподавались ему астрономия и
учение  о  погоде.  Человек  должен  был  так  устроить  свой  труд  и  свою
нравственную  жизнь, чтобы они  отвечали мудрым законам божественного. Жизнь
устраивалась  по  божественным  заповедям,  подобно тому, как  и  в движении
звезд,  в  сменах  погоды  и  т.п. вскрывались  людьми  божественные  мысли.
Жертвоприношения  должны  были  приводить человеческие  дела  в  согласие  с
начертаниями богов.
Многие черты атлантического мировосприятия сохранила китайская цивилизация. Во-первых, ее медицина продолжает хранить сведения о жизненных силах человека и растений. Во-вторых, натурфилософия Китая пронизана нумерологией, пришедшей на спине мистической Черепахи (символ Знака Рака). В-третьих, культ предков, имеющий магическое выражение в искусстве «ветра-воды» (фэн-шуй). Можно предположить, что по сравнению с лемурийцами, формировавшими расы, у атлантов большую роль играли национальные чувства. Это связано тоже с активностью Архангелов, формировавших новые колонии-цивилизации в том или ином месте, и с развитием речи и мышления. Из этого можно понять особенность самовосприятия китайцев и пронизанность их деяний влиянием духов разного  рода.

urga:
Нелегко провести четкую грань между атлантическим и начальным арийским, поскольку Ману-Архангел руководил верным атлантическим развитием в трех ее последних подрасах и вплоть до пра-индийского культурного периода. Поэтому пра-Индия имела много схожего с Китаем. Эта единая архаика сохранилась в древнейших пластах астрологии двух культур; и сама Индия была создана усилиями трех национальных Духов, так что целый народ призывался стать носителем Духа на весь арийский цикл. В современном мире мы имеем полюс в Индии и полюс в Британии и Америке. Ману совершенно не случайно увел свой избранный народ в континентальную область современной Монголии. Дело не только в изоляции. Дело в том, чтобы условия жизни помогли бы сформировать новый цивилиационный тип. Атланты жили с водой и на воде, они были миром «римлэнда» (Великобритания, Америка, НАТО), вода сродни их психической эмоциональной природе. Новый тип людей освобождался от воды и от астральности, вставал на твердую почву мышления. Поэтому Ману увел людей в глубь континента. Арийцы – жители «хартлэнда», жители земли.
Водительство Ману вело к тому, что мистерии Меркурия и Нептуна замещались новыми мистериями, в которых люди получали посвящение самостоятельно, без «божественного одержания». Вероятно, тогда и появился путь посвящения через самоуглубление и самопознание (описан у Штейнера как путь будды Гаутамы). Но пра-инийская культура жила еще между атлантическим и арийским: пра-индийская культура развила колоссальное духоведение, получив его как дар Архангелов (посредством дхармакайя); это не вселение Духа, но и еще не самостоятельное познание духовных миров. О самостоятельности трудно говорить даже в культурах пра-Персии и Месопотамии/Египта, поскольку Зороастр тоже шел путем посвящения от Духов (сведения Штейнера) и далее передавал дхармакайя и нирманакайя основателям Египта и Иудеи. Так что метод самоуглубления и самостоятельного познания духовных миров начинается только с четвертого культурного периода (славянского).
Наиболее одаренные личности  из  окружавших Ману  были  предназначены к
тому,   чтобы  постепенно  получить  непосредственное   посвящение   в   его
божественную мудрость,  так  чтобы они могли сделаться  учителями  остальных
людей. Так произошло, что  к прежним посланникам богов  присоединился теперь
еще новый вид  посвященных.
В движении
звезд и в состоянии погоды человек должен был  видеть  божественные решения,
излияние божественной мудрости. В этом смысле преподавались ему астрономия и
учение  о  погоде.  Человек  должен  был  так  устроить  свой  труд  и  свою
нравственную  жизнь, чтобы они  отвечали мудрым законам божественного. Жизнь
устраивалась  по  божественным  заповедям,  подобно тому, как  и  в движении
звезд,  в  сменах  погоды  и  т.п. вскрывались  людьми  божественные  мысли.
Жертвоприношения  должны  были  приводить человеческие  дела  в  согласие  с
начертаниями богов.
     Ману стремился к тому, чтобы все в человеческой жизни было направлено к
высшим мирам. Все человеческие поступки, все установления должны были носить
религиозный характер. Этим Ману хотел ввести то, что составляет  собственную
задачу пятой коренной расы. Она  должна была научиться сама  управлять собой
при  помощи своих мыслей.  Но ко благу  такое самоопределение может привести
только тогда, если и сам человек  поставит  себя  на служение  высшим силам.
Человек должен пользоваться  силою своего мышления; но сила  мышления должна
быть освящена направленным на божественное взором.
Мистерии, в которых знание приходит посвященным самостоятельно, это мистерии Вулкана, Марса и Сатурна (Близнецы, Скорпион, Козерог). Индия сохранила с самого начала своей культуры  «Ману-дхарма-шастры» - Законы Ману. Эта мистерия законодательства прослеживается красной нитью через всю историю арийцев. Наиболее известны сегодня законы Хамураппи и законы Моисея. В истории с Моисеем до сих пор читаются следы великого потопа и установления после него особого закона для избранного богами народа. Важная черта – это добровольное принятие или непринятие заповедей духовной жизни арийцами. Эта мистерия имела формировала правящие династии. Ее задача – социальное служение и воспитание нового Ману, лидера человечества. Параллельно с мистериями Сатурна всегда во всех культурах арийского цикла имели место мистерии Марса: в Индии это боги социального порядка, закона, клятв и справедливости Варуна-Митра. В персидской культуре мы находим их несколько видоизмененными как Ахура Мазда и Митра; чуть позднее как Зерван и Михр; в северных регионах Дьяус/Дый и Перкун; и в антропософии отголоски звучат в словах о Христе и Михаиле. Иисус через распятие и свой подвижнечиский образ жизни сделал эту мистерию явной. Это его «собственная» мистерия, своим развитием и свершениями он видоизменял ее шаг за шагом, поэтому после свершения Голгофы митраистскиме святилища превратились в христианские. В определенном смысле, эти три мистерии не могут быть тайными, имеют право быть публичными. Мистерия Вулкана связана с преображением и использованием минеральных субстанций. Эта мистерия начала свой путь еще в атлантические времена, когда жизненная сила стала иссякать и началось применение огня для создания материальных вещей.
     Все происходившее тогда станет  вполне понятным, только если мы узнаем,
что, начиная с  пятой атлантической расы, развитие силы мышления имело еще и
другое последствие. А именно,  люди с некоторой стороны овладели  знаниями и
искусствами, не стоявшими в непосредственной связи с тем, что названный выше
Ману  должен  был считать своей истинной задачей. Этим знаниям  и искусствам
первоначально не  доставало религиозного характера. Они  подошли  к человеку
так, что он не мог подумать ни о чем другом, как лишь о том, чтобы подчинить
их  своим  корыстным целям и личным  нуждам...  К таким познаниям относится,
например, знание  об огне в его применении к потребностям человека. В первые
атлантические времена человек не нуждался в огне, так как ведь к услугам его
была жизненная сила. Но чем  меньше  с течением времени  мог он пользоваться
этой  силой,  тем настоятельнее  приходилось  ему  учиться  изготовлять себе
орудия и утварь из так называемых безжизненных предметов. Для  этого служило
ему  употребление  огня.  Подобно  этому было  и с  другими  силами природы.
Человек   научился  таким   образом   пользоваться  ими,   не   сознавая  их
божественного происхождения. Так  это и должно  было быть. Ничего  не должно
было  вынуждать  человека  относить  к  божественному  миропорядку  все  эти
подвластные  силе его  мышления вещи.  Напротив,  он должен  был это  делать
добровольно в своих мыслях.  Таким  образом, в намерении Ману  было привести
людей к тому, чтобы они самостоятельно, из внутренней потребности, поставили
эти вещи в связь с высшим миропорядком. Людям был как бы предоставлен выбор:
использовать ли достигнутые ими познания в личных своекорыстных целях или же
в целях религиозного служения высшему миру.
У Штейнера мистерии глубин земли названы Хтоническими. Всё изобретательство и наука стоят под глифом Вулкана. Причем от нее в первую очередь происходят орудия войны. Таким образом, лаборатория ученого тот же храм мистерий, но уклонившийся от сферы закона. Это и самая земная мистерия из всех, вероятно, имеющая правомерное развитие в русле алхимии. Три мистерии арийского цикла образуют динамичный треугольник, т.е. они тесно связаны друг с другом. Сатурн стоит в области подчинения Божьей Воле («Боже, не моя но Твоя воля да будет»), Вулкан – в сфере человеческого произвола, а Марс между ними в стремлении ликвидировать последствия злоупотреблений.
Появление в том или ином цикле новых мистерий не означает, что старые совсем исчезают. Наоборот, человечество накапливает мистериальный опыт и храм мистерий становится больше и разнообразнее.

Навигация

[0] Главная страница сообщений

[#] Следующая страница

[*] Предыдущая страница

Перейти к полной версии