Меняю название темы. Т.к. название "Мелодии" сдерживает развитие музыкальной темы.
Среди мировых знаменитостей, воспринявших импульс антропософии, на страницах БДН упоминается - Александр Иванович Скрябин (1872-1915), великий русский композитор.
Его другом был Леонид Леонидович Сабанеев (19 сентября (2 октября) 1881 — 3 мая 1968) — русский музыковед, композитор, музыкальный критик и ученый.
Возможно он также воспринял импульс антропософии?.
Посмотрите, некоторые детали его биографии косвенно говорят об этом:
http://ru.wikipedia.org/wiki/Сабанеев,_Леонид_ЛеонидовичРаритетные труды Сабанеева я нашел в сети:
http://www.intoclassics.net/После прочтения - напишите, пожалуйста, свое мнение.В некоторых скачанных файлах замените расширение на ".rar"
1. Большая статья "Ритм" (1917)
http://files.mail.ru/CR48GA 2. Книга "Музыка речи. Эстетическое исследование" (1924)
http://files.mail.ru/1JX689 3. Очерк "Клод Дебюсси" (1924)
http://files.mail.ru/1CEUML4. "История русской музыки" (1924)
http://files.mail.ru/PJJOEU5. "Всеобщая история музыки" (1925)
http://files.mail.ru/1RYQSX"Предлагаемый взор на музыкальную историю непременно вызовет возражения со стороны тех, кто привык видеть в музыке эзотерическое занятие, связанное только с мистическими родниками, но никак не с грубыми феноменами социологической плоскости. Мысль о том, что гениальные произведения не вечны, а только более или менее длительны, что гений творит для какого-то "круга потребителей", а не для вечности и не для человечества, может показаться многим унижающей самое значение и смысл искусства..."
"Настоящий курс имеет назначением служить возможно кратким пособием при усвоении истории всеобщей музыки. <...> опыт живой музыкальной педагогики показывает, что огромное изобилие фактического или, что еще хуже, чисто-биографического материала в обычных курсах необычайно загружает курсы и одновременно обременяет память изучающих. В сущности задача курса истории музыки — дать представление о ходе развития музыкального искусства, о причинах, обусловивших его такое развитие, а не иное. Без этой причинной ориентировки история музыки превращается в
набор несвязанных друг с другом фактов.
С другой стороны, огромное количество подробностей и жизнеописаний, нисколько не умножая сознательности изучающего в области причинности явлений, загромождает его множеством ненужных и даже вредных сведений, которые в итоге приводят к тому печальному факту, что вообще история музыки даже в самых общих своих контурах оказывается вовсе неизвестной даже сравнительно развитым группам музыкантов..."
Отклики:"Сабанеев строит свою "Историю" совершенно иначе, чем мы привыкли, и он в этом "Введении" объясняет свою концепцию, без осознания которой чтение следующего за ним текста будет по меньшей мере недоразумением. Поверьте мне, введение стоит прочитать. Сабанеев просто убирает все лишнее, все красивые слова, впечатления и т.д. и пытается проследить _закономерности_ развития..."
"Вы понимаете весь "пафос" его изложения? Да никто из музыкантов ни до, ни после него даже не осмелился задаться такой целью (в смысле учебника): помочь ученику ОСОЗНАТЬ, а не просто зазубрить кучу дат, названий и фамилий! Можно сколько угодно не соглашаться с Сабанеевым, но нужно признать, что это исследование очень значительное и уникальное в своем роде."
"Не может не восхищать беспримерно смелая, уверенная попытка автора определить "дух нации" (государства), предпринятая в "Истории русской музыки".