Антропософский форум > Храм

Пилигрим

<< < (6/6)

Sergei:


Виктор Михайлович Васнецов (1848–1926). «Страшный суд», Картон для росписи западной стены главного нефа во Владимирском соборе Киева (1880г.).

--- Цитировать ---В сфере мировоззрений в наше время особенно обращает на себя внимание двоякая тенденция. С одной стороны, все сильнее распространяет свое влияние - не в последнюю очередь также и на христианское богословие - отрицающий всякую сверхчувственную действительность материализм. Яркий пример тому - учение о "полной смерти". Это учение отказывает человеческой душе во всяком индивидуальном метафизическом существовании - со смертью она пропадает - до самого Страшного суда. Между смертью и Страшным судом нет ничего. Существующий мир религиозных представлений стремительно гибнет в своеобразном процессе "упразднения мифов". С другой стороны, в возникающий тем самым вакуум веры устремляется древняя духовность азиатского Востока, предлагающая себя в ответ на религиозное чувство человека, испытывающего духовный голод.
из слов Христа, обращенных к Марфе, ceстpe Лазаря, которая смиренно сослалась на ожидаемое воскресение мертвых на Страшном суде. Сказанное Христом делится на три части. Сначала: "Я есмь воскресение и жизнь" (ffti. 11:25). … Все это подводит ко второй части высказывания: "Верующий в меня, если и умрет, оживет". … И вот за этим следует третья, заключительная фраза: "И всякий, живущий и верующий в Меня, не умрет вовек"
И в третий раз в ст. 6:44: "Никто не может придти ко Мне, если не привлечет его Отец, пославший Меня; и Я воскрешу его в последний день". И наконец в четвертый и последний раз осуществляется связь этой формулы Страшного суда, "последнего дня", с мотивом причастия: "Ядущий Мою Плоть и пиющий Мою Кровь имеет жизнь вечную, и Я воскрешу его в последний день" (6:54).
--- Конец цитаты ---



--- Цитировать ---В Кирилловской церкви в Киеве есть фреска "Ангел, свивающий небо" из композиции "Страшный суд", 1170 г.
Неизвестно, что страшнее - грозное судилище, как на фреске Васнецова во Владимирском соборе (см., например, тут), или так, по-будничному, как сворачивают скатерть со стола после ухода гостей...
http://kozlenkoa.livejournal.com/3554.html
--- Конец цитаты ---


--- Цитировать ---Страшный суд - буквально "последний день", "eschate hemera". В предвидении конца мира выражение "последний день" совершенно уместно. Оно правильно и точно в буквальном словоупотреблении, поскольку пространство и время в нашем смысле когда-нибудь перестанут существовать.
В седьмой и последний раз мы встречаем слова "последний день" в конце описания обращенной вовне деятельности Христа, когда перед началом страстей Христос, как бы оглядываясь назад, произносит своего рода итоговую фразу: "Отвергающий Меня и не принимающий слов Моих имеет судью себе: Слово, которое Я говорил, оно будет судить его в последний день" (Ин. 12:48). Р. Фрилинг Христианство и перевоплощение
--- Конец цитаты ---

Галина:
Пилигрим...
          С Т Р А Н Н И К!!!
Духовный путешественник в нашем мире...

 Все естественно: путешествие по временам, мозаика картин прошлого и будущего...
Прошлое - это восприятие людьми картин-мистреий СТРАШНОГО СУДА. Только Микельанджело писал свое произведение КАК РАЗ в ТЕ ВРЕМЕНА. Васнецов, с уже измененным сознанием, воспроизводил понимание того времени в современном бытии...
            И тот и другой - пилигримы...

Тогда люди так и воспринимали мир - грядет, грядет этот СТРАШНЫЙ СУД ДУШИ! Это - давало и Надежду и Веру.
Теперь у нас - скульптура - мистерия "Водитель человечества", где не страшный суд, его приход движет людьми (идущими духовным путем), а ПОЗНАНИЕ МИРА И ЧЕЛОВЕКА! Человек учится ЛЮБИТЬ! И в этой скульптурной группе мы и черпаем импульсы для познания и развития, для многого... И этим подтверждается и раскрытие этой темы на нашем форуме. Так?
       Так.

Свои исследования предъявляет нам Тарковский "Запечатленное время" (см. на сайте)


--- Цитировать ---...Шедевр - это законченное, завершенное в своем абсолютном значении суждение о реальности, цена которого определяется выраженной в нем полнотой человеческой индивидуальности в ее взаимодействии с духом.
… Гёте тысячу раз прав, когда он говорит, что прочесть хорошую книгу так же трудно, как ее написать.
… Гёте заметил, что "чем недоступнее рассудку произведение, тем оно выше".

...Для чистого восприятия нужна собственная недюжинная способность оригинального, независимого и "невинного" суждения...

--- Конец цитаты ---

Sergei:

--- Цитировать ---О тех, кто, живя на земле, следовал одной из двух главнейших, по словам самого Иисуса Христа,  заповедей: «возлюби ближнего твоего, как самого себя».
«Милости хочу, а не жертвы», - говорит господь устами пророка Осии. «Пойдите, научитесь, что значит: «милости хочу, а не жертвы», - говорит Иисус Христос. Отвечая на вопрос о учеников о том «какой будет признак Твоего пришествия и кончины века», Христос рассказывает притчу о десяти девах и о талантах.
--- Конец цитаты ---



Огромное живописное  полотно В.М. Васнецова "Страшный Суд" занимает западную стену Георгиевского собора 1896-1904 гг.
--- Цитировать ---Недавно случайно увидел невероятную фреску Васнецова. Кажется, её можно рассматривать часами, а размышлять над ней - всю жизнь.  Нет в ней никакой эйфории и лоска. Лики праведников отнюдь не радостны и беззаботны. И всего лишь один сверток надежды, поднятый Ангелом, против множества свертков зафиксированных фактов беззаконий. Что же мы делаем в нашей жизни хорошего? Не все ли будет сделанным для себя любимого или для утяжеления правой чаши весов?
--- Конец цитаты ---

http://aka-tel.livejournal.com/24089.html



--- Цитировать ---одновременно подготовляется также и "сверху", из ближайшей к Земле сверхчувственной сферы самым могучим сыном Софии — Михаилом. Рудольф Штайнер говорит в связи с этим: "Выступлению [эфирного] Христа... предшествует, начиная с последней трети XIX столетия, как воитель за соответствующее подготовление людей к Событию Христа тот Дух, которого мы называем Михаилом; Он — воитель, идущий перед Духовным Солнцем. Итак все зависит от того, чтобы это событие, которое должно духовно произойти в человечестве, было соответствующим образом подготовлено (в духовном мире). А это может произойти только тогда, когда в духовном мире будут работать над созданием чистой формы для Христа, Который должен эфирно появиться в будущем, явиться людям в эфирном образе". И в другой лекции, прочитанной несколько ранее: "Это событие, явление Христа... может произойти, только в том случае, если владычество Михаила распространится все больше и больше. Пока это еще процесс — в духовном мире".
Прокофьев С.О.  Небесная София и Антропософия.

--- Конец цитаты ---

У Васнецова в "Страшном Суде" уже видим предтечу Михаила



В 2006 году в Преображенском храме Якутска по благословению ныне покойного епископа Якутского и Ленского Зосимы появилась картина - панно «Страшный Суд» Павла Рыженко, художника школы Ильи Глазунова.

--- Цитировать ---Есть ли аналогичные произведения церковного искусства в других российских храмах?
– Вспоминается «Страшный Суд» Виктора Васнецова – роспись одного из православных храмов в Киеве. Отличие работы Рыженко от древних изображений и фресок Васнецова в том, что, придерживаясь сюжетной линии Страшного Суда, художник изобразил, в основном, людей ХХ века.
Картина делится на две части, Восток и Запад, над ними – Господь, рядом с Ним Пресвятая Богоматерь и Иоанн Креститель – лучшие представители рода человеческого, достигшие высшей святости. Они молят Бога за людей, своих собратьев по плоти. По обе стороны от Господа апостолы, которым Он однажды заповедал: «Вы будете судить двенадцать колен израилевых». Этот момент и изображён на картине.
– А почему такое деление – Восток и Запад?
– Восток в православии традиционно ассоциируется с Царством Божиим, на востоке родился Спаситель. На западе заходит солнце, Запад – антипод Востока.
Восток на картине – это Россия: кресты, шатровая церковь, царская семья, множество людей, среди которых матрос с подлодки «Курск», несущий свой крест, святые, офицеры, солдат Евгений Родионов, отказавшийся снять крестик, как требовали ваххабиты, наши земляки – якутский инок Алексий Оконешников, служивший в русско-японскую войну на крейсере «Рюрик», женщины в национальных костюмах, святитель Иннокентий (Вениаминов), патриарх Тихон, ангел, беседующий с казаком, ветеран, честно трудившийся и храбро защищавший Родину от фашистских захватчиков, разбуженный в могиле трубами архангелов…
Рядом с царской семьёй – святой Серафим Саровский, за необыкновенные любовь и доброту именуемый пасхальным старцем, и преподобномученица великая княгиня Елизавета Фёдоровна. В память об убитом народовольцами муже великом князе Сергее Николаевиче она основала в Москве Марфо-Мариинскую обитель, где как Мария служила Церкви, как Марфа – обездоленным. Свою земную жизнь она закончила в Алапаевске, отказавшись от предложения покинуть Россию, переданного через германского посла, вместе с сыновьями Великого Князя Константина Константиновича её сбросили в шахту.
Чаша в руках царевича Алексея – это символическая чаша страданий, которую испил Император, чтобы спасти российский народ.
– Изображённый позади Евгения Родионова человек – явно мусульманин.
– Когда генерал Алексеев, адмирал Колчак и некоторые другие высшие воинские чины предали Николая II, верными ему остались хан Нахичеванский, командир Кавказского корпуса граф Келлер, о чём каждый из них направил телеграмму Императору, которые ему не передали. Естественно, что Павел Рыженко, монархист по убеждениям (как и Илья Глазунов), не мог не найти места на картине для мусульман, к тому же наших соотечественников... В этой связи приведу случай, о котором мне рассказал о. Олег Стеняев из Москвы. Однажды в Новосибирске местный мулла спросил о. Олега: «Как вы думаете, когда исчезли басмачи?» Оказывается, в 1970-е годы. Последний из басмачей, совсем уже старый, сказал молодому тогда мулле: «Я давал присягу Императору на Коране и не могу нарушить её»…
– Интересно, что слева на картине, где изображён Запад, нет крестов. Припоминаю, как на дискуссиях международного клуба «Валдай», проходивших в 2009 г. в Якутске, которые мы, журналисты, наблюдали в режиме on-line, немецкий политолог Александр Рар заявил, что Европа стоит на столпах рационализма и просвещения. Получается, христианские ценности более не доминируют в христианской Европе…
– Европейский Суд постановил убрать кресты с общественных зданий в Италии, что вызвало возмущение всего итальянского народа. Становление Италии как самостоятельного государства состоялось в огромной степени благодаря католической церкви...
Слева от Создателя на картине тоже идёт воскресение из мёртвых, но крестов там действительно нет. Здесь изображён другой мир: женщина, к которой тянет руки ребёнок с нимбом мученика, – символ преступления (аборта, самоубийца, затягивающий петлю на шее, делец, ловящий пачки долларов, и … российский интеллигент в костюме 1900-х гг., который никогда не верил в Бога, бранил «попов» и ратовал за просвещение (в его понимании). А тут загудели трубы и начался Страшный Суд, над самой возможностью которого он так хлёстко язвил когда-то…
– А в центре картины перед весами со свитками добрых и злых дел, в напряжении стоит сам художник…
 
– Бог дарует каждому свободу выбора. Человек волен в своих поступках, но потом, если он свою свободу употребил во зло, не надо будет упрекать кого-то. Бес тоже будет мучиться, но он бессилен против Господа и мстит человеку особо, за то, что человек – любимое творение Бога, займёт его бывшее место на Небе, где когда-то был он – высший архангел и херувим, потом так низко падший. На Страшном Суде, когда тело и душа каждого снова воссоединятся, будет воздано всем по заслугам. В наших силах творить добро сейчас, в земной жизни.
--- Конец цитаты ---


Здесь судят, как и Mari
http://bdn-steiner.ru/forums/index.php/topic,880.msg9721.html#msg9721

Навигация

[0] Главная страница сообщений

[*] Предыдущая страница

Перейти к полной версии