Антропософский форум > Антропософия

Н А Ц И О Н А Л И З М - ЧТО ЭТО? МЫ ЭТО ЗНАЕМ?

<< < (5/21) > >>

Алекс:

--- Цитата: Alrock от 26 Янв. 2011, 13:34:22 ---
--- Цитата: Алекс от 13 Янв. 2011, 11:25:52 ---Точно такая же дискуссия и с таким же названием идет на сайте антропософи.ру
И снова там возникает путаница  вызванная искажённым представлением  о Народной Душе и Народном Духе. Так бывший админ того сайта утверждает: "живём уже не только без народной души" далее на вопрос: "А ещё без чего?" тот же админ отвечает "Без народного архангела". Уж сколько раз твердили миру, что Народная Душа  - это и есть Архангел данного народа!

--- Конец цитаты ---

Алекс, Вы подробно осветили вопрос о том, что Народная Душа это Архангел, но никак не комментируете утверждение: "живем уже ... без народной души". В АОР так считают многие?

--- Конец цитаты ---
Строго говоря, такое заявление звучит настолько дилетантски, что его нельзя принимать всерьез. Всерьез стоит принимать только то обстоятельство,что многи, назвающие себя антропософами, крайне мало читают Р.Штейнера. Вот что он пишет о Народных Душах в л5 т64(полностью лекция с Приложением статьи Д.Мережковского см. на сайте в Русском Архиве):
"Духоиспытатель знает, как помрачено сознание души в состоянии сна; он знает также, что когда душа погружается в тело, она, можно сказать, бодрствует в большей степени, нежели могла бы она бодрствовать благодаря своим собственным силам. Как она, будучи в состоянии сна оглушена, помрачена в том своём сознании, в котором она может находиться благодаря её собственным силам из-за существующего в ней вожделения, так во время дневной жизни она является более бодрствующей, более яркой, более просветлённой, нежели она могла бы быть благодаря собственной силе. Посредством её погружения в тело она может участвовать в том, что она может пережить в теле; но это погружение в тело приводит её в состояние более бодрственное, нежели полученное посредством силы, которую душа приносит с собой.

Тут духовный исследователь обнаруживает истинность тезиса, что всё, что встречается нам во внешнем мире как чисто физическое, проникнуто духовным началом, что во всём физическом, в сущности, живёт духовное начало. И как человек проникает в свой внутренний духовный свет, так погружается он в своё тело и знает, что оно не просто тело, но что оно всецело одухотворено и одушевлено; и в той душевности, которую он воспринимает, погрузившись в своё тело, находится то, что ведёт действительную, не только личную, но и сверхличную духовную жизнь, то, с чем мы не встречаемся, переживая то, что переживается между засыпанием и пробуждением, а встречаемся, лишь погрузившись в тело. Посреди многой прочей духовности мы, погружаясь в своё тело, встречаем то, что может быть названо Народной Душой. Эта Народная Душа одухотворяет, одушевляет наше тело. Не одна только телесная материальность дана нам с нашим телом; с нашим телом, которое мы между рождением и смертью используем как инструмент, нам дано также и то, что одушевляет наше тело, и что не идентично с нашей собственной личной душой. То, что соединяется с нашей собственной личной душой, когда мы погружаемся в тело - это то, что является Народным Духом (Volksgeist) , Народной Душой (Volksseele). Каждый раз при засыпании мы некоторым образом покидаем также и местопребывания Народной Души, к которой мы принадлежим. Духовный исследователь, - я уже часто обращал на это внимание, - не опасается упрёка в дуализме, который, якобы противоречит «монизму», если этот духовный исследователь обращает внимание на то, что человек представляет собой двойственность, что он каждый раз при засыпании из единства раскалывается в двойственность; духовный исследователь столь же мало опасается этого упрёка, как мало опасается химик упрёка в дуализме, если он говорит о воле, что она состоит из водорода и кислорода. В человеке, насколько мы наблюдаем его как внешний физический облик, живёт не только отдельная душа, идущая от жизни к жизни, которая всё снова и снова воплощается в повторных земных жизнях; нет, в том, что странствует в качестве физического облика, физического образования, живёт ещё иное душевное начало, живут действительные, проникнутые сознанием Народные Души. Только эти Народные Души проникнуты сознанием иного рода, нежели отдельные человеческие души мы можем получить представление о том, насколько иного рода являются эти Народные Души, обратив внимание на следующее. Будучи противопоставлен внешней действительности, человек стоит по отношению к ней так, что в соответствие со всеми его задатками характера, в соответствие со всеми нюансами его душевной жизни, он, или как бы отдаётся наблюдению за вещами, за предметностью внешнего мира, или живёт так, что, не будучи склонен направлять взор на горизонты внешнего мира, в большей степени желает жить вместе с тем, что живёт в собственной душе, что волнообразно поднимается и опускается там. Эта противоположность выступает нам навстречу, если мы направим взор на Гёте и Шиллера. Мышление Гёте, которое с правом называют «предметным», покоится на вещах, распространяется над вещами; оно живёт так, что Гёте живёт с вещами, и как бы вдыхает их духовность, подобно духовно вдыхаемому воздуху. Взгляд же Шиллера был таков, что он меньше был направлен на окружающие вещи, но был в большей степени обращён в саму душу, в то, пульсировало, волнообразно поднималось и опускалось там. Тому, что через историю проявляется как Народная Душа, свойственно то, что для этой Народной Души внешний мир не существует, как существует он здесь для отдельной человеческой души. Как для нас вокруг, в природе располагаются вещи, так таковыми вещами являемся для Народной Души мы сами. Наши души, которые при пробуждении всегда втягиваются в тело, являются как бы объектами наблюдения для втянутой, впитанной в нас Народной Души, подобно тому, как предметы природы являются объектами наблюдения для нас самих. Когда мы погружаемся в тело, мы становимся - нельзя сказать созерцаемы, - но в волевом отношении проникнуты пульсом сил и воздействий Народной Души. Народная Душа ободряет, поднимает нас, настраивается на нас.

Но может возникнуть разница: Народная Душа может в большей степени обращаться на то, что впитано в тело, нежели в индивидуальную человеческую душу. Как я уже пояснил на примере индивидуальной души Гёте в связи с её отношением к природе, - волевой импульс Народной Души может больше охватывать отдельную душу, может в большей степени отдаваться отдельной душе; или же Народная Душа может больше жить в себе, – что я подчёркивал на примере Шиллера, - может в большей степени жить в том, что она при помощи человеческой телесности может переживать как свое собственное достояние. Таким образом, мы видим у Народной Души личностное сознание (Persolichkeitsbewustsein), для которого наши души являются словно бы тем, чем является для нас природа. Можно было бы ещё многое сказать о Народных Душах и их своеобразии в связи с особенными свойствами человеческой души. Однако, следует понять: как отдельные человеческие души многообразны и различны, как многообразно и различно их отношение к миру, в зависимости от того, в большей или меньшей степени направляет душа свой взор внутрь, или вовне, так и Народные Души могут по разному относиться к тем человеческим душам, которых они охватывают в народах. Вид и образ действия, в соответствие с которым Народные Души относятся к отдельным человеческим душам, определяют ход истории, задают ход тому, что, собственно, происходит. Так Народные Души выявляются в нюансах, так незримо живут они в том, что мы называем человеческой историей. И мне хотелось бы, - по крайней мере, для некоторых поистине реальных Народных Душ попытаться отобразить то, что духовный исследователь должен сказать о существе Народной Души. Те слушатели, которые слышали лекции, предназначенные для более узкого круга, будут знать, что такого рода изображение вызвано не только величием момента времени, но что я всегда подобным образом излагал эти вещи как результат духовного исследования, излагал на протяжении многих лет, перед тем, как импульс современной эпохи заново побудил души, чтобы точнее рассматривать то, что живёт в народах.

Рассматривая Народные Души, как они изживаются в истории, мы могли бы зайти далеко назад в человеческую эволюцию, поскольку эта человеческая эволюция благодаря духовным исследованиям стала открыта. Мы хотим вернуться только до того пункта мировой эволюции человечества, который некоторым образом способен высветить для современности то, что сегодня интересует нас больше всего. Мы могли бы исследовать особенный вид Народной Души, вернувшись назад, вплоть до древне-египетской жизни, родственной халдео-вавилонско-асирийской жизни, к той жизни, которая в эволюции человечества предшествовала жизни греческой и римской. Духовный исследователь говорит о реальных Народных Душах, которые проявляли себя в том, чем была египетско-халдео-ассирийско-вавилонская жизнь, проявляли так, как проявляет себя в теле индивидуальная душа. Не только в символическом смысле говорят о том, что эти Народные Души имели организм и личность; но насколько верно то, что в отдельном человеческом теле проявляется личностная, самосознающая душа, настолько верно и то, что в исторических событиях, происходящих в лоне народов живёт доступная сверхчувственному восприятию, реальная, самосознающая Народная Душа, в том виде, как об этом сообщалось; так что человек сознательно погружается в эту Народную Душу, если он подготавливает душу к такому сознанию, как это было сообщено вчера.

Отличительным свойством Народных Душ, составляющих основу египетско-вавилонской-ассирийско-халдейской жизни является то, что эти Души в высокой степени, - в наибольшей степени это имело место только в азиатской и африканской народной жизни, - что эти души вели собственную жизнь, так что можно сказать, что эти Народные Души мало отдавали себя в распоряжение отдельных, индивидуальных человеческих душ. Индивидуальные, отдельные души людей, ведя свою телесную жизнь, при некотором растворении индивидуальности идентифицировали себя с тем, чем была Народная Душа. В том, что совершали люди, гораздо больше изживалась Народная Душа, нежели изживался отдельный человек. Этим обусловливалось своеобразие египетской и халдео-вавилоно-ассирийской культуры.

Духовная наука относительно Народных Душ указывает, что они, -поскольку они живут невидимо, незримо, - родственны всей духовности, которая пронизывает всё материальное. Когда человек в новое время в большей степени замкнулся в своей душе, природа стала для него другим полюсом, чем-то обездушенным, тем, что перестало являться ему как повсюду проникнутое духом и душой. Когда древний египтянин, древний халдей смотрели на мир. Он ещё в гораздо большей степени, нежели позднее, вглядывался в ход звезд и планет, в движение небесных тел, а также в те движения, которые происходят в облаках и воде, вглядывался в то, как возникает из водного элемента суша, - и повсюду он видел выражение духовного начала в материальном. Как человек, глядя в лицо другому человеку, в мимике, в изменении лица видит выражение души, так описанным образом соединенный со своей Народной Душой египтянин и халдей видел в том, что сегодня называют «астрологическим» воззрением на мир, результат того, что из всего внешнего, из всего материального говорит о себе духовное начало, физиогномический лик внутреннего мира. Так небо и весь мир были одушевлёнными или даже больше; когда Народная Душа ещё говорила в человеке, он во всех жестах природы, сквозь всю внешнюю физиономию природы видел духовное начало.

Внутренний прогресс человечества состоял в том, что в ходе времени на место действия египетских и халдейских Народных Душ вступили греческие и римские Народные Души. Эти греческие и римские Народные Души отличались от египетских и халдейских тем, что они в меньшей степени были заняты самими собой, что они с любовью отдавали себя в распоряжение человеческой индивидуальности. Так в эллинизме впервые забрезжило то, что можно характеризовать как сохранение, закрепление человеческой индивидуальности, даже если последняя погружалась в лоно Народной Души; результатом этого особенного отношения отдельной души к Народной Душе явилось всё то, что греческая Народная Душа пробудила как величие искусства, величие поэзии и философии. Для того, чтобы эти рассмотрения были вполне понятны, я должен бросить короткий взгляд и на отдельную человеческую душу. Духовная наука никак не может представлять эту человеческую душу столь примитивно, как делает это внешняя наука. Для духовного исследователя человеческая душа представляет собой живое единство, проявляющееся во всей полноте в жизни «я» (Ich-Leben). Но как верно то, что свет, проходя через призму расчленяется на различные цвета - от красного, желтого, через зелёный к синему, фиолетовому, - так и в человеке посредством совместной жизни с внешней действительностью, которая как бы играет роль «призмы» для человеческой души, эта единая душевная жизнь расчленяется в человеке на три, - можно сказать, - на три главнейших проявления. "


Едва ли уважаемый бывший админ знаком с этим текстом. Иначе ему было бы понятно, что без Народной Души , то есть Архангела народа, дневное сознание человека не отличалось бы от сновидческого, ибо ясность бодрственного сознания мы получаем, вернувшись в тело утром, только благодаря Народной Душе, живущей постоянно в нашем эфирном теле.
В АОР некоторые, к сожалению до сих пор считают, что Народная Душа - совокупность Ангелов, а не Архангел: бывший админ  далеко не единственный.

Lusi:
У меня вопрос к уважаемому Алексу: Вы многократно утверждали, что Народная Душа это существо ранга Архангела. Возникает естественный вопрос, какой ранг у Народного Духа? Неужели ранг Духа Времени? В это как-то сложно поверить…

urga:

--- Цитата: Алекс от 26 Янв. 2011, 15:00:27 ---нет, в том, что странствует в качестве физического облика, физического образования, живёт ещё иное душевное начало, живут действительные, проникнутые сознанием Народные Души.

--- Конец цитаты ---
Мне мыслится, что в данной лекции термин "Народная Душа" имеет очень широкий контекст/содержание. Меня "смущает" в процитированном тексте акцент на влиянии Души на физическую внешность: ведь это характерно для Духов Речи, Духов Мышления и Духов Расы - для Иерархов-Строителей, чуть приотставших в своем ранге, чтобы работать с физическим людей. Именно от них, а не от Архангелов, происходят как расовые, так и национальные различия.
Также я не нашел в столь длинной цитате собственно слово "Архангел", а только "Народные Души".
Может быть, столь упорно разыскиваемая Алексом разница между Народной Душой и Народным Духом кроется в разнице между упомянутыми Строителями и Архангелами?

Алекс:

--- Цитата: Lusi от 26 Янв. 2011, 16:55:02 ---У меня вопрос к уважаемому Алексу: Вы многократно утверждали, что Народная Душа это существо ранга Архангела. Возникает естественный вопрос, какой ранг у Народного Духа? Неужели ранг Духа Времени? В это как-то сложно поверить…

--- Конец цитаты ---
Дорогая Люси, я очень рад, что Вас эти проблемы волнуют.  Я от себя ничего не утверждаю, а только только обращаю внимание на то, что говорил Р.Штейнер. На ваш вопрос я могу только повторитьь то, что уже высказал по Р.Штейнеру ув. Сильвестр в теме "Возвращение Юлиана": Немалое значение имеет и следующее высказываение Р.Штейнера:
 “Das ist ausserordenlich interressant zu beobachten, denn wenn wir betrachten, wie die Volksgeister, die Volksseelen, die wir als Erzangel  bezeichnen, zu einen hoehere Rang hinaufsteigen, dann bekommen wir erst eine richtige Vorstellung von dem, wie es in der grossen Welt eigentlich hergeht.”
    “DIE MISSION EINZELNER VOLKSSEELEN in Zusammenhang mit der germanisch-nordischen Mythologie”
«Это чрезвычайно интересно наблюдать, ибо, когда мы рассматриваем, как Народные Духи, Народные Души, которых мы обозначаем как Архангелов, поднимаются к более высокому рангу, мы только тогда получаем правильное представление о том, как это, собственно, происходит в великом мире».                 
Рудольф Штейнер «МИССИЯ ОТДЕЛЬНЫХ НАРОДНЫХ ДУШ в связи с северо-германской мифологией» том 121, лекция 7 первая страница

Чтобы понять действие третьей Иерархии (Духи душ) в человеке, надо обратиться к космической эволюции мира, человека и духовных существ:

Космос     Возникновение   агрегатное состояние  человеческая
                                                                                        ступень

Д. Сатурн физическое тело  тепло+ тепл.эфир               Архаи
Д.Солнце  эфирное тело       газ +световой эфир           Архангелы
Д.Луна      астральное тело   жидкость+ звуковой эфир       Ангелы
Земля        "я"                         твердое +жизненный эфир Человек получает "я" от Духов Формы

Архангелы как Народные Души и Народные Духи действуют в эфирном теле человека и в эфиро-ауре народа и страны, они вбирают в себя эфирные тела молодых умерших и сохраняют их
Ангелы не могут действовать в эфирном теле, а предназначены действовать в астральном, более легком, подвижном: если же это происходит, то возникают патологические гормональные изменения в эндокринной системе человека (см том 182 лекция 6 "Что делает Ангел в нашем астральном теле?") Ангелы сопровождают отдельную индивидуальность, -  то есть "я" и астральное тело, -  после смерти человека и помогают придти к новой инкарнации: они не определяют принадлежности к народу: ни Ангел, ни человек не имеют отношения к народному, племенному, национальному. Тем более их умозрительная "совокупность".


Добавлю от себя, что Архангелы  - в первую очередь СУЩЕСТВА, которые имеют, как и другие существа,в ключая человека  -ТЕЛО, ДУШУ и ДУХ. Молодой Архангел проявляется как душа, взрослый  - как дух. Духами без души являются только АРИМИНИЧЕСКИЕ СУЩЕСТВА.

Алекс:

--- Цитата: urga от 26 Янв. 2011, 19:18:08 ---
--- Цитата: Алекс от 26 Янв. 2011, 15:00:27 ---нет, в том, что странствует в качестве физического облика, физического образования, живёт ещё иное душевное начало, живут действительные, проникнутые сознанием Народные Души.

--- Конец цитаты ---
Мне мыслится, что в данной лекции термин "Народная Душа" имеет очень широкий контекст/содержание. Меня "смущает" в процитированном тексте акцент на влиянии Души на физическую внешность: ведь это характерно для Духов Речи, Духов Мышления и Духов Расы - для Иерархов-Строителей, чуть приотставших в своем ранге, чтобы работать с физическим людей. Именно от них, а не от Архангелов, происходят как расовые, так и национальные различия.
Также я не нашел в столь длинной цитате собственно слово "Архангел", а только "Народные Души".
Может быть, столь упорно разыскиваемая Алексом разница между Народной Душой и Народным Духом кроется в разнице между упомянутыми Строителями и Архангелами?

--- Конец цитаты ---
Вы, как всегда выдумываете или вольно трактуете Р.Штейнера: термина "строители" в антропософии нет вообще, кроме, пожалуй, "строители Гётеанума"...
Ещё раз подублируем давным давно с 1970ых годов хорошо известный текст Р.Штейнера: “Das ist ausserordenlich interressant zu beobachten, denn wenn wir betrachten, wie die Volksgeister, die Volksseelen, die wir als Erzangel  bezeichnen, zu einen hoehere Rang hinaufsteigen, dann bekommen wir erst eine richtige Vorstellung von dem, wie es in der grossen Welt eigentlich hergeht.”
    “DIE MISSION EINZELNER VOLKSSEELEN in Zusammenhang mit der germanisch-nordischen Mythologie”
«Это чрезвычайно интересно наблюдать, ибо, когда мы рассматриваем, как Народные Духи, Народные Души, которых мы обозначаем как Архангелов, поднимаются к более высокому рангу, мы только тогда получаем правильное представление о том, как это, собственно, происходит в великом мире».                 
Рудольф Штейнер «МИССИЯ ОТДЕЛЬНЫХ НАРОДНЫХ ДУШ в связи с северо-германской мифологией» том 121, лекция 7 первая страница

Навигация

[0] Главная страница сообщений

[#] Следующая страница

[*] Предыдущая страница

Перейти к полной версии