Если говорить об оболочках, то лучше использовать четверичную структуру человечесокого существа, которую предлагает "Духоведение"
Всего таких стрктур предлагается четыре: из трех членов: тело-душа-дух, из четырёх: физическое тело, эфирное тело, астральное тело и "я"; из семи и из девяти. Говорить о душе как оболочке не вполне корректно, только в случае Духочеловека еще говорят о духооболочке. Оболочкой являются наши тела: физическая оболочка, эфирная оболочка и астральная оболочка в середине удерживают "я" .
Вы говорили про душевность и духовность Архангелов, руководящих народами. Также упоминали о теле, душе и духе вообще Ангелов, Архангелов и Архаев. Могли бы Вы привести здесь пояснения к тому, что у данных сущностей понимаете под телом, душой и духом?
Об этом можно прочесть во 2 лекции из 121 тома. В други лекциях тома тоже есть сообщения на эти темы. Несколько цитат оттуда мне хтелось бы привести:
Если в древней Греции в мистериях Аполлона большую роль играло изречение "познай самого себя", то не в столь отдаленном будущем к Народным Душам будет направлен призыв: "познайте самих себя, как Души народов". Этот прибыв будет не без значения для грядущей деятельности человечества.
Поскольку человек доступен чувственной способности восприятия, постольку Дух народа не проявляется внешне, не проявляется таким образом, чтобы быть воспринятым внешним общением или органами внешних чувств; и, тем не менее, он совершенно реальное существо.
Сегодня нам надо будет выработать себе представление такого реального существа. Какой вообще путь берет духовная наука, чтобы создать нам представление о реальном существе?
Существа, которые владеют этой способностью, наличны уже и теперь. Это Архангелы. Это существа, которые способны к тому, к чему лишь некогда станет способен человек; существа, способность которых можно обозначить, как способность извне управлять своими физическим и эфирным телами и которые, кроме того, еще могут работать над их собственным эфирным телом.
Теперь подойдем к внутреннему существу такой Народной Души. Если мы хотим разобраться во внутреннем существе современного человека, то нам необходимо представить его себе в его трехчленности, состоящей из: души ощущающей - своего рода низший член человеческого существа, души рассудочной или характера - средний член и души сознательной - высший член внутреннего существа человека, в котором он уже действительно осознает свое Я.
Собственно, лишь в душе сознательной налично то, что называется самосознанием человека. Несмотря на это, Я человека деятельно во всех этих трех областях своей внутренней жизни: как в душе ощущающей, так и в душе рассудочной или характера и так и в душе сознательной.
В душе ощущающей деятельность этого Я такова, что человек лишь едва чает это свое Я. В этом отношении в душе ощущающей человек предан всем страстям и склонностям. В ней его Я находится в тупом, приглушенном брожении. Лишь в душе рассудочной или характера оно пробивается к некоторой ясности, достигая полноты этой ясности уже в душе сознательной. Исследуя в отдельности каждый из этих трех членов внутренней человеческой природы, мы должны в них увидеть три разновидности, части в пределах астрального тела. При этом, конечно, действительностью остается и то, что эти три разновидности, эти три члена астрального тела подготовительно преобразовывают и само астральное тело, тело эфирное и физическое тело. Но эти преобразования все же не являются тем, что мы находим как внутреннюю природу человека, как душевное в собственном смысле слова. Душевное начало, внутренняя природа человека - это эти три разновидности астрального тела. Три разновидности нуждаются в определенных органах действия, и они предстают в таком виде, что душа ощущающая имеет своего рода орган действия в астральном теле, душа рассудочная или характера - в теле эфирном, а душа сознательная - в теле физическом. В таком, значит, виде мы можем отличить внутреннюю природу человека оттого, что является природой его оболочек. Итак, внутренняя природа человека состоит из трех разновидностей астрального тела.
Как внутренняя природа человека, над которой работает и в которой выражается Я, предстает в этих разновидностях астрального тела, так то, что мы можем сравнить с этой внутренней природой человека, а именно, внутренняя природа тех духовных существ, которых мы обозначаем как народных Духов, представляет собой три члена, три разновидности в эфирном теле. Подобно тому как в человеке мы различаем душу ощущающую, душу рассудочную, душу сознательною, так и у Архангелов, у народных Духов нормального развития, мы должны различать три разновидности в эфирном теле. Но т. к. эти три разновидности находятся не в астральном, а в эфирном теле, то поэтому они совсем другие, они существенно отличаются от трех разновидностей душевной жизни человека. Отсюда и форму сознания, всю душевную жизнь этих народных Духов вы должны представить себе иной, чем духовная жизнь человека. Здесь от внешней характеристики этих народных Духов мы теперь проникаем во внутреннюю природу их душ. Это будет не совсем просто, но мы должны попытаться перешагнуть этот Рубикон. Для этого нам надо будет взять исходной точкой какое-нибудь не очень трудное понятие, но понятие, которое как-то родственно внутренней жизни этих народных Духов, подобного очень не много в нормальной жизни человека; напротив: в его собственном сознании исключительно слабо проявляется то, что живет в сознании народных Духов.
Душевная же жизнь Архангела начинается его переживанием в своей душе рассудочной илихарактера, затем подымается в Я, которое распространяется в мир высших царств, в царство духовных свершений, в котором он живет подобно тому, как человек живет в царстве животных, растений и минералов. Так что мы можем сказать: хотя мы и должны понять, что такое архангельское существо может нести в своей душевной жизни то, что мы называем человеческим Я, однако мы не можем сказать, что это Я Архангела одного рода с Я человека. Итак, Я Архангела не одинаково с Я человека. Я Архангела находится двумя ступенями выше и, таким образом, коренится в высшем мире. Как человек благодаря своим органам чувств видит цвета, слышит звуки, так смотрит Архангел вниз, в мир, который заключает в себе как объективную истину Я, - только вокруг этого Я группируется еще та часть астрального, которую мы, люди, знаем в себе как душу рассудочную или характера. Представьте себе этих существ, смотрящих в мир, но не воспринимающих минерального, растительного и животного начала. Представьте себе, что зато этот взор, который есть духовный взор, охватывает их картину мира, в которой они воспринимают определенные средоточия. Эти средоточия - это человеческие Я, вокруг которых опять-таки группируется нечто, выглядящее как своего рода аура. - Вот картина того, каким образом смотрит архангельское существо на индивидуальностей народа, принадлежащих ему – этому Архангелу - и представляющих народ. Его мир состоит из астрального поля восприятия, в котором заключаются определенные центры. Эти центры, эти средоточия являются отдельными людьми, отдельными человеческими Я. И как цвета, звуки, тепло и холод находятся в поле наших восприятий, являясь для нас значительным миром, так для архангельских существ, для народных Духов полем их восприятия являемся мы сами с частью нашей внутренней жизни; и как мы идем во внешний мир и обрабатываем его, создаем инструменты, так являемся мы сами теми объектами - поскольку мы принадлежим тому или иному Духу народа, - которые представляют собой поле деятельности Архангелов или Духов народов.
Итак, как ни удивительно это звучит, мы заглянули в высшую теорию познавания Архангелов. Она совсем иная, чем теория познания людей, потому что уже само данное в ней для Архангелов совсем иное. Данное для людей – это то, что распространено в пространстве, что воспринимается нами как цвет, звук, тепло, холод, твердость, мягкость. Данное для Архангелов - это то, что внутренно проступает в человеческом сознании. Для них это сумма центров, средоточий, которые окутаны целой пряжей внутренних переживаний людей, поскольку эти переживания разыгрываются в душе рассудочной или характера; но в соответствующем случае деятельность их более высокая. Каким образом обосабливается мировая картина Архангела или Духа народа? - Картина мира человека обосабливается тем, что взявши, например, какой-нибудь предмет в руку, он его ощущает теплым или холодным. Архангел переживает нечто похожее, соприкасаясь с индивидуальностями людей. Так, он встречает людей, которые преимущественно исполнены внутренней активностью, обладающих более богатым душевным содержанием, - они производят на него более интенсивное впечатление. Других он находит вялыми, летаргическими, с бледным душевным содержанием; это существа в поле восприятия Архангела, подобные теплу и холоду в картине мира человеческой души. Так обосабливается картина мира Архангела, и сообразно с ней он может пользоваться отдельными людьми, может работать для них, осуществляя то, что идет из его индивидуальности для развития народа.
Еще и другим образом связана жизнь народа с жизнью ведущего его Архангела. Как человек проходит в жизни ее восходящий и ее нисходящий периоды - восходящее время молодости и нисходящее время старости, - то и Архангел в восходящей и нисходящей культуре данного народа переживает свою молодость и свою старость.
Теперь мы опять должны обратить наш взор ко внутренней жизни такого Архангела. Из того, что я уже рассказал, вы, конечно, заметили, что то, что человек получает извне, Архангел получает изнутри; но зато, когда в нем проявляются в виде этих центров индивидуальности народа, то у Архангела возникает ощущение, что это переживание хотя оно и подступает к его сознанию внутренне, тем не менее ему словно чуждо. В нашем сознании этому переживанию Архангела соответствует внезапное появление в нас идей. Обратно человеку переживает он также молодость и старость. Человек, переживая молодость, чувствует бодрость в членах, чувствует их рост, их развитие. В старости эти члены, так сказать, увядают и отказываются служить. Это нечто, что человек чувствует идущим из его внутренней природы. И, опять-таки, хотя Архангел и чувствует все идущим из его внутреннего существа, тем не менее восходящее и нисходящее развитие народа является ему чем-то чуждым, чем-то, о чем он имеет чувство, что оно независимо от него, что оно не касается его непосредственно, но что, тем не менее, дает ему повод в определенное время воплотиться в какою-нибудь народе, когда наступает возможность такого воплощения, т. е. когда появляется народ, жизнь которого находится в восходящем периоде, народ живущий полной восходящей силой, тогда – подобно человеку завершившему свою жизнь между смертью и новым рождением – Архангел нисходит в такой народ и воплощается в нем. Когда же начинает слабеть плодотворность, активность отдельных воспринимаемых им центров, когда бледнеет их содержание, тогда Архангел чувствует свою "смерть", чувствует необходимость отойти от данного народа; тогда наступает время, когда он его оставляет; он вступает тогда в свой Девахан, в свою жизнь между смертью и новым рождением, чтобы позже в других условиях найти себе подходящую народность. Так означает восходящая в молодости жизнь народа молодость его народного Духа, и он ее воспринимает как свежий, струящийся элемент, в котором он живет. Нисходящий период жизни народа он воспринимает как усыхание центров в поле его восприятия. Итак, мы попытались разобраться во внутренней природе такой народной души.
Рассматривая только что изложенное, мы можем себе сказать: все же в определенном отношении такая народная душа довольно далека отдельной человеческой жизни, потому что то, что в своей душе ощущающей и в низшей области своей души рассудочной несет единичный человек, - это область, в которую этот народный Дух, Архангел, не проникает. Для человека же она нечто очень реальное. Человек очень чувствует, что она связана с самой внутренней, с самой интимной стороной его собственной жизни. В определенном отношении природа Архангела, ведущее естество народа, - это нечто, что реет над единичным человеком. Архангел, который ведет народ, чужд личным переживаниям человека, связанным с восприятиями его чувств. Но здесь существуют посредники, и важно, чтобы мы поняли, что такие посредники существуют. Это существа, которых мы называем Ангелами и которые стоят между Архангелом и человеком. Примите это в самом строгом смысле слова: Духи народов – это Архангелы, это Духи, которые уже закончили преобразование своего астрального тела в Самодух или Манас и теперь преобразовывают свое жизненное тело в Будхи. Посредине между этими существамии людьми стоят ангельские существа.
Можно было бы привести еще немало цитат,суть которых в том, что Народная Душа и Народный Дух - существа из иерархии Архангелов: первые - более молодые, вторые - более зрелые.
Телом у них могут быть эфирные и даже физические инградиенты, например, ветер итп (см т.121)
Душа описана выше как три ступени в эфирном теле Архангела, о их духе то есть о их "Я" тоже сказано выше.
НАРОДНЫЕ ДУШИ и НАРОДНЫЕ ДУХИ - в антропософии Р.Штейнера -специальные термины для обозначения Архангелов, руководящих народами Нельзя считать, что Народная Душа - имеет только душу, нет, она имеет тела, души и "Я", то есть дух; так же и Народный Дух имеет тело, душу и дух, то есть "Я", но последнее доминирует над душевным.
Вот ещё выдержка из лекций Р.Штейнера (том 159-160, л11)
"Когда сегодня человек, будучи духовным исследователем, говорит о том, что Народная Душа существует как Архангел, и т. д., над ним смеются.