Антропософский форум > Антропософия
Гносеологическая проблема современности
urga:
--- Цитата: EWC от 06 Фев. 2011, 15:05:56 --- Но ничего, в будущем эфирное постепенно будет выходить из физического, и имагинативная логика снова займет свое место.
--- Конец цитаты ---
Выявление эфирного может иметь другие психологические последствия. Раньше через эфирное сумеречным, бессознательным способом входили астральные впечатления. Я думаю, что природа имагинаций все-таки астральная. Новое выявление эфирного ИМХО в первую очередь даст в первую дневное бодрственное осознание реалий самих эфиров. Техника дхараны может оказаться на пути к этому эффективнее штейнеровского ясновидения.
Можно ли вообще сводить духовную науку к одному только ясновидению? ИМХО нет; нужно заниматься разными духовными науками и поверять одну другой.
Хочу сказать, что для индивидуального развития, тренинга в духовных науках Штейнеровское наследие дает гигантски много. Однако по поводу его вклада в Духовный путь сегодняшней цивилизации я бы вынес гораздо меньшие оценки. Я понял, что в нашей дискуссии смешались два вопроса:
1. Методология личного развития к посвящению
2. Мтодология общая для подхода культуры к духовным мирам.
Так вот, второй пункт я оцениваю так: кажется, весьма информативен и откровенен Штейнер по этому поводу в ГА124 в 1909 году - еще в начале своего пути. Описывая разные этапы эпохи Рыб, Штейнер указывает на то, что в его время пришел черед внести в цивилизацию ВОСТОЧНЫЙ импульс. ИМХО это и делали Блаватская и Штейнер. Он назвал этот импульс БУДДИЙСКИМ. И еще один характерный штрих - ОПУБЛИКОВАНИЕ духовной науки как таковой, которую западные ложи стремились совсем изъять из общественного сознания. Это ИМХО и было выполнено Штейнером как духовная задача времени.
Последний этап Рыб начнется только в 2020 году. И только тогда придет время засеять в обществе НОВУЮ методологию, с которой все люди приблизятся в эпохе Водолея к Духовным мирам, как это было с христианством, засеяным на пороге эпохи Рыб. В наследии Штейнера мы имеем подытоживание прошлого опыта духовного пути человечества.
К.Д.А.:
--- Цитата: EWC ---Я и имел ввиду все это, то есть отсутствие всего этого
--- Конец цитаты ---
Кажется, мы рассматриваем явление с несколько разных углов зрения. Я полностью согласен с тем, что Вы говорите в отношении того, что необходима всесторонняя разработка методов познания действительности, основы которых даны в антропософии, но одновременно, очевидно, это можно наиболее чисто и неискажённо достичь, лишь глубоко осознанно практикуя и применяя в жизни все то, что изложено в "Как достигнуть познания высших миров?", то есть следуя путём, ведущим к посвящению. Потому что (думаю, Вы согласитесь) качество нашей духовно ориентированной деятельности будет на порядок выше, если каждый из нас будет соответствовать определённым критериям посвящения, нежели будет приступать к масштабной разработке методологии антропософии с нынешним, обыденным уровнем осознания. Вот на это я прежде всего обращал внимание. То есть без того, чтобы мы сначала принципиально изменились, о какой-либо адекватной разработке и внедрении в жизнь принципов антропософии говорить сложно. Особенно в масштабах всего общества. То есть сначала мы должны преобразиться внутренне, а затем менять общество и мiр. Хотя параллельно с собственным внутренним изменением можно и нужно, разумеется, делать шаги в общественном изменении, но имея в виду, что без собственного качественного изменения на этом поприще достичь полного успеха не получится.
--- Цитата: urga ---Последний этап Рыб начнется только в 2020 году. И только тогда придет время засеять в обществе НОВУЮ методологию, с которой все люди приблизятся в эпохе Водолея к Духовным мирам, как это было с христианством, засеяным на пороге эпохи Рыб. В наследии Штейнера мы имеем подытоживание прошлого опыта духовного пути человечества.
--- Конец цитаты ---
Мне думается, здесь Вы немножечко поспешили с этим выводом. О подытоживании опыта духовного пути Рудольфом Штайнером, вероятно, корректнее будет говорить в отношении опыта мистерий, а не опыта всего человечества. Ибо ведь в подавляющем большинстве своём человечество не то что не освоило опыт мистерий предыдущих веков, но большинство даже и не пыталось это делать. Импульсы высокоразвитых сущностей, действующих в высших мiрах или же воплощавшихся в физическом мiре, конечно, оказывали и оказывают влияние на человечество, но без собственной работы каждого из нас в духовном познании и внутреннем изменении мы всё же не продвинемся в духовной эволюции.
--- Цитата: urga ---Я думаю, что природа имагинаций все-таки астральная. Новое выявление эфирного ИМХО в первую очередь даст в первую дневное бодрственное осознание реалий самих эфиров. Техника дхараны может оказаться на пути к этому эффективнее штейнеровского ясновидения.
--- Конец цитаты ---
Как я понимаю, имагинация есть восприятие образов, через которые проявляются те или иные силы (существа) тонких планов. Рудольф Штайнер соотносит эту ступень с эфирным телом, осознавая себя в котором, человек оперирует оживлённым, нерассудочным, мышлением, не связанным с предметами физического мiра. Когда добавляется астральность, то в этих имагинативных, образных восприятиях, начинают проступать "духовные смыслы" и обретается способность изнутри себя ощущать ("слышать") свойства и качества тех или иных существ, выражающих себя в этих образах. Эта ступень соответствует начальной стадии инспирации и она присуща астральному телу. При таком восприятии, насколько я понимаю, имагинативность может сохраняться, однако она всецело пронизана инспиративностью. Но когда образы гаснут и остаётся лишь одна безмолвная тишина, тогда и открывается возможность постигать уже на чисто инспиративном, всецело астральном уровне. Там уже нет видения в привычном для эфирного тела варианте, а есть живое переживание в своей душе особенностей "внешних" явлений. Если же при восприятии, видении и т.д. нет ни начальной, ни тем более последующей стадии инспирации, то это есть чисто эфирное видение. Именно это видение, которое может быть наполнено самыми необычными и причудливыми образами, но не осознаваться по-настоящему изнутри, многие видящие и принимают за нечто несказанно высокое, при этом оставаясь лишь на эфирном уровне и не имея возможности вступить даже на чисто инспиративный план, чтобы воспринимать явления более реально. И уж тем более такое видение не будет иметь никакой сверхастральной природы. Согласны?
Alrock:
--- Цитата: EWC от 06 Фев. 2011, 18:33:36 ---...между имагинацией и наиболее развитым обычным мышлением должно быть что-то промежуточное, и это гетеанизм, созерцающее суждение. Это должно восходить в общем культурном потоке цивилизации.
--- Конец цитаты ---
"Основная цель" 5-й эпохи - индивидуальное развитие души сознательной в людях.
Из кн. И.Гордиенко:
--- Цитировать ---Правильное развитие души сознательной в 5-ю эпоху, согласно Рудольфу Штейнеру, слагается из овладения человеком двумя способностями. Первая из них – «правильное наблюдение чувственной действительности.» - Эту задачу решает гетеанизм. Другую Рудольф Штейнер характеризует как способность к "свободным имагинациям" - таким, в которых человек движется так же свободно, как в своем рассудке.» К этому ведет Духовная наука (GA171; 17.09.1916)
--- Конец цитаты ---
urga:
--- Цитата: К.Д.А. от 07 Фев. 2011, 10:34:45 ---Как я понимаю, имагинация есть восприятие образов, через которые проявляются те или иные силы (существа) тонких планов. Рудольф Штайнер соотносит эту ступень с эфирным телом, осознавая себя в котором, человек оперирует оживлённым, нерассудочным, мышлением, не связанным с предметами физического мiра. Когда добавляется астральность, то в этих имагинативных, образных восприятиях, начинают проступать "духовные смыслы" и обретается способность изнутри себя ощущать ("слышать") свойства и качества тех или иных существ, выражающих себя в этих образах. Эта ступень соответствует начальной стадии инспирации и она присуща астральному телу. При таком восприятии, насколько я понимаю, имагинативность может сохраняться, однако она всецело пронизана инспиративностью. Но когда образы гаснут и остаётся лишь одна безмолвная тишина, тогда и открывается возможность постигать уже на чисто инспиративном, всецело астральном уровне. Там уже нет видения в привычном для эфирного тела варианте, а есть живое переживание в своей душе особенностей "внешних" явлений. Если же при восприятии, видении и т.д. нет ни начальной, ни тем более последующей стадии инспирации, то это есть чисто эфирное видение. Именно это видение, которое может быть наполнено самыми необычными и причудливыми образами, но не осознаваться по-настоящему изнутри, многие видящие и принимают за нечто несказанно высокое, при этом оставаясь лишь на эфирном уровне и не имея возможности вступить даже на чисто инспиративный план, чтобы воспринимать явления более реально. И уж тем более такое видение не будет иметь никакой сверхастральной природы. Согласны?
--- Конец цитаты ---
Инспирация может быть достигнута глубокой тишиной, что подразумевает погашение говорливого ума-мышления.
Однако меня смущает вопрос того, в чем сфокусирован медитирующий человек - в своих ощущениях или в своем мышлении. Отсюда будет разница понимания данного опыта и разница его описания. Я пока нахожусь под впечатлением, что Штейнер мыслил т.с. категориями астрального мировосприятия, особенно когда назвал тройственную душу по природе астральной, а не ментальной. Человек фокусированный ментально объяснялся бы гораздо отчетливее, человек с развитой "душой сознательной"...
Интуиция по вашей логике должна осуществиться за счет ментального (если имагинация эфирная, инспирация астральная), однако почитайте Штейнерана эту тему и найдете вместо ментальности волю. Где вообще в его трудах значимость ума? Хотя весь четвертый круг это история ума, история человека разумного. Механизм умного посвящения послепотопной эпохи так и остался запечатанным.
К.Д.А.:
--- Цитата: urga от 08 Фев. 2011, 06:30:44 ---Инспирация может быть достигнута глубокой тишиной, что подразумевает погашение говорливого ума-мышления.
Однако меня смущает вопрос того, в чем сфокусирован медитирующий человек - в своих ощущениях или в своем мышлении. Отсюда будет разница понимания данного опыта и разница его описания. Я пока нахожусь под впечатлением, что Штейнер мыслил т.с. категориями астрального мировосприятия, особенно когда назвал тройственную душу по природе астральной, а не ментальной. Человек фокусированный ментально объяснялся бы гораздо отчетливее, человек с развитой "душой сознательной"...
Интуиция по вашей логике должна осуществиться за счет ментального (если имагинация эфирная, инспирация астральная), однако почитайте Штейнерана эту тему и найдете вместо ментальности волю. Где вообще в его трудах значимость ума? Хотя весь четвертый круг это история ума, история человека разумного. Механизм умного посвящения послепотопной эпохи так и остался запечатанным.
--- Конец цитаты ---
Здесь я полностью согласен со Штайнером, так как на собственном опыте подтвердил истинность его слов. Впрочем, это доступно каждому. Достаточно понаблюдать за своим внутренним мiром, за импульсами, идущими изнутри, как будет распознана иерархическая структура уровней собственного существа: самым низшим сознанием является рассудочное, оно возможно лишь при воплощённости в физическую телесность, затем идёт более тонкое, образное сознание, оно присуще эфирному телу. Первое - более конкретное, а стало быть, более материальное, второе - менее конкретное, более нежное, а стало быть, более утончённое. Затем идут чувства, эмоции, ощущения, они уже принадлежат астральному телу, осознание которого ещё менее конкретно и отчётливо, нежели образов эфирного и рассудочности физического тел. Наконец, за всей эмоционально-чувственной сферой скрывается воля, движущее ядро нашего существа или просто "Я". Оно ещё менее доступно дневному, бодрственному осознанию, нежели сфера мыслей и чувств. (О более высоких началах не говорю, они лишь в потенциальности, в зачатке, а потому простого наблюдения за собой для распознания их недостаточно.)
Эфирно-физический план и есть в действительности "ментальный" план, так как здесь и завершается мышление и предметное восприятие и наблюдение. Хотя уже на чисто эфирном уровне имагинации это постепенно начинает сходить на нет. На астральном плане же всё "внешнее" глаголет уже изнутри, из собственной души, потому восприятие на этом уровне и называется инспирацией, "вдохновением", и здесь познающий субъект и познаваемый объект необычайно тесно соединены друг с другом. А выше уже идёт деваханический план, где "внешнее" не просто гласит из собственной души, но где открывается способность самому изнутри переживать внутренний мiр того или иного существа или саму суть того или иного явления. Здесь разделение субъекта и объекта в познании вообще практически не существует. Здесь ты сам есть то, что воспринимаешь, а оно есть ты. И это и есть интуитивное познание на уровне "Я", именно на уровне воли. Но, как Вы, наверное, помните, Рудольф Штайнер писал, что когда эта воля, это "Я" начинает обретать власть над низшей, астрально-эфирно-физической, природой и, в конце концов, обретает её, то эта низшая, астрально-эфирно-физическая, природа начинает уже вести себя по-другому, будучи в подчинённом положении по отношению к "Я". И в таком случае можно ПРИВНОСИТЬ эфирное мышление и астральное чувствование В ВОЛЮ. Но не то мышление и чувствование, коими привыкли быть пронизаны мы в обыденном состоянии сознания, но именно очищенные, облагороженные, уравновешенные, подконтрольные деваханической воле, то есть "Я". Привнося трансформированное путём эзотерической подготовки мышление в волю, мы способны по-новому познавать деваханический план. Вероятно, неполное понимание сути этого процесса и повлекло среди тех или иных эзотериков возникновение представления о том, будто деваханический план есть уровень мысли. Но в действительности это не так, поскольку сознание в Девахане намного многомернее, насыщеннее и богаче в своих качествах, чем просто мышление. Можно сказать и так, что в Девахане облагороженное, очищенное, возвышенное мышление представляет собой лишь ОДИН ИЗ АСПЕКТОВ деваханического сознания. Непонимание этого в эзотерической, а особенно экзотерической среде привело к тому, что примитивное, ограниченное рамками эфирно-физического плана образно-рассудочное мышление, а чаще всего вообще лишь одно физическое мышление стали использовать для понимания и постижения высших мiров, игнорируя необходимость принципиальной трансформы мыслительного аппарата и раскрытия других, более утончённых аспектов сознания, что присутствуют на более высоких, чем физически-эфирный план, уровнях. В результате этого, применяя это примитивное мышление для оценки и классификации (что само по себе уже есть серьёзное заблуждение) явлений высших мiров, различные видящие, слышащие, воспринимающие породили столько ложных интерпретаций и иллюзий в восприятии, что сегодня на Земле учений, построенных на этой превратной основе, очень много. И вместо того, чтобы действительно эзотерически постигать высшие мiры, развивая и совершенствуя в себе новые, просветлённые качества, большинство предпочитает барахтаться в эфирно-рассудочных мысле-конструкциях, принимая их за нечто возвышенное и отражающее реальность. Однако, увы, в большинстве случаев всё это лишь фантазии.
Навигация
Перейти к полной версии