Антропософский форум > Антропософия

Гносеологическая проблема современности

<< < (4/7) > >>

К.Д.А.:
Добавлю.

Возникновение интеллекта у человека в четвёртом воплощении Земли, с моей точки зрения, есть как раз результат внедрения волевого начала "Я" в астрально-эфирно-физическую телесность. У животных, как мы знаем из сообщений Р.Шт., развито лишь физическое, эфирное и астральное тела, но отсутствует "Я", поэтому они, хоть и имеют эфирно-физический базис для возникновения мышления, тем не менее не обладают возможностью мыслить, которая и определяется присутствием в астрально-эфирно-физической телесности волевого Я-начала. То есть без воли конструировать, анализировать и синтезировать представления не удастся; потому животные, в отличие от человека, и не мыслят, как он, но мышление у них находится в примитивной, зачаточной стадии.

Эпоху же Земли Рудольф Штайнер называл "Космосом любви". А истинная любовь, как Вы знаете, начинается со ступени интуиции, когда внутренний мiр другого существа ты способен ощущать, как свой собственный. Именно научиться любить мы и должны, инкарнируясь на Земле в нынешнюю эпоху. Любовью Бога является и Христос Иисус, который воплощался на физическую Землю ради привнесения человечеству этого импульса Любви Бога.

"Космосом мудрости" же Рудольф Штайнер называл эпоху Древней Луны, а не Земли, как Вы помните.

urga:

--- Цитата: К.Д.А. от 08 Фев. 2011, 10:24:08 ---

--- Конец цитаты ---
Интересно, а вы читали "Материалы эзотерической школы" Штейнера? В них четко разделены воля, чувствование, мышление и Я ЕСМЬ, также четко указана и локализация их органов. Бритва Окама, закон экономики, все-таки за более простые схемы. Есть еще лекции, где объясняется появление полусознательной чувствительности из взаимодействия двух ПОЛЮСОВ - ясного бодрствующего мышления и совсем бессознательной воли. Там поясняется, что воля днем то же самое что глубокий сон ночью; эмоция днем то же самое что сновидения ночью. А глубокий сон это сознание эфирного тела/растения. Воля имеет обитель, по Штейнеру, в обмене веществ и в движении конечностей. Собственно, сущность волевых процессов - двигаться, использовать энергию действия.
Безусловно, существует прямая связь/взаимодействие между волей и мышлением, но об этой связи Штейнером сказано очень мало. Возможно, даже не между волей и МЫШЛЕНИЕМ, а между волей и Я ЕСМЬ.

К.Д.А.:

--- Цитата: urga от 09 Фев. 2011, 09:48:41 ---Интересно, а вы читали "Материалы эзотерической школы" Штейнера? В них четко разделены воля, чувствование, мышление и Я ЕСМЬ, также четко указана и локализация их органов. Бритва Окама, закон экономики, все-таки за более простые схемы. Есть еще лекции, где объясняется появление полусознательной чувствительности из взаимодействия двух ПОЛЮСОВ - ясного бодрствующего мышления и совсем бессознательной воли. Там поясняется, что воля днем то же самое что глубокий сон ночью; эмоция днем то же самое что сновидения ночью. А глубокий сон это сознание эфирного тела/растения. Воля имеет обитель, по Штейнеру, в обмене веществ и в движении конечностей. Собственно, сущность волевых процессов - двигаться, использовать энергию действия.
Безусловно, существует прямая связь/взаимодействие между волей и мышлением, но об этой связи Штейнером сказано очень мало. Возможно, даже не между волей и МЫШЛЕНИЕМ, а между волей и Я ЕСМЬ.
--- Конец цитаты ---
Есть замечательная брошюра, изданная издательством "Лонгин", называется "Теория и практика медитации", основана на GA 84. Там как раз Штайнером говорится, что воля днём подобна сну без сновидений ночью, эмоции днём - сну со сновидениями ночью, в то время как в бодрственном состоянии работает рассудочное мышление. Там же Штайнер описал и все соотношения: мышление присуще эфирному телу, чувства - астральному, а воля - "Я". Там же он соотносит имагинативную ступень познания с эфирным планом, инспиративную - с астральным, интуитивную - с деваханическим. Там же он говорит, что воля, исходящая из "Я", проникающая и задерживающаяся в астральности, выражается в виде эмоционально-чувственных переживаний, а воля, проявляющаяся в эфирности, выражается в намерении (намерением он называл мыслительные представления, пронизанные волением). Всё очень чётко и по делу. Но, собственно, я бы и не стал ссылаться в данном случае на Штайнера, если бы только теоретизировал и ничего сам не имел в том, что говорю. Поэтому могу уверенно сказать, что то, что описал Штайнер, может проверить на собственном опыте каждый. Но это нужно действительно проверять, причём беспристрастно. А если быть убеждённым, что мышление относится к менталу, который выше астрала, как об этом пишут в других источниках, то данное Рудольфом Штайнером проверить не получится, так как будет барьер в восприятии. Однако уже то, что эмоции и чувства превосходно манипулируют мыслями, полностью захватывая их, в то время как мыслями можно много тужиться контролировать эмоции, но естественного самообладания никогда не получится, уже это подтверждает правильность сказанного. Понаблюдать же за собой способен каждый. Естественный же и непринуждённый контроль эмоций осуществляется именно тем, что обладает большей силой, а именно волением, исходящим из "Я", которое действительно более внутреннее и более сильное, нежели астральные эмоции, ибо принадлежит более высокому уровню - Девахану. Мысли же - часть эфирного уровня, потому они и неспособны полноценно управлять астральными переживаниями. Можно, конечно, пытаться рассудком свои эмоции подавлять, что рассудок умеет, но подавление не является контролем и самообладанием. При этом, если к физически-эфирному мышлению приложить деваханическую волю, то астральность всегда подчиняется и становится легко управляемой и благосклонной.

urga:

--- Цитата: К.Д.А. от 08 Фев. 2011, 10:24:08 ---

--- Конец цитаты ---
На мой взгляд, то что вы называете эфирным мышлением, является эфирной памятью. У меня сохранился к вам прежний вопрос - на счет "Материалов эзотерической школы", и появился еще один - что же останется от человека в дэвакхане, когда рассеется эфирное и атсральное? Одна голая воля? Что есть эта воля в дэвакане?  На мой взгляд, вы отбрасываете самое что ни на есть прямое утверждение Штейнера о том, что наше Я есть мыслящая основа, которая была присоединена к физически-эфирно-астральному "лунному человеку".
Конечно, кроме этой матчасти есть и другая - связь каждого "нового" проводника с появлением одного из мировых эфиров. Так что давайте уточнять эти связи.

К.Д.А.:

--- Цитата: urga от 09 Фев. 2011, 15:49:15 ---На мой взгляд, то что вы называете эфирным мышлением, является эфирной памятью. У меня сохранился к вам прежний вопрос - на счет "Материалов эзотерической школы", и появился еще один - что же останется от человека в дэвакхане, когда рассеется эфирное и астральное? Одна голая воля? Что есть эта воля в дэвакане?  На мой взгляд, вы отбрасываете самое что ни на есть прямое утверждение Штейнера о том, что наше Я есть мыслящая основа, которая была присоединена к физически-эфирно-астральному "лунному человеку".
Конечно, кроме этой матчасти есть и другая - связь каждого "нового" проводника с появлением одного из мировых эфиров. Так что давайте уточнять эти связи.
--- Конец цитаты ---
Давайте.

Если под "Материалами эзотерической школы" Вы имеете в виду эту книгу, то она у меня есть, но я её ещё не читал. Насколько я помню из того, что просматривал, там собраны материалы переписки Р. Штайнера.

В Девахане от человека остаётся деваханическое тело, или то, что Рудольф Штайнер называет "Я" (на самом деле это не высшее сутьевое ядро человека, но пока об этом речь не ведём). Оно действительно сначала, когда только присоединялось к астрально-эфирно-физической структуре, было бессознательным, представляя собой субстанцию из, как Вы выразились, голой воли. Но за счёт действия и накопления эволюционного опыта в нижних мiрах (астральном, эфирном и физическом) "Я" постепенно концентрируется и обретает сознание. Поэтому тот, кто одухотворённо развил своё "Я" до определённой степени, способен между смертью и новым рождением осознавать себя в Девахане, участвуя там в творческой деятельности. Изначально "Я" было действительно лишь голой волей, но благодаря пребыванию в эфирном (мыслительном) и астральном (ощущающем) телах, в это "Я" от этих нижних тел привносится квинтэссенция от мышления и ощущений. В результате к изначальной голой воле добавляются определённые мысле-чувственные характеристики, обретённые за счёт воплощения и деятельности "Я" в нижних мiрах. Сама материя от физически-эфирного и астрального планов, разумеется, в Девахан не попадает, но духовно-направленная активность физически-эфирного и астрального тел по роду "Я" и под воздействием "Я" даёт этому "Я" ту особую концентрацию и структуризацию, которые приводят его к сознательности. Так слепая воля шаг за шагом превращается в волю самосознающую.

Касательно памяти, то, как я понимаю, память о чисто физических событиях в виде образов и их конгломератов скапливается в эфирном теле. В более тонких же телах скапливаются уже более утончённые рода памяти, в которых земная память расплавлена до энергий, не имеющих конкретных земных форм.

По поводу эфиров сказать ничего не могу, расскажите сами.

Навигация

[0] Главная страница сообщений

[#] Следующая страница

[*] Предыдущая страница

Перейти к полной версии