Личные кабинеты пользователей > Блог Г.В. Райниной
СОЧИНСКАЯ ВАЛЬДОРФСКАЯ ШКОЛА. 2014 - 2015
Галина:
С Т Р А Х. Вот то, что человек испытывает, когда у него ЧУВСТВО ЖИЗНИ, скажем, не в порядке.
Так, так...
Становится ясной задача:
создать условия при развитии ребенка для наиболее полного раскрытия чувства жизни!
И УСЛОВИЯ ДЛЯ РАЗВИТИЯ ЧУВСТВА ЖИЗНИ таковы:
Ритмическое протекание дняСоздание атмосферы доверия к жизниРадость во время едыПереживание меры и правильного момента времени, т.е. согласованного порядка
Нам придется отнестись с доверием к рекомендациям Мариетты Глеклер, которые она в сборнике "РЕБЕНОК" (стр.300) предлагает родителям. Не вызывают противоречий эти предложения. Другое дело, КАК это воплотить в реальную жизнь?
Суламифь Вульфинг
...ЧУВСТВО ЖИЗНИ, как его описывает Рудольф Штайнер, состоит в переживании некоего рода "приятности", если в нашем организме все обстоит благополучно. Иными словами, речь тут идет о всеобщем внутреннем самочувствии. Оно усиливается, например, по мере приближения обеда и повергает нас в депрессию, когда мы испытываем голод или жажду. Чувство жизни обостряется в нас всякий раз по мере нарастания усталости, и мы тогда ищем возможности отдохнуть, чтобы снова его освежить и вернуть к тому состоянию, в котором мы, привыкнув к нему, просто его не замечаем. Если бы этого чувства не было, то мы вообще не могли бы знать о том, что в нас совершается ход жизни. С него начинается наше самовосприятие. Его имеет уже новорожденный, имеет его тогда, когда все остальные восприятия чувств еще закрыты, неосознанны, инстинктивны. По мере развития чувство жизни дает нам переживание всего нашего внутреннего существа; в нем мы в наибольшей мере пребываем в самих себе... (3)
Предлагая Вашему вниманию это своеобразное исследование, или путешествие в мире чувств, мне необходимо использовать литературу по основным вопросам. Не буду перемежать текст названиями, а лишь только стану вставлять номер ссылки на автора и название.
0.Рудольф Штейнер Мистериальные истины и импульс Рождества. 6 лекция. GA 180
http://www.bdn-steiner.ru/cat/Ga_Rus/180.doc
1.Рудольф Штейнер Человек как организм чувств. глава 2. (АНТРОПОСОФИЯ GA 45) http://predela.net/cat/Ga_Rus/045.pdf
2.Рудольф Штейнер Общее учение о человеке как основа педагогики. Глава 8. Из GA 293 http://www.bdn-steiner.ru/modules.php?name=Ga_Rus
3.Бондарев Г.А. 12 чувств (Триединый человек) http://www.bdn-steiner.ru/modules.php?name=Books
4.Тыугу А. Чувство жизни, радость жизни и смысл жизни http://www.bdn-steiner.ru/modules.php?name=Books&go=page&pid=2311
5.Глеклер М. (совместно с Лангхаммер С., Вихерт К.) - Воспитание и здоровье
http://www.bdn-steiner.ru/modules.php?name=Books
6.В. Гебель Глеклер М. РЕБЕНОК (в школьной библиотеке)
7.Рождественский И. Социальное искусство и воспитание 12 чувств.
http://www.bdn-steiner.ru/modules.php?name=Books&go=page&pid=1404
8.Кюлевинд Г. Мое тело и я http://www.bdn-steiner.ru/modules.php?name=Books&go=page&pid=1906
Галина:
Армен Тыугу предлагает обратиться к таким душевным проявлениям:
ЧУВСТВО ЖИЗНИ.
СМЫСЛ ЖИЗНИ.
РАДОСТЬ ЖИЗНИ.
Рассматривая каждое состояние он приходит к пониманию, что человек стремиться к РАДОСТИ в ЖИЗНИ!!!
И доказательно показывает, что РАДОСТЬ-то наступает от того, что выполняется СМЫСЛ жизни! От чего же зависит выполнение смысла жизни? И как же это определить каждому, в чем он, СМЫСЛ ЖИЗНИ?
Вводится понятие ЖИЗНЕННОГО ПЛАНА. если этот ЖИЗНЕННЫЙ ПЛАН выполняется , идет жизнь согласно, скажем, задуманному, то и РАДАСТЬ НАСТУПАЕТ! Причем, это касается не только работы, карьеры. Намного шире - проявление СЕБЯ в ЖИЗНИ...
...С душевной жизнью связаны три душевных процесса: мышление, чувствование и воление. Когда мы говорим о душевной жизни, тогда мы имеем в виду эти три проявления душевной жизни. Первое выражается в том, что мы думаем, у нас есть мысли. Второе выражается в том, что у нас есть эмоции, в том числе, уже названные чувства симпатии и антипатии. Третье - в том, что у нас есть волевые импульсы. Жизненный план, он погрузился в подсознание: мы же не можем сказать, что мы помним, как мы просматривали свой жизненный план, и что мы помним, что именно в нем заключалось. Но оно никуда не исчезает: каждый человек носит свой жизненный план в своем подсознании, и когда он углубится в себя, он может вновь обнаружить этот опыт...(4)
Так вот, самоуглубление, следование своему ЖИЗНЕННОМУ ПЛАНУ, выполнение СМЫСЛА ЖИЗНИ, а значит РАДОСТЬ ЖИЗНИ, как раз и зависит от того,
насколько гармонично, насколько полноценно развивается наше Ч У В С Т В О Ж И З Н И.
Задача взрослого - для ДЕТСТВА - создать условия для развития этого наиважнейшего чувства - ЧУВСТВА ЖИЗНИ!
Задача человека - перед собой - понимать, что многие неразрешимые задачи встают перед ним из-за непроявленного ЧУВСТВА ЖИЗНИ. Найти путь к восполнению, проработке и проявлению этого чувства - вот ПУТЬ к решению задач физического самочувствия и душевного состояния. Это и работа со своей биографией. БИОГРАФИЧЕСКОЕ КОНСУЛЬТИРОВАНИЕ http://biographicalcounselling.ru/ дает возможность грамотно расшифровывать поставленные жизнью задачи.
...Человек все больше становится исследователем самого себя. Кто я? В чем смысл моей жизни? – это вопросы, которые каждый задает себе. Биографический метод, основанный на антропософии Рудольфа Штайнера, помогает человеку встретиться с этими вопросами и начать поиск ответов. Биографическое консультирование становится методом исследования своей жизненной истории, нахождения ее смысла и принятия ответственности за свою биографию...
Галина:
12 ЧУВСТВ.
ЧУВСТВО СОБСТВЕННОГО ДВИЖЕНИЯ.
Чувство движения родственно с Чувством жизни, но не тождественно. Если для чувства жизни мы принимаем общее внутреннее состояние нашего организма, то в ЧУВСТВЕ ДВИЖЕНИЯ участвует наше тело в активной позиции! Смотрят ли глаза, поднимается рука, схватывает рука…Поворот головы, непосредственно перемещение в пространстве… Внутренние движения крови, лимфы, воздуха, пищи… ЧУВСТВО ДВИЖЕНИЯ более действенно.
Когда мы бодрствуем, ЧУВСТВО ДВИЖЕНИЯ сопровождает все наши действия. Большой подарок нам от духовного мира, что мы не осознаем большинство наших движений, возникающих в глубине нашего организма. Чувство движения – это непрекращающаяся мелодия, и правят тут законы звука и музыки. Ощущения соответствия с музыкой мы понимаем, когда слушаем музыкальное произведение, выделяем там голос скрипки – внутри мы испытываем ЧУВСТВО ДВИЖЕНИЯ!
Орган чувства движения – это ОРГАН! От каждой стороны позвоночника отходит по двадцати нервных отростка. Они и дают нам чувство движения.
...Двигаться мы начинаем раньше, чем становимся способны это осознавать. С другой стороны, некоторые формы движения всю нашу жизнь лишь изредка входят в сознание, а то и вовсе остаются бессознательными, ибо в данном случае имеется в виду всякое движение — от моргания глаз и движения гортани во время говорения до ходьбы и работы руками. Когда мы стоим, ходим, танцуем и т. д., совершается сокращение и удлинение наших мышц. И от этого в душу излучается чувство свободы, свободы собственного душевного существа; оно встает в душе подобно вызываемой чувством жизни приятности. Во время движения в наших материальных органах возрастает жизненный процесс. Переживают его люди по-разному, и в движении, фактически, выражается весь душевный склад человека. Стоит лишь понаблюдать волочащуюся походку меланхолика, легкую, с носка, походку сангвиника и т. п., чтобы убедиться в этом. Но кроме того, движения человека находятся в определенном соответствии со всей его формой: одним образом движется человек с длинными ногами, иным — с короткими.
В движении человека приоткрывается и идет вовне сама его сущность, его "я"; во внутреннем же опыте самосознания весть об этом достигает нас в чувстве движения... (3)
Галина:
Можно ли как-то способствовать развитию этого необыкновенного чувства - ЧУВСТВА ДВИЖЕНИЯ. Оно настолько неосознанно. настолько внутренее. настолько объемлюще - но непостижимо для сознания.
Именно это чувство в недалеком будущем. когда ребенок взрослеет, трансформируется в дар ...слова! Поэтому много написано о том. как последовательно и неторопливо развивается в маленьком ребенке ЧУВСТВО ДВИЖЕНИЯ. Следит глазками. Поворачивает головку. Поднимает Головку. ...Ползет! Садится! Встает! Первый шаг - идет. ПАДАЕТ! Ходит...
И вот они - ГЛАВНЫЕ УСЛОВИЯ ВОСПИТАНИЯ у РЕБЕНКА ЧУВСТВА ДВИЖЕНИЯ:
...Давать детям действовать самостоятельно......Детская должна быть такой, чтобы в ней все можно было трогать и свободно играть......Осмысленные движения...(5)
Осмысленные движения являются определенным результатом становления, развития ЧУВСТВА ДВИЖЕНИЯ и ЧУВСТВА ЖИЗНИ.
Галина:
Представляется необходимым привести полностью отрывок из работы рудольфа Штейнера о взаимодействии и разъединенности действия органов чувств (восприятий). Надо напомнить, что принимая его подход к делению органов чувств на 12 различных органов, мы тем самым, признаем возможность разных зависимостей. Например. 12 знаков Зодиака. Есть ли какая-нибудь связь с 12 органами чувств человека?
...Природа переживающего восприятия зрения остается незамеченной, если не проводить наблюдений, подобных тем, что содержатся в гетевском учении о цвете. Там все родственное цвету пронизано внутренним чувством, выливающимся даже в импульсы воли. Но почему же не замечают наличия внутреннего чувства при зрительном восприятии?
В сущности мы почти всегда видим предметы так, что вместе с их цветом видим и границы цвета: линии, формы. Но обычно мы, воспринимая одновременно цвет и форму, не обращаем внимания на то, как именно мы воспринимаем. О красном круге мы можем сказать: «Я вижу красный цвет, и еще я вижу форму круга». Но тут смешаны две совершенно разные деятельности. Вследствие собственно деятельности глаза воспринимается вначале только цвет. Форму круга вы увидите, если в своем подсознании воспользуетесь чувством движения и бессознательно произведете в эфирном и астральном телах круговое движение, которое затем поднимается в сознание. И когда то, что воспринято посредством чувства движения, будет познано как круг, оно соединится с воспринятым цветом. Форму круга вы черпаете из вашего тела, призывая на помощь распределенное по всему телу чувство движения. Это выражается в процессе, о котором раньше я уже говорил так: «Человек производит в космосе геометрические формы и затем поднимает их к познанию».
Современная официальная наука не поднимается до наблюдений столь тонких, чтобы быть в состоянии провести подобное различие между зрением и дающим восприятие формы чувством движения, — она все сваливает в кучу. В будущем, однако, с таким подходом воспитывать будет невозможно. Ибо как можно, воспитывая, обращаться к способности видеть, не зная, что в процессе зрения окольным путем, через чувство движения, в него изливается весь человек?
Но здесь мы должны обратить внимание еще и на нечто другое. Что же происходит, когда мы воспринимаем залитые цветом формы? Это чрезвычайно сложный процесс. Вы, как человек, представляете собой единое целое, и благодаря этому то, что воспринимается вами по двум совершенно различным путям — посредством чувства зрения и посредством чувства движения, — вы снова можете объединить в себе. Чтобы продвинуться дальше тупого глядения на красный круг, вы должны с двух различных сторон получить как восприятие красного, так и форму круга. Но вы уже не просто тупо глядите, если воспринимаете в двух аспектах: цвет — зрением, а форму — чувством движения — и, следуя внутренним требованиям жизни, то и другое объединяете в одно. Так возникает суждение.
Теперь вы понимаете, что суждение — это живой процесс в вашем собственном теле, протекающий благодаря тому, что чувства представляют вам мир аналитически, расчлененным на части. Расчлененным на двенадцать частей представляет нам наше чувственное восприятие мир, и в своих суждениях вы все связываете воедино, ибо отдельное не желает оставаться обособленным. Форме круга вовсе не нравится оставаться только формой круга, какой она предстала чувству движения, цвету не нравится оставаться лишь таким цветом, каким его воспринял глаз. Вещи подталкивают вас соединить их, и вы внутренне готовы к этому. Таким образом, суждение, как деятельность, является выражением всего человека.
Нам открывается теперь глубинный смысл нашего отношения к миру. Если бы у нас не было двенадцати чувств, мы тупо глазели бы на окружающее, внутренне не приходя к какому бы то ни было суждению. Но, обладая двенадцатью чувствами, мы обладаем довольно большим числом возможностей соединить разделенное... (3)
Навигация
Перейти к полной версии