Личные кабинеты пользователей > Блог Г.В. Райниной

СОЧИНСКАЯ ВАЛЬДОРФСКАЯ ШКОЛА. 2014 - 2015

<< < (5/22) > >>

Галина:
ЧУВСТВО ОСЯЗАНИЯ имеет собственный орган: так называемые тактильные тельца и нервные окончания.

ЧУВСТВО ОСЯЗАНИЯ передает:
Переживание себя на границе тела посредством прикосновения
Защищенность благодаря телесному контакту
Экзистенциальное доверие
ЭКЗИСТЕНЦИАЛЬНЫЙ [тэ] , -ая, -ое; -лен, -льна, -льно. Филос.
Связанный с бытием, существованием человека
Указания по развитию ЧУВСТВА ОСЯЗАНИЯ, особенно в период грудного и раннего детского возраста:
Переход от одиночества к защищенности,
нежный телесный контакт и спокойное оставление ребенка наедине с самим собой. Умение отпустить ребенка настолько же важно, как и умение брать на руки. Создание игрового пространства, где ребенок может трогать, исследовать, открывать.
        Вопрос, который могут задать себе взрослые в связи с этими 12 видами деятельности органов чувств, заключается в следующем: как обстоит дело с развитием моих собственных органов чувств и связанным с ними телесным, душевным и духовным опытом? Действительно ли я переживаю себя в этой тройственной человечности «хорошо инкарнированным» в тело, в душевное ощущение и восприятие, обладаю ли я достаточным присутствием духа? Насколько я чувствителен, способен к восприятию и слышанию различных оттенков и полутонов во время разговора, в первую очередь к тому, как что-то говорится? Что я сам могу сделать для развития функций моих органов чувств?
       Важным первым шагом является понимание того, что любой человек располагает всеми связанными с различными органами чувств качествами и может заботиться о них и развивать их, как и свои способности. Эта сфера опыта дает взрослому возможность создания здорового самосознания. Однако забота об этой сфере показывает, что это самосознание не возникает на основе деятельности органов чувств, но становится осознаваемым благодаря ей.
         Средневековый мистик Мастер Экхарт сказал: Если бы я был королем и не знал об этом, то я не был бы королем.
         Можно выразиться иначе: если бы я был созданным Богом, наполненным мыслями, любовью и доброй волей человеческим существом, но не имел органов чувств для восприятия себя и осознания самого себя, тогда бы я ничего о себе не знал. Т.е. хотя я и существовал бы, но не знал бы об этом.

          Благодаря деятельности органов чувств становится ясным – особенно на примере маленьких детей – что воля, самостоятельно себя направляющая, присутствует изначально и благодаря характеру своей деятельности развивает органы чувств и с их помощью переживает в мире саму себя.

(5)

Тренажер "ПЕДАЛО" - это приспособление на котором можно катиться,
только за счет переноса центра тяжести с одной ноги на другую и
обратно. Требуется некоторая тренировка, что бы научиться
двигаться вперед не останавливаясь и достичь непрерывного
движения... В.М.Ауэр "Практика пробуждения чувств"

Галина:
     ЧУВСТВО ОСЯЗАНИЯ - и на семинаре ПЛАСТИЦИРОВАНИЕ! На кончиках пальцев большое скопление чувствительных рецепторов. мы ОСЯЗАЕМ всей кожей, это так. Однако, при лепке активизируются внутренние процессы в организме, да еще как!
       Само занятие с глиной было очень ...очаровательным, эстетичным.





Подробнее посмотреть можно - тут: http://waldorfsochi.ru/

А еще можно посещать семинары в вальдорфской школе! Очень уютное, нестандартное, здание школы, прекрасно подобранные детали интерьера, окраска - тонирование стен особым колером ... там хочется быть. ТАМ ТЕПЛО.

Если говорить о чувствах, то при разговоре прозвучало, что в самой лепке глиной, по сути, участвовали все 12 чувств. Ну, исключая чувство ВКУСА! Ан нет! Был на занятии 2-х летний малыш - попробовал и на вкус!
Дети - они-то знают ВКУС!
   

Галина:

--- Цитата: Галина от 28 Сен. 2014, 11:03:00 ---Семинар для родителей и всех интересующихся.

Развитие чувств в вальдорфской школе – запрос нашего времени.

20 Сентября – Понятие «Двенадцать чувств»
18 Октября – Пластицирование (лепка) в учебном плане вальдорфской школы
22 Ноября – Учение о цвете Гёте (живопись в вальдорфской школе)
24 Января – Музыка во втором семилетии (ребёнок от 7 до 14 лет)
21 Февраля – Эвритмия – искусство движения
21 Марта – Речь – Риторика – Логика (развитие речи)
18 Апреля – Социальное искусство

Занятия планируются по субботам с 10 до 14 часов.
Предусмотрена чайная пауза. Наш адрес: ул. Земляничная д. 28, б
Стоимость одного дня – 500 р.
По окончании полного курса выдаётся Сертификат.

По всем вопросам обращайтесь, пожалуйста, по телефону: 8-989-75-11-025 после 14 час

--- Конец цитаты ---

         Семинар в вальдорфской школе - это не только лекции! А лекции, это не столько информация, сколько ОБЩЕНИЕ! На практических занятиях - тоже ОБЩЕНИЕ! Но и - ОТКРЫТИЕ! Открытие себя, своих способностей... После лепки - мы стали скульпторами! Нас ожидает ЖИВОПИСЬ - 22 ноября 2014 года - мы станем ЖИВОПИСЦАМИ? Непременно!
          Семинар - посещаем, на семинаре знакомятся, проявляют себя в кругу. Хочется думать, осознают участники семинара, что учительская коллегия заботится о родителях так же, как о детях!
           В организационном плане учтены все возможные вопросы - встреча, организация места, оформление холла, подготовка чайной паузы, информационный материал, обеспечение материалами и необходимыми дополнительными вещами творческого процесса на лепке ли, на живописи... И сами учителя, организаторы, помощники - тут же, на семинаре! Им тоже интересно!
         

--- Цитировать ---Выявляются вполне нюансированные душевные состояния, если пластическое, архитектурное действительно переживать внутренне, если следовать за динамикой, механикой и так далее при архитектуре, если следовать за округлённостью форм в скульптуре. Здесь открывается необычайный путь, который создаётся внутренним миром ощущений: здесь имеем дело с душевным переживанием, которое очень похоже на память. Кто имеет переживание воспоминания, переживание памяти, тот замечает, как становится ощущение архитектурного и скульптурного подобным внутреннему событию воспоминания. Но воспоминание находится всё же на более высокой ступени. Другими словами: постепенно, способом чувствования архитектурного и скульптурного человек приближается к тому душевному ощущению, тому душевному переживанию, которое знакомо для исследователя духа, как воспоминание о состояниях до рождения. И в действительности, образ жизни между смертью и новым рождением во взаимосвязи с целой вселенной, когда человек, чувствуя, движется в разных направлениях как душевный дух или духовная душа, сходится с одними существами, находясь с другими существами в равновесии, - итак, то, что изведано и пережито между смертью и новым рождением, вспоминается сначала подсознательно, и это воспроизводится на деле в архитектурном искусстве и пластике.
И когда мы, таким образом, вновь переживаем это своеобразие нашим внутренним присутствием (Dabeisein) при пластике и архитектуре, тогда мы обнаруживаем, что, собственно, в пластике и архитектуре 'мы не хотим ничего другого, как того чтобы каким-то волшебством вовлечь в физически ощущаемый мир те переживания, которые мы имели в духовном мире до рождения, т. е. соответственно, до нашего зачатия".  Рудольф Штейнер «Искусство и познание искусства», ПИ 271, лекция 12 сентября 1920 г.

--- Конец цитаты ---

Галина:

                 
 Рудольф Штейнер
        ...Сегодня мне хотелось бы с несколько другой стороны рассмотреть связи, которые существуют между человеком как микрокосмическим существом и всем мировым Макрокосмом, к которому принадлежит человек, будучи в некотором смысле его членом, его органом. Эти вещи можно рассматривать с самых различных точек зрения, при этом выявятся многообразные отношения, по видимости противоречивые; однако противоречия вызваны тем, что эти вещи должны всегда рассматриваться с разных точек зрения.
          Из определенных рассмотрений, которые мы провели в эти дни, вы можете видеть, что человек, ставит себя в окружающем мире так, что при рассмотрении мира примешивает нечто от самого себя, что он принимает чувственный мир не таким, каков он есть; что он,  - как я попытался выразить это грубо наглядно,  - примешивает в своё рассмотрение мира нечто такое, что поднимается изнутри, что образуется изнутри, и что, в сущности, является трансформированным чувством обоняния.
           Это то, что человек самым различным образом комбинирует относительно мира, что возникает, когда он применяет свою обычную, свойственную ему благодаря его телу, сообразительность проницательность, - как он её называет,  - мы могли бы также назвать это чутьём. Насколько иным было бы то, что дано человеку, если бы он с легкостью мог предпринять такую попытку:  - он не может сделать это с легкостью, поскольку от не может просто отключить своё чутьё,  - если бы человек просто брал чувственный мир таким, каким он предоставляется ему, без того, чтобы свой рассудок, свой комбинирующий рассудок сразу же примешивать во всё возможное.
Здесь мы касаемся темы, которая может оказаться трудной для понимания... (0)

Галина:
     
Суламифь Вульфинг
...отношение внутреннего и внешнего в восприятиях чувств носит не только идеальный и временной, но также физический и пространственный характер. Поэтому следует думать, что метаморфоза чувств соединяет в себе и семичленный, и двенадцатичленный принципы развития.

         Обнаружив в осязании элементы восприятия и суждения, можно было бы ожидать, что далее они пойдут разными путями. И так это отчасти и происходит. Но, кроме того, продолжается и их совместное развитие через органы восприятия, что необходимо для многосторонней связи "я" с миром, только и способной приводить его к подлинной автономии. Особенно ярко это выражено в чувстве обоняния.
Эволюционно мышление тесно связано с обонянием. У животных — собак, слонов — в переднем мозгу находится гигантский обонятельный нерв. С его помощью они познают внешний мир, т. е. ориентируются в нем. У человека этот нерв имеет чахлый вид. Зато в том же месте у него находится благороднейшая часть мозга, ибо "передний мозг у человека обладает органом для сочувствия, для понимания людей вообще" (348; 16.XII). И основание, по которому, скажем, собака виляет хвостом, у человека облагорожено. "Умность" собаки, слона находится в носу; человеческая умность развилась благодаря преодолению чрезмерной деятельности чувства обоняния.
В чувстве обоняния мы приходим в значительно большую связь с внешним миром, чем в осязании; настолько большую, что соединяемся с его веществами, находящимися в газообразном состоянии. Однако и здесь преобладающим остается опыт, который мы получаем относительно самих себя. Мы испытываем некий натиск на нас внешней материи, и реакцию нашего "я" на этот натиск мы  переживаем как обоняние. В результате в нас рождается образ от полученного опыта восприятия. Таково существенное отличие обоняния и последующих чувств от осязания. — В них возникают не скрытые суждения, а образы окружающего мира. В логике созерцание привело нас к восприятию идеи из объекта. В восприятиях чувств скрытое суждение метаморфизируется в образ. Образ же — это чувственный представитель сверхчувственного. Все мифологическое мышление древних было образным, основанным на имагинативных переживаниях. Из них родилась творческая фантазия. (3)

Навигация

[0] Главная страница сообщений

[#] Следующая страница

[*] Предыдущая страница

Перейти к полной версии