Личные кабинеты пользователей > Блог Г.В. Райниной

СОЧИНСКАЯ ВАЛЬДОРФСКАЯ ШКОЛА. 2014 - 2015

<< < (10/22) > >>

Галина:
     ...Необходимо придерживаться точного различения отдельных областей чувств.
У каждого чувства отношение, в которое вступает человек с внешним объектом, другое, чем у остальных органов чувств.          Благодаря чувству жизни, чувству собственного движения и чувству равновесия человек погружается в собственную телесность и ощущает себя как существо внешнего мира.
Благодаря чувству обоняния, чувству вкуса и чувству зрения обнаруживается телесное, поскольку оно проявляется наружу.
Через чувство тепла оно обнаруживает внутреннюю сущность, однако ещё внешним образом.
С помощью чувства слуха, чувства речи и чувства понятия человек воспринимает чужую, внешнюю для него, внутреннюю жизнь.
Если принимают во внимание это различие в сфере чувств, то не будут пытаться слишком много говорить в общем и целом о том, чем является чувство, чувственное восприятие и так далее. Напротив, обратят внимание на особое отношение, в которое вступает человек с внешним миром благодаря каждому чувству...

       ...благодаря звуку собственная природа, индивидуальное вещей выступает вовне и сообщает о себе ощущению (1)

                                                  Суламифь Вульфинг

          ...Нам трудно представить себе наличие индивидуального в неодушевленных предметах. Но давайте послушаем музыкальные инструменты, колокола. Сколь много они говорят тонкому слуху. Не следует думать, будто колокол обладает индивидуальностью, но и недостаточно полагать, что все звучащее в нем исчерпывается физическими колебаниями. В древности, когда человек был теснее связан с духом в природе, умели в шуме ветра, в журчании вод слышать язык природы. Ныне даже крики животных, пение птиц мало что говорят людям... (3)

Галина:

ЧУВСТВО СЛУХА передает:
Переживания звуков
Раскрытие внутреннего душевного пространства

Указания по его развитию:
Пение
Слушание классической музыки, в особенности Баха, Генделя, Гайдна, Моцарта (по возможности в живом исполнении) и игра на музыкальных инструментах
При рассказывании и чтении историй изменять скорость речи в зависимости от способностей детей к восприятию
Выдерживать паузы, чтобы у ребенка могли возникнуть внутренние образы, музыкальная память и звуковые сочетания

Избегать:
Акустической перегрузки в особенности СМИ (слишком громко, слишком быстро, безличностно)
Поверхностных или лживых высказываний
Неестественных интонаций... (5, 6)

Галина:
24 января была новая встреча с родителями!
        Семинар. который организовала учительская коллегия вальдорфской школы в Сочи принес и открытия, и удивление...
        Тема лекции "ДВЕНАДЦАТЬ ЧУВСТВ: ЧУВСТВО ТЕПЛА и ЧУВСТВО СЛУХА" была ожидаема - как раз к этому рубежу от чувств душевных подошли мы к чувствам более высокого прядка - чувствам духовным.
          Чувство ТЕПЛА как мостик, как связующее звено между ними. как чувство, без гармоничного развития которого невозможно правильное становление чувств в человекею И - ЧУВСТВО СЛУХА! Открывающее мир! особый орган слуха - необъяснимо таинственный дает шанс и возможность в постижении мира. Сначала это ШУМ. Ритмичность шума - это ЗВУК (шум моря, например). Душевное наполнение звука - это ГОЛОС! И музакальность, плавность голоса - это ТОН...
        ШУМ... ЗВУК.... ГОЛОС....  ТОН...

        Тема практического занятия "МУЗЫКА во ВТОРОМ СЕМИЛЕТИИ" прекрасно проиллюстрировала и тему лекции, и раскрыла поэтапность освоения ребенком музыкального в мире, и покорены были участники семинара мастерством педагога Финагиной Татьяны Александровны! Поражены были и тем, что в школе ЕСТЬ такие инструменты о которых и не слышали, которых и не видели...



Галина:
РУДОЛЬФ ШТАЙНЕР, GA 115  1 часть «АНТРОПОСОФИЯ…»

   Как я понимаю, именно в этом томе Рудольф Штейнер закладывает основы УЧЕНИЯ о ЧУВСТВАХ.
   Первая лекция – основы. Доступно. Вторая лекция – те же чувства, но в основании рассмотрения предложены взаимосвязи между отдельными сущностными телами человека. Причем, первые три чувства рассматриваются через участие высших сущностных составляющих человека: АТМА, БУДХИ и МАНАС. Далее – три чувства через три составляющих части ДУШИ: душу сознательную, душу рассудочную или характера и душу ощущающую. Чувство осязания выведено в отдельный ряд и рассмотрено в связи с этими чувствами.
А вот далее…

      "...Человеку нечего больше отдавать; он не имеет больше ничего такого, чтобы из себя самого развивать более высокое чувство, чем чувство тепла. И если бы здесь на этом месте в человека не вступало нечто особенное, то он вообще не смог бы прийти к более высокому чувству. Для этого в него должны проникнуть другие сущности. Это Ангелы… Их астральная субстанция вливается в нас и излучается из органа слуха навстречу тому, что приносит звук…
Более высоким чувством является чувство языка, слова, звука — девятое чувство. Также и для этого чувства человек не может ничего развить и отдать из самого себя. Для этого он нуждается в помощи сущностей, которые вступают в него и которые по своей субстанции родственны человеческому эфирному телу. Они родственны и по астральной субстанции, но в данном случае она вытесняется в окружающий мир. Это Архангелы… Так что, когда человек слышит звук, он может переживать внутреннее (содержание) звука… ступени Архангелов, которые вторгаются в человека вместе с чувством звука и сотрясают им всю его водную субстанцию…
Тональная сила обнаруживает свое преобладающее действие в воздухе,
звуковая сила — в жидкостном элементе.
…Только в жизни представлений впервые становится доступным познанию ХРИСТОС — ДУХ (человечества) в СВОЕМ ИСТИННОМ ОБЛИКЕ. Духовные сущности, которые возвещают и должны возвещать о НЕМ, ЕГО посланцы, воспринявшие от НЕГО свою миссию и задачи, — это Духи Народов отдельных народных индивидуальностей. Эта мысль прекрасно воплощена в гетевском фрагменте «Тайны». Таков образ чувства представления…"

Что же происходит дальше?
         А далее, при развитии астрального сущностного тела в г о л о в е образуется орган чувства – ДВУХЛЕПЕСТКОВЫЙ ЦВЕТОК ЛОТОСА! ИМАГИНАТИВНОЕ ЧУВСТВО.
         При дальнейшем развитии А.Т. в   г о р т а н и  ШЕСТНАДЦАТИЛЕПЕСТКОВЫЙ ЦВЕТОК ЛОТОСА. ИНСПИРАТИВНОЕ ЧУВСТВО.
         И, далее – в  районе с е р д  ц а ДВЕНАДЦАТИЛЕПЕСТКОВЫЙ ЦВЕТОК ЛОТОСА… ИНТУТИТИВНОЕ ЧУВСТВО.

"...Выше этого лежат еще более высокие чувства, чисто духовные, на которые здесь может быть только указано… мы придем к еще более высшим чувствам, которые уже трудно называть чувствами и которые соответствуют другим цветкам лотоса, и таким образом мы откроем взаимодействие высших сфер душевной жизни…" (9)

Галина:
        А мы приступаем к чувствам - высшим, духовным чувствам ЧУВСТВО СЛОВА, ЧУВСТВО МЫСЛИ, ЧУВСТВО "Я".
Конечно, надо признать, что духовные чувства и органы чувств имеют не столь определенные и локализованные. как предшествующие. Что же это за органы духовные? Это - не столь просто. Однако в особой лекции Рудольф Штейнер вполне определенно говорит о них, как о... ЦВЕТКАХ ЛОТОСА: это 2-х лепестковый в голове, 16-и лепестковый в гортани и 12 лепестковый в области сердца.

       ...Истина о сущности речи заключается в том, что в ее основе лежит действительное чувство, чувство слова. Речь возникает не из произвола — она есть духовный продукт; чтобы воспринять ее в ее духе, мы владеем чувством слова, столь же правомерным, как и другие чувства". Для чувства слова, речи чело¬век также не имеет в себе ничего, что он мог бы отдать. Ему помогают существа, имеющие в своей субстанции природу, подобную человеческому эф. телу. Они также имеют соответствующую астральную субстанцию. Это Архангелы. Они пронизывают человека своим эф. телом, давая ему устремиться вовне. Они дают человеку возможность слышать не только тон, лад (мажор, минор), но и звук, возможность переживать внутреннее звука. (9)


      ...С помощью осязания, зрения, слуха мы воспринимаем себя как чисто природное существо. И лишь когда звук обретает значение, мы начинаем воспринимать человека как индивидуальное душевно-духовное существо. И тогда дело не исчерпывается одним только слуховым восприятием. Благодаря чувству слова "ребенок, — говорит Рудольф Штайнер, — учится говорить или, по меньшей мере, понимать сказанное раньше, чем научается судить. Только через речь он научается образовывать суждения. Чувство речи (слова), как и слух, и зрение, является воспитателем в первые годы жизни" (9; 23.Х). В чувстве слова то индивидуальное (душевное), что присуще всем звучащим вещам (речь тут может идти о групповой душевности, например, о душе металла), "отделяется, освобождается от телесного, является с определенной самостоятельностью" (GA 45; с.36). Это особенно явно выступает в тех случаях, когда услышанное слово несет минимальную смысловую нагрузку, является междометием. Слыша: "ай!" "ох!" — мы ввергаемся в сопереживание прежде, чем успеем составить об услышанном суждение. Но слово может быть выражено с помощью мимики, жеста и быть правильно понято.(3)

Навигация

[0] Главная страница сообщений

[#] Следующая страница

[*] Предыдущая страница

Перейти к полной версии