Личные кабинеты пользователей > Блог Г.В. Райниной

СОЧИНСКАЯ ВАЛЬДОРФСКАЯ ШКОЛА. 2014 - 2015

<< < (12/22) > >>

Галина:

--- Цитировать --- 1168. "При обыкновенном чувственном познании принимаются в соображение четыре элемента:
1. предмет, производящий впечатление на внешние чувства;
2. образ, который человек составляет себе об этом предмете;
3. понятие, благодаря которому человек приходит к духовному постиже­нию вещи или процесса;
4. Я, которое на основе впечатления от предмета образует себе образ и по­нятие".
     "Материальное познание" покоится на том, что человек через свои внешние чувства получает впечат­ления от вещей и представлений внешнего мира. Он обладает способностью ощущать. ... Получаемое из­вне впечатление называется также Sensatio (чувственное впечатление, чувственное восприятие). По­этому при материальном познании в соображение принимаются четыре элемента: sensatio, образ, поня­тие, Я.
     На следующей высшей ступени познания впечатление внешних чувств, sensatio, отпадает. Внешний чу­вственный предмет больше не существует. Т.обр., из элементов, привычных человеку при обыкновенном познании, остаются только три: образ, понятие и Я. ... Кто создает себе образы, которым должны со­ответствовать чувственные предметы, когда в действительности таких нет, тот живет в фантастике. Но ученик тайноведения приобретает именно способность создавать образы даже и тогда, когда не сущест­вует никаких чувственных предметов. Тогда место "внешнего предмета" у него должен занять другой. Он должен быть в состоянии иметь образы, хотя бы ни один внешний предмет не затрагивал его внешних чувств. Место sensatio должно заступить нечто другое. Это есть имагинация. У ученика тайноведения на этой ступени появляются образы совершенно так же, как если бы на него производил впечатление какой-нибудь чувственный предмет; они столь же жизненны и достоверны, как и образы чувственные, только происходят они не от материального, а от душевного и духовного. Внешние чувства остаются при этом совершенно бездеятельными. Ясно, что эту способность — иметь полные содержания образы без чувственных впечатлений — человек должен сначала приобрести. Это происходит через медитацию, через упражнения, описанные в книге "Как достигнуть познания выс­ших миров?"." "На третьей ступени познания отпадают и образы. Человек имеет дело только с "понятием" и Я".
     "Что для первой ступени — sensatio, для второй — имагинация, то для третьей есть инспирация. Инспирация дает впечатления, и Я образует понятия. Если непременно хочешь сравнить с этим миром что-нибудь чувственное, то можно взять для такого сравнения только мир звуков, слуха; но не звуков, с которыми имеешь дело в чувственной музыке, а чисто духовных звуков. Начинаешь слы­шать, что происходит во внутреннем вещей. Камень, растение и т.д. становятся духовными словами. Мир начинает выговаривать душе действительно саму свою сущность. Это звучит гротескно, но это букваль­но верно: на этой ступени познания духовно слышишь, как растет трава. Понимаешь форму кристалла как звук; раскрывающийся цветок говорит здесь человеку. Инспирируемый может возвещать внутреннюю сущность вещей; все вещи воскресают перед его душой в новом виде. Он говорит на языке, который ко­ренится в ином мире и который, однако, впервые делает понятным мир повседневный.
     Наконец, на четвертой ступени познания прекращается и инспирация. Из элементов, кото­рые мы привыкли рассматривать в повседневном познании, здесь принимается в расчет одно только Я. На совершенно определенном внутреннем опыте ученик тайноведения замечает, что он поднялся до этой ступени. Этот опыт выражается в том, что у ученика является чувство: теперь он находится уже не вне вещей и процессов, а внутри них. Образы — не предметы; они только выражают их. Также и то, что дает инспирация, не есть предмет. Она только высказывает его. Но живущее в душе теперь действительно есть самый предмет. Я излилось во все существа; оно слилось с ними. Жизнь вещей в душе и есть интуиция. И именно надо брать совсем буквально, ко­гда об интуиции говорят: через нее втекаешь во все вещи. В обыкновенной жизни у человека есть толь­ко одна интуиция — это интуиция самого Я. Ибо Я никоим образом не может быть воспринято извне, оно может быть пережито только во внутреннем".
GA 12 (1)Рудольф Штейнер Ступени высшего познания. (1905-1908) http://www.bdn-steiner.ru/cat/Ga_Rus/012.doc
--- Конец цитаты ---

Галина:

--- Цитировать ---              Обратимся к рассмотрению мысли, то есть к тому, как мы думаем, будучи людьми. Мысли находятся в нашем сознании; но одновременно они находятся не только в нашем сознании, но и в сознании существ ближайшей высшей Иерархии Ангелов.
         В то время как мы думаем, весь наш мыслительный мир является мышлением Ангелов. Ангелы мыслят наше сознание. Отсюда вы можете увидеть, что подымаясь к ясновидению необходимо развить иное ощущение по отношению к созерцанию существ высших миров, чем в обычной внешней действительности.
         Мышлением, как оно происходит в физически-чувственном мире, в земном бытии, невозможно подняться к высшему зрению. Для этого надо не просто мыслить, но надо стать мыслимым и осознавать, что тебя мыслят. Нелегко точно охарактеризовать ощущение, потому что в наши дни слова людей еще не созданы для этого, которое имеешь по отношению к такому своему созерцанию. Но, прибегнув к сравнению, можно сказать приблизительно так: допустим, что человек производит различные движения, но самих этих движений он не замечает; но он смотрит в глаза другому человеку и, видя в них отражение собственных движений, говорит себе: вглядываясь в эти глаза, я знаю, что движения моих рук или выражение моего лица совершают то-то и то-то. Этим чувством обладаешь уже на следующей ступени духовного созерцания.
          Свое мышление сознаешь лишь вообще; но наблюдаешь себя в сознании существ ближайшей высшей Иерархии. Свои собственные мысли предоставляешь думать Ангелам. Надо знать, что в своем сознании ты не сам управляешь своими мыслями, но что этими мыслями управляют существа ближайшей высшей Иерархии. Надо чувствовать в себе прядение сознания Ангелов и пронизание струящимся сознанием Ангелов.
          Тогда достигаешь объяснения непрерывных импульсов развития, например, истины Христова импульса, действие которого, вступив однажды, продолжается и теперь. Ангелы могут мыслить эти импульсы; мы, люди, можем их мыслить и характеризовать, если наше мышление мы сумеем предоставить Ангелам, чтобы они думали в нас. Это достигается продолжительными упражнениями, изложенными в моей книге «Как достигнуть познания высших миров?» (GA 10 http://www.bdn-steiner.ru/cat/Ga_Rus/010.doc )
           В какой-то момент со словами: «Теперь твоя душа больше не думает, она — мысль, которую мыслят Ангелы» — связываешь чувство, связываешь смысл. И в то время, когда в акте отдельного человеческого переживания это становится истиной, переживаешь в себе, скажем, общие истины Христа или другие мысли о мудром водительстве земной эволюции...
--- Конец цитаты ---
Р У Д О Л Ь Ф       Ш Т Е Й Н Е Р:    ПЯТОЕ   ЕВАНГЕЛИЕ. Из   исследований   хроники   Акаши.
GA 148 (18 лекций)  http://www.bdn-steiner.ru/cat/Ga_Rus/148.doc
           МИСТЕРИЯ ГОЛГОФЫ. Вторая   лекция Кёльн, 18 декабря 1913 г., (стр. 200) 

Галина:



И.В. Рождественский
Отражение 12 чувств человека в речи
http://www.bdn-steiner.ru/modules.php?name=Books&go=page&pid=1417

    ...Каждой части речи, а всего их можно найти 12, соответствует одно из 12 чувств человека.
Духовнонаучные исследования Р. Штайнера свидетельствуют, что в своей полноте человек обладает 12-ю чувствами: жизни, тепла, движения, равновесия, осязания, вкуса, обоняния, зрения, слуха, речи, мышления и чувством Я другого.
          Каждое чувство развивается постепенно, в течение долгого времени. Человек испытывает чувство благодаря органу чувств. Глаз дает нам возможность видеть окружающий внешний мир, но, в более глубоком смысле, мы можем увидеть и скрытое за внешней оболочкой. «Видеть насквозь», «пронзить взглядом», «видеть сердцем», - эти выражения свидетельствуют о мудрости, живущей в языке. Простое предметное зрение развивается до духовного видения. Наши уши слышат звуки в природе, голоса людей, шум техники. По мере же развития человек может научиться слышать музыку сфер и «шум, призыв, зов времени». Тогда он поднимается к духовному слышанию и обретает дар поэта и пророка. Так же развивается и орган вкуса, язык. Не случайно в языке живут выражения: «сладкая жизнь», «острый язык», «кислая мина», «горькое известие».
         Каждый человек изначально переживает звучащую речь как поток, нерасчлененное целое. Не сразу возникает деление речи на части и осознание смысла каждой из частей....   ... Обратимся к частям речи в русском языке. Расположим все 12 частей речи в таблице, в которой причастие и деепричастие также займут свои места как полноправные части речи...
      ...Традиционная школьная грамматика языка представляет собой достаточно жесткую интеллектуальную конструкцию, рамки которой сковывают творческие силы человека. Она обращается к интеллекту и не затрагивает волю и чувства. Грамматика речи подвижна, она воздействует на чувства и волю, способна к дальнейшему развитию. «Занятия грамматикой языка имеют отношение к развитию Я. И совсем не надо спрашивать, как развивают Я с помощью грамматики, грамматика делает это сама», - так выразил связь между Я и грамматикой Р. Штайнер в 1924 году.
        От события во внешнем или внутреннем мире мы двигаемся к высказыванию о событии и дальше, к правилам высказывания о событии, грамматике. Если идти этим путем, можно возвысить грамматику до науки о жизни людей, которая отражается в речи. Как протекает жизнь, идет ли она к революции, упадку, анархии или войне - понять это мы можем благодаря высшей грамматике. Но это уже другая тема, которую глубоко раскрыл в своих работах О. Розеншток-Хюсси. Нашей задачей было показать, как 12 чувств человека воплощаются в 12 частях речи, как постепенно идет развитие сознания, чувств и речи человека, как пережить грамматику в единстве с чувствами и волей".

Галина:
И.В. Рождественский
«Думать или мыслить?»
http://www.bdn-steiner.ru/modules.php?name=Books&go=page&pid=1413

     "...Мышление даёт человеку переживание свободы - об этом пишет Р. Штейнер в "Философии свободы". "Как следует мыслить отдельному человеку - этого нельзя вывести ни из какого родового понятия. Это зависит исключительно от самого индивидуума".
         Опыт показывает нам, что мышление "строит мосты" между людьми, ведёт их к взаимопониманию и взаимодействию с одной стороны, а с другой - выстраивает стены и барьеры, оставляя каждого в тюрьме его собственных понятий. Ведь кто действительно мыслит в моём существе, чьи мысли я называю своими? А мыслит не только человек, но и Бог, и дьявол - не случайно мы говорим "Божий промысел", "дьявольские уловки".
         Может быть, не случайно в русском языке не говорят "я мыслю", чтобы, во-первых, не солгать, во-вторых, не взять на себя слишком большую ответственность за тех, кто ещё не мыслит, а только думает и остаётся в плену своего личного, эгоистического.
         В выражении "Божий промысел" можно увидеть указание на то, что мышление переживается гением языка как дар Божий, как то, что не может быть полностью присвоено человеком, но должно сохранять связь с духовным миром. Поэтому так сложно сказать по-русски "я мыслю", чаще говорят "у меня родилась, ко мне пришла мысль", ведь в процессе мышления русским открываются возвышенные смыслы, не всегда выразимые в словах. Как будто некий поток захватывает его в мышлении, и этому потоку он ничего не может противопоставить. Ведь силы Я, индивидуальности развиты у русских слабее, чем у немцев или англичан.
          Интересно, что немцы, говоря "denken" (мыслить), указывают на другие смыслы. Denkmal - "памятник", Denktafel- "мемориальная доска", gedenken - "помнить, вспоминать, намереваться". То есть, немцы переживают мышление в большей степени как воспоминание и намерение. Англичане говорят "thing" - "мыслить считать, полагать" и "think"-вещь, дело, факт". Английское мышление действительно практическое, деловое, основанное на фактах - сам гений языка говорит нам об этом. Немецкое мышление больше ориентируется на воспоминания, идеалы, которые живут либо в прошлом, либо в будущем. Русские же переживают мышление в большей степени как стремление соединиться с миром идей и существ духовного мира."

Галина:
И.В. Рождественский
Чувство Я и проблема диалога

        "Среди 12 чувств, которые называет Р. Штайнер, чувство Я другого человека является одним из самых непонятных и таинственных.
         Каждый здоровый человек говорит о себе "Я", но Я каждого уникально и неповторимо. Мое Я отличается от "Я" другого. У меня свой опыт, у тебя - свой. Но существует возможность, шанс поделиться своим опытом. Тогда можно обнаружить, что мой опыт чем-то похож на опыт другого человека, а в чем-то существенно отличается. Это взаимное деление опытом обогащает каждого во время встречи.
         Встречи бывают разные. С одним человеком приятно встречаться, с другим - не очень. После одних встреч переживаешь радость, вдохновение, творческий подъем, после других - усталость, разочарование, отчаяние. Во время встречи происходит диалог между людьми, через речь открывается личность другого. Поэтому к чувству Я другого можно подойти, обратив внимание на три предыдущих чувства - слуха, речи, мышления.
         Иногда нам приходится слышать, как один человек в раздражении говорит другому: "Замолчи! Я не хочу тебя слушать!" Чтобы другой человек начал говорить, необходимо создать атмосферу слушания и слышания, задействовать свое чувство слуха. Для этого необходимо волевое усилие. Воля нужна как для того, чтобы сделать что-нибудь руками, так и для того, чтобы ничего не делать, но активно слушать.
         У многих людей, к сожалению, нарушено равновесие между волей к высказыванию и волей к слушанию. А это мешает развитию чувства Я другого человека. Если бы я только слушал и не говорил, другие люди не смогли бы воспринять мое Я.
        "Будь послушным, слушай маму и папу”, - требуют от ребенка. Если бы ребенок тупо исполнял это требование, он никогда бы не смог развить свое Я. Если бы я только говорил, не умолкая, я не смог бы воспринять Я других людей. Итак, гармония между высказыванием и слушанием - первое условие, необходимое для восприятия Я другого. (Для русского человека слушание, может быть, более актуально, чем высказывание.)
         Речь человека - не только чередование гласных и согласных звуков, но и определенная интонация, и какой-то смысл. В чувстве речи я воспринимаю интонацию говорящего, эмоциональную наполненность его слов. Один говорит взволнованно, другой - спокойно, третий - льстиво, четвертый - уверенно, пятый - шутливо, шестой - серьезно и т.д.   Речь способна передать всё многообразие душевной жизни человека. Тот оратор, который владеет переходами от одной интонации к другой, играет на разных струнах моей души, Я могу пережить, что передо мной сильная личность. Я оратора поднимается над одним настроением и способно вызвать во мне улыбку, печаль, удивление, восторг в течение часа. И, наоборот, тягостное впечатление оставляет речь человека, звучащая в одной интонации. Он как будто играет на одной струне моей души. Это, в конце концов, начинает раздражать. Ведь жителю Европы непонятна заунывная и монотонная восточная музыка. Его Я от этого засыпает и не может воспринимать Я другого человека, а воспринимает только один тон. Итак, свободный переход в речи от одной интонации к другой - второе условие, необходимое для восприятия Я другого.
Теперь обратимся к смыслу, который может открыться мне через речь другого..."
http://www.bdn-steiner.ru/modules.php?name=Books&go=page&pid=1407

Навигация

[0] Главная страница сообщений

[#] Следующая страница

[*] Предыдущая страница

Перейти к полной версии