Личные кабинеты пользователей > Блог Г.В. Райниной

СОЧИНСКАЯ ВАЛЬДОРФСКАЯ ШКОЛА. 2014 - 2015

<< < (19/22) > >>

Галина:
Пункт 5. Советуйтесь с ребенком по вопросам, касающимся вашей семьи: что приготовить к обеду, как лучше провести выходные, какую мебель купить в дом и т.д.

            Как размышлять о таком совете?

Для этого вернемся к тому, что основные душевные качества, это - ВОЛЯ, ЧУВСТВА и МЫШЛЕНИЕ.

Именно в таком порядке происходит формирование и развитие  (в основном!) этих чувств. Первое семилетие – ВОЛЯ. Второе семилетие – в основном – ЧУВСТВА, хотя и воля продолжает развитие, и мышление, через чувства гармонично развивается.

            Итак, наш вопрос – СОВЕТОВАТЬСЯ? Что бы советоваться, надо, что бы это вот МЫШЛЕНИЕ, способность к суждению – что бы это было. Это значит – третье семилетие. А так как становлению, развитию, совершенствованию мышления отведено, как минимум, СЕМЬ ЛЕТ, то мы понимаем, что именно ближе к 20 годам оно, мышление, и наличествует.

            Конкретно по этому совету:

что приготовить к обеду,
как лучше провести выходные,
какую мебель купить в дом и т.д.

            Если у Вас дошкольник, он просто сам будет с Вами все делать! И каждая мама это знает. Это иллюзия – советоваться с ним. Ему и так весело, радостно: резать, перетирать, лепить куличи, накрывать на стол… Просто – быть рядом с Вами… Ему радостно ехать с Вами куда угодно… Ему важно быть рядом с Вами. Ну, посудите сами, вы пришли в магазин игрушек (не ходить!!!) и он остановил на чем-то свое внимание –о! какая-то зверушка неестественного розового цвета. Вы считаете, что ЭТО полезно для его здоровья, купить такую …хм, штуку? (потому штука, что это не – игрушка для ребенка. Это. Уж примите, игрушка для взрослого, озабоченного…)

            Есть такая возможность при возникающих вопросах с ребенком до семи лет. В любом случае задать себе вопрос ЗАЧЕМ? И если ответ будет в пользу здоровья ребенка – что ж, это Вам подсказка дальнейших действий.

Школьник. Теперь Ваш ребенок может и в магазин сам сходить, и какие-то блюда сам приготовить. Он же многому научился, когда был рядом. Важно, что бы ВСЕ, что его окружает было красиво! Это было важно и ранее – но Вы красотой наполняли пространства органично, как вы понимаете. Теперь на это обращаете особое внимание!

Ваш школьник семь лет постигает мир красоты, искусства, ТВОРЧЕСТВА! В этом направлении устраивайте свое общение с ним. Можете проговаривать, ПОЧЕМУ вы покупаете такого цвета обои, ПОЧЕМУ Вы покупаете такое по форме кресло: почему предпочитаете деревянную мебель. ПОЧЕМУ основные вещи Вашего гардероба – пастельных оттенков… Таким же образом: ПОЧЕМУ поедете с ним на выходные к берегу озера рано-рано утром, что ожидает Вас там… Главное, что бы КРАСОТА – стала ведущим лейтмотивом и в отношениях! Как это сделать?

Советоваться… если есть необходимость обговорить что-то, делайте это! Если это «ролевая игра» - не делайте этого. Т.е., если советоваться - то по вопросам, где все участники, скажем по-взрослому, ОДИНАКОВО КОМПЕТЕНТНЫ!!!

ЮНОША. Да он и советоваться с Вами не собирается, т.к. ВСЕ САМ ЗНАЕТ ЛУЧШЕ! Это возраст такой. Хотя, чутье бывает очень развитым. Не играйте в ролевые игры. Скажем определеннее: если до семи лет ребенок Вам доверял, если до 14 лет он с вами наслаждался миром окружающим, то и теперь он что-то может открывать с Вами. Но – не факт.  А вот сформированное к этому времени ЧУВСТВО ДОЛГА, и пробужденное теперь в нем, принесет всем ощутимую пользу.

Галина:
Пункт 6. Создайте в семье традицию успешных переговоров. Спросите своего ребенка, что он чувствует, когда участвует в принятии решения наравне со взрослыми.

            Традиция успешных переговоров…

Нам уже нет необходимости уточнять – ВСЕ ЗАВИСИТ от ВОЗРАСТА!

            ДОШКОЛЬНИК.

Маленькому ребенку не надо ни переговоров, ни советований, не надо его и спрашивать, что он хочет… Ему полезна ЧЕТКОСТЬ! Причем, в определенных обстьятельствах такая.

- Я иду за молоком!

- Я тоже иду за молоком.

- Я хорошо поела, всем большое спасибо! Я теперь убираю …чашки, ложки, поварешки… Всех умою понемножку, всем достанется водички… И т.д.

- Я тоже! Тоже – чашки, ложки, тарелки…

            Если мы знаем, помним о подражании. Если мы понимаем, что в первом семилетии развивается ВОЛЯ – его воля, то не надо проявлять свою. СВОБОДА ВОЛИ!

            ШКОЛЬНИК.

Что ж, тут своя специфика. И в школе очень легко достигают становления такого душевного качества как РАВЕНСТВО. В семье – другие условия. Разновозрастные дети, разные поколения… Разный опыт. Действительно, существуют или создаются семейные традиции. Кто-то имеет совещательный голос, кто-то решает вопрос и берет на себя ответственность. Как раз время обратить внимание вот на что: ЧВЕ МНЕНИЕ. Помните? Мышление, суждение – это после 14 лет и только развивается до 21. О каком мнении говорить будем. На каком основании, скажем, 9-и летнего, Вы спрашиваете о его мнении. Откуда он должен его, это свое, якобы, мнение взять? Иллюзия. Он или с чьих-то слов, или каких-то пристрастий, или еще по каким-то причинам Вам заявит «свое» мнение. А вот что вы-то с этим делать будете? Создавать иллюзию успешных переговоров? Переубеждать?... Картинка: Семья собирается ехать, скажем, на выходные в лес, на дачу. И получает, спросив мнение, - Нет, я не поеду. Мы с девочками… И, далее в силу Вашей фантазии. Кто создал проблему, если не вы сами?

            ЮНОША.

Первое время я предлагаю и подростков придерживать от высказывания своего мнения. Есть, даже, официальные основания – до совершеннолетия дети не могут того и другого. Пусть их способность мышления, суждения развивается своим темпом. Нам зачем вносить диссонанс.

Понимание о развитии качества душевного – БРАТСТВО – даст Вам щанс регулирования своих притязаний на молодого человека.

            Мне важно, что бы Вы, мои дорогие родители, понимали:

с одной стороны – мой личный опыт, занятия вальдорфской методикой с 1990 года, консультации родителей и педагогов.

С другой стороны – сколько семей, столько и …ОПЫТОВ ЖИЗНИ! И, ВАШИ ДЕТИ, пришли именно к Вам в силу необходимости: ТОЛЬКО ВЫ СПОСОБНЫ ОБЕСПЕЧИТЬ ИМ СТАРТ ДЛЯ ВЫПОЛНЕНИЯ ЖИЗНЕННЫХ ЗАДАЧ.

             Тема 7. Давайте будем говорить нашим детям о том, как мы их любим!

                                        Давайте!

Хм…

Смотря ЧТО мы вкладываем в эти слова…

Каждый все знает – о том ,когда такие слова любви срываются с уст, о том, как это слово измельчилось, во что превратилось…

Сознайтесь, это бессмыслица, когда говорят что вот из большой любви мол мы тебя заставляем, ограждаем, предохраняем… Что за этими словами? Самое поразительное, таинственное даже – РЕБЕНОК ВСЕ ОТЛИЧНО ЧУВСТВУЕТ! Когда ЕГО ЛЮБЯТ! И – когда лишь говорят о любви. Я слышала: любимая моя, не делай этого, прошу тебя; ты моя любимая, а вот так-то сказала; любимая, помолчи, мама по телефону говорит… Ну, что это? Так что ли говорить?

            На чем хотелось мне внимание остановить. ЕСТЬ ЛЮБОВЬ! ЛЮБОВЬ – ЭТО БОЖЕСТВЕННОЕ, ДУХОВНОЕ КАЧЕСТВО. Духовное пространство везде и во всем: если человек любит, то проявляется и в мыслях, и в чувствах, и в поступках… А говорить об этом, полагаю, не надо. Дети – ЧУВСТВУЮТ наши мысли, наши чувства и наши дела, действия, поступки… Есть ведь мудрые слова «не поминай … всуе…»

            А вот возникает вопрос, как проявить чувство любви в ребенке? Он особо-то и не понимает об этом – подражая лишь взрослым, постигает проявления любви. Вот и помозгуйте о том, например, как у Вас в семье любовь проявлена, через что…

            А слова…

Слова возникнут тогда и там, где это как таинство, как нечто важное, сущностное… И смысл и значение не станут утерянными, размытыми, низвергнутыми.

Галина:
Пункт 8. Разделите, для себя в первую очередь, отношение к своему ребенку и к его поступкам.

   Собственно, подобный совет мы разбирали (см. пункт 2).

Предлагаю теперь рассуждать теперь  о разделении.

   Можно принять разные ракурсы в рассмотрении. У нас в основании наших рассуждений предложена АНТРОПОСОФИЯ, как наука о человеке и о мире.
   Человек - сущность  четырехчленная: физическое тело, эфирное тело, астральное тело, тело Я. И высших три члена человека - САМОДУХ, ЖИЗНЕДУХ, ДУХОЧЕЛОВЕК.
                                                       Воспринимаем мы человека – ЦЕЛОСТНО!
В жизни у человека определнные ЗАДАЧИ. Это так.
                                 Есть ЦЕЛЬ ЖИЗНИ. И это так.
                                                        Сама же ЖИЗНЬ  НЕПРЕРЫВНА.
Однако, стоит учитывать три больших возрастных периода.
ДЕТСТВО: три семилетия.
ЗРЕЛОСТЬ: три семилетия.
МУДРОСТЬ: три семилетия.
   Можно говорить и о следующих трех семилетиях: СВЯТОСТИ.
В каждый период жизненный душа человека расцветает - ЖИВЕТ! Живет так, как это необходимо для совершенствования Духа. Есть периоды радостные, красивые, позитивные. Есть периоды жизни, когда человек совершает неприятные поступки, недоволен собой. Когда страдает. Когда-то болен. Но это – его жизнь. Его возможности.
   ДЕТСТВО… Тот особый период, когда рядом находится взрослый: родитель, воспитатель, учитель. Основная привилегия взрослого – СОЗДАТЬ УСЛОВИЯ. Для растущего человека. И - НЕ НАВРЕДИТЬ.
   Тот совет, который предложен, говорит о разделении отношения к ребенку и его поступку. Невозможно это! Приятие человека – предполагается. Приятие ребенка, вроде, обусловлено. Но, если мы не можем пользоваться сокровенными знаниями о человеке, мире, то у нас нет внутренней силы отделить то, что мы видим (поступки) от того, кто это сделал. И – огорчение! Страдание, отчаяние родителей! Не от поступка! За этими чувствами и стоит как раз то, что перед ними их ребенок, который вот то или это совершил. И, в силу своего жизненного опыта, они себе ПРЕДСТАВЛЯЮТ то, что его ожидает… Вот почему такой, кажется, оправданный совет невозможно выполнить. Не существует в природе некоего поступка! Нет его. Есть – ребенок. О котором заботятся…
   А вот вопрос САМООБРАЗОВАНИЯ родителей – это решает каждый самостоятельно: в меру возможностей, в меру понимания развивать в себе ПОТРЕБНОСТЬ ПОЗНАНИЯ!

Галина:
Пункт 9. Поговорите с ним о его реальных достижениях и о чувствах, которые у него возникали во время процесса и при получении результата.


Так или иначе, нам уже представляется, что «ПОГОВОРИТЕ» – это возраст не первого семилетия.

И, скорее, после 9 лет…

            Второе семилетие  - развивается сфера чувств… Поэтому, что бы спросить ребенка, мол, что ты чувствуешь, надо знать как раз о том, что чувства в развитии… И лет до 14… Это очень сложно, во время процесса отслеживать, что чувствуешь! Что чувствуешь, когда закончил дело.

            Я наблюдаю, как дети готовят игру «КВЕСТ». Это – собранность, это лавина идей! И, тут же, всевозможные стрелки, рисунки, сопроводительные листовки… натягивание «паутинки», нити для срезания фантов… Невозможно отследить им свои чувствования. Значит, если они …скажем, добросовестно вам отвечают, то - да! – придется придумывать. Что вам надо ответить. Да и ответы однотипны… Нет еще опыта работы тренингового.

            Результат. Обсуждение. И тут вопрос…

            Вообще – рефлексия, обсуждение результата – это позиция взрослого человека. И для взрослого такой совет оправдан.

            С детьми это не должно быть правилом или целью. Возможно, ПОСЛЕ ТОГО КАК ПОСПЯТ, что-то Вы и обговорите. Опять же – на чем сделать акцент?

            А Вы просто задайтесь целью понаблюдать, о чем и как дети рассказывают, если их не спрашивать (мы говорим о тех. кому за … 9 лет!). Это очень увлекательно! Их волнуют совсем другие стороны, чем нас! Поэтому не стоит и детей приходящих из школы расспрашивать о том, что там было, что им понравилось и пр. И все по той же важной расстановке внутренних сил – САМОЕ ВАЖНОЕ ПРОИСХОДИТ ВО СНЕ!!! И уж если о чем-то и спрашивать, то на следующий день… Мне родители говорят, мол, о чем тогда говорить с детьми, когда приходят их школы? 

                                         Вот уж действительно – ВОПРОС!

Галина:
Пункт 10. Чаще хвалите своего ребенка за каждую мелочь, поясняя, за что вы его хвалите. Давайте ему приятные определения, закрепляющие хорошее поведение: «старательный ученик», «творческий мальчик», «аккуратная девочка», «настойчивый человек» и т.д.

            По-поводу «ХВАЛИТЬ» мы поговорили в пункте 1.

И, все же:

Не хвалить.

Не хвалить за каждую за мелочь.

Просто – радостно проживайте время, когда Вы вместе! Отмечая лишь то, что считаете нужным. Например, когда помог другому человеку, был предупредителен… Тогда Ваша похвала будет ценна.

Я читаю книгу Вадима Чудакова «Ложится мгла на старые ступени». Там есть такой эпизод. Воспоминание детства. Как важно было ребенку внимание деда. Было всего две похвалы. Одна – чтение на ночь. Вторая из них - поцелуй перед сном. Вечерний поцелуй был даже важнее. И вот как-то этот …малец, Антон, расстроил деда, и тот его не поцеловал перед сном: вот и плакал Антон полночи о том, что дедушку ТАК расстроил…

            Приходится задумываться о многих, вроде, очевидных вещах, верно?

Рассмотрим такие аспекты взросления ребенка.

РАДОСТЬ – непременное, обязательное условие первого семилетия. Удивительно то, что дети сами генерируют радость! Стоит только не вторгаться с нравоучениями, похвалами, наказаниями… Тут даже так: если в том месте где живет малыш, есть кто-то  - нудный, ворчливо-плаксивый, стенающий и пр., то стоит подумать о том, КАК оградить ребенка от волн тоски и недовольства. Опять же, задав ВОПРОС – ПОЧЕМУ?, отвечаем: формируются внутренние органы и системы и важен радостный настрой окружения – как условие.

            ИНТЕРЕС. Вот качество души, которое движущей силой является во втором семилетии. Интерес к ПРЕКРАСНОМУ МИРУ! Мир открывается через ИСКУССТВА! За семь лет: АРХИТЕТУРА, СКУЛЬПТУРА, ЖИВОПИСЬ, МУЗЫКА, ПОЭЗИЯ, ЭВРИТМИЯ, СОЦИАЛЬНОЕ ИСКУССТВО. РУКОТВОРЧЕСТВО во всех видах: вязание спицами и крючком, плетение, вышивание, шитье одежды… переплетное дело, слесарное – столярное…

          И вот об этом: «старательный, творческий, аккуратный, настойчивый…» Это, по-моему, опасно!  Даже…абсурдно! Ты старательный. И ты – старательный. А ты – аккуратна… И т.д. Не старательный – тот? Не аккуратна – та? Это предполагается? Или, сейчас ты аккуратен, а вот, вчера – неаккуратен…

            Мало того, что у детей нет наших привычек цепляться за слова, оценивать себя словами (а тут предлагается таковые привычки создать!), так ведь этими действиями подменяется другое, важное, что упускается – РАЗВИЕ ИНДИВИДУАЛЬНОСТИ!

            Еще и еще раз: ПОДРАЖАНИЕ в первое семилетие (почти до 9 лет, кстати!). ИНТЕРЕС – основа второго семилетия. ЛЮБОВЬ, ДОЛГ, СОВЕСТЬ – как качества в развитии через наставничество, примеры из литературы, неформальные сообщества молодежи…

            И, очень кстати, появился небольшой отрывок из работы Рудольфа Штейнера, увы, не переведенной пока на русский язык.

"В астральном теле есть несколько привычек, к которым оно обращается каждый раз вновь, когда нечто переживает, и которые оно затем отпечатлевает в эфирном теле. Как наш алфавит имеет мало букв, так и наше астральное тело имеет мало, совсем мало привычек. И как, используя буквы, комбинируя их в письме, мы можем сообщить всю бесконечную полноту того, что вообще можно сказать о себе и о мире, так из немногих привычек формируется в комбинациях все то, что хранит память".
"Наше астральное тело находится в живой связи с 12-ю знаками Зодиака. Они означают для него 12 определенных привычек, 12 определенных родов движения. Затем наше астральное тело находится в связи с 7-ю планетами. ... Они опять-таки обусловливают в нем привычки ... (как) гласные. А через привычки, возбуждаемые кругом Зодиака, возникает нечто подобное согласным... Под влиянием одних созвездий особенно возбуждаются верхние части астрального тела, под влиянием других — нижние. ... Под влиянием планет совершаются более внутренние движения. ... Всего наше астральное тело имеет 12 + 7 = 19 привычек".
Рудольф Штайнер
GA 156 Оккультное чтение и оккультное слышание. 1914 г.(перевода нет)

Навигация

[0] Главная страница сообщений

[#] Следующая страница

[*] Предыдущая страница

Перейти к полной версии