Антропософский форум > В потоках времени

Пятница

(1/3) > >>

Sergei:


Миша Брусиловский "Петр и Петух" 2000 г
Он [Пётр] отвечал Ему: Господи! с Тобой я готов и в тюрьму и на смерть идти. Но Он сказал: говорю тебе, Петр, не пропоет петух сегодня, как ты трижды отречешься, что не знаешь Меня. (Мф.26,34; Мк.14,30; Ин.13,38).
 
--- Цитировать ---Но почему Апостол пытается достучаться до этой птицы так же, как пытается достучаться до людей?.. А, кстати, – есть ли для него разница между этим королем курятника и человеком-царьком? В конце концов, по масштабам Вселенной и тот, и другой одинаково малы, одинаково легко могут попасть в ощип… Так что какая разница, кого из них вразумлять? Для истинных размеров Апостола и тот, и другой одинаково ничтожны…
     Но петуху кажется другое... Его куцые мозги вывернули мир наизнанку и вовсю лгут своему владельцу… И тут Петр действительно беспомощен. Он способен совершить любое чудо, но – не может спасти дурака, который губит сам себя… То есть, как ни парадоксально, петух действительно зашел за границы могущества Неба!
     Вот только зашел себе на голову… Потому что там, наверху, поставили себе эти границы не зря. И не зря запретили своим посланникам их переходить. Ибо изменить позицию петуха можно, только полностью переделав его личность – то есть фактически убив его душу. Эта птица, как и все живущие на Земле, получила величайший дар – право самому себя сформировать. И – не пожелала разумно воспользоваться этим даром…
http://www.art-evrasia.ru/catalog/0/p_4.html
--- Конец цитаты ---

Две трактовки одной и той же картины. Для нас они важны обе, так как открывающаяся тема  созвучна обоим.

Попробуем рассмотреть Пятницу путем живого мышления. Так как предлагает Штейнер в  книге « Как достигнуть ….»
Берем слово – Пятница. Первое, с чем оно ассоциируется, день недели, пятый день. Четверг – четвертый, Вторник – второй. Таково повседневное переживание этого слова. Вот и проклюнулся росток.
Потом появляются множество других ассоциаций. Можно рассматривать и их. И приведенная картина в ряду этих  представлений. Так можно вырастить целый лес из представлений одного слова. Из одного зернышка слова – Пятница можно вырастить лес.
Попробуем вырастить одно лишь дерево. А для этого рассмотрим пятницу, как день недели.

Sergei:


Икона Св. Параскева Пятница.  Первая четверть XVIв. Средняя Русь.
Для дальнейшего поиска требуется отойти от привычного восприятия дней недели, эти формы уже наполнены нашим вниманием. Переносим его на дни недели разных народов. Сейчас хорошо, залез в интернет и выбирай ответы, какой больше нравится. А лет несколько назад с трудом удавалось найти нужный материал. Соответственно и ценность его была выше.   
В Эстонии пятница – Reede, в течение нескольких лет пытался разобраться, что это означает,  эстонцы не знали.

Esmaspаev – первый день    Понедельник
Teisipаev    - второй день      Вторник   
Kolmapаev  - третий день     Среда
Neljapаev     - четвертый день    Четверг   
Reede         -                            Пятница 
Laupаev                                   Суббота
Puhapaev   -  день отдыха       Воскресенье 

И случайно набрел на книгу, где все растолковали. Оказалось, что слово пришло из скандинавской мифологии, Fredag — богиня плодородия и любви, Фрейея. Звук Ф в последующем был утрачен.
При знакомстве дней недели других народов невольно погружаешься в пучину прошлого.
Сталкиваешься с именами богинь, богов, святых, с путаницей начала и конца недели и приоткрывается захватывающая невидимая историческая жизнь недельного цикла. Величественные кроны гигантских деревьев-хронологий исчезают в туманной дымке облаков древних времен. Оказывается, рядом высится реликтовый лес, а мы этого не замечаем.
На форуме в теме Пасха ошибочная и верная Nobody уже пытался нас увести в эти дебри времен
http://bdn-steiner.ru/forums/index.php/topic,173.msg729.html#msg729
Так попадаем в иммагинативную (образную) сферу слова, развернутую во времени и пространстве, и важно научиться отличать множество возникающих миражей от истинного образ. Здесь выясняется что пятница, совеем не числительное значение слова, как и четверг.
Еще столетие назад в России хорошо знали и почитали Параскеву Пятницу.

Святая Пятница — народное прозвище св. Параскевы, покровительницы женщин и матерей. От церквей, освящённых в честь св. Пятницы, происходят топонимы, производные от слова пятница
И становится близкой грузинская клендарнаяа пятница – Параскеви.

Слово перестало быть числительным и приобрело образ.

--- Цитировать ---Святая мученица Параскева, нареченная Пятницею, жила в III веке в Иконии в богатой и благочестивой семье. Родители святой особенно почитали день страданий Господних - пятницу, поэтому и назвали дочь, родившуюся в этот день, Параскевою, что в переводе с греческого и означает - Пятница.
Простой русский народ называл мученицу Параскеву Пятницей, Пятиной, Петкой. До н. XX в. иконы святой Параскевы были почти в каждом русском доме, особенно почитались и украшались нашими предками. Русские иконописцы обыкновенно изображали мученицу суровой подвижницей, высокого роста, с лучезарным венком на голове. Иконы святой мученицы охраняют семейное благополучие и
счастье.
Святая Параскева Пятница пользовалась особым почитанием у восточных славян, наравне с Николаем Чудотворцем и Богородицей. На старых севернорусских иконах даже встречается изображение ее лика на обороте иконы Божьей Матери.
С наибольшим уважением к Параскеве Пятнице относились девушки и женщины, отчего этот день и получил название "бабьего" или "женского" праздника ("Параскева Пятница - бабья святая, так как повсюду наши крестьянки считают ее своей заступницей").

--- Конец цитаты ---

Sergei:
Несколько лет назад пытался преобрести Икону св. Параскевы, так и не нашел.  Можно было бы предположить, что с изменившимся укладом культ Пятницы уходит в прошлое.
 Если бы не Ванга.


--- Цитировать ---Святая Петка и Ванга
Перед близкими к ней людьми Ванга не раз говорила: «У меня три имени. Одно из них — Ванга, другое — Петка, а третье еще никому не ведомо». Возможно ли, чтобы в Ванге жил дух святой Петки?
    Житие святой говорит о том, что она родилась во Фракии в XI веке в зажиточной семье. Еще в молодые годы она отреклась от мирской жизни и посвятила себя Богу. После смерти родителей Петка раздала свое имущество беднякам и стала жить в уединенном храме, где в постах и молитвах провела пять лет. Потом она переселилась в Иорданскую пустынь, и там, в землях, осененных Спасителем, прожила долгие годы. Уже в глубокой старости, в преддверии смерти, Петка вернулась в родной город и снова предалась иноческому уединению. Она скончалась за молитвой в храме святых апостолов.
    Жизнь Ванги можно рассматривать как продолжение жизни преподобной Петки, как земную эманацию более высшей и развитой сущности.
    Пророчица часто советовала тем, кто считает себя Божьим избранником (целителем, ясновидящим и др.), почаще заглядывать в жития святых. Так они смогут убедиться, какая вера и сколько страданий и испытаний необходимы, чтобы человек «очистился душой и был готов принять милость Божью как небесный дар — будь то целительство, ясновидение или способность предвидения». В этом смысле жизнь святой Петки можно рассматривать как подготовку к еще более трудной миссии, полной жертв и испытаний.
    Именно такой и была миссия Ванги. А ее слова о том, что у нее есть и «третье имя», которое никому не ведомо, являются очередным неизвестным в необъятном явлении, имя которому — Вангаhttp://vanga.ru/vanga_s_petka.html
--- Конец цитаты ---



Храм-памятник Святой Петки Болгарской

--- Цитировать ---В местечке Рупите находится храм-памятник Святой Петки Болгарской, построенный по инициативе и на собственные средства болгарской пророчицы бабы Ванги в 1992 году. Тогда пресса сообщила, что строительство началось 20 августа 1992 года, но, в сущности, первый шаг сделала баба Ванга в другом месте и в другой день – 17 сентября 1991 года. Это место она выбрала сама – у моста, ведущего к нынешней церкви, немного левее дома Ванги. Остались следы основ, а когда место для строительства храма было перемещено, люди начали приносить сюда кирпичи, и получилось что-то вроде навеса, внутрь была помещена бумажная икона Святой Петки. Своеобразная «часовня» действовала, пока строился сам храм-памятник Святой Петки Болгарской. В нем не переставали гореть свечи, посетители оставляли небольшие дары и деньги.
Новый же храм, строительство которого завершилось в начале августа 1994 года на праздник Преображения, сразу превратился в место для поклонения тысяч нуждающихся людей.
--- Конец цитаты ---




--- Цитировать ---Иконы иконостаса – дело известного художника профессора Светлина Русева, при этом образы святых – слишком реалистичны и не одобряются Священным Синодом. Большинству обыкновенных людей они, однако, нравятся, о чем свидетельствует неиссякаемый поток посетителей. Вблизи можно увидеть и дом, в котором жила и принимала людей сама баба Ванга. Предсмертным желанием Ванги было похоронить ее во дворе дома, чтобы люди черпали силы у ее могилы, хотя она уже не будет среди них, чтобы помогать им. Но из фонда «Ванга» решили не уважить это ее желание, и она была похоронена рядом с храмом Святой Петки Болгарской.http://bolgder.com/publ/3-1-0-18
--- Конец цитаты ---



--- Цитировать ---«Называя себя православной верующей, Ванга на самом деле таковой вовсе не была, – считают представители Русской православной церкви. – Она признавала реинкарнацию, а значит, являлась язычницей».
http://peoplehistory.ru/22-vanga-vanga.html
--- Конец цитаты ---


--- Цитировать ---http://gnozis.info/?q=node/3133  -  фильм

Удивительны судьбы двух ясновидящих - болгарской провидицы Ванги и причисленной к лику святых Матроны Московской.
Многое их объединяет: обе рано ослепли, обе с детства могли "заглянуть" за грань мира, причем распознавали не только настоящее, но прошлое и будущее, обе предсказывали как судьбы людей, так и исторические события.
Перед смертью Ванга построила на свои сбережения Церковь cвятой Петки. А благодаря переносу мощей Матроны женский Покровский монастырь получил второе рождение, поднялся из руин и привлек к себе сотни тысяч православных верующих.
В фильме принимают участие люди, близко знавшие Вангу и Матрону, среди них народная целительница Людмила Ким, бывшая политзаключенная Надежда Жданова, президент Калмыкии Кирсан Илюмжинов, лауреат премии "Триумф" Зоя Богуславская и многие другие.

--- Конец цитаты ---

Sergei:


Luciano Balduino
Углубляясь в переживание пятницы, как термина, как дня недели, крепнет понимание его ключевой роли в понимании происходящих событий, в понимании Голгофы.
Прежде всего, по ветхому завету, в этот день был сотворен ветхий человек, и поэтому Голгофа, как акт творения, была в пятницу. В плане сотворения Человека – это шестой день творения, на седьмой в субботу, Бог отдыхает.
В планетарном толковании дней недели – это день планеты Венеры, седьмой день недели.
День богини Frei, день отдыха.

--- Цитировать ---Пятница - хорошо видна Венера в Vendredi (фр.), Venerdi (итал.), чуть приглушённее в Viernes (исп.), английское же Friday, Fredag (шв.), Freitag (нем.) имеет параллель со скандинавской богиней плодородия и любви Фрейей (Фригге), аналогом греческой Афродиты и римской Венеры. В славянских языках этот день по смыслу "пятый". На хинди пятница - День Венеры.
http://naturalworld.ru/article_dni-nedeli-pochemu-v-nedele-sem-dney.htm
--- Конец цитаты ---
Вот и получили две формы переживания недельного цикла, библейский и языческий.
И обращаясь к истории можно увидеть, как разворачивается борьба этих форм за сознание человека. В результате этой борьбы сейчас имеем третью, новозаветную, современную форму переживания недели, оканчивающейся в воскресенье, как числительное по форме, и термин воскресенье, ассоциируется чаще только с выходным днем. И эстонцы не знают значения слова Реде, а в России пятницу знают, как числительное, и церковь такое решение тоже устраивает. Меньше знаешь, спокойнее спишь.
О чем же могут рассказать эти три формы недели с точки зрения антропософии?
Языческая неделя нам говорит о космосе Мудрости, там надо искать корни этой недели. Космос Мудрости, космос Отца отдыхает в день творения ветхого человека, говоря – человек не от мира сего.
Поэтому мы имеем вторую неделю, ветхозаветную, повествующую о сотворении ветхого человека (микрокосмоса). И здесь мы тоже через пророков слышим, не от мира сего.
Потому можно говорить о борьбе ветхозаветной и языческой недели.
Но с Мистерией Голгофы приходит понимание – мир изменился, и новая, третья форма недели, новозаветная (макрокосмическая), затмевая предыдущие, поднимается в сознание и ведет ветхого человека через воскресенье в Космос Любви, в царство Человека. Поэтому у нас два выходных, суббота – ветхого человека, воскресенье – новозаветного.

В результате длительной медитативной работы над термином – пятница, проявлются такие интересные иммагинации.

Sergei:


Иешуа: упущенные годы  - Акиана Крамарик (10 лет)
--- Цитировать ---… в 14 лет, во время своих размышлений, Иисус разговаривает со своим отцом на небесах о новой земле, где будет господствовать только мир и радость. На заднем плане галактическая рука протягивается за любовью и истиной…
--- Конец цитаты ---
http://www.fresher.ru/2010/01/04/akiane-kramarik/

--- Цитировать ---621. "В час полночи, сквозь Землю, когда для физического зрения Земля была непроницаема, посвященные (древности) смотрели на Солнце. И когда они так смотрели на полночное Солнце, его физическое бытие было устранено, но зато в солнечное бытие была вписана тайна Христа, Духа Солнца. Так заранее ученики древних посвященных созерцали тайну Христа, Солнечного Духа. Это было высшим природным видением, это было обретением ясновидения внутри природы. Символ Пасхи выражает для нас обретение ясновидения внутри исторической жизни земного человечества, обретение ясновидческого прозрения в то, что мы, по сути говоря, став свободными земными людьми, уже заключили союз с Люцифером и Ариманом, и что один только Христос может избавить нас от этого союза. Что для учеников древних посвященных означало "созерцание Солнца в час полночи", то для людей Христа должно постепенно стать молитвенным почитанием Мистерии Страстной Пятницы и Субботы. У нас есть все основания в эти дни концентрироваться на том, что связано с внутренней трагикой, с внутренним правомерным трауром глубочайшего внутреннего человеческого существа. Как земные люди мы бы не смогли стать свободными человеческими существами, если бы не встали в указанное отношение к Люциферу и Ариману, если бы не смогли идти путем Люцифера и путем Аримана. Человеку подобает то трагическое, что покоится в подосновах его существа, в эти дни вызвать перед своим сознанием, когда он говорит себе: моя свобода ни в коем случае не была бы возможной, если бы я не мог следовать за Ариманом и Люцифером. — Это может взойти в его сознании, когда он смотрит на символ покоящегося в могиле Христа, Который Своим деянием упразднил то, что должно было наступить ради человеческой свободы.
     Печаль о человеческом существе правомерна. Человек имеет основание не только для радости, но он имеет постоянное, глубокое основание для печали о своем существе, и она должна проходить через душу в эти дни, посвященные, праздничным образом, положению во гроб. В течение года остается много дней, когда человек должен думать о том, что он обрел благодаря тому, что земное развитие не было покинуто, что Христос как Воскресший пришел в земное бытие. Но что сделало необходимой Мистерию Голгофы, что как космическая печаль будет жить в человеческих душах, все это должно разразиться в эти дни. И если человек хочет выработать чувство того, что связано с человеческой душой из ее истории, то он может в эти дни испытывать печаль в связи с человеческим развитием, или, вернее сказать, он должен печалиться о человеческом развитии.
     А если такое чувство живо, то правомерны черные покровы, которые в эти дни мы выбрали для убранства нашего помещения. Красный же цвет должен выступить перед нашим взором по прошествии дней траура, траура о том, что глубокий трагизм связан с человеческим существом". 161 (10)
--- Конец цитаты ---
http://www.bdn-steiner.ru/a1/parset1.php?id_page=106210&level=278

В дни  предшествующие Рождеству и в последующие дни царит переживание чудесного, ожидание даров, эйфория.
Не хватает понимания и переживания великой жертвенности происходящего. Что нуждается в уравновешивании, приземлении, если не желаем быть в положении волхвов, способствовавших  избиению младенцев.


Две недели до и две недели после, как Полуночное созерцание росписи малого купола иллюстрирующие приводимый текст.

http://bdn-steiner.ru/forums/index.php/topic,435.msg3779.html#msg3779
http://bdn-steiner.ru/forums/index.php/topic,435.msg3803.html#msg3803
http://bdn-steiner.ru/forums/index.php/topic,435.msg3520.html#msg3520
http://bdn-steiner.ru/forums/index.php/topic,435.msg3668.html#msg3668
http://bdn-steiner.ru/forums/index.php/topic,435.msg3674.html#msg3674

Навигация

[0] Главная страница сообщений

[#] Следующая страница

Перейти к полной версии