Космос Мудрости уже состоялся, в отличие от Космоса Любви. Это оказывает влияние и на историю мистерий. Раньше Духовные Иерархии просто поддерживали осознание этой Мудрости. Но людям нужны мистерии Будущего, рождающиеся из их собственных сил.
Ось созвездий Овен-Весы
Палла?да (др.-греч.
) — в древнегреческой мифологии — молочная сестра Афины, дочь Тритона, внучка титана Океана, случайно убитая Афиной еще в детстве. По одной из легенд, ее имя послужило источником эпитета Афины Паллады.
По другим истолкованиям, эпитет — от выражения паллейн то дори («бросать копье») или от острова Паллены; либо от биения (паллейн) сердца старшего Диониса, которое она похитила.
Чаще используется как обозначение богини Афины. Роща Паллады была у феаков.
Изображение в образе Паллады — изображение в вооружении. От имени Паллада произошло слово «палладий» (деревянное изображение богини, обладавшее чудотворным действием). Город, владевший палладием, считался под покровительством богини. О палладии, хранившемся в Трое, ходила легенда, рассказывавшая о том, что он упал с неба. После Троянской войны Эней привёз его в Рим, и с тех пор палладий хранился в храме Весты.
Образ Паллады явно соотносится с Овном тем, что это образ вооруженного человека. Греки называли созвездие Овна «золотым руном». Афина, по их мнению, имела прямое отношение к подвигу аргонавтов, добывших руно в Колхиде.
По указаниям Афины зодчий Арг из Феспий создал корабль Арго. Аполлоний называет этот корабль творением Афины Итонской. На носу Афина укрепила кусок ствола додонского дуба, который мог прорицать. После завершения плавания корабль Арго был помещен по воле Афины на небо.
Интересен и сюжет убийства сестры, потому что Марс для Овна олицетворяет судьбу братьев и сестер. Однако Паллада – греческое слово, а римляне почитали Минерву.
Особенно почитали её этруски, как молниеносную богиню гор и полезных открытий и изобретений. И в Риме в древнейшие времена Минерва считалась богиней молниеносной и воинственной, на что указывают гладиаторские игры во время главного праздника в честь её Quinquatrus. Главное празднество в честь её — Quinquatrus или Quinquatria с 19 по 24 марта — было праздником ремесленников и художников, а также школьников, которые на время празднеств освобождались от занятий и тогда же приносили своим учителям плату за учение — minewal.
Намек на отношение Минервы к войне можно видеть в тех дарах и посвящениях, которые делались римскими полководцами в её честь после какой-нибудь блистательной победы. Так, Л. Эмилий Павел, закончив покорение Македонии, сжег часть добычи в честь Минервы; Помпей после своего триумфа построил ей на Марсовом поле храм; так же поступил и Октавиан Август, после победы при Акциуме. Но главным образом римская Минерва чтилась как покровительница и отчасти изобретательница ремёсел и искусств. Она покровительствует шерстобитам, сапожникам, врачам, учителям, ваятелям, поэтам и в особенности музыкантам; она наставляет, учит женщин и руководит ими во всех их работах.
Во времена Римской империи праздники в честь Минервы приходились на момент вхождения Солнца в созвездие Овна. Казалось бы, ее воинственный характер очевиден. Однако, она гораздо ближе к Вулкану, поскольку покровительствовала ремеслам! Шерстоносый Овен, в первую очередь, дает работу ткачихам. Афина покровительствует ткацкому искусству, однако Платон подчеркивает, что её наставник в этом искусстве — Эрот. Древняя статуя Афины в Эрифрах изображала её с прялкой в каждой руке. Прялка — дар Афины. Ткацкий станок называют занятием Афины, а ткачих — служащими «делу Афины». Популярный сюжет эпиграмм — посвящение Афине орудий ткацкого ремесла; посвящение ткачих в храм Афины Прядущей.
Великие Панафинеи с музыкальными и гимнастическими соревнованиями начинались ночью факельным шествием и завершались праздничным шествием афинян. Процессия поднималась по священной дороге и вступала в храм, чтобы принести в дар Афине пеплос - сотканное руками знатных афинянок из тончайшей дорогой шерсти одеяние с золотым шитьём. Специально к празднику готовились «панафинейские амфоры», объёмом в 26 литров, на которых изображались сцены состязаний и сама богиня. Амфора, наполненная оливковым маслом, доставалась победителю состязаний. От этих амфор ведут своё происхождение кубки, вручаемые победителям в настоящее время.
Прокл связывает одевание Афины в пеплос с её победой над гигантами. Он пишет:
«Разумеется, сокрушение гигантов является самым точным зримым образом, описывающим единство, пронизывающее всё. Ведь данная богиня, о которой говорят, что она привносит во всё подчинённое, частное и материальное, ум и единство, властвует над этим подчинённым и обеспечивает в нём превосходство мыслящего над неразумным, нематериального над материальным, а объединённого — над множественным. Следовательно, пеплос является символом силы Афины, обособленной от внутрикосмических вещей; благодаря этой силе она заключила союз со своим отцом и вместе с ним сокрушила гигантов.
Что же касается так называемых Малых Панафиней, то на них воздаются должные почести по преимуществу внутрикосмическому чину этой богини, который соответствует кругообороту Луны» .
Сокрушение гигантов указывает на тот этап развития Солнечной системы, который олицетворяет Овен. Поэтому Афина это война духовная, божественная и космическая, а Арес – война людская. Афина рождена Метойей, «Мыслью»; либо Зевсом из его макушки. Потому Афина – олицетворение Манаса, мыслящего начала. Одно из своих этических сочинений Демокрит назвал «Тритогения». По его словам, Афина как мышление называется Тритогенией, ибо «из мышления рождаются три способности: принимать правильные решения, говорить безошибочно и действовать как должно». Отметим сейчас связь Афины с Луной.
Афина имела множество различных эпитетов, как связанных с её функциями, так и топонимических. Наиболее распространёнными являлись следующие:
? Паллада (греч.
, вероятно от греч.
??, «сотрясать [оружием]») — победоносная воительница; либо со значением «дева».
? Полиа?да (греч.
, «городская, покровительница городов и государств».
? Пандроса («всевлажная») и Аглавра («световоздушная»), или Агравла («полебороздная»). Имена дочерей царя Кекропа, с которыми отождествлялась Афина.
? Парфенос. Имя Афины, отсюда название Парфенон.
? Промахос («передовой боец»). Эпитет Афины.
Покровительством Афины пользовались:
? змеи. (В храме в Афинах обитала огромная змея — страж Акрополя).
? Город Афины. Например, в трагедиях Еврипида упомянуты «кремль Афины», «город Паллады», «стены Паллады», «берег Паллады», весь, край или страна Паллады, «народ Паллады».
? исключительно справедливые войны (в отличие от сферы покровительства бога войны Ареса)
? многие герои
Полностью или наполовину змеевидны были афинские цари Кекроп и Эрихтоний, тесно связанные с Афиной. Афина превратила волосы Медузы Горгоны в змей, а затем и поместила их на свою эгиду. Пиндар упоминает «десять тысяч змей» на эгиде Паллады. О змеях Паллады говорят и латинские поэты (у Стация даже «ливийские змеи»). Змеи, убившие Лаокоонта и его сыновей, ползут к храму Афины Илионской и укрываются у её ног под щитом.
Сова — знак служения Палладе; сова — «когтистая птица Минервы». Была известна пословица «таскать сов в Афины».
Как известно из легенды, Афина поспорила за право верховодить в будущей столице Греции с Посейдоном. Афина проиграла «суд Париса» Афродите, за что и противоречила ей. Также Афина не любила и Ареса, что позволяет утверждать разницу между Афиной и планетой Марс в астрологии. Нам важно, что Афина победила в споре с Посейдоном благодаря своему дару людям – она подарила оливу, а Посейдон – коня. Впрочем, был такой городо как Трезен: Зевс повелел обоим богам владеть этим городом .
Рощи Афине посвящались нечасто, хотя уже Гомер упоминает священную тополиную рощу Афины на острове феаков. Священные маслины составляли рощу Академа в Афинах. Известна также роща Афины в Тифорее (Беотия), священная роща Афины в Линде.
В поэзии упоминаются роща Афины и Артемиды на Косе и роща близ храма Афины на Лемносе, где (в изложении Стация) лемниянки клянутся перебить мужей. Вергилий говорит о «Палладиных рощах» с маслиной.
Связь Афины и масличного древа — постоянный мотив в поэзии. Поэму о споре оливы с лавром написал Каллимах. Позднейшие евгемеристы утверждали, что она одомашнила масличное древо. По описанию Нонна, Афина оплакивает маслину, помня нимфу Морию.
В Афинах олива в святилище Эрехтея, считавшаяся «той самой», посаженной Афиной во время спора с Посейдоном, была сожжена персами в 480 году до н. э., но сразу после пожара пустила росток. Тех афинян, кто срубал священные маслины, судил совет Ареопага и мог приговорить к смертной казни.
Согласно орфикам, Афина некогда увенчала куретов оливковой ветвью. Венок из оливковых ветвей вручался победителю на играх, победителям в гимнастических состязаниях и конских ристаниях вручали оливковое масло со священных маслин. Ясон поднимает оливковую ветвь, прося перемирия у лемниянок.
Плиний рассказывает, что на площади в Мегаре стояла дикая маслина, на которую воины прикрепляли своё оружие, посвящая его богине. Оракул предсказал, что город погибнет, когда «дерево произведёт оружие», что и случилось, когда мегарцы попытались обрубить разросшееся древо. Так оливковое древо стало «деревом судьбы».
Лето родила детей под «Палладиным древом» и пальмой. Дионис дал дочерям Ания возможность превращать все в «ягоды Афины». Диодор приписывает египтянам утверждение, что оливки изобрёл Гермес, а не Афина.
Толкование символики маслины, упоминаемой Гомером, даёт неоплатоник Порфирий:
«Будучи вечноцветущей, маслина обладает некоторыми свойствами, наиболее удобными для обозначения путей души в космосе, которому посвящена пещера. Летом белой стороной листья обращаются вверх, зимой же более светлые части поворачиваются в обратную сторону. Когда в молитвах и мольбах протягиваются цветущие масличные ветви, надеются, что мрак опасностей будет превращен в свет. Маслина, по природе своей вечноцветущая, приносит плоды, вознаграждающие за труд. Поэтому она и посвящена Афине. Победителям в состязании вручается венок из листьев маслины. Масличные ветви служат прибегающим к мольбе. Так и космос управляется вечной и вечноцветущей мудростью интеллектуальной природы, от которой дается победная награда атлетам жизни и исцеление от многих тягостей».
Порфирий. О пещере нимф 33, перевод А. А. Тахо-Годи