Антропософский форум > Антропософские инициативы
Институт лечебной педагогики и социальной терапии
Галина:
Рудольф Штайнер
СОВРЕМЕННАЯ ДУХОВНАЯ ЖИЗНЬ И ВОСПИТАНИЕ[/size]
GA 307
"... ЛЕЧЕБНАЯ ПЕДАГОГИКА...
... А для этого педагогическое искусство должно быть здесь построено одновременно на убежденности, любви и жертвенности учителя.
Подлинное познание человека приводит к следующему утверждению. Когда говорят о духовных ненормальностях или болезнях, то говорят, собственно, бессмыслицу, хотя в обыденной жизни и обиходе могут допускаться такие выражения. По существу же дух и душа человека никогда не бывают больны. Больной может быть только телесная основа и то, что от тела передается в душу.
А так как для лечения человека в его земной жизни можно добираться к его духовно-душевному только через тело, то лечение так называемых ненормальных особенно затрудняется тем, что тело из-за своих аномалий не дает возможности подойти к душе и духу.
Нужно много изучать тонкие, интимные свойства и силы телесного, чтобы уметь обойти телесный или телесно-душевный дефект и добраться к собственно душевному и духовному.
Если мы видим, что ребенок ненормально мало понятлив, противится связыванию понятий и наблюдений, то это всегда означает, что что-то в нервной системе не в порядке, и наилучших результатов можно достигнуть индивидуальным лечением путем замедления обучения или особым стимулированием волевой деятельности, функции (willensfunktion) и т. п. При этом особое внимание необходимо уделять телесному воспитанию и уходу за телом.
Вот пример. Ребенок неумело связывает понятия, наблюдения. Нужно добиться исключительно многого, если предложить ему, например, такие упражнения, приводящие к связанным движениям тела и всей органической системы, идущей от души (von der Seele): достань третьим пальцем правой руки мочку левого уха! Это нужно быстро выполнять. Или: достань мизинцем левой руки верхнюю сторону головы! Можно эти два упражнения быстро чередовать. Когда организм приводится таким образом в движение, ребенок вынуждается быстро включить (einflieben) мысли в собственные движения. Нервная система делается более умелой и становится хорошей основой для способности соединения и разъединения понятий и наблюдений у ребенка.
Есть удивительные опыты, показывающие, каким образом через уход за телесным может быть поднято духовное. Вот пример: у ребенка имеется дефект, заключающийся в том, что он всегда возвращается к определенным вещам, повторяет одни и те же слова, не может отойти от некоторых определенных понятий, наблюдений, которые прочно засели в нем, и все время возвращается к ним. Наблюдаем за этим индивидуальным ребенком так, чтобы он при ходьбе ступал слабее передней частью ступни, а сильнее пяткой. По началу ребенок должен следить за своей походкой, а потом это становится привычкой. Если не слишком поздно, то такой метод дает исключительно хорошие результаты в отношении подобных душевных дефектов.
Как правило, наилучшие результаты достигаются от 7 до 12 лет. Нужно знать, что, например, движения пальцев правой руки влияют на организм речи, а движения пальцев левой руки - на то, что может от мышления придти на помощь организму речи. Нужно знать, как ступание ногой - на пальцы или на пятку - влияет на речь; на способность мышления, даже на волевые способности.
В это отношении очень поучительно применение в лечебных целях движений, заимствованных из эвритмии, которая, хотя и является для нормальных людей искусством, но движения ее обладают терапевтическим действием, ибо извлечены они из человеческого организма и способны в период роста человека возбуждать через телесное душевно-духовные способности.
В таком деле, как ведение вспомогательного, лечебного класса, кроме успехов должны быть и неудачи, разочарования.
Достигнуть можно, конечно, собственно только того, что можно соответствующим образом извлечь из человека. Если же восстановление ребенка до нормальных характеристик удается только на половину или четверть, то родители его уже не совсем довольны. Но это и является существенным для человеческой деятельности, исходящей и руководимой из духовного, чтобы независимо от внешнего признания ощущать движущую силу (die yragenole Kraft), как исходящую из внутренней ответственности.
Первое дело для учителя: видеть, воспринимать, уметь наблюдать человека вплоть до интимных частностей в единстве тела, души и духа и то, что он извлекает из такого наблюдения, непосредственно - инстинктивно и художественно переносить в практику обучения.
"
Галина:
БЕРНАРД ЛИВЕХУД
«КРИЗИСЫ ЖИЗНИ - ШАНСЫ ЖИЗНИ.
РАЗВИТИЕ ЧЕЛОВЕКА МЕЖДУ ДЕТСТВОМ И СТАРОСТЬЮ
ТРИ УРОВНЯ ПСИХОТЕРАПЕВТИЧЕСКОЙ ПОМОЩИ
Чтобы иметь возможность ориентироваться в лабиринте психотерапевтических направлений и методов, мы должны вначале упорядочить их. Но основе своего опыта я хотел бы различить три уровня, на которых может быть оказана помощь человеку, испытывающему психические - или духовные трудности.
Первый уровень я хотел обозначить понятием взаимная помощь. Сюда относятся все индивидуальные речевые и групповые терапии, при которых совместно обсуждаются вызванные социальными причинами нарушения нормального течения жизни и неспособность некоторых людей найти свою собственную цель жизни, поддерживать контакты или утверждать себя каким-либо другим образом. Основное здесь во взаимной "братской" помощи, которую каждый человек может оказать другому человеку.
Второй уровень охватывает область настоящей психотерапии. Сюда относятся более серьезные нарушения хода жизни, которые появляются в уже описанные критические моменты жизни, или крайняя односторонность в темпераменте либо основной установке, делающая невозможной разумную оценку жизненных ситуаций. К этой области относятся также более тяжелые нарушения биографии, обусловленные непереработанными остатками прошлого или призрачными целями будущего. Здесь терапия концентрируется на том, чтобы дать человеку новые взгляды и новые цели благодаря занятиям искусством и личной встрече с терапевтом. Врач, имеющий психиатрическое образование, так руководит процессом выздоровления, что сам играет в нем важную роль как аганжированный ближний.
Третий уровень есть непосредственная область психиатрии. Здесь речь идет о психозах, что означает участие в процессе болезни всего человека с его соматическим, психическим и духовным существованием. Здесь врач должен решать, какая форма терапии возможна вначале, а какая лишь позже. Здесь нарушения объясняются соматическими причинами. Поэтому сосредотачиваются на медикаментозном лечения (что не равнозначно применению психофармацевтических средств!) и применяют все другие терапии в старого дозированной форме.
... (Первый уровень:)
1) Взаимная помощь.
...К такой помощи ближнего можно подойти углубленно, систематизированно и профессионально. Профессиональные помощники готовы создавать ситуации, которыми могут воспользоваться нуждающиеся в помощи. С этого начинается лабиринт помогающих инстанций, союзов, групп и индивидуумов.
2)... занятия по групповой терапии... семейной терапии...
...Имеются консультационные пункты для несовершеннолетних, бродяг, наркоманов и алкоголиков...
..... Несмотря на все благие намерения, у руководителей групп не всегда имеются эти специальные знания. Наконец, предпосылки для этой профессии еще не урегулированы законом, кто чувствует тягу к такой работе, может назвать себя "тренером" и работать по групповой динамике. Качество групповой работы поэтому самым непосредственным образом зависит от способностей руководителя группы, не считая, конечно, также применяемых методов...
....групповая терапия как систематизированная, взаимная помощь является новой областью психотерапевтического лечения, находящегося пока еще в стадии развития. Это еще не завершенное развитие приводит к тому, что каждый полагается на свой собственный метод. Общим для всех направлений является концентрация на "здесь и теперь", на актуализации проблем внутри одной (не свободно выбранной группы), и что проблемы биографического развития едва ли играют при этом какую-либо роль. ..
2) Психотерапия. На этом втором уровне, в противоположность первому, осуществляется лечение более серьезных нарушений биографии. Здесь речь идет о людях, чьей жизни угрожает крушение из-за нарушений в развитии. Общим признаком является отсутствие перспективы индивидуального будущего, тяжелое отчаяние или приверженность событиям и способу реагирования прошлого. Привычный ход жизни лишь тогда может быть изменен, когда к актуальному содержанию жизни добавляется новый аспект. Первичной проблемой является не непереработанное прошлое, а отсутствие перспективы будущего. Если будущее снова становится полным смысла, тогда и к прошлому можно будет подойти объективно, тогда оно станет менее важным, чем возможности развития в будущем.
Татьяна:
Институт лечебной педагогики и социальной терапии в Санкт- петербурге только что закончил семинар по лечебной педагогике и приглашает всех желающих присоединиться с 4 по 8 января 2012 года на следующий семиран. Друзья у вас есть возможность узнать то что важно каждому родителю, учителю. педагогу, психотерапевту. психологу школы или детского сада. В январе можно присоединиться и пройти 3х годичный курс обучения блоками.
В этом блоке начали с изучения Теософии одного из главных трудов Рудольфа Штайнера. И оказывается этот труд можно читать и понять если читаешь по абзацам или дажн по строчке.Второе Штайнер трижды повторяет главные моменты и это важно для того чтобы пержить это сердцем ну и трехчленность и четырехчленность человека это основа основ понятия о человеке как духовном существе.
Интереснейшая наука эмбриология, там не только научные познания будем говорить традиционной медицины но главное духовно научный подход. Эмбрион уже с 17 дня становится духовным существом со всеми 4-мя оболочками в утробе матери и опирается это на библию.
Лепка из глины-ну это нечто невероятное и даже я новичок в этом успела прочувствовать чтото необъяснимое в этом процессе. Попробуйте.
Ритмы. Ну ритмы вовсе, везде и всегда. Мало того что их основных триста а плюс еще и еще.. И главное в этом практическое применение в суточной, недельной, месячной, годовой жизни каждого человека. такие открытия и главное возможности быть здоровым и гармоничным в наше время совеременных технологий и постоянных сбоев ритма.
И снова открытие: прорыв оболочек начиная с эмбрионального уровня и все детство ( это оболочки начиная с физической, эфирной. астральной и "Я").Чем это чревато для человека и в тоже время реальная помощь человеку,плоть до практического занятия. И конечно рефлексия,все отзывы.
Весь семинар оказался практическим. Каждый сумел понять предлагаем материал. Семинар открыл возможности буквально всем несмотря на то что мы разной подготовки. А раз есть возможности,то семинар еще и подстегнул наши стремления к познанию,а значит и наше духовное развитие.
И еще: Институт приглашает на семинар дополнительный.
28ноября-2 декабря 2011г. семинар по психиатрии. Занятия проводят Ад и Генриетта Деккерс.
В программе:
1: Вопросы тройственной связи в развитии человека- телесность- индивидуальность-социальное окружение. нарушение которой приводит к различным коммуникативным растройствам, а также к нарушеним собственной идентичности.
2: планетарные процессы и органы.
конт.тел:(812) 314-91-87 Ольга Голубева
8-921-970-36-03 Ирина Виноградова.
Галина:
Институт лечебной педагогики и социальной терапии
Санкт- Петербург
продолжает
семинар по
лечебной педагогике
и приглашает всех желающих присоединиться
с 4 по 8 января 2012 года.
Друзья у вас есть возможность узнать то, что важно каждому
родителю, учителю, педагогу, психотерапевту, психологу школы или детского сада.
В январе
можно присоединиться и пройти полный 3х годичный курс обучения.
конт.тел:(812) 314-91-87 Ольга Голубева
8-921-970-36-03 Ирина Виноградова.
Галина:
Совершенно непонятно, ПОЧЕМУ, такое перспективное направление в целительстве не привлекает интересующихся помощью людям. Может таких интересующихся незначительно? Я вспоминаю, когда в 90 годах были особые собеседования в этом институте, и из трех обратившихся из Тмска приняли одного человека...
Может быть, люди совершенно запутались не то что в терминах "болезнь - здоровье", но и в особом предназначении человека?
По крайней мере, просматривая литературу, сама обращаю внимание на лечебную педагогику, социальную терапию, биографическую работу...
Вот, с нами Бернард Ливехуд.
--- Цитировать ---
...В один из дней профессор ... и все ассистенты, с чашками в руках, толпятся вокруг сотрудника, который как раз рассказывает:
«..в выходные посетил тетку. Хронический ревматизм.. бедная женщина.. совершенно скрюченная.. Они пробовали все возможное — и без успеха; салицил не помог, золото тоже нет.. Теперь они отправили ее в новую «Рудольф Штайнер-клинику», и знаете, что там ей назначили? Там с ней говорят, каждый день по полчаса!!»
Раздается звучный хохот, как над каким-то бредом.
Вдруг слышится голос самого молодого ассистента: «Совершенно случайно я познакомился с некоторыми врачами, которые там работают. Они показались мне совершенно реалистичными людьми.»
Профессор Руйтенга разворачивается: «Что же Вы знаете об этой антропософской медицине?»
Ассистент: «Да так, кое-что, профессор, пока еще немного, но мне это интересно и я надеюсь побольше об этом узнать».
Профессор Руйтенга: «Невероятно! Недавно у меня был один из этих врачей, бывший мой студент. Он дал мне почитать одну книгу. Я попробовал, но скажите мне совершенно честно, понимаете ли Вы, что это за эфирное тело?»
Ассистент: «Я еще не так далеко продвинулся, господин профессор..»
Руйтенга: «Некоторые из моих бывших студентов выбрали это направление. Я этого не понимаю и это были мои лучшие студенты..»
Он выходит из толпы и удаляется с недопитым кофе в руках, бормоча: «Это были мои лучшие ученики, мои лучшие студенты..»
Смущенное молчание. Укоризненные взгляды обращаются на ассистента, который испортил настроение.
Это был урок для юного ассистента.
Двадцати четырех лет от роду он стал врачем и открыл, что «биографическая беседа» — неизменная составная часть всякой терапии.
Он начал интересоваться психиатрией, открыл для себя антропософскую лечебную педагогику и решил основать лечебно-педагогический институт.
В профессоре Карпе он нашел сочувствующего учителя, пожелавшего поручить ему исследование, которое можно было провести в собственном институте. Это привело в 39 году к диссертации на тему «Такт, ритм, мелодия. Основы терапевтического применения музыкальных инструментов»
В тридцатых годах в «Елгерсма-клинике» в Оэгстэгне происходили беседы о необходимости и содержании специальной подготовки в детской психиатрии. У меня, на основании моего опыта в Цоннехуизе в Цейсте, была привилегия интенсивно участвовать в этих беседах. После второй мировой войны такое образование стало реальностью.
Между тем моя деятельность развивалась в направлении общей психиатрии, благодаря вопросам, которые вставали передо мной. В тридцатых годах понятие «психотерапия» было по сути идентично понятию «психоанализ». Я же шел, направляемый антропософией, своим собственным путем; регулярные собрания в Елгерсма-клинике поддерживали меня.
Развитую таким образом психотерапию я назвал «биографической терапией». При такой терапии речь идет о том, чтобы рассматривать проблемы пациента на фоне всего биографического развития и искать их причины не только в шоке или потрясениях недавнего прошлого.
Главную роль при этом играет понятие «развития». Мне становилось все яснее, что всякое «развитие» происходит в поиске и преодолении препятствий; это препятствия внутри собственной конституции, воспитания и жизненного опыта, но препятствия происходят и оттого, что не принимается возникающая ситуация или отсутствует личная перспектива.
Одновременно оказывалось, что такие препятствия — «помощники в развитии» — часто проистекали из внутренних переживаний, которые не были усвоены и нагоняли страх.
Знание нормальных закономерностей хода жизни человека может быть началом выхода из проблем такого рода. Это исходное положение моей появившейся в 1976 году книги «Кризисы жизни — шансы жизни».
--- Конец цитаты ---
Навигация
Перейти к полной версии