Если говорить о «машинообразном» при интуитивном переживании, то так же можно выразиться и о Христе, ибо Он говорит – «Слова, которые Я говорю вам, Я говорю не от Себя. Отец, пребывающий во Мне как Мое истинное бытие, завершает через Меня Свое Творение» (ИН 14:12). О Христе человек так не скажет, ибо имеет в сознании мысль о своей причастности к воскресению, а о Докторе, считает, может, хотя проблема та же. Христос и Доктор Говорят, что Они – орудия Отца и Святого Духа, следует спросить – слепые, или самосознательные? Эту проблему можно сформулировать и так – становится ли человек машиной, когда сознательно воспринимает свое индивидуальное Я, приобретая индивидуальность, но теряя свою личность? Скажут – личность преходяща, а индивидуальность вечная. Правильно, но благодаря чему наша индивидуальность становится вечной? Благодаря тому, что она запечатлевает свой индивидуальный образ в вечности, а это возможно, если мы запечатлеем в Творящем Духе, Мировому Я, следы своей деятельности. Наша индивидуальность не пострадает, если она запечатлеет свою деятельность в Троице. Какую же деятельность может развить человек, выходящую за пределы своей личности ? Совершенно правильно указали, что без «Философии свободы» нам не разобраться. «Все дело сводится к тому, чтобы определить положение существа, которое суть мы сами, по отношению к другим существам. Это определение следует отличать от простого осознания нашей собственной личности. Последнее основывается на восприятии, как и осознание всякой другой вещи. Самовосприятие являет мне только сумму свойств, которые я так же объединяю в целое моей личности, как я объединяю свойства желтого, металлически-блестящего, твердого и т.д. в единство "золота". Самовосприятие не выводит меня из области того, что принадлежит ко мне. Это самовосприятие надо отличать от мысленного самоопределения. Подобно тому как посредством мышления я включаю отдельное восприятие внешнего мира в общую мировую связь, так же включаю я посредством мышления в мировой процесс и восприятие, касающееся меня самого. Мое самовосприятие замыкает меня в пределах определенных границ; мышлению же моему нет до этих границ никакого дела. В этом смысле я двоякое существо. Я включен в область, которую я воспринимаю как область моей личности, но я же и носитель деятельности, которая из более высокой сферы определяет мое ограниченное существование», «Философия свободы». Только мышление выводит меня за пределы моей личности и связует с Мировым Свершением, с вечностью. Из единства – Мирового Я, Святого Духа, возникает множественность – Духовные Иерархии. Человек, как он явлен на Земле, создан Духовными Иерархиями, и свое индивидуальное Я получил от Духов Форм, а Духи Форм не живут в вечности пока. Христос Завершает Творение – Дает ему, в частности, как семя, Святого Духа, Мировое Я, способность к мышлению. Единство – Мировое Я становится множественностью, когда человек связывает свое мышление с Мировым Я, постигает и переживает лично мудрость Мирового Я. И машиной человек при этом не становится, потому что он отличает себя от Святого Духа. Когда человек переживает интуитивно другое существо, человек знает – это именно он переживает другого, ибо мышление противостоит объекту. При этом переживании, или позже человек дает свои самосознательные оценки пережитому, и сам принимает решения, как ему относиться к полученным интуициям – следовать им, или нет, сам принимает решения. И следует он им только тогда, когда он понимает, благодаря своему собственному мышлению, своим чувствам, что это необходимо. «Наше мышление связывает нас с миром; наше чувствование уводит нас обратно в самих себя, - только оно делает нас индивидуумом. Будь мы только мыслящими и воспринимающими существами, вся наша жизнь должна была бы протекать в одинаковом ко всему равнодушии. Если бы мы могли только познавать себя, как Я, то мы были бы совершенно равнодушны к себе. Лишь благодаря тому, что вместе с самопознанием мы испытываем и самочувствие, что вместе с восприятием вещей мы ощущаем также удовольствие и боль, мы живем как индивидуальные существа, бытие которых не исчерпывается понятийным отношением к остальному миру, но которые имеют еще особую ценность сами по себе», «Чем дальше мы погружаемся в глубины собственной жизни и даем нашим чувствованиям звучать вместе с опытом внешнего мира, тем более мы обособляемся от универсального бытия. Истинной индивидуальностью становится тот, кто дальше всего проникает со своими чувствованиями в область идеального», «Философия свободы». И далее - «Поскольку человек наблюдает какой-либо предмет, последний предстает ему как данный, а поскольку он мыслит, он сам предстает себе как деятельный. Он наблюдает предмет как объект, а самого себя - как мыслящего субъекта. Направляя свое мышление на наблюдение, он сознает объекты. Направляя же свое мышление на себя, он получает сознание самого себя, или самосознание. Человеческое сознание должно по необходимости быть одновременно и самосознанием, потому что оно есть мыслящее сознание. Ибо когда мышление направляет свой взор на свою собственную деятельность, оно имеет предметом свою исконнейшую сущность, следовательно, свой субъект, ставший здесь объектом». Человек только тогда имеет самосознание, когда он мыслит. Иначе он имеет просто сознание – сознательно что-то говорит, но сознание его не мыслящее, не самосознание. Перечислим качества мышления, как они следуют из «Философии свободы». 1. Исполненная содержания сущность. 2. Творческая сущность – абсолютная сила. 3. Универсальная сущность. 4. Приводит все многообразие к единству. 5. Разделяет мир восприятий не объективный и субъективный, внешний и внутренний. 6. Освобождает человеческую индивидуальность – запечатлевает следы ее духовной деятельности в Мировом Духе. 7. Дает внешним восприятиям содержание, классифицирует их. 8. Сущность мышления – это Святой Дух.