Итак, наши дети, и эта проблема, действительно, не только ваша, Нина. Давайте поймем расстановку сил. В глазах наших детей, родственников – мы с вами в лучшем случае странные, в худшем – сектанты, или извините, больные. Это они считают своей задачей сделать нас нормальными, как все. Их больше, и силы неравны, тем более – наши дети люди молодые, полные нерастраченных сил, чего о нас не скажешь. Молодежь победит нас всегда, если мы будем сталкиваться лоб в лоб. Будем мудрыми. Самые простые средства самые действенные, если их употреблять постоянно. Первое, к чему необходимо стремиться – к добрым и ровным отношениям со всеми, заслужить уважение своих близких. Здесь поможет все, наши хобби, наши какие-то небольшие таланты, короче, наше личное развитие, вплоть до карьерного роста. Дети должны убедиться, что вы состоявшийся человек, или по крайней мере – вы в поиске, вы не опускаете рук. Любые наши отклонения в настроении, поведении, чем бы они ни вызваны, всегда припишут неблагоприятному влиянию Антропософии. Потому необходимо бороться с меланхолией, депрессией, стараться не обременять своих близких заботой о нас, они по-своему должны быть за нас спокойны. Мы не должны, чтобы заслужить их доверие, стараться быть на них похожими, это покажет нашу слабость, мы должны стремиться быть самими собой. Дайте свободу им – в обмен они дадут свободу вам. Стремитесь понять, чего они хотят, помогайте им в этом, даже если их стремления вам не нравятся. Можно даже сказать, и нужно сказать, – я считаю, что ты поступаешь неправильно, но если ты именно этого хочешь, я все равно тебе помогу. Только ответственность за результаты бери на себя. Пусть они учатся на собственных ошибках, один-два раза, и они начнут прислушиваться к вашим советам. Не надо переламывать, побеждать детей, настаивать на своем любой ценой, надо идти им навстречу, учить их быть самостоятельными, радоваться, что они хоть к чему-то стремятся. Помните – когда-то вас не будет рядом с ними, они должны уметь жить без нас. Далее необходимо добиваться уважения к Антропософии, вызвать к ней доверие, наша цель – заинтересовать детей. Здесь начинается главное. Необходимо помнить – вы не должны все время трещать об Антропософии, ибо решат – вы зациклились, с вами что-то не в порядке. Вы должны говорить об этом редко, да метко, к месту. Этому искусству необходимо учиться. Не сразу все получится, ничего, методом проб и ошибок вы найдете правильную линию поведения. Лучше сказать один раз в месяц, но чтоб вас услышали, чем десять раз в день и на ветер. Ваши сведения должны быть занимательными, короткими, ясными, разнообразными, дети должны понять – Антропософия знает обо всем. Не надо добиваться, чтобы они соглашались, просто можно сказать – есть и такой взгляд на ситуацию, и изложить свое мнение. Или, например, - давай поспорим, кто кого. Один защищает одну точку зрения, другой – другую. Главное – все должно быть к месту, у всех должно быть хорошее настроение, не раздражаться, не давить. Даже, если они вас переспорят, сказать – ну, ребята, вы сильны, но и я не слабак, ничего, я еще подготовлюсь, и мы как-нибудь вернемся к этому вопросу. Дать понять – в том, что они победили, виновато ваше недостаточное знание Антропософии, и только. Вы наверное, помните, была такая реприза в цирке, Никулина. Сценка изображала – операторы снимали, как два человека несут бревно. Бревно надо было нести весело, легко, высоко подняв, весело улыбаясь. Первый раз у них это не совсем получилось, потом все хуже, в конце они упали на бревно. У нас должно быть наоборот. Сначала будет плохо, потом все лучше. Мы должны весело, легко, высоко нести бревно, то бишь крест. Такое поведение очень мудрое, оно основывается на Евангелии и обращено к подсознательным силам в человеке. Сообщая сведения из Антропософии, вы сеете зерна истины, а истина не пропадет, она останется в детях, хоть внешне это и не заметно. «И Он сказал: Царство Божие можно сравнить с человеком, который бросит в землю семя, а сам ляжет отдыхать, потом встанет; и так ночь за ночью и день за днем. А семя тем временем прорастает, всходит и идет в рост, а человек о том не знает. Земля действует сама, и производит плод: сначала зеленый стебель, потом колосс, наконец, полное зерно в колосе. Когда же плод созрел, человек без промедления берется за серп – наступает жатва» (МК 4:26). Может, и колос, даже и росток появятся не в этой инкарнации, но в следующей точно, не будем нетерпеливы. Далее скажем об искусстве. Искусство – это религия на Земле, не в церкви, а в искусстве мы соприкасаемся непосредственно с вечностью. Доктор говорит, что только истинное, настоящее искусство несет эту миссию. Поскольку, как я объяснила, действовать надо редко, чтоб не раздражать никого, то действовать следует наверняка. Выбирать шедевры классической музыки, живописи, и т.д. Предлагать детям, говорить приблизительно – хоть для разнообразия послушайте, вы же должны знать культуру. Далее можно повесить в их комнате одну картину Леонардо, или Рафаэля, на ваш и их вкус, не объясняя, скажите – для интерьера. Шедевры живописи будут подсознательно на детей действовать. Не надо перебарщивать, все должно быть в меру. Главное, это любовь, дети и мы ведь любим друг друга, необходимо, никого не пугая, незаметно корректировать детей