Эта заметка, в основном, содержит абстрактные размышления и содержит некоторые допущения, нуждающиеся в дополнительных доказательствах. В основном она касается символизма, а не реальности. Этот символизм пересекается с циклом лекций, посвященным четырем имагинациям годового кругооборота, с рядом утверждений Штейнера о Яхве и Христе, а также с символизмом скульптурной группы «Представитель человечества». Но в начале в качестве отправной точки рассуждений возьмем отрывок из первого тома «Кармических взаимосвязей».
«Иначе обстоит дело с нашим эфирным телом. С нашим эфирным телом дело обстоит так, что благодаря ему мы оказываемся в сродстве с растительным миром. Но как раз благодаря тому, что мы после своего рождения растем (подумайте об этом, мои дорогие друзья), благодаря тому, что мы растем, в нас образуется нечто такое, что, в известном смысле, уже достаточно глубоко связано с нашей судьбой. Мы можем расти по-разному, оставаясь малорослыми и толстыми или же становясь высокими и гибкими (да позволено мне будет привести эти гротескные и радикальные примеры), расти, получая нос той или иной формы.
Короче говоря, сам род нашего роста, то, как мы растем, уже имеет определенное влияние на наш внешний облик. И это связано — пусть сначала слегка — с нашей судьбой. Но наш рост проявляется не только в таких грубых вещах. Если бы те инструменты, которыми располагают люди в целях исследования человеческого организма, были бы достаточно чувствительными, то обнаружилось бы, что каждый человек имеет, собственно, иной состав печени, иной состав селезенки, мозга, чем у других людей. Печень не есть просто печень. У каждого человека она есть нечто другое, разумеется в своих тонких особенностях. И все это связано с теми самыми силами, которые обуславливают рост растений. Нам постоянно приходится лицезреть растительный покров Земли, и, взирая на этот растительный покров, нам надлежало бы сознавать следующее: то самое, что, приходя из эфирных далей, вызывает рост растений, оно действует также и в нас, оно оказывает свое влияние на первоначальные телесные задатки человека, которые достаточно сильно связаны с нашей судьбой. Ибо если человек обрел тот или иной состав своей печени, легких или же своего мозга, то это проистекает из эфирного мира и глубоко связано с его судьбой…
И если мы поставим вопрос: что, собственно, действует в растительном царстве, что действует тогда, когда из эфирных далей приходят, вторгаются те силы, которые вызывают произрастание растений на земле и их рост, но обуславливают также наш рост, обуславливают более тонкий состав всего нашего тела? — Получая ответ на этот вопрос, мы приходим к Существам так называемой третьей Иерархии: к Ангелам, Архангелам и Архаям. Они сперва недоступны лицезрению, но без них не было бы того волнообразного подъема и спада эфирных сил, которые обуславливают произрастание растений и которые действуют также в нас. Ибо мы несем в себе те же самые силы, которые обуславливают произрастание растений. Если мы хотим прийти к познанию мира растений и его сил, то мы не смеем больше оставаться теми тупыми людьми, которые цепляются за познание лишь внешне видимого. И нам уже надлежит осознать то, что мы, находясь в свободном от тела состоянии между смертью и новым рождением, вступаем во взаимоотношения, так или иначе развиваем эти взаимоотношения, с Существами Ангелов, Архангелов и Архаев. И в зависимости от того, как складываются наши связи и отношения с этими Существами третьей Иерархии, формируется наша внутренняя карма, карма, можно сказать, нашего собственного существа, которая зависит от того, как наше эфирное тело обуславливает состав соков нашего организма, как оно обуславливает наш рост, — станем ли мы высокими или малорослыми и т.д.
Существа третьей Иерархии обладают этой властью. Однако то, что растения могут произрастать, это зависит не только от их власти. В этом отношении Существа третьей Иерархии: Ангелы, Архангелы и Архаи, — несут службу более высоким Существам. Но то, что мы переживаем, — перед тем, как нисходим из духовного мира в наше физическое тело, и что связано с тонким составом нашего тела, связано со всем тем, что я только что описал, — обуславливается нашей преднамеренной встречей с этими Существами третьей Иерархии. И следуя тому водительству, которое мы можем получить от них сообразно тому, что мы подготовили себе в течение минувшей земной жизни, формируется из эфирных далей наше эфирное тело. Происходит это в последнее время перед нашим нисхождением из сверхфизического бытия в бытие физическое».
Я уже высказывал мысль о том, что четыре имагинации года содержат в себе указания на четыре царства природы. В частности, имагинация Уриила содержит в себе глубины минерального царства, Михаил борется с животным (драконом), Рафаил суть имагинация человека, а растительное держит в руке Гавриил.
Последний образ как нельзя кстати подходит к тому, чтобы символически представить описанное в процитированном отрывке. Т.е. образ Гавриила есть символ всех Вестников Божьих. Более того, Гавриил является к Деве Марии, чтобы сообщить ей о ребенке. В астрологии все это изображается знаком Девы.
В том же томе Штейнер описывает, что общего у человека с животными и что является содержанием сугубо человеческого царства природы. Соответственно, он приводит связь «животной кармы» с Иерархиями Господств, Сил и Властей, и кармы сугубо человеческих деяний с Иерархиями Серафимов, Херувимов и Престолов. Мы же можем оформить логически целый ряд образов:
Знак Весов – животное царство – Элохим (Господства, Силы, Власти) - Михаил,
Знак Скорпиона – человеческое царство – Престолы, Херувимы и Серафимы – Уриил/Рафаил.
Теоретически, с образом человека должен быть связан Рафаил, и так оно и есть. Однако когда Штейнер говорит о социальной карме людей, он подразумевает именно карму, т.е. необходимость, а не свободу. Свобода может быть достигнута только для мышления. А карма человека осуществляется на уровне воли, в телесных, земных деяниях. Именно в воле карму осуществляют высшие Иерархии. И именно Уриил олицетворяет строгость этого кармического свершения, так что правильнее составить следующий ряд:
Знак Скорпиона – минеральное царство – Престолы, Серафимы и Херувимы – Уриил,
А для Рафаила взять следующее:
Знак Стрельца – человеческая Иерархия – надкармические Духи – Рафаил.
Рассмотрим поподробнее имагинацию Уриила. Подножием Престолов служит минеральное царство, земные глубины. Земля собственно и есть Престол Бога. Сам строгий Уриил вполне похож на Бога-Отца. Херувимы известны тем, что они вооружены вращающимся пламенным мечом и поставлены охранять путь в Эдем. Вооруженный характер Херувимов идентичен паре Овен-Скорпион. Адам и Ева утратили возможность жить в мире Божьей воли, в эфирном мире вечной жизни, став плотскими (минеральными) существами. Они вынуждены размножаться половым способом, что тоже относится к Скорпиону, страдать – опять Скорпион, враждовать со змеями, которые их жалят! Серафимы же летают вокруг Престола и поют песнь «Свят, свят, свят Господь Саваоф!». Саваоф – Бог Воинств: опять воинственная тематика. Образ Серафимов есть имагинация Архангелов, которыми в эзотерической астрологии управляет Скорпион. А Овен указывает на Духов Мышления (особый род Духов Формы). Это дает нам ключ к загадке, почему имя Яхве используется двояко: как Яхве Саваоф и как Яхве Элохим. Когда Ветхий Завет упоминает Яхве Элохим («Творца людей»), подразумеваются Духи Мышления (и история грехопадения). Если же речь идет о Яхве Саваофе, то указывается на Архангела, который вел иудеев (и история Исхода). Яхве Саваоф ожидался иудеями как Мессия, который явится с горы Сион и приведет остальные народы под власть Израиля.
Штейнер указывал на Яхве как на «лунное божество, лунного Элохима», но уточнял, что «лицом» этого Элохима перед иудейским народом был Михаил. Однако это не совсем точно: этим «лицом» следует признать Уриила. Теперь здесь необходимо разобраться с имагинацией Михаила, чтобы понять, почему он заместил Уриила в должности иудейского Этнарха.
«Из того, что я описал вам, является образ Михаила в его борьбе с драконом, с животной природой человека, с процессом сульфуризации».
В «Кармических взаимосвязях» Штейнер говорил о том, что человек имеет общее (симпатии и антипатии) с животными той местности, в которой он проживает. В этом явлении кроется причина того, почему народы в древности ассоциировали себя с тем или иным тотемом. То есть, национальное начало в своих симпатиях и антипатиях сродни животности и своему ареалу обитания. А символом этого среза бытия является фигура Михаила! Т.е. Михаил представляет национальное единство. Вот иудеи и сказали, что князь их народа – Михаил.
Правда, каббалисты более поздних веков вряд ли были подвержены этому заблуждению. Они знали трех Архангелов: Гавриила, Михаила и Уриила. Причем Гавриил связывался у них с огнем, а Михаил с водой (Уриил занимал некое промежуточное положение). Это восходит к персидским и индийским воззрениям. У индуистов клятвой на воде заведовал Варуна, а клятвой на огне – Митра. В зороастризме эти соотношения перевернулись: Мифра стал покровителем рек и границ, проходящих по рекам, тогда как асура Варуна стал Ахура Маздой, покровительствующим священному огню. Каббалисты переняли персидскую традицию, заменив Мифру на Михаила. Если сравнить с Ахура Маздой Гавриила, то следует вспомнить, что Иисус был перевоплощением Заратустры! Иудеи считали, что Этнархом Персии является именно Гавриил, чья имагинация это Дева. Так символически просматривается линия Заратустра – Иисус. Там где Евангелия синоптиков изображают весть о зачатии Иисуса, они косвенно намекают на новое воплощение Заратустры и его вероучения.
Но вернемся еще раз к Михаилу. Из Нового Завета известен спор Михаила с Сатаной за тело почившего Моисея. Апостол Павел писал ефесянам:
10 Наконец, братия мои, укрепляйтесь Господом и могуществом силы Его. 11 Облекитесь во всеоружие Божие, чтобы вам можно было стать против козней диавольских, 12 потому что наша брань не против крови и плоти, но против начальств, против властей, против мироправителей тьмы века сего, против духов злобы поднебесной. 13 Для сего приимите всеоружие Божие, дабы вы могли противостать в день злый и, все преодолев, устоять.
Им упомянуты Иерархии Господств, Сил и Властей, которые мы привели в связь с имагинацией Михаила. Кстати, в мировой культуре известен образ Михаила с чашами весов в руке, что тоже подкрепляет высказанную версию о символизме Михаила. Образ Весов вошел в античный Зодиак наверняка от богини Фемиды, которая в другой руке держала карающий меч.
«Так для нас выступает из, я бы сказал, духовных облачных образований образ Михаила с позитивным, созерцающим, указующим взглядом, с глазами, подобными указателю, которые посылают взгляд из себя вовне, а не вбирают его вовнутрь; нам является рука Михаила, со всех сторон окруженная брызгами метеоритного железа, которое, как бы расплавляясь под космическими силами вожделений, вновь сплавляется в пламенный меч Михаила».
Теперь пришло время разобраться с четвертым образом – имагинацией Рафаила. Между прочим, это позволяет понять, как Штейнер пришел к тому, чтобы связать свою скульптурную группу «Представителя человечества» с Христом. Рафаилу в человеке остается область мышления и ясного сознания, область свободы, которая простирается за пределами кармических механизмов. Для Штейнера Христос был таким Существом, которое не принадлежало к уже упоминавшимся девяти Иерархиям и не подчинялось карме. Это Существо должно быть отмечено следующим после Скорпиона знаком – знаком Стрельца. В имагинации Рафаила огненное начало Стрельца представлено жезлом (кадуцеем). Восточные же традиции тяготели к астрологическому символизму, а потому привлекали изображение коня. Так, индуисты ожидают десятого Аватара Калки как Всадника на коне, уничтожающего безбожников в конце «железного века». Этот образ совершенно идентичен Царю царей, Господу господствующих из Книги Откровения. Конь как бы служит заместителем все того же кадуцея, или огненной силы.
Вообще, в индуизме можно найти две доктрины о Существованиях, не подверженных карме. В йоге говорят об Ишваре – особом жителе человеческого тела, не затронутом затемняющими следами памяти, страданием и кармическими последствиями; являющимся для человека семенем всеведения, также являющимся Учителем всех древних и современных духовных наставников. В следующей, религиозной, традиции речь ведут об Аватарах – Существах, которые не имеют отношение к карме мира, в который они «нисходят». Аватары обычно являются «жнецами», подводящими итоги громадных циклов существования миров.
Так вот, образ Рафаила объединяет собой оба этих явления (как их можно разнести, станет ясно в конце этого сообщения). Антропософы то знают, что кроме девяти Иерархий постепенно развивается и десятая, развивается из человечества. Поэтому имагинацию Рафаила Штейнер вполне уместно называет сначала «Представителем человечества». Скульптурной композиции не хватает только кадуцея в вытянутой вниз руке, либо меча, вырывающегося из уст. Когда Штейнер описывает посвященных будущего с пробужденной в сердце кундалини, он подразумевает именно эту огненную силу.
«Но живое ощущение всего этого будет достигнуто в том случае, если после того, как целое стало архитектурой и скульптурой, после того, как все, что я описывал, облеклось в архитектурные и пластические формы, к этому в будущем присоединится также возможность разыгрывать перед этой скульптурой во время Пасхи живую драматическую постановку, живую драму, в которой должны участвовать два главных действующих лица: человек и Рафаил. Именно внутри этой пластинки, внутри этих архитектурных форм должна разыгрываться своего рода мистериальная постановка с двумя главными действующими лицами - человеком и Рафаилом: Рафаил должен быть с жезлом Меркурия и со всем тем, что связано с жезлом Меркурия. Живое искусство требовательно, и, в сущности, не может быть ни скульптуры, ни архитектуры, которые - если они в своем внутреннем представляют собой космическую истину - не требовали бы, чтобы в пространстве, занимаемом этой скульптурой и архитектурой, происходило нечто художественное. И во время Пасхи для этой архитектуры, для этой скульптуры необходимо мистериальное представление: человек, которого учит Рафаил». Из «Имагинаций кругооборота года».
Большинство легенд о Рафаиле изображает его самым близким к человеку, помогающим и наставляющим.
Свою свободу человек обретает в мышлении, реализуя потенциал всеведения Ишвары. В то же время, имагинация «внеиерархического Существа» позволяет напомнить и об Аватарах. И Штейнер заявляет, что он хочет, чтобы его последователи видели в скульптурной группе еще и Христа, что верно только косвенно. «Представитель человечества» не может быть эфирным «Христом», потому что Стрелец выражает астральное (в частности, кундалини сердца).
Интересно, что астральный план можно найти действующим в Стрельце и в Весах, т.е. в имагинациях Рафаила и Михаила. Имагинация Рафаила это образ весны, а имагинация Михаила – образ осени. Следовательно, в эти сезоны года следует обращать внимание на астральные влияния. Например, известным фактом является обострение психических заболеваний именно весной и осенью. Любопытно, что в Книге Откровения деяния Михаила и Рафаила взаимосвязаны: один Ангел сковывает Сатану цепью и затем освобождает его, после чего другой является как Всадник на коне и побеждает зло. Эфирный мир Девы из имагинации Гавриила наиболее важен зимой, тогда как летом следует обращать внимание на природное мышление (Скорпион Уриила).
«Но в летнюю пору именно природное сознание является наивысшим в человеке, и это так необходимо Вселенной, что эта Вселенная несет духовное навстречу человеку, если только он этого хочет. Так что мы, собственно, можем сказать: человек погружен в природу в течение лета. Но если он обладает для этого правильным ощущением, правильным чувством, тогда из ткущей природы навстречу ему приходит объективная духовность. Поэтому к Иванову дню надо для собственно человеческого искать внешнюю, объективную духовность. А она имеется в природном бытии повсюду. Только внешне является природа растущим, пускающим побеги и, можно сказать, спящим существом, которое именно в силах сна черпает мощь растительного роста, образующую вид сонного природного бытия. Но в этой спящей природе человеку, имеющему для этого чувство, раскрывается духовное, ткущее и живущее в природе повсюду…
Взглянув вверх, получают впечатление распространяющегося космического разума. В человеке на современной ступени, как я это часто описывал, разум пока что немногого стоит. Но в разгар лета, в высотах, появляется чувство, что повсюду ткущий разум, но ткущий разум не отдельных существ, а существ многих, живущих друг в друге и друг с другом. Так что наверху мы имеем распространяющийся, ткущий разум, посредством которого свет оживляется; итак, мы имеем пронзительно сияющий, ткущий и живой разум (желтое) как противоположность воле. Если внизу имеют такое чувство: "здесь синий сумрак, здесь надо переживать все только как силы", то вверху имеют чувство: "здесь, собственно, все таково, что оно, будучи воспринятым, просвещает, пронизывает чувством разума"».
От Штейнера известно, что человек способен мыслить только благодаря процессу кристаллообразования, осуществляющемуся в мозге, и последующему растворению образующихся кристаллов.
Поэтому чтобы прийти к эфирному «Христу», необходимо либо вернуться назад к имагинации Девы (и рождению Иисуса) и вспомнить о том, что Штейнер иногда сравнивал Христа с Архангелом; либо пойти еще дальше и прийти к Козерогу и пятой, неизвестной, имагинации. Об этой имагинации Козерога Иисус говорил, что Сын человеческий явится подобно молнии в небе.