Антропософский форум > Антропософские инициативы
Эвритмия и психология движения
Sergei:
--- Цитата: Константин от 08 Июнь 2013, 09:03:09 --- Все что нам дано через Духовную науку, имеет внутреннюю подвижность. Видимое воплощение этой подвижности и является эвритмия. Я хотел бы чтоб мы оставались в потоке предложенной мною теме. Я буду Вам Sergej очень признателен если Вы мне поможете говорить по теме психологии с точки зрения духовной науки.
--- Конец цитаты ---
--- Цитировать ---Теперь мы перейдем к иному вопросу. Со всей определенностью обозначается то место, где мы найдем связующие нити между современной научной психологией и духовной наукой. Тот же самый человек, Франц Брентано, всю свою долгую жизнь ученого занимался Аристотелем. Это примечательно, что именно в последние дни появилась книга Брентано об Аристотеле, представляющая собой изложение его исследований Аристотелевского наследия: «Аристотель и его мировоззрение». Только сегодня Брентано стоит не на точке зрения Аристотеля, но в некотором отношении близок ему, удивительным образом преподносит он Аристотелевское духоучение. Одновременно вышла третья книга Брентано: «Аристотелевское учение о происхождении человеческого духа».
…
Интересно сказать пару слов и об этом, так как Брентано не только интереснейший психолог современности, но также и знаток Аристотеля и прежде всего его учения о духе. У Аристотеля мы имеем такое учение о духе, которое не затронуто какими-либо христианскими понятиями, которые определенным образом охватывают то, что в предшествующие возникновению христианства столетия было в этой области достигнуто западноевропейской культурой, причем эти достижения позволили Аристотелю в IV в. до Р.Х. научно мыслить об отношении духа к душе.
Тот, кто примет в расчет отношение Брентано к Аристотелевскому духоучению, тот всюду может почувствовать, что Брентано по отношению к главным вопросам стоит еще на Аристотелевской точке зрения, и найдет, насколько бесплодны попытки современного недуховнонаучного учения о духе превзойти Аристотелевское духоучение, так что сегодня чрезвычайно интересно сравнить Аристотелевское и духовнонаучное учение о духе, поскольку духовнонаучное учение является чистой наукой.
…
Потребовалось бы много времени, чтобы сказать все то, что следовало бы сказать в порядке дискуссии с современной наукой. Взгляд на внешнюю науку нужен лишь для того, чтобы пробудить чувство, что только Антропософия дает надежную почву, средства и пути для полемики с этой наукой. Следовательно, надо больше указывать на род и способ дискуссии, если потребность в дискуссиях в эпохе станет особенно настоятельной. Если сегодня в науке говорится о внешней телесности, то в этих суждениях легко увидеть внутренний разлад. Но одно обстоятельство можно признать достоинством этой науки, а именно, что она не оспаривает наличие внешней телесности объекта. Когда же речь заходит о душевной науке, или психологии, то поднимаются в такие области, в которых особенно оспаривается наличие души как объекта. В наше время нам противостоит не только материалистическое мировоззрение, но также и разновидность психологии, которая хочет быть душевным провозвестием без души. Вчера мы познакомились с одним знатоком Аристотеля. Нельзя сказать об Аристотеле, что он отрицает дух. Но у Брентано мы находим, что он проницательно останавливается перед духом, так что по отношению к пневматософии как науке о духе он становится на такую почву, где различные науки с разных сторон отвергают не только представление внутреннего существа, но и самого объекта (духа). Для многих людей дух вообще является в высшей степени спорным фактом. И мы со всей серьезностью должны заняться вопросом: почему дух как таковой для многих людей может быть столь спорным фактом? Тело воспринимает человек своими внешними чувствами и со всей силой, с которой действуют факты, присутствующие помимо человеческой воли, именно физические внешние факты со всей силой действуют на человеческую душу, и она не в состоянии отрицать того, что говорят эти факты. В подобном положении находится человек и по отношению к своей душе, ибо человек все же переживает то, что там вливается в душу, он переживает чувства представления, волевые импульсы. Он переживает все то, что как соразмерное судьбе вытекает из этой душевной жизни, он переживает свои боли и радости, наслаждения и страдания, и если он с самого начала не убежден, что все это ничто или всего лишь накипь на поверхности телесных фактов, то он все-таки не может обойти молчанием реальность души. Но дух невоспринимаем, он сверхчувственен. Уже это обстоятельство является предпосылкой возможности отвержения духа. Поэтому поиски духа могли бы вызвать удивление, так как в мир, в коем мы живем, дух вовсе не заходит.
…
Все подробности движений руки должны совершаться внутри сознания. Но это тот процесс, который происходит при интуиции. Так что мы можем сказать: если мы хотим что-нибудь постичь нашим собственным сознанием, что изживается полностью внутри этого сознания не как просто знание, а как свершение, как мировое свершение, тогда мы имеем дело с интуицией. А именно с той интуицией в высоком смысле, как она понимается в моей работе «Как достигнуть познаний высших миров?» С чем мы имеем дело внутри интуиции? Внутри интуиции мы имеем дело с господствующей волей. В то время как этот проницательный психолог Брентано находит внутри души только нравственные движения и не видит волю (ибо воля выпрыгивает из повседневного сознания), так что это выпрыгивающее из обычного состояния сознание находит лишь нечто такое, что является высшим свершением. Это суть то, что мир обыгрывает в сознании: это интуиция.
Однако и здесь мы имеем некую разновидность перехода. Он не так легко различим, как переход от имагинации к фантазии. Этот переход наступает тогда, когда человек учится быть столь внимательным к себе, что он не только в состоянии что-нибудь желать и развивать в этом направлении деятельность и, так сказать, крепко удерживает рядом друг с другом мысли и действия, но — когда он начинает сами нравственные движения распространять над качеством деяний.
Во многих случаях это даже очень полезно, но в жизни это происходит так, что можно иметь чувство удовлетворения или отвращения по поводу собственных действий. Я не думаю, что непредвзятый наблюдатель жизни может отрицать возможность такого расширения нравственного движения сердца, когда оно вместит в себя симпатии и антипатии по отношению к собственным действиям человека. Но это сопереживание собственных деяний в нравственных движениях сердца также может возрастать. И если оно растет к тому, чтобы стать тем (чем), что должно собственно быть в жизни, то мы имеем здесь в этом переходе то, что мы называем человеческой совестью. Все побуждения совести происходят на (этом) переходе от нравственных движений сердца к интуиции. Совесть есть нечто, располагающееся в этом переходе, если мы надумаем искать ее местонахождение. Так что мы говорим: душа открыта в следующих направлениях: в сторону имагинации и в сторону интуиции. Она закрыта в ту сторону, где мы посредством восприятия как бы наталкиваемся на внешнюю телесность. Душа наполняется в царстве имагинации, она наполняется также в некотором свершении, если направляется в царство интуиции.
--- Конец цитаты ---
--- Цитировать ---…
Если бы кто-нибудь взял за правило от подобных снов идти к действительности, то прежде чем достичь духовной действительности, он с необходимостью должен быть охвачен каким-либо нравственным движением сердца, какой-либо скорбью или радостью, некоторым напряжением чувств. Надо образовать совершенно новые представления, если хотят подойти к тому, что есть в духовном мире, духовное свершение значительно ближе к нравственным движениям сердца, чем к представлениям. Жизнь представлений во сне не имеет решающего значения для того, что там происходит. Это духовное свершение внедряется сюда. Подобно тому, как человек в течение ночного сна живет в духовном мире, но его представление не проникает туда, чтобы характеризовать явления сна, так и интуиция находится в определенной связи с движениями сердца. Отсюда многие мистики, прежде чем прийти к каким-либо конкретным и четким представлениям о высоких мирах, были охвачены какими-то смутными, неопределенными переживаниями сердца в связи с духовным миром. И многие удовлетворялись этим. Но те, которые действительно всем сердцем погружались в высокие миры, единогласно описывали состояния блаженной самоотверженности, словом, сердечный настрой, который они испытали в непосредственном переживании духовного мира. Если бы мы захотели через интуицию, разыгравшуюся в сердце, продвинуться еще дальше, то нам не удалось бы пройти дальше в том же направлении: нам следует зайти уже с другой стороны — перестать сибаритствовать в общих нравственных движениях сердца и перейти к конкретным воззрениям, образовать имагинации, обратить наше внимание на имагинативный мир. Если мы сделаем это, то произойдет нечто такое, о чем мы можем сказать: теперь в нашей жизни наступила некоторая связь между еще не постигнутой, живущей преимущественно в чувстве интуицией и витающей еще в недействительном имагинацией, которая состоит только из образов. Эта связь дает нам возможность подняться, наконец, вверх, так что мы можем сказать: теперь мы подошли к существу, которое осуществляет духовное свершение. Это приближение к существу мы назовем инспирацией, так что здесь мы имеем нечто обратное тем процессам, которые мы имеем в связи с внешним миром.
--- Конец цитаты ---
--- Цитировать ---…
Более чем когда-либо чувствую я в конце этих лекций о пневматософии, как все это остается только в общих очертаниях, набросках и намеках, поэтому также и по отношению к пневматософии действительно то, что сказано по отношению к циклам лекций по Антропософии и Психософии: необходимо давать новые импульсы. Если вы последуете этим импульсам, то найдете богатый материал, чтобы затем суметь различным образом обрабатывать его. Необходимо только, чтобы вы привлекали многообразные вещи и наблюдали себя в мире. Дело, однако, обстоит таким образом, что духовная наука носит настолько всеобъемлющий характер, что, если бы мы захотели подходить к ней систематически и действовать так, как сегодня охотно поступают во многих других науках, мы не оказались бы там, где мы застаем себя сегодня после 10 лет работы секции, но были бы, пожалуй, в той точке, где мы стояли по истечении первого квартала. И позвольте мне именно в конце этого цикла сказать о том, что это рассчитано ведь на те души, которые действительно имеют серьезную волю к самостоятельной переработке того, что духовная наука дает лишь эскизно. Многое также всплывает из тех областей, на которые неоднократно указывалось, в результате этой самостоятельной работы. Каждый человек сможет найти точки соприкосновения с этой работой, если он действительно самостоятельно действует в душе. Наша общность будет становиться все лучше, если все больше и больше будет расти то чувство, что мы принимаем нечто, чтобы дать себе импульс, так что собственное внутреннее все более и более приходит к тому, чтобы переживать миры, которые должны открыться человечеству именно благодаря тому духовному течению, которое мы привыкли называть Антропософией.
115
--- Конец цитаты ---
Теперь появляется хоть какая-то основа для диалога...
А касаться придется инспирации, сферы Озириса.
Константин:
--- Цитировать --- ДВИЖЕНИЕ.... Исследование с позиции и методами духовной науки!
ПСИХОЛОГИЯ ДВИЖЕНИЯ! Исследование, опять же, с позиции духовной науки.
ЭВРИТМИЯ. Констатация наработанного материала в духовной науке.
И, далее:
ЭВРИТМИЯ и ПСИХОЛОГИЯ ДВИЖЕНИЯ.
--- Конец цитаты ---
Я считаю, что надо идти по такому пути, который нас и приведет к сфере озириса. Что такое движение? относительно человека, конечно же.
Галина:
Если НАДО ИДТИ, то это и стоит делать, верно?
Например, вот что:
--- Цитировать ---...Сегодня вечером, через полчаса после окончания беседы, здесь в этом зале будет небольшое эвритмическое представление.
Я прочитал у Рудольфа Штайнера, что дальнейшее развитие человечества возможно только через эвритмию, или только при помощи эвритмии.
Есть также противоположное высказывание, принадлежащее Гёте. А именно, Гёте сказал, что: «На дальнейшее развитие человечества можно рассчитывать только тогда, когда люди прекратят курить».
Я никогда не говорю пациентам, что курение – это нездорово. Но я рассказываю своим пациентам, что не все, но многие предыдущие мои пациенты – курильщики потеряли ногу или ноги. Тем не менее, очень интересно, какие изменения в человеке вызывает курение.
У обычного человека на 4 биения сердца приходится одно дыхательное движение. Что соответствует 72 пульсовым ударам в минуту, в среднем, конечно, и 18 дыхательным движениям в минуту. И если днем иногда у нас сердце бьется чаще, то ночью оно бьется реже и компенсирует дневную тахикардию.
Под действием никотина это соотношение смещается к такому, которое равно 7 к 1, то есть никотин ускоряет сердцебиение. Для кишки это очень хорошо. Если имеется кишечная непроходимость, её очень хорошо можно разрешить при помощи никотина. Если маленькому мальчику удается покурить дедушкину трубку, у него тот час же развивается понос.
Если никотин начинает действовать на легкие, это уже не так хорошо. Тогда сердце начинает биться слишком быстро и происходит искусственное старение органов. Мысли также начинают двигаться слишком быстро. Вторая мысль начинает наступать первой на пятки. Это мешает завершать свои мысли.
Это было все промежуточное замечание, и мы продолжим нашу тему. Это промежуточное замечание было связано с тем эвритмическим представлением, которое сегодня нам предстоит, поскольку во время эвритмического представления нельзя курить... Инго Юнге. Астрология. Сентябрьские встречи.
--- Конец цитаты ---
http://bdn-steiner.ru/modules.php?name=Astrology&go=page&pid=101
Галина:
--- Цитировать --- ...Если мы будем считать согласно пространственному расположению планет, начиная с Луны в созвездии Рака, тогда Близнецы это Меркурий, Телец это Венера, Овен – Солнце и сегодняшней эпохе Рыб должен был соответствовать Марс. Но Марс это речь.
И Рудольф Штайнер однажды допустил одно замечание, он сказал, что мы должны ухаживать за речью, и выяснил, что ухаживать за речью, или как бы культивировать речь можно, занимаясь эвритмией. И он сказал по этому поводу, что без эвритмии не может быть дальнейшего развития человечества. 39 30. Это сказано в медитативном антропологическом курсе.
И поэтому я особенно благодарен тому, что Марина дает возможность сопровождать эвритмией наши беседы. А в промежуток между курсами, когда эвритмия недоступна, нужно обязательно заниматься постановкой речи. Это все очень важно для будущего, это все очень серьезно для будущего, это все невозможно переоценить.
Весь тот ущерб, который возникает из-за преподавания в школе можно поправить и даже исцелить с помощью эвритмии.
Но что же мы делаем, если занимаемся эвритмией?
Мы делаем, собственно, то же, что Роза, когда занимается приготовлением медикаментов. У Розы есть лекарство для физического тела, для эфирного тела, для астрального тела и для Я. Для физического тела у нее есть прекрасные мази, кремы и масла. Для эфирного тела органопрепараты, для астрального тела растения, и для Я минеральные препараты.
Здесь в зодиаке каждому знаку зодиака соответствует свой согласный. Например, если у какого-то человека неблагоприятное положение планеты в знаке Льва, это можно исцелить или как-то уменьшить это неблагоприятное влияние с помощью согласных Т и Д.
Или, если речь идет о Скорпионе, то согласными С или З.
Или знаку Стрельца соответствуют согласные Г и К.
И в зависимости от того, какая же планета находится в этом неблагоприятном знаке, можно добавлять к согласному соответствующий гласный...
--- Конец цитаты ---
Инго Юнге. АСТРОЛОГИЯ, Ноябрьские встречи.http://bdn-steiner.ru/modules.php?name=Astrology&go=page&pid=102
Галина:
--- Цитата: Sergei от 14 Сен. 2013, 12:36:17 ---
--- Цитировать ---726. Во время сна наше астр. тело и Я получают опыт в духовном мире. При пробуждении они напечатлевают его только эф. телу и лишь, так сказать, надавливают им на физ. тело. Но если бы не произошло люциферического искушения, то, согласно водительству Ягве, этот опыт в равной мере пронизывал бы и эф. и физ. тела. Согласно своего рода таинственному пакту, заключенному между Люцифером и Ариманом, при пробуждении Люцифер передает Ариману то, что должно проникать в физ. тело.
"Возникает значительный феномен: во время сна Ариман переживает в нашем физ. теле переживания Люцифера. Другими словами, в этом заключается причина того, что мы сами не можем внести наши ночные переживания в наше духовное сознание, т. к. Люцифер передает их Ариману при пробуждении". Опыт, кото¬рый мы получаем в нашей бодрственной жизни с помощью органов чувств, — в нем сидит Ариман, поскольку мы при этом пользуемся физ. телом как инструментом. Во время сна этот опыт в нашем астр. теле и Я переживает Люцифер. Так Ариман отплачивает Люциферу.
"Каждую ночь Люцифер высасывает жизнь из науки и нам оставляет лишь абстрактные понятия, мертвые понятия, которые нам дает наука". Отсюда происходят и все идеи о границах познания. По вине Аримана ночной духовный опыт не доходит до конкретного в бодрственной жизни и, переживаемый одним эф. телом, остается верой. ... Вера — это застрявшее в эф. теле знание". Знание же, приобретаемое в течение дня, застревает ночью в астр. теле и выступает затем как лишенное веры знание. Веру у него отнял Люцифер. "Люцифер переживает в нашем Я ариманические переживания". Так мешают они нам обрести гармонию между верой и знанием. Чтобы эту гармонию установить, людям дана Христология, Духовная наука о Христе Иисусе, учение о Мистерии Голгофы и об Иисусе из Назарета. Это выражено также в той деревянной скульптуре.162 (4)
--- Конец цитаты ---
http://bdn-steiner.ru/a1/parset1.php?id_page=107260&level=-1
--- Конец цитаты ---
--- Цитата: Галина от 15 Сен. 2013, 06:26:00 ---Ну, наконец-то, антропософы проснулись!
А то как-то... неравновесно на форуме...
Да ТАК красиво! Именно - представитель человечества.
Из приведенных слов Рудольфа Штейнера, получается, в одном случае, СОН во СНЕ, в другом случае - забвение в бодрствовании. И, ежели нет ПОНИМАНИЯ и ОСОЗНАНИЯ, и именно АНТРОПОСОФСКОГО видения мира, то вот, имеем то, что имеем.
ПРЕДСТАВИТЕЛЬ ЧЕЛОВЕЧЕСТВА и как скульптурное произведение несет в себе импульс движения!
--- Цитата: Константин от 08 Июнь 2013, 09:03:09 ---Скульптурная группа - гениальнейшее произведение искусства....
...Здесь каждому человеку необходимо задуматься, как это произведение искусства действует на внутреннее состояние. Если начать повторять пластику, изображенную в скульптуре, в различных ее сочетаниях, однозначно почувствуешь различную душевную наполненность от тех жестов, которые делаешь. По этой скульптуре можно изучать жесты заболеваний.
Все что нам дано через Духовную науку, имеет внутреннюю подвижность. Видимое воплощение этой подвижности и является эвритмия...
--- Конец цитаты ---
Есть все основания предполагать, что ЭВРИТМИЯ, с любых точек зрения, не открыта миру! Иначе бы, ВСЕ АНТРОПОСОФЫ просто были бы гармоничны и бодрственны, имея ТАКОЙ вид искусства для занятий.
--- Конец цитаты ---
Очень важно, что бы и Константин просыпался; как зачинатель темы и ЭВРИТМИСТ, имеющий ЧТО СКАЗАТЬ.
Навигация
Перейти к полной версии