Антропософский форум > Антропософские инициативы

Эвритмия и психология движения

<< < (5/6) > >>

Галина:

Искусство современного художественного движения Эвритмия

http://bdn-steiner.ru/modules.php?name=Books&go=page&pid=6601
1.

Об эвритмии

Эвритмия — искусство особого гармоничного движения, название которого восходит к древнегреческому искусству танца.

В переводе с греческого языка eurythmia — стройность, благозвучие, равномерность ритма в музыке, танцах и речи. Ритм понимается как качество живого организма, необходимая составляющая жизни человека. Эвритмия появляется в 1912 в Европе (в Швейцарии, Германии). Это один из способов выражения музыкального и поэтического в движении и пространстве, основы которого были разработаны Рудольфом Штейнером, философом и мыслителем, положившим начало духовной науке “антропософия”. Отмечая пограничное положение эвритмического движения между пантомимой и танцем, Р. Штейнер указывал на дидактический, эстетический и гигиенический аспекты.

Говоря о дидактическом аспекте, он подчеркивает, что душа человека раскрывается в движениях в силу своей связанности с телом. Эстетический элемент выражает художественность движения. Терапевтическое воздействие эвритмии заключено в оздоровлении психосоматической организации человека: «Поскольку физическое тело приведено в соответствие с миром движения и здоровая подвижность обращена на дидактику, становится возможным оздоровляющее воздействие на физический организм и на душевную организацию человека».

Так в современной эвритмии определилось три направления:

Художественная (сценическая)

Педагогическая (для детей и взрослых)

Терапевтическая (гигиеническая и лечебная)


Русская эвритмия
Вы, вероятно, все знаете, что русский язык, как ни один другой язык в мире, обладает удивительной способностью играть с согласными. Почти каждый из них изменчив настолько, что может приобретать либо ярко выраженную мягкость, либо твёрдость. Лишь два согласных русского алфавита всегда мягкие (Ч, Щ) и три – всегда твёрдые (Ж, Ш, Ц).

Почему я так подробно на этом останавливаюсь? Дело в том, что во время получения эвритмического образования (1996 – 2000 годах) наряду с немецкой и английской нам давалась и русская эвритмия, в отличие от немецких или английских звуков, формирующихся симметрично обеими руками, тут нужно быть всегда начеку, дабы не ошибиться в выборе правого или левого пространства. В русской эвритмии мягкие согласные делались только левой рукой, а твёрдые – только правой. На первый взгляд здесь нет ничего сложного. Но на самом деле выполнить это необычайно трудно. На сцене порой можно видеть, как твёрдые звуки эвритмист вдруг делает не справа, а слева, и наоборот, или вообще по привычке делает их по-немецки. (Гласные я сегодня не затрагиваю. С ними всё-таки легче, поскольку здесь обе стороны тела достаточно равноправно участвуют в формообразовании звуков). " http://www.mirwomne.ru/deti-starsche-3/articles/razvitie/evritmiya/

Галина:



Галина:

2.

Эвритмия в педагогике
        Эвритмия была включена в программу вальдорфских школ, когда они появились в 1919 году, прежде всего как художественный элемент, как новое искусство, которое пришло из жизни и, следовательно, должно присутствовать и в школе. А также как противовес внешним движениям, которые присутствуют в гимнастике. С помощью внешних гимнастических упражнений учащийся вводится в пространство, а посредством эвритмии ему предоставляется возможность внешним образом выполнять соответствующие его природе движения так, как этого требует сам организм.

         Таким образом, сущностью эвритмии является внутреннее выражение себя во внешнем движении, а гимнастики – заполнение собой внешнего и связывание себя с внешним миром.Задача эвритмии в школе и в детском саду заключается в том, чтобы помочь нормальному развитию ребенка в соответствии с его жизненными и возрастными этапами.

          Эвритмия охватывает тело ребенка через одушевленное движение и, таким образом, включает духовное начало в гармоническое отношение с физическим. Р.Штейнер разработал специальные педагогические формы и упражнения, в том числе с медными палочками и медными или деревянными шариками и дал рекомендации, как эти упражнения определенным образом благотворно действуют на детей и молодых людей. Им были даны советы учителям о том, как должен быть оформлен эвритмический класс. В отличие от спортивного зала, где должны быть представлены мотивы, связанные с чувством равновесия и отношением движений человека к миру, эвритмический класс должен быть украшен живописными изображениями душевной динамики человека, выраженной художественно.

          В дальнейшем, в результате развития вальдорфских школ, педагогическая эвритмия разрабатывалась эвритмистами-педагогами, работающими в этих школах. И, хотя в этих разработках и в работах Р.Штейнера есть очень определенные указания по проведению урока и подбору художественного материала в зависимости от возраста детей и программы школы, все же, основную роль в построении урока эвритмии играет личность педагога, его творческая фантазия и интуиция, основанные на глубоко прочувствованном понимании сущности эвритмии, знании этапов развития ребенка и обостренном чувстве особенностей конкретных детей, стоящих перед ним.

Искусство эвритмии как путь взаимопонимания
           В практике современного педагогического исследования широко применяется метод наблюдения. Внимательно и сердечно наблюдая за детьми, педагог может действовать правильным образом, чтобы помочь в обучении и разработать индивидуальный подход в рамках личностно–ориентированного образования. Такая комплексная педагогическая задача требует ясного представления о каждом ребенке и его особенностях. В основе ее решения лежит создание верного и объективного образа ребенка, который создается педагогом на основе наблюдения.

Все в мире претерпевает метаморфозу. Медленно меняют структуру минералы. Рост растения можно пронаблюдать, терпеливо фиксируя изменения, которые особенно ярко проявляются весной. День ото дня происходит рост животных. Меняется и ребенок. Если внешние изменения в облике растущего ребенка поддаются наблюдению, то душевная жизнь со всем ее богатством и мимолетностью впечатлений более сложна и скрыта. Вместе с тем именно в этой области лежат основы успешности обучения. Здесь находится и сфера интересов ребенка, и волевые усилия, которые он совершает, чтобы достигнуть желаемого.

          От наблюдения внешнего облика (одежда, телосложение, лицо, цвет волос и глаз, кожа, пропорции кисти рук и т.д.) перейдем к наблюдению за движением ребенка. Мы учимся описывать характер движений и походки, особенности перемещения ребенка в пространстве класса и в жизни в целом. В каждом движении, в каждом жесте лежит ключ к пониманию существа ребенка.

http://www.mirwomne.ru/deti-starsche-3/articles/razvitie/evritmiya/

Галина:

3.

Искусство движения – эвритмия – оказывает помощь ребенку в самовыражении. Посредством искусства на основе художественного образа дети учатся проявлять собственную индивидуальность, понимают, что каждый человек неповторим. На помощь ребенку приходит язык эвритмии – это язык жестов, ритмов, которые живут в музыкальном и поэтическом произведении. Жест в эвритмическом движении имеет творческую основу, но одновременно выражает закономерности речи или музыки. Поясним это на примере слов «да» и «нет».

          Когда мы соглашаемся, душа как бы раскрывается навстречу человеку или событию. Когда мы произносим «нет», то душевно выстраиваем невидимую стену перед собой, защищаясь от нежелательного воздействия. Это невидимое душевное действие можно сделать зримым благодаря жесту рук – в «а» мы чувствуем себя слитно с миром и распахиваем руки как лучи, идущие от сердца; в «е» мы выстраиваем преграду перед собой, скрещивая руки между собой. Вы помните как играли в «догонялки» в детстве? Когда мы чувствовали, что нас вот-вот запятнают, мы останавливались, быстро скрещивали руки на груди и кричали радостно: «Я в домике!». И весь облик выражал: «Нет! Нельзя пятнать!». В эвритмии физическое движение всегда имеет душевную окраску. Поэтому оно всегда упражнение для души, она трудится, чтобы понять саму себя и душевное существо других людей.

          В жизни нужно оба состояния: открытости и закрытости, умение сказать «да» и «нет», душевное переживание гласных «А» и «Э». Необычайно важно для учителя осознавать, что выражает его собственный жест, с которым он предстает перед детьми на уроке.

          Другой важный способ понимания другого человека средствами художественного движения – это совместное движение в пространстве.

          Это могут быть импровизации под музыку или стихи, создание картин природы, например движение листьев на ветру осенью. Разный характер движения поможет ребенку осознать собственный темперамент, его сильные стороны. Для этого возможно создать в совместном движении картины таких явлений как огонь, воздух, вода, минералы.
          Для понимания друг друга посредством движения в пространстве в эвритмии существует язык пространственных форм, в основе которых лежат прямые линии и дуги. Так, для царства минералов более подойдут короткие прямые. Царство воды имеет волнообразные формы, непрекращающееся движение лемнискаты. Подвижный воздух выражается посредством множества петель. Огонь можно представить через движение полуволны, с изменением направления и разной динамикой движения.
         Кроме этого существует множество специальных пространственных форм для особых педагогических и художественных задач, для группового и индивидуального движения. Однако, в их основе лежат самые простые и одновременно загадочные явления – прямая и кривая линии. Что переживают дети в эвритмическом движении?
Свободу, радость движения, удовлетворение от совместного действия,
воодушевление и радость творчества,
счастье быть понятым и принятым другими.
Читайте также:
Включаем не только голову,но и руки
 
Автор Меличева М.В.

 http://www.mirwomne.ru/deti-starsche-3/articles/razvitie/evritmiya/

Галина:


СЦЕНИЧЕСКАЯ или ХУДОЖЕСТВЕННАЯ ЭВРИТМИЯ
 
« ... Видел я ЭВРИТМИСТКУ: танцовщицу звука;
Она выражает спирали сложенья миров;
Все они – мирозданья…
... Видал ЭВРИТМИЮ (такое искусство возникло);
В нем знание шифров природы;
Природа осела землею из ЗВУКА ... »

А.Белый «Глоссолалия»
 
 
Впервые попав на ЭВРИТМИЧЕСКОЕ представление, мы непременно отметим для себя, что движения ЭВРИТМИСТОВ явно отличаются от движений, например, в классическом балете, да и в танце вообще. Движения исполнителей необычны, они плавные и текучие, они как бы несомы неким потоком, парят…, зрелище, действительно, возносит наблюдающего в некую реальность, которую вот так просто не встретишь в нашей повседневной жизни.
 
Любое искусство приходит в культуру человечества, когда люди готовы принять новый импульс, когда возникает потребность найти новый язык выражения, некая духовная жажда томит и не дает покоя открытым творческим натурам, пока не рождается нечто еще не существующее.
        Как известно, на рубеже 19-20 веков в обществе и в мире искусства происходило много новаторских событий. Жизнь требовала изменений, новое прорывалось, искало форм своего воплощения. Можно проследить, как в истории развития танцевального искусства конца 19 века возникает целый ряд оригинальных школ и студий. В целом в танцевальном творчестве того времени ясно прочитываются потребность непосредственней передавать в движении музыкальные нюансы и свои переживания, стремление к независимости от традиционных балетных канонов, желание найти какие-то другие танцевальные средства, найти хореографию, отвечающую духовным поискам человека эпохи нового времени.
          ЭВРИТМИЯ в этом смысле вошла в подготовленное пространство и предложила свой путь развития искусства движения. Это самое юное искусство, первые основы для его становления были даны Рудольфом Штайнером в 1912 году. (R.Steiner «Die Entstehung und Entwickelung der Eurythmie»). Что же нового появилось в современной культуре с возникновением ЭВРИТМИИ?
 
          ЭВРИТМИЯ исходит из закономерностей образования речи и пения (или музыки). Это значит, что ЭВРИТМИЯ идет глубже в музыкальный или звучащий поэтический материал: в ней каждый звук речи, а так же каждый музыкальный тон или интервал имеют свой определенный образ и форму движения. Благодаря этому ЭВРИТМИЧЕСКОЕ движение стремится приблизиться к объективному, к тому, чтобы в чистоте своей отобразить в пространстве собственно звучащее произведение. ЭВРИТМИЯ дает возможность представить на сцене в движении непосредственно САМУ МУЗЫКУ или САМУ ПОЭТИЧЕСКУЮ РЕЧЬ. В этом ее новизна, ее существенное отличие от танца, в котором главную роль играет переживаемый танцовщиком художественный образ и наполняющая его субъективная эмоция. Поэтому ЭВРИТМИЮ называют ВИДИМЫМ ПЕНИЕМ или ВИДИМОЙ РЕЧЬЮ.
   
         В лекции от 26 августа 1923 года Доктор Штайнер говорит о происхождении ЭВРИТМИИ. В пра-времена языкам была свойственна подлинная художественность. Существовали такие языки, которые звучали подобно пению. Это сегодня мы используем язык по преимуществу для передачи информации, даже при общении со стихотворной речью для современного человека часто довольно большое значение имеет смысловая нагрузка. Но звук имеет собственную душевную наполненность и при достаточном внутреннем внимании и открытости само звучание вызывает в душе человека образы.
        Действительно, звуки «А», «У», «Л», «М»…т.д., - каждый звук исполнен своим содержанием, каждый - индивидуален, как живое существо. Ведические мантры, главные тексты древнейшей религии человечества - индуизма, основаны на силе звучащего слова, в них важен не смысл, но точное воспроизведение звуков.
«В начале было Слово, и Слово было у Бога, и Слово было Бог.
Оно было в начале у Бога.
Все через Него начало быть, и без Него ничего не начало быть,
что начало быть …»В христианской традиции СЛОВО – ЛОГОС – начало всех начал. СЛОВО творит мироздание. Ранние христианские мыслители подразумевали под ЛОГОСОМ закон общемирового развития или высшую силу, управляющую миром. Очевидно, что древним была ведома созидающая суть звука.
         Когда-то люди непосредственно воспринимали то, что сокрыто в слове, в речи. Причем в глубокой древности, на заре человечества, произносимые или пропеваемые звуки и слова сопровождались ЖЕСТАМИ, движениями рук и движениями ног. Одно сопровождало другое, и это было естественным этапом становления человеческой речи вообще. Культовой речи сопутствовал своего рода танец (храмовый танец). Мы можем сказать, что ЭВРИТМИЯ восходит к культуре храмового танца и в наше время являет собой его обновленную форму. Истоки искусства ЭВРИТМИИ - в тех древних пра-жестах, предвосхищавших появление речи. В ЭВРИТМИИ язык жестов обретает свою полноценную самостоятельную жизнь.
 
         Подумайте о том, что искусство поэзии расцветает и открывает нам свои духовные глубины только благодаря тому, что существует язык. Звук, ритм, рифма... Все это только средства, в отдельности - только проявленные для нашего слуха знаки, с помощью которых, где-то «между» или «через», проникает в душу человека необъятный и неосязаемый мир, несомый тем или иным поэтическим произведением. Подобное и в музыке. Нет музыки без нот, а различные комбинации из одинаковых тонов, пауз, интервалов... дарит чуткому слушателю несравнимое разнообразие состояний, душевных волнений и переживаний. Так или иначе ритмично организованные и оформленные во времени и пространстве звуки заключают в себе миры, живые откровения космической мудрости.
          В искусстве ЭВРИТМИИ напечатленные в речи и музыке творящие космические силы «расколдовываются», они раскрываются в образе движений и пластике всего человеческого существа. В речи и в музыке, в произносимых или пропеваемых звуках живет ЭВРИТМИЯ, она представляет собой ОБЪЕДИНЕННОЕ ИСКУССТВО, которое выражает пластические, музыкальные и речевые закономерности устройства организма человека.
 
          «Для того,... кто занимается ЭВРИТМИЕЙ,… необходимо точно так же проникать в существо ее, как, скажем, музыканту или художнику, или скульптору необходимо проникать в суть своего дела. В ЭВРИТМИИ, если мы хотим проникнуть в ее существо, мы имеем дело с проникновением в человеческое существо вообще. Поскольку нет иного искусства, которое в такой выдающейся степени, как ЭВРИТМИЯ, пользовалось бы тем, что заключено в самом человеке. Возьмите все искусства, искусства, которые имеют свои средства выражения, искусства, для которых необходимы какие-либо орудия, - у них нет средств, нет орудий, которые подступали бы к человеку столь близко, как ЭВРИТМИЯ…» (Рудольф Штайнер, цикл лекций «ЭВРИТМИЯ как видимая речь», первая лекция от 24 июня1924, стр.10).
 
          Когда исполняется музыка или стихотворное произведение и одновременно мы видим на сцене движущуюся фигуру ЭВРИТМИСТА (или нескольких ЭВРИТМИСТОВ), в поющих жестах рук его и в формах движения в пространстве мы можем по-новому воспринимать красоту музыки и слова. Цвет и струящиеся линии ЭВРИТМИЧЕСКОГО костюма помогают сопереживать тонкие оттенки настроения выразительного динамического звукового потока. Сценическое освещение дополняет общее впечатление. Все в этом действе согласно, созвучно, соответственно… Человек предстает в эвритмии живым звучащим инструментом во всем богатстве своего существа, раскрываются все возможные тенденции движения его организации, каждый физический жест возвышен, он глубоко пронизан душевным светом и теплом и мы ощущаем гармонию творческого слияния в движении тела, души и духа. Можно почувствовать, что само художественное ЭВРИТМИЧЕСКОЕ движение целительно по своему характеру, как для исполнителя, так и для зрителя...

http://terapevticum.msk.ru/index.php/2009-12-16-15-09-22.html

Навигация

[0] Главная страница сообщений

[#] Следующая страница

[*] Предыдущая страница

Перейти к полной версии