Автор Тема: Эвритмия и психология движения  (Прочитано 104800 раз)

0 Пользователей и 2 Гостей смотрят эту тему.

Оффлайн Константин

  • Новичок
  • Сообщений: 6
  • Karma: +0/-0
Цитировать
Человек представляет собой форму, происшедшую из движения. Эвритмия есть продолжение Божественного движения, Божественного образования формы человека. Через нее человек подходит ближе к Божественному, чем он это мог бы сделать без эвритмии.

Рудольф Штайнер
Эвритмия как видимая речь
15 лекций, прочитанных в Дорнахе в 1924 году
GA 279


Цитировать
Прежде всего эвритмисту необходимо жить в эвритмическом искусстве, в эвритмической работе своей личностью, своим человеческим существом, так, чтобы эвритмия сделалась выражением жизни. Этого нельзя достичь без проникновения в дух того, чем является эвритмия как видимая речь. Тому, кто лишь бросает взгляд на эвритмию, кто воспринимает ее только как художественное наслаждение, знать что-либо о существе эвритмии — как это и вообще должно быть при художественном наслаждении — не надо. Столь же мало надо это ему, сколь мала необходимость учиться музыкальной гармонии, контрапункту и т.п. желающему наслаждаться музыкой. Для того, чтобы понимать художественное, достаточно того понимания, которым обладает сформированный здоровым образом человек.

Оффлайн Sergei

  • Администратор
  • Сообщений: 2 108
  • Karma: +0/-0
Re: Эвритмия и психология движения
« Ответ #1 : 20 Апр. 2013, 10:32:29 »
Ирина 20.2.2010, 16:48 Как мы занимаемся эвритмией.
Цитировать
В октябре я поместила пост с приглашением на занятия эвритмией http://community.livejournal.com/waldorf_ru/35161.html Сейчас хочу поделиться впечатлениями от занятий.
Для меня, человека погрязшего в быту и детских вопросах, это оказалось глотком свежего воздуха. А если учесть, что я никогда не занималась ни танцами, ни музыкой, то это вообще как возвращение в юность, когда в теле чувствовалась радость. Опишу упражнения.
Нам читают стихотворение. Мы, идя по кругу, должны почувствовать ритм и выразить его шагами. Я реально что-то чувствую, где-то хочется сделать паузу или продлить шаг. И всем так хочется - вообще, когда видищь, что люди чувствуют то же и из них "выходит" похожее на твоё, это завораживает (вот где социальность). Эвритмист объясняет, что это стихотворный размер анапест, который "короткий-короткий-длинный". Затем мы берем в руки деревянные шарики. На короткие слоги перекладываем их из руки в руку у груди, на длинный - из руки в руку наверху через голову. Далее соединяем - шаги внутрь/из круга и перекладывание шариков, но на долгих слогах шарики уже передаём соседям по кругу. И так идёт усложнение и с ним увеличивается внутренняя концентрация, которая остаётся с тобой ещё долго после занятия.
Или с медными палками (длиной около метра). Делаем спираль у груди, заводим руки за спину к плечам, бросаем палку и ловим её снизу. Анастасия объясняет, что на это движение палки вниз наши эфирные силы поднимаются, в противовес, вверх. А уж как для осанки хорошо У Маши, которая ходит с прыскалкой, прочищается нос)
Или работа с гласными. У каждого звука свой жест, своё движение. "О", например, так и будет "о" ручками - как будто ты кого-то или что-то заключаешь в объятия, как в слове "любовь". Я теперь, когда чувствую, что ребёнок по мне соскучился, обнимая, "делаю" с ним "о" - мне это помогает развивать душевность, которой не хватает.

Нас пока немного. Присоединяйтесь. Школа "Путь зерна", ст.м.Беляево. Мы собираем по сто рублей за занятие. Чешки необязательно, я пока хожу в теплых носках. Да, занятия по вторникам, с 12-05.
Dauphine 17.4.2013, 20:32
Цитировать
По прошествии времени в душе всплыло, что евангельское описание свадьбы в Канне Галилейской это описание сошествия Жизне-Духа к Само-Духу. Где-то это говорится в антропософском наследии.

Также всплыло, что искусства рождаются из такого же действия других оболочек человеческого существа. В частности, музыка это продукт проецирования Я на астральное тела. Поэзия - проецирование Я на Само-Дух. Эвритмия, в свою очередь, это проецирование Само-Духа на Жизне-Дух.

Получается, эвритмия это ожившая аллегория евангельской свадьбы в Канне, где свершилось одно из чудес Христовых. Первое, из указываемых в Евангелиях чудес.
http://anthroposophy.tk/index.php?showtopic=437&pid=17167&st=0&#entry17167

Вот такой диалог, через годы, на соседнем форуме...

Оффлайн Константин

  • Новичок
  • Сообщений: 6
  • Karma: +0/-0
Re: Эвритмия и психология движения
« Ответ #2 : 22 Апр. 2013, 08:09:15 »
Спасибо sergej за цитаты это действительно интересно что чувствуют люди после занятий эвритмии.
Я хочу поднять заявленной мною темой вопрос : как и где находится эвритмия в ряду множества других направлений движения?
 Связывать эвритмию с психологией может показаться абсурдно, но я считаю что психология является как раз тем мостом который может связать обыденное мышление современного человека с духовными истинами которые даны нам через художественный образ эвритмии.


С другой стороны говоря о Само-Духе , кто из антропософов действительно познал, прочувствовал, что это такое?  В своей практике я сталкиваюсь с людьми, которые ищут духовность, но одновременно и боятся, относятся с опаской к не понятным словам, мне приходится находить нужный для них язык.
Я надеюсь, что люди начнут задавать вопросы, а мы сможем ответить на понятном языке.

Оффлайн Галина

  • Ветеран
  • Сообщений: 3 178
  • Karma: +0/-0
Re: Эвритмия и психология движения
« Ответ #3 : 22 Апр. 2013, 08:47:11 »
Константин!
С прибытием на форум!
Кое-что у нас на форуме обсуждалось, кончно. Но тема «ЭВРИТМИЯ» - сама по себе очень важна! И тот вопрос, который вы затрагиваете, необходим. На первом этапе.

Цитировать
Как и где находится эвритмия в ряду множества других направлений движения?

Да! Вот тут есть ВОЗМОЖНОЕ НАЧАЛО РАЗГОВОРА:


В статье А. Тыугу "Община христиан в Таллине ("http://predela.net/modules.php?name=Books&go=page&pid=2302) прочитал:

"...Теперь мы используем семь искусств в лечебно-терапевтических целях для гармонизации семичленного человеческого существа:
музыки для гармонизации связи между астральным телом и Я человека;
живописи, - соответственно, - для гармонизации связи между эфирным и астральным телами;
скульптуру или массаж, - соответственно, - для эфирно-физического;
архитектуру - для физического с внешним миром;
поэзию или искусство речи - для Манаса с Я человека;
эвритмию - для Манаса с Буддхи;
и алхимию (в рамках пресуществления причастия в службе: см. статью о причастии) - для Буддхи с Атманом.

Причем формы всех искусств всегда находим конкретно для каждого терапевтического случая отдельно..."

…….
…………

http://predela.net/forums/index.php/topic,512.0.html


Оффлайн Константин

  • Новичок
  • Сообщений: 6
  • Karma: +0/-0
Re: Эвритмия и психология движения
« Ответ #4 : 29 Апр. 2013, 08:48:22 »
Спасибо Галина за подходящую цитату. По сути эти семь искусств включены в Эвритмию.

Архитектура здесь представлена через физическое тело эвритмиста в котором переживаются все физические законы, пластицирование пространства посредствам одного или нескольких эвритмистов, цветовое решение костюма а так же свет на сцене, показывает глубокую связь с искусством живописи. Работая над музыкальным произведением или над поэтическим, эвритмист, по сути, в буквальном смысле слова входит всем своим существом в то или иное произведение. Стараясь не просто повторить написанное или подставить какой-то паттерн, а вжиться  и найти Душу, индивидуальный жест, исполняемого произведения.
 
Что касается седьмого искусства, в выше представленной цитате, сказано об алхимии  «в рамках пресуществления причастия в службе», но я бы  хотел говорить о социальном искусстве. ядро которого можно рассматривать и как алхимию со стороны Общины Христиан.

В эвритмии это седьмое искусство представлено как совместное действие, будь то группа на сцене, или класс в школе, или взаимодействие леч. эвритмиста с пациентом.

Психология изучает душевные проявления человека, и если мы наберем в поисковеке «психосоматика», то можно прочитать довольно внушительный список заболеваний. Все заболевания можно классифицировать на Телесные – душевные – и Духовные (здесь, для точности, мне необходима помощь антропософских врачей).

В Эвритмии, мы, работая телом, выражаем душевное,  и стремимся к духовному.
Из всего вышесказанного можно увидеть, что эвритмия включает в себя все семь искусств, работает над телом, душой и духом. Это значит, эвритмия может занять прочное место в области психологии.
 



Оффлайн Sergei

  • Администратор
  • Сообщений: 2 108
  • Karma: +0/-0
Re: Эвритмия и психология движения
« Ответ #5 : 30 Апр. 2013, 08:57:13 »
Подбросим дровишек в тему...
Цитировать
Прежде всего эвритмисту необходимо жить в эвритмическом искусстве, в эвритмической работе своей личностью, своим человеческим существом, так, чтобы эвритмия сделалась выражением жизни. Этого нельзя достичь без проникновения в дух того, чем является эвритмия как видимая речь. Тому, кто лишь бросает взгляд на эвритмию, кто воспринимает ее только как художественное наслаждение, знать что-либо о существе эвритмии — как это и вообще должно быть при художественном наслаждении — не надо. Столь же мало надо это ему, сколь мала необходимость учиться музыкальной гармонии, контрапункту и т.п. желающему наслаждаться музыкой. Для того, чтобы понимать художественное, достаточно того понимания, которым обладает сформированный здоровым образом человек.
Цитировать
Admin  23.9.2009
Несколько заметок о прошедших концертах.
http://anthroposophy.ru/index.php?go=News&in=view&id=125
с фотографиями:
Лекарство от эвритмии
http://www.kommersant.ru/doc/1241522
Москвичей познакомили с духовным искусством
http://www.newsru.com/religy/21sep2009/eurhythmie.html
и только слова:
Танцовщица и хореограф Кристина Шмидт: "Эвритмия - польза для души и тела"
http://izvestia.ru/news/353295
Как спеть руками

Михаил  24.9.2009
Цитировать
Цитата(Admin @ 23.9.2009, 13:50)
...
Лекарство от эвритмии
...

Экая, право, журналисточка безчувственная...

sunflower
Я конечно рассуждаю с позиции дилетанта и просто зрителя, но я был на многих выступлениях здесь в моем городке (тут изучается эвритмия) и что отличало эти выступления - это была часто неклассическая эвритмия (в моем представлении и по мнению других). Только иногда, когда сюда приезжали эвритмисты из других школ, можно было наблюдать что-то чисто классическое и это действительно могло выглядеть несколько наивно и скучно, даже если не иметь предубеждений и раздражения как у той журналистки. Я думаю если бы она побывала на одном из выступлений у нас и не у тех кто приехал из Штутгарта или Гетеанума, она бы написала совсем другую статью. Тут в Аланусе эвритмия это нечто зрелищное, театральное, и даже такому последнему дилетанту как мне не было практически никогда скучно на этих выступлениях. Как примеры:
http://www.youtube.com/user/Linusik84#play...s/4/cjBQuF6A3BI (2 и 3 год обучения в прошлом году)
http://www.youtube.com/user/Linusik84#play...s/0/pJ2Au7IB1Bs (дипломный проект моего любимого уже выпустившегося 4 года, лучше смотреть с 2:30)

Михаил
Вообще-то это было замечательное представление. Мне очень понравилось.
Но... Учитывая что как минимум пол-зала не имело понятие о том, что такое эвритмия, а мой взгляд было бы уместно предварить выступления некими объяснениями. С демонстрацией базовых элементов.
А так - охотно верю - что человек "с улицы" воспримет это действо как странный балет.

sunflower
Мне кажется, искусство должно делать себя понятным в первую очередь через само себя. Нужно ли понимать технику, в которой рисует художник, чтобы нам нравились его картины? Нужно ли знать ноты, чтобы нам нравилась музыка? Почему я должен знать базовые элементы эвритмии, чтобы меня не начинало "клонить в сон" во время выступления?

Gior
Цитировать
Цитата(sunflower @ 24.9.2009, 15:08)
Почему я должен знать базовые элементы эвритмии, чтобы меня не начинало "клонить в сон" во время выступления?

 
На классическом балете, тоже храпят нередко!   
А вообще-то искусство требует немалой подготовки для понимания. Дайте послушать Баха любителю Киркорова...

Михаил
Наоборот - тож неплохой результат! 

sunflower
И все же некий уровень понимания в искусстве должен быть достижим также и через непосредственное дилетантское сопереживание. Я не говорю с совсем пустой головой, но и голова, набитая каким-то специальными знаниями, тут необязательна, а может быть и не всегда нужна (это как однажды на одном выступлении, как мне рассказывали, одна эвритмистка не по канонам эвритмии опустилась совсем на пол и какая-то дама в зрительном зале выкрикнула тут же на весь зал "Das darf doch nicht sein!").

Михаил
Все правильно.
Но эвритмия - искусство будущего. Если б в зале сидели видящие и слышащие - коленкор был бы саааавсем другим 
А насчет объяснений позвольте ответить вопросом: как Вы думаете зачем столько книг по искусству?

Ира
Концерт надо сказать мне понравился. Все действо в целом с музыкой, движением и цветом-освещением.
Порадовало то, что зал был почти полный.
Антропософы повылезали из своих "нор" и вышли во "внешний мир", как они говорят.
Приехали эвритмисты из других городов, чтобы посмотреть представление.
Первые два эпизода мне действительно напоминали балет. И только с третьего эпизода я увидела эвритмию. Втрое отделение было более современным, но мне чего-то не хватало в нем.

sunflower
Я не спорю, что искусство требует многого, в том числе профессионализма и осмысления. Но какая-то изначальная закрытость и эзотеричность тоже здесь ни к чему. Вот если бы Гете только писал что-то такое никому не понятное, но страшно значительное и правильное, мы бы говорили: а вот Гете сказал... А все бы спрашивали: а кто такой Гете? А мы бы упрекали их, что они не читают книжек по искусству.

ИМХО, эвритмия может быть значительно более приземленной, и от того ничуть не менее возвышенной, и от того даже более актуальной. Вот собственно моя мысль.

Михаил 25.9.2009,
Цитировать
Цитата(sunflower @ 24.9.2009, 18:07)
Но какая-то изначальная закрытость и эзотеричность тоже здесь ни к чему.

К моей большой радости эзотерику из эвритмии не выкинуть!   
А те кто попытались это предпринять утратили саму эвритмию. Что печально. Но поучительно.

Цитировать
Цитата
Вот если бы Гете только писал что-то такое никому не понятное, но страшно значительное и правильное, мы бы говорили: а вот Гете сказал... А все бы спрашивали: а кто такой Гете? А мы бы упрекали их, что они не читают книжек по искусству.

ИМХО, эвритмия может быть значительно более приземленной, и от того ничуть не менее возвышенной, и от того даже более актуальной. Вот собственно моя мысль.

Честно говоря я не вполне понимаю ход Вашей мысли. Что такое актуальная приземленная эвритмия?

sunflower
Я вроде оставил тут две ссылки на выступления, которые мне кажутся интересными и понятными с самой обычной точки зрения.

Михаил
Одну ссылочку просмотрел. Вторая почему-то не открывается...
Боюсь, я так и не разобрался.
Не могли бы Вы в понятиях пояснить свою мысль?

sunflower
Нет, вот того что Вы просите, пока не могу. я делюсь общими неинсайдерскими впечатлениями. Еще достаточно часто слышал, что детям в вальдорфских школах неинтересна или не нравится эвритмия и я это очень хорошо могу понять. А еще я слышал историю, как какая-то учительница решила сделать эвритмию в школе под R'n'B. Ну вот как-то тоже не по канонам, зато смело и интересно. Мне нравится то, что делается здесь в Аланусе в плане эвритмии, хотя я знаю эвритмисток, которые перешли в другие школы, потому что тут уровень преподавания эвритмии не дал им желаемой глубины. Jedem das Seine.

Dauphine 9.10.2011
Где можно увидеть на видео исполнение базовых элементов эвритмии?
http://anthroposophy.tk/index.php?showtopic=396
Вот такая вот психология

Оффлайн Галина

  • Ветеран
  • Сообщений: 3 178
  • Karma: +0/-0
Re: Эвритмия и психология движения
« Ответ #6 : 01 Май 2013, 04:54:39 »
Sergei.

Я тоже могу выразить свою мысль так:
Цитировать
Михаил 25.9.2009,
Честно говоря я не вполне понимаю ход Вашей мысли...

Т.К. резюме на свою подборку восприятия эвритмии тем и другим, вы предоставили в начале. Резюме можно было ограничиться?

Подбросим дровишек в тему...
Цитировать
Прежде всего эвритмисту необходимо жить в эвритмическом искусстве, в эвритмической работе своей личностью, своим человеческим существом, так, чтобы эвритмия сделалась выражением жизни. Этого нельзя достичь без проникновения в дух того, чем является эвритмия как видимая речь. Тому, кто лишь бросает взгляд на эвритмию, кто воспринимает ее только как художественное наслаждение, знать что-либо о существе эвритмии — как это и вообще должно быть при художественном наслаждении — не надо. Столь же мало надо это ему, сколь мала необходимость учиться музыкальной гармонии, контрапункту и т.п. желающему наслаждаться музыкой. Для того, чтобы понимать художественное, достаточно того понимания, которым обладает сформированный здоровым образом человек.


Собственно, возможно, Вы объясните, КАК вписывается предшествующий диалог 4-х годичной давности с тем направлением, которое нам дает Константин?


Спасибо sergej за цитаты это действительно интересно что чувствуют люди после занятий эвритмии.
Я хочу поднять заявленной мною темой вопрос : как и где находится эвритмия в ряду множества других направлений движения?
 Связывать эвритмию с психологией может показаться абсурдно, но я считаю что психология является как раз тем мостом который может связать обыденное мышление современного человека с духовными истинами которые даны нам через художественный образ эвритмии.


С другой стороны говоря о Само-Духе , кто из антропософов действительно познал, прочувствовал, что это такое?  В своей практике я сталкиваюсь с людьми, которые ищут духовность, но одновременно и боятся, относятся с опаской к не понятным словам, мне приходится находить нужный для них язык.
Я надеюсь, что люди начнут задавать вопросы, а мы сможем ответить на понятном языке.

 ???


Впрчем!
Вот он, ВСЕЛЕНСКИЙ ЮМОР!

Получается, ПО ТЕКСТУ, что Константин БЛАГОДАРИТ Вас на 8 дней раньше, чем вы выставили подборку!

Оффлайн Галина

  • Ветеран
  • Сообщений: 3 178
  • Karma: +0/-0
Re: Эвритмия и психология движения
« Ответ #7 : 01 Май 2013, 05:53:17 »
А вот это имеет место БЫТЬ - это авторы ПРЕДСТАВЛЕНИЯ ЭВРИТМИЧЕСКОГО, о котором говорят...

У Sergei:
"Танцовщица и хореограф Карина Шмидт: "Эвритмия - польза для души и тела"
http://izvestia.ru/news/353295
Как спеть руками
"


Цитировать
С Кариной Шмидт - руководителем ансамбля Эльзе Клинк - встретилась корреспондент "Известий".

вопрос: Кристина, почему вы решили заняться именно эвритмией?
ответ: Мне было 15 лет, когда я впервые увидела выступление ансамбля Эльзе Клинк. Движения танцовщиков казались легкими и красивыми, словно они были ангелами. После трех дней занятий я поняла, что хочу заниматься эвритмией всю жизнь. И это оказалось правильным решением. Вот уже 45 лет я выхожу на сцену.

в: Что для вас эвритмия?
о: Мое существо. Эвритмия - танец, который выражает музыку. Тело как будто становится инструментом. Конечно, музыка состоит из большого количества компонентов: ритм, мелодия, темп, характер. Выразить все одновременно невозможно, мы выделяем какую-то одну линию. Звуки инструментов симфонического оркестра продолжаются в движениях танцовщиков на сцене. Неповторимый колорит спектакля создает художник по свету.

в: Ваш ансамбль - один из старейших в Европе.
о: Да, если рассказывать о нашей жизни в подробностях, получится длинная история. В 1924 году Рудольф и Мария Штайнер основали в Штутгарте Эвритмеум - школу по развитию искусства эвритмии. С 1935 года школой руководила Эльзе Клинк. Наш ансамбль носит ее имя. "Симфония-Эвритмия" - совместный проект со "Швейцарской труппой Гётеанума". Первый концерт состоялся в 2004 году. Эвритмия очень популярна в Европе. Помимо профессиональных ансамблей очень много любителей. Пожалуй, это отличный способ провести время с пользой для души и тела.

в: Какую музыку вы выбираете для своих спектаклей?
о: Мы работаем с музыкой разных эпох. Моцарт и Бетховен, Брукнер, Дворжак, Шостакович и Шнитке, Губайдулина... Уже несколько лет выступаем с оркестром "Гнесинские виртуозы" под управлением Михаила Хохлова.

в: Какие из ваших постановок знает каждый европеец?
о: Самая известная - "Пер Гюнт" на музыку Эдварда Грига по пьесе Генрика Ибсена. В ней принимали участие не только танцовщики, но и профессиональные актеры. Всего было около ста человек, включая оркестрантов.

в: Каждый ли может заняться эвритмией?
о: Безусловно. Эвритмия предназначена для всех возрастов. В нашей труппе старшему танцору шестьдесят лет. Так что занимайтесь и получайте удовольствие.

Оффлайн Константин

  • Новичок
  • Сообщений: 6
  • Karma: +0/-0
Re: Эвритмия и психология движения
« Ответ #8 : 15 Май 2013, 17:24:03 »
С сентября 2011 руководитель ансамбля Маргарэт Сольштад( Margrethe Solstad) www.goetheanum-buehne.ch

Цитировать
sunflower
Мне кажется, искусство должно делать себя понятным в первую очередь через само себя. Нужно ли понимать технику, в которой рисует художник, чтобы нам нравились его картины? Нужно ли знать ноты, чтобы нам нравилась музыка?

Я полностью согласен с этой мыслью. Что касается творческого направления в целом и в эвритмии в частности, по моему мнению, должно развиваться само посредствам личностей участвующих в этом процессе.  Самое лучшее что могут сделать русские антропософы для эвритмии, так это самим заниматься и посещать концерты.
Но с лечебной эвритмией обстоит дело посложней. Поэтому у меня вопрос :  На сколько правомерно и необходимо переходить на язык классической психологии, чтоб донести то что несет в себе лечебная эвритмия ?  Кто из лечебных эвритмистов- психологов, а таковые уже есть в России, я в том числе, уже имеет в этом опыт?

Оффлайн Sergei

  • Администратор
  • Сообщений: 2 108
  • Karma: +0/-0
Re: Эвритмия и психология движения
« Ответ #9 : 16 Май 2013, 04:13:24 »
Наблюдая, как нехотя двигается диалог, избегая психологии как таковой, и зная опыт зависания подобных тем на других ресурсах -
http://predela.net/forums/index.php?topic=905.msg10522#msg10522
http://predela.net/forums/index.php?topic=905.msg10548#msg10548,
рискну предложить два потока обсуждения, поднять планку на должный духовный уровень, а именно – имагинативный и инспиративный, такой опыт уже есть на данном форуме.
http://predela.net/forums/index.php/topic,442.msg3824.html#msg3824
http://predela.net/forums/index.php/topic,442.msg6850.html#msg6850.
И время располагает - (праздник Троицы) и есть такое звучание -
Dauphine 17.4.2013, 20:32
Цитировать
По прошествии времени в душе всплыло, что евангельское описание свадьбы в Канне Галилейской это описание сошествия Жизне-Духа к Само-Духу. Где-то это говорится в антропософском наследии.

Также всплыло, что искусства рождаются из такого же действия других оболочек человеческого существа. В частности, музыка это продукт проецирования Я на астральное тела. Поэзия - проецирование Я на Само-Дух. Эвритмия, в свою очередь, это проецирование Само-Духа на Жизне-Дух.

Получается, эвритмия это ожившая аллегория евангельской свадьбы в Канне, где свершилось одно из чудес Христовых. Первое, из указываемых в Евангелиях чудес.
http://anthroposophy.tk/index.php?showtopic=437&pid=17167&st=0&#entry17167

Готовы ли, Константин, и что  думаете по поводу скульптурной группы?

Оффлайн Галина

  • Ветеран
  • Сообщений: 3 178
  • Karma: +0/-0

Оффлайн Константин

  • Новичок
  • Сообщений: 6
  • Karma: +0/-0
Re: Эвритмия и психология движения
« Ответ #11 : 08 Июнь 2013, 09:03:09 »
Скульптурная группа - гениальнейшее произведение искусства. Спасибо Галине за отличное фото, на нем видно немного пропорции, по сравнению с людьми.
   Мне посчастливилось видеть ее воочию. Здесь каждому человеку необходимо задуматься, как это произведение искусство действует на мое внутреннее состояние. Если начать повторять пластику, изображенную в скульптуре, в различных ее сочетаниях, однозначно почувствуешь различную душевную наполненность от тех жестов, которые делаешь. По этой скульптуре можно изучать жесты заболеваний .
   Все что нам дано через Духовную науку, имеет внутреннюю подвижность. Видимое воплощение этой подвижности и является эвритмия. Я хотел бы чтоб мы оставались в потоке предложенной мною теме. Я буду Вам Sergej очень признателен если Вы мне поможете говорить по теме психологии с точки зрения духовной науки.

 

Оффлайн Sergei

  • Администратор
  • Сообщений: 2 108
  • Karma: +0/-0
Re: Эвритмия и психология движения
« Ответ #12 : 08 Июнь 2013, 15:50:42 »
Я буду Вам Sergej очень признателен если Вы мне поможете говорить по теме психологии с точки зрения духовной науки.

Для начала определимся. Психология – Психея-Логос
Цитировать
Психея  (Греч.) Животная, земная Душа; низший Манас. Источник: Теософский словарь  (духовная сфера личности) psyche
Цитировать
Психея ( "душа", "бабочка"), в греческой мифологии олицетворение души, дыхания. Древние греки представляли себе души умерших в виде бабочки или летящей птицы. Души умерших в царстве Аида изображаются летящими, они представляются вылетающими из крови жертв, порхающими в виде теней и фантомов. Души умерших вьются вихрем призраков вокруг Гекаты, призрак Ахилла при осаде Трои появляется в сопровождении вихря.
Мифы о царевне Психее рассказывают о стремлении человеческой души слиться с любовью. За неописуемую красоту люди почитали Психею больше, чем Афродиту. Апулей в "Метаморфозах" пересказывает миф о романтической любви Амура и Психеи; странствиях человеческой души, жаждущей встретиться со своей любовью.
По одной из версий, ревнивая богиня послала своего сына, божество любви Эрота (Амура), возбудить в девушке страсть к самому уродливому из людей, однако, увидев красавицу, юноша потерял голову и забыл о наказе матери. Став супругом Психеи, он не разрешал ей глядеть на него. Она же, сгорая от любопытства, ночью зажгла светильник и посмотрела на мужа, не заметив горячей капли масла, упавшей на его кожу, и супруг исчез. В конце концов по воле Зевса любяшие соединились.
http://godsbay.ru/antique/psyche.html


Цитировать
687. "Психология, народоведение и история суть главнейшие формы гуманитарных наук. Их методы... основаны на непосредственном постижении действительности мира идей. Их предмет есть идея, духовное, подобно тому как предметом наук о неорганической природе служит закон природы, а наук об органической природе — тип".
     "Первая наука, в которой дух имеет дело с самим собой, есть психология. Дух стоит здесь, наблюдая себя, перед самим собой.
     Фихте приписывал человеку существование лишь постольку, поскольку он сам придает его себе. Другими словами: человеческая личность обладает лишь теми признаками, свойствами, способностями и т.п., которые она, проникая в свое существо, сама вменяет себе. Человеческую способность, о которой человек ничего бы не знал, он не признал бы своей, а отнес бы ее к кому-нибудь другому. Мнение Фихте о том, что на этой истине возможно основать все науки о Вселенной, было заблуждением. Но эта идея должна стать высшим принципом психологии. Она определяет ее метод. Если дух обладает каким-либо свойством лишь постольку, поскольку он его сам придает себе, то метод психологии есть углубление духа в свою собственную деятельность. Таким образом, методом здесь является самопостижение.
     Само собой разумеется, что мы этим не хотим принизить психологию до науки о случайных свойствах какого-нибудь человеческого индивидуума. Мы отделяем индивидуальный дух от его случайных ограничений и от его побочных признаков, и стремимся подняться к наблюдению человеческого индивидуума вообще. Дело не в том, чтобы мы рассматривали совсем случайную единичную индивидуальность, а в том, чтобы мы получили ясное представление об определяющем самого себя индивидууме вообще. Если нам скажут, что мы и здесь имеем дело не с чем иным, как с типом человечества, то это будет смешением типа с обобщенным понятием. Для типа существенно то, что он, как всеобщее, противостоит своим единичным формам. Иное дело — понятие человеческого индивидуума. Здесь всеобщее непосредственно действует в единичном существе; только деятельность эта проявляется различно, смотря на какие предметы она направлена. Тип изживает себя в единичных формах и в них вступает во взаимодействие с внешним миром. Человеческий же духимеет только одну форму. Но те или иные предметы затрагивают его чувствования или некий идеал воодушевляет его к поступкам и т.д. Мы всегда имеем дело не с отдельной формой человеческого духа, а со всем цельным человеком. Его необходимо выделить из его окружения, если мы хотим постичь его. Чтобы достигнуть типа, необходимо от отдельной формы подняться к праформе; а чтобы достигнуть духа, необходимо отвлечься от внешних проявлений, посредством которых он дает о себе знать, от частных, совершаемых им деяний, и рассматривать его в себе и для себя. Надо подслушать, как он действует вообще, а не то, как он поступил в том или ином положении. В типе необходимо высвободить посредством сравнения всеобщую форму из единичных, в психологии же необходимо лишь высвободить единичную форму из ее окружения. Здесь дело обстоит не так, как в организме, где мы в отдельном существе узнаем норму всеобщего, праформу, но здесь мы воспринимаем отдельное существо как саму праформу. Человеческое духовное существо — это не некая форма его идей, но оно само есть эта форма. Если Якоби полагает, что мы одновременно с восприятием нашего внутреннего мира убеждаемся в том, что в основе его лежит целостное существо (интуитивное самопостижение), то мысль эта неудачна, ибо ведь само это целостное существо и является предметом нашего восприятия. Что в других случаях — интуиция, здесь — самонаблюдение. В отношении высшей формы бытия это действительно не может быть иначе. Что дух может вычитать из явлений — есть наивысшая форма содержания, какую он вообще может добыть. Когда он затем размышляет над самим собой, то он должен познать себя как непосредственную манифестацию этой наивысшей формы, как ее носителя. Что дух находит в многообразной деятельности как единство — это в своей отдельности он должен найти как непосредственное бытие. Что он частности противопоставляет как всеобщее — это он должен признать за своим индивидуумом как саму его сущность.
     Из всего этого мы видим, что истинная психология может быть обретена лишь тогда, когда предметом исследования станут особенные свойства духа как деятеля. В наше время этот метод хотят заменить другим, где предметом психологии становится не сам дух, а явления, в которых он изживает себя. Психологи считают возможным приводить во внешнюю связь отдельные проявления духа таким же образом, как это делается с фактами неорганической природы. Так они хотят обосновать "учение о душе без души". Наше рассмотрение показывает, что при таком методе упускают из виду именно самое существенное. Надо выделить дух из его проявлений и заняться им самим как производителем их. А вместо этого ограничиваются проявлениями и забывают о духе. Здесь опять увлекаются той ложной точкой зрения, которая пытается применить методы механики, физики и т.д. ко всем наукам вообще.
     Единая душа дана нам в опыте так же, как и отдельные ее действия. Каждый сознает, что его мышление, чувствование и воление исходят из его "я". Всякая деятельность нашей личности связана с этим центром нашего существа. Если при каком-нибудь поступке мы оставим в стороне эту связь с личностью, то этот поступок вообще перестанет быть душевным явлением. Он подпадает под понятие неорганической или органической природы. Если на столе лежат два шара и я ударяю их один о другой, то все объясняется — если оставить в стороне мое намерение и желание—физическими или физиологическими процессами. При всех манифестациях духа — мышлении, чувствовании, волении — все дело заключается в том, чтобы познать их в сущности как проявления личности. На этом основывается психология".
     "Все деяния человека исходят не только из его собственной силы, но также из полноты силы его народа. В своем призвании он выполняет и часть призвания своего народного сообщества. Его место среди народа — и в этом все дело — должно быть таким, чтобы он полностью мог проявить мощь своей индивидуальности. Это возможно только тогда, когда народный организм таков, что отдельный человек может найти в нем место, где приложить свой рычаг. Это не должно быть предоставлено случайности — найдет ли он это место, или нет.
     Исследование образа жизни индивидуальности среди народной общины есть дело народоведения и науки о государстве. Народная индивидуальность есть предмет этой науки. Ее задача — показать, какую форму должен принять государственный организм, чтобы в нем могла выразиться народная индивидуальность. Конституция, которую берет себе народ, должна быть развита из его самой внутренней сущности. И в этом отношении существует немало заблуждений. Науку о государстве не считают опытной наукой, полагая возможным конституционное устройство всех народов осуществлять по одному определенному шаблону*.
     Но конституция всякого рода есть не что иное, как его индивидуальный характер, введенный в строго определенные формы законов. Кто хочет наметить направление, которое должна принять какая-нибудь деятельность народа, тот не должен навязывать ничего извне; он должен просто высказать то, что бессознательно лежит уже в характере народа. "Правит не рассудительный, а рассудок, не разумный, а разум", — говорит Гете.
     Понять индивидуальность народа как разумное существо — в этом состоит метод народоведения. Человек принадлежит к некоему целому, природа которого есть разумная организация. Здесь мы опять можем привести знаменательные слова Гете: "Разумный мир надо рассматривать как великий бессмертный индивидуум, который безостановочно создает необходимое и благодаря этому становится даже господином над случайным". Как психология должна исследовать сущность отдельного индивидуума, так народоведение (психология народов) предметом своих изысканий должна сделать упомянутый "бессмертный индивидуум". 2 (18)
http://bdn-steiner.ru/a1/parset1.php?id_page=12448&level=1370
Можно пригласить для диалога и Психею. Но все равно придем к - Надо выделить дух из его проявлений и заняться им самим как производителем их.
"От брака Психеи с Эротом родилась Волупия, богиня, олицетворяющая наслаждение." - пока в теме слышится голос Волупии...

Оффлайн Галина

  • Ветеран
  • Сообщений: 3 178
  • Karma: +0/-0
Re: Эвритмия и психология движения
« Ответ #13 : 09 Июнь 2013, 04:57:39 »
Так поставлен вопрос?

А если еще немного из этой же работы Рудольфа Штейнера «Очерк теории познания, отвечающей гётевскому мировоззрению. С опорой на Шиллера». (Перевод Маханькова)

Цитировать
...Не следует упускать из виду, что речь здесь никогда не может идти о том, чтобы искусственно создать духовную потребность, но лишь о том, чтобы отыскать потребность уже существующую и ее удовлетворить.

           Задача науки – не в постановке вопросов, но во внимательном наблюдении за ними, если они уже поставлены самой природой человека и соответствующей культурной эпохой, и в том, чтобы на них отвечать...


.....
   Все что нам дано через Духовную науку, имеет внутреннюю подвижность. Видимое воплощение этой подвижности и является эвритмия.

             Я хотел бы чтоб мы оставались в потоке предложенной мною темы. Я буду Вам Sergej очень признателен если Вы мне поможете говорить по теме психологии с точки зрения духовной науки.


         Итак - два положения:
1. Есть ПОТРЕБНОСТЬ! При имеющемся опыте наблюдения и предложенном пути Рудольфом Штейнером - создается поле для ответа.
2. Тема, о которой ведется речь "ЭВРИТМИЯ И ПСИХОЛОГИЯ ДВИЖЕНИЯ".

Sergei опираясь на данные интернета, как информационного поля, вводит миф о Психее. И, тут же, из ЭНЦИКЛОПЕДИИ ДУХОВНОЙ НАКИ, ПРИГЛАШАЕТ НАС ВОСПОЛЬЗОВАТЬСЯ методом ПОСТИЖЕНИЯ МИРА описанном и апробированном Рудольфом Штейнером.

          В данном случае, "ЭВРИТМИЯ и ПСИХОЛОГИЯ ДВИЖЕНИЯ" - вот наш вопрос!

Даже если привлечь опыт игротехники, то можно оттолкнуться от берега и плыть по руслу таким, например,  образом.

        ДВИЖЕНИЕ.... Исследование с позиции и методами духовной науки!

ПСИХОЛОГИЯ ДВИЖЕНИЯ!    Исследование, опять же, с позиции духовной науки.

ЭВРИТМИЯ. Констатация наработанного материала в духовной науке.

           И, далее:

ЭВРИТМИЯ и ПСИХОЛОГИЯ ДВИЖЕНИЯ.

(Если мы сейчас углубимся в чарующие волны Психеи... будет интересно, так. НО - и где ТОТ вопрос, который является ТУТ ведущим?)


Оффлайн Галина

  • Ветеран
  • Сообщений: 3 178
  • Karma: +0/-0
Re: Эвритмия и психология движения
« Ответ #14 : 10 Июнь 2013, 08:00:09 »
Предисловие к циклу "Эвритмия как видимая речь"

Цитировать
Человек представляет собой форму, происшедшую из движения.
Эвритмия есть продолжение Божественного движения,
Божественного образования формы человека.
Через нее человек подходит ближе к Божественному, чем он это мог бы сделать без эвритмии.
Рудольф Штайнер Эвритмия как видимая речь
15 лекций, прочитанных в Дорнахе в 1924 году GA 279
Цитировать
Было особенно тяжелой задачей объединить эти лекции, которые возникли в условиях живого взаимодействия лектора и представляющих. Они читались без намерения дать энциклопедический обзор всей области эвритмии в момент, когда явилась необходимость обозреть все, что было совершено в течение ряда лет работы и внесено в мир различными преподавательницами. Все это подлежало испытанию и корректированию, и "должна быть дана сумма основных направлений, вытекающих всецело из существа эвритмии". Рудольф Штайнер в последней лекции этого цикла говорит, что ему хотелось придать лекциям, главным образом, такую форму, которая показала бы, как эвритмическая техника должна вырабатываться в любви к эвритмии, как все должно исходить из любви. Его слова исходили из любви и изливались, неся помощь произведенной работе, которая сама требовала детального контроля. До сих пор еще не было никаких стенографических записей тех отдельных наставлений, при помощи которых Р. Штайнер внес это искусство в жизнь. В 1912 году он 9 часов занимался с одной семнадцатилетней девушкой, которой было необходимо своей работой помогать своим младшим сестрам после смерти отца.  Она захотела посвятить себя какому-нибудь искусству, связанному с движением, которое не исходило бы из материалистических импульсов современности. Этот факт явился импульсом к принесению того дара, из которого возникла эвритмия. Мне предложили принять участие в этих уроках. Они содержали основные элементы звукообразования и некоторые упражнения, которые включены в педагогическую часть эвритмического образования: основные положения стояния, хождения, бега, некоторые особенности того,  как себя держать и занимать место, очень много упражнений с палкой, выдерживание такта и ритма.
(Искусства эвритмии, начавшееся у нас с 1912 года также очень близко соприкасается с современной сценой, настолько, что в будущем оно совершенно сольется со сценой. Из самого способа эвристических постановок ясно, что игра актера будет неотделима от эвритмии. Когда эвритмия была мною дана в самом начале, она мыслилась лишь в очень ограниченных рамках и даже я могу сказать, совсем никак не мыслилась, потому что в 1912 году дело обстояло так, как это бывает всегда при правильной работе в Антропософском движении: берется то, чего требует карма, и дается столько, сколько позволяют обстоятельства. Иначе и не может быть в Антропософском движении. В нем нет тенденции к реформам, нет тенденции провести в мир ту или иную идею, нет, мы имеем перед собой карму. И вот тогда в самом тесном кругу возникла потребность создать некоторый вид профессионального искусства. Это произошло самым естественно-закономерным и самым кармически закономерный образом. И я сделал тогда ровно столько, сколько было необходимо, чтобы пойти навстречу карме.
Затем, также кармически, через два года, фрау Доктор Штайнер, чьи сфера деятельности тесно соприкасалась с эвритмией, занялась ею. И все дальнейшее развитие обязано по существу ей. Поэтому само собой разумеется, что и этот курс, импульсы которого восходят к 1913-1914 году, относится к секции словесных искусств, во главе которой стоит фрау Доктор Штайнер.GA 282)



В копилку сайта еще один облик М.Я. Штейнер-Сиверс - http://predela.net/modules.php?name=Coppermine&file=thumbnails&album=14.
Цитировать
Некоторые дамы, сделавшиеся ученицами первой эвритмистки, из этих положений развили педагогическую часть эвритмии. Затем они перешли к звуковой разработке стихотворений. Это была первая фаза эвритмического образования. Время от времени, когда ему что-либо показывали, Р. Штайнер давал ободряющие отзывы,  корректировал, отвечал на вопросы. Вторая фаза эвритмического развития началась с обоснования молодого искусства в Дорнахе, при Гетеануме. Первая группа молодых преподавательниц просила и получила дальнейшие указания, которые касались, главным образом, расчленения слов, связи слов, формообразования речи, построения строф, новых групповых форм и так далее. Со всем этим они начали выступать, но война вскоре пресекла их деятельность. Чтобы спасти молодое искусство и вывести упражнения из принудительного бездействия, стало необходимо мое участие в них. Эта задача стояла передо мной, как нечто само собой разумеющееся, как нечто связанное с судьбой, потому что эвритмия потребовала нового чтения (декламации), пути к которому мне предстояло отыскать и разработать. Мне стало ясно высокое значение эвритмии как источника оживления для всех искусств. И было больно видеть, что рвение молодых эвритмисток было парализовано в течение ряда лет войны. Для современного извращенного вкуса не было лучшего целительного средства, как это новое искусство, которое возвращало назад к первоисточнику сил и к созидательным силам природы. Оно являлось громаднейшим благодеянием для человека. Итак, в течение одной половины года я занималась с несколькими молодыми дамами в Германии, а в течение другой половины года – при Гетеануме, в Дорнахе, получая при этом поддержку и помощь от Р. Штайнера, к которому мы всегда могли обращаться со всеми нашими вопросами. Все наставления Р. Штайнера, объединенные в форме книги, записаны Annemarie Dubach-Donath - одной из наиболее опытных и выдающихся эвритмисток, второй в ряду молодых дам, которые посвятили себя изучению эвритмии. В ближайшее время эта книга появится в философско-антропософском издательстве под названием "Основные элементы эвритмии". Она является необходимой предпосылкой, фундаментом для данного труда, который в ней нуждается, чтобы быть понятым, и который без этой основы не имеет необходимой полноты.
На этот цикл лекций мы собрались, как на общее празднество. Рудольфу Штайнеру было предложено большое количество вопросов. Были подвергнуты пересмотру и установлены согласованные точки зрения на ряд вопросов, вызвавших различные толкования. Таким образом, все в целом носило характер некоторой импровизации. На доске быстро набрасывались рисунки, молодые дамы выступали с показательными упражнениями. Все проходило в форме обмена мнений и совместной работы, а не преподавания.  Преподавание Р. Штайнера часто имело такую форму. Но никогда оно не носило такого характера в той степени, как во время чтения этого курса эвритмии. Он, вероятно, сам потребовал бы, чтобы содержание этих лекций было проработано, пережито, перелито и передано другим лицам. Теперь, однако, когда он ушел от нас, все, непосредственно им высказанное, является для нас в высшей степени ценным.
http://bdn-steiner.ru/modules/Books/files/4304.pdf
Теперь в теме более полно отражена деятельность Марии Яковлевны для становления эвритмии - http://predela.net/forums/index.php/topic,801.msg8182.html#msg8182

Оффлайн Sergei

  • Администратор
  • Сообщений: 2 108
  • Karma: +0/-0
Re: Эвритмия и психология движения
« Ответ #15 : 10 Июнь 2013, 19:34:38 »
   Все что нам дано через Духовную науку, имеет внутреннюю подвижность. Видимое воплощение этой подвижности и является эвритмия. Я хотел бы чтоб мы оставались в потоке предложенной мною теме. Я буду Вам Sergej очень признателен если Вы мне поможете говорить по теме психологии с точки зрения духовной науки.
Цитировать
Теперь мы перейдем к иному вопросу. Со всей определенностью обозначается то место, где мы найдем связующие нити между современной научной психологией и духовной наукой. Тот же самый человек, Франц Брентано, всю свою долгую жизнь ученого занимался Аристотелем. Это примечательно, что именно в последние дни появилась книга Брентано об Аристотеле, представляющая собой изложение его исследований Аристотелевского наследия: «Аристотель и его мировоззрение». Только сегодня Брентано стоит не на точке зрения Аристотеля, но в некотором отношении близок ему, удивительным образом преподносит он Аристотелевское духоучение. Одновременно вышла третья книга Брентано: «Аристотелевское учение о происхождении человеческого духа».

Интересно сказать пару слов и об этом, так как Брентано не только интереснейший психолог современности, но также и знаток Аристотеля и прежде всего его учения о духе. У Аристотеля мы имеем такое учение о духе, которое не затронуто какими-либо христианскими понятиями, которые определенным образом охватывают то, что в предшествующие возникновению христианства столетия было в этой области достигнуто западноевропейской культурой, причем эти достижения позволили Аристотелю в IV в. до Р.Х. научно мыслить об отношении духа к душе.
Тот, кто примет в расчет отношение Брентано к Аристотелевскому духоучению, тот всюду может почувствовать, что Брентано по отношению к главным вопросам стоит еще на Аристотелевской точке зрения, и найдет, насколько бесплодны попытки современного недуховнонаучного учения о духе превзойти Аристотелевское духоучение, так что сегодня чрезвычайно интересно сравнить Аристотелевское и духовнонаучное учение о духе, поскольку духовнонаучное учение является чистой наукой.

Потребовалось бы много времени, чтобы сказать все то, что следовало бы сказать в порядке дискуссии с современной наукой. Взгляд на внешнюю науку нужен лишь для того, чтобы пробудить чувство, что только Антропософия дает надежную почву, средства и пути для полемики с этой наукой. Следовательно, надо больше указывать на род и способ дискуссии, если потребность в дискуссиях в эпохе станет особенно настоятельной. Если сегодня в науке говорится о внешней телесности, то в этих суждениях легко увидеть внутренний разлад. Но одно обстоятельство можно признать достоинством этой науки, а именно, что она не оспаривает наличие внешней телесности объекта. Когда же речь заходит о душевной науке, или психологии, то поднимаются в такие области, в которых особенно оспаривается наличие души как объекта. В наше время нам противостоит не только материалистическое мировоззрение, но также и разновидность психологии, которая хочет быть душевным провозвестием без души. Вчера мы познакомились с одним знатоком Аристотеля. Нельзя сказать об Аристотеле, что он отрицает дух. Но у Брентано мы находим, что он проницательно останавливается перед духом, так что по отношению к пневматософии как науке о духе он становится на такую почву, где различные науки с разных сторон отвергают не только представление внутреннего существа, но и самого объекта (духа). Для многих людей дух вообще является в высшей степени спорным фактом. И мы со всей серьезностью должны заняться вопросом: почему дух как таковой для многих людей может быть столь спорным фактом? Тело воспринимает человек своими внешними чувствами и со всей силой, с которой действуют факты, присутствующие помимо человеческой воли, именно физические внешние факты со всей силой действуют на человеческую душу, и она не в состоянии отрицать того, что говорят эти факты. В подобном положении находится человек и по отношению к своей душе, ибо человек все же переживает то, что там вливается в душу, он переживает чувства представления, волевые импульсы. Он переживает все то, что как соразмерное судьбе вытекает из этой душевной жизни, он переживает свои боли и радости, наслаждения и страдания, и если он с самого начала не убежден, что все это ничто или всего лишь накипь на поверхности телесных фактов, то он все-таки не может обойти молчанием реальность души. Но дух невоспринимаем, он сверхчувственен. Уже это обстоятельство является предпосылкой возможности отвержения духа. Поэтому поиски духа могли бы вызвать удивление, так как в мир, в коем мы живем, дух вовсе не заходит.

Все подробности движений руки должны совершаться внутри сознания. Но это тот процесс, который происходит при интуиции. Так что мы можем сказать: если мы хотим что-нибудь постичь нашим собственным сознанием, что изживается полностью внутри этого сознания не как просто знание, а как свершение, как мировое свершение, тогда мы имеем дело с интуицией. А именно с той интуицией в высоком смысле, как она понимается в моей работе «Как достигнуть познаний высших миров?» С чем мы имеем дело внутри интуиции? Внутри интуиции мы имеем дело с господствующей волей. В то время как этот проницательный психолог Брентано находит внутри души только нравственные движения и не видит волю (ибо воля выпрыгивает из повседневного сознания), так что это выпрыгивающее из обычного состояния сознание находит лишь нечто такое, что является высшим свершением. Это суть то, что мир обыгрывает в сознании: это интуиция.
Однако и здесь мы имеем некую разновидность перехода. Он не так легко различим, как переход от имагинации к фантазии. Этот переход наступает тогда, когда человек учится быть столь внимательным к себе, что он не только в состоянии что-нибудь желать и развивать в этом направлении деятельность и, так сказать, крепко удерживает рядом друг с другом мысли и действия, но — когда он начинает сами нравственные движения распространять над качеством деяний.
Во многих случаях это даже очень полезно, но в жизни это происходит так, что можно иметь чувство удовлетворения или отвращения по поводу собственных действий. Я не думаю, что непредвзятый наблюдатель жизни может отрицать возможность такого расширения нравственного движения сердца, когда оно вместит в себя симпатии и антипатии по отношению к собственным действиям человека. Но это сопереживание собственных деяний в нравственных движениях сердца также может возрастать. И если оно растет к тому, чтобы стать тем (чем), что должно собственно быть в жизни, то мы имеем здесь в этом переходе то, что мы называем человеческой совестью. Все побуждения совести происходят на (этом) переходе от нравственных движений сердца к интуиции. Совесть есть нечто, располагающееся в этом переходе, если мы надумаем искать ее местонахождение. Так что мы говорим: душа открыта в следующих направлениях: в сторону имагинации и в сторону интуиции. Она закрыта в ту сторону, где мы посредством восприятия как бы наталкиваемся на внешнюю телесность. Душа наполняется в царстве имагинации, она наполняется также в некотором свершении, если направляется в царство интуиции.

Цитировать

Если бы кто-нибудь взял за правило от подобных снов идти к действительности, то прежде чем достичь духовной действительности, он с необходимостью должен быть охвачен каким-либо нравственным движением сердца, какой-либо скорбью или радостью, некоторым напряжением чувств. Надо образовать совершенно новые представления, если хотят подойти к тому, что есть в духовном мире, духовное свершение значительно ближе к нравственным движениям сердца, чем к представлениям. Жизнь представлений во сне не имеет решающего значения для того, что там происходит. Это духовное свершение внедряется сюда. Подобно тому, как человек в течение ночного сна живет в духовном мире, но его представление не проникает туда, чтобы характеризовать явления сна, так и интуиция находится в определенной связи с движениями сердца. Отсюда многие мистики, прежде чем прийти к каким-либо конкретным и четким представлениям о высоких мирах, были охвачены какими-то смутными, неопределенными переживаниями сердца в связи с духовным миром. И многие удовлетворялись этим. Но те, которые действительно всем сердцем погружались в высокие миры, единогласно описывали состояния блаженной самоотверженности, словом, сердечный настрой, который они испытали в непосредственном переживании духовного мира. Если бы мы захотели через интуицию, разыгравшуюся в сердце, продвинуться еще дальше, то нам не удалось бы пройти дальше в том же направлении: нам следует зайти уже с другой стороны — перестать сибаритствовать в общих нравственных движениях сердца и перейти к конкретным воззрениям, образовать имагинации, обратить наше внимание на имагинативный мир. Если мы сделаем это, то произойдет нечто такое, о чем мы можем сказать: теперь в нашей жизни наступила некоторая связь между еще не постигнутой, живущей преимущественно в чувстве интуицией и витающей еще в недействительном имагинацией, которая состоит только из образов. Эта связь дает нам возможность подняться, наконец, вверх, так что мы можем сказать: теперь мы подошли к существу, которое осуществляет духовное свершение. Это приближение к существу мы назовем инспирацией, так что здесь мы имеем нечто обратное тем процессам, которые мы имеем в связи с внешним миром.

Цитировать

Более чем когда-либо чувствую я в конце этих лекций о пневматософии, как все это остается только в общих очертаниях, набросках и намеках, поэтому также и по отношению к пневматософии действительно то, что сказано по отношению к циклам лекций по Антропософии и Психософии: необходимо давать новые импульсы. Если вы последуете этим импульсам, то найдете богатый материал, чтобы затем суметь различным образом обрабатывать его. Необходимо только, чтобы вы привлекали многообразные вещи и наблюдали себя в мире. Дело, однако, обстоит таким образом, что духовная наука носит настолько всеобъемлющий характер, что, если бы мы захотели подходить к ней систематически и действовать так, как сегодня охотно поступают во многих других науках, мы не оказались бы там, где мы застаем себя сегодня после 10 лет работы секции, но были бы, пожалуй, в той точке, где мы стояли по истечении первого квартала. И позвольте мне именно в конце этого цикла сказать о том, что это рассчитано ведь на те души, которые действительно имеют серьезную волю к самостоятельной переработке того, что духовная наука дает лишь эскизно. Многое также всплывает из тех областей, на которые неоднократно указывалось, в результате этой самостоятельной работы. Каждый человек сможет найти точки соприкосновения с этой работой, если он действительно самостоятельно действует в душе. Наша общность будет становиться все лучше, если все больше и больше будет расти то чувство, что мы принимаем нечто, чтобы дать себе импульс, так что собственное внутреннее все более и более приходит к тому, чтобы переживать миры, которые должны открыться человечеству именно благодаря тому духовному течению, которое мы привыкли называть Антропософией.
115
Теперь появляется хоть какая-то основа для диалога...
А касаться придется инспирации, сферы Озириса.

Оффлайн Константин

  • Новичок
  • Сообщений: 6
  • Karma: +0/-0
Re: Эвритмия и психология движения
« Ответ #16 : 27 Июль 2013, 18:15:11 »
Цитировать
  ДВИЖЕНИЕ.... Исследование с позиции и методами духовной науки!

ПСИХОЛОГИЯ ДВИЖЕНИЯ!    Исследование, опять же, с позиции духовной науки.

ЭВРИТМИЯ. Констатация наработанного материала в духовной науке.

           И, далее:

ЭВРИТМИЯ и ПСИХОЛОГИЯ ДВИЖЕНИЯ.
   Я считаю, что надо идти по такому пути, который нас и приведет к сфере озириса.  Что такое движение? относительно человека, конечно же.

Оффлайн Галина

  • Ветеран
  • Сообщений: 3 178
  • Karma: +0/-0
Re: Эвритмия и психология движения
« Ответ #17 : 06 Авг. 2013, 17:18:06 »
          Если НАДО ИДТИ, то это и стоит делать, верно?

Например, вот что:

Цитировать
...Сегодня вечером, через полчаса после окончания беседы, здесь в этом зале будет небольшое эвритмическое представление.

            Я прочитал у Рудольфа Штайнера, что дальнейшее развитие человечества возможно только через эвритмию, или только при помощи эвритмии.

           Есть также противоположное высказывание, принадлежащее Гёте. А именно, Гёте сказал, что: «На дальнейшее развитие человечества можно рассчитывать только тогда, когда люди прекратят курить».

           Я никогда не говорю пациентам, что курение – это нездорово. Но я рассказываю своим пациентам, что не все, но многие предыдущие мои пациенты – курильщики потеряли ногу или ноги. Тем не менее, очень интересно, какие изменения в человеке вызывает курение.

            У обычного человека на 4 биения сердца приходится одно дыхательное движение. Что соответствует 72 пульсовым ударам в минуту, в среднем, конечно, и 18 дыхательным движениям в минуту. И если днем иногда у нас сердце бьется чаще, то ночью оно бьется реже и компенсирует дневную тахикардию.

           Под действием никотина это соотношение смещается к такому, которое равно 7 к 1, то есть никотин ускоряет сердцебиение. Для кишки это очень хорошо. Если имеется кишечная непроходимость, её очень хорошо можно разрешить при помощи никотина. Если маленькому мальчику удается покурить дедушкину трубку, у него тот час же развивается понос.

           Если никотин начинает действовать на легкие, это уже не так хорошо. Тогда сердце начинает биться слишком быстро и происходит искусственное старение органов. Мысли также начинают двигаться слишком быстро. Вторая мысль начинает наступать первой на пятки. Это мешает завершать свои мысли.

           Это было все промежуточное замечание, и мы продолжим нашу тему. Это промежуточное замечание было связано с тем эвритмическим представлением, которое сегодня нам предстоит, поскольку во время эвритмического представления нельзя курить... Инго Юнге. Астрология. Сентябрьские встречи.

http://bdn-steiner.ru/modules.php?name=Astrology&go=page&pid=101

Оффлайн Галина

  • Ветеран
  • Сообщений: 3 178
  • Karma: +0/-0
Re: Эвритмия и психология движения
« Ответ #18 : 20 Авг. 2013, 06:11:20 »
Цитировать
      ...Если мы будем считать согласно пространственному расположению планет, начиная с Луны в созвездии Рака, тогда Близнецы это Меркурий, Телец это Венера, Овен – Солнце и сегодняшней эпохе Рыб должен был соответствовать Марс. Но Марс это речь.

            И Рудольф Штайнер однажды допустил одно замечание, он сказал, что мы должны ухаживать за речью, и выяснил, что ухаживать за речью, или как бы культивировать речь можно, занимаясь эвритмией. И он сказал по этому поводу, что без эвритмии не может быть дальнейшего развития человечества. 39 30. Это сказано в медитативном антропологическом курсе.
И поэтому я особенно благодарен тому, что Марина дает возможность сопровождать эвритмией наши беседы. А в промежуток между курсами, когда эвритмия недоступна, нужно обязательно заниматься постановкой речи. Это все очень важно для будущего, это все очень серьезно для будущего, это все невозможно переоценить.

          Весь тот ущерб, который возникает из-за преподавания в школе можно поправить и даже исцелить с помощью эвритмии.

           Но что же мы делаем, если занимаемся эвритмией?

 Мы делаем, собственно, то же, что Роза, когда занимается приготовлением медикаментов. У Розы есть лекарство для физического тела, для эфирного тела, для астрального тела и для Я. Для физического тела у нее есть прекрасные мази, кремы и масла. Для эфирного тела органопрепараты, для астрального тела растения, и для Я минеральные препараты.

           Здесь в зодиаке каждому знаку зодиака соответствует свой согласный. Например, если у какого-то человека неблагоприятное положение планеты в знаке Льва, это можно исцелить или как-то уменьшить это неблагоприятное влияние с помощью согласных Т и Д.

           Или, если речь идет о Скорпионе, то согласными С или З.

           Или знаку Стрельца соответствуют согласные Г и К.

И в зависимости от того, какая же планета находится в этом неблагоприятном знаке, можно добавлять к согласному соответствующий гласный...

Инго Юнге. АСТРОЛОГИЯ, Ноябрьские встречи.http://bdn-steiner.ru/modules.php?name=Astrology&go=page&pid=102


Оффлайн Галина

  • Ветеран
  • Сообщений: 3 178
  • Karma: +0/-0
Re: Эвритмия и психология движения
« Ответ #19 : 15 Сен. 2013, 06:30:41 »

Цитировать
726. Во время сна наше астр. тело и Я получают опыт в духовном мире. При пробуждении они напечатлевают его только эф. телу и лишь, так сказать, надавливают им на физ. тело. Но если бы не произошло люциферического искушения, то, согласно водительству Ягве, этот опыт в равной мере пронизывал бы и эф. и физ. тела. Согласно своего рода таинственному пакту, заключенному между Люцифером и Ариманом, при пробуждении Люцифер передает Ариману то, что должно проникать в физ. тело.
     "Возникает значительный феномен: во время сна Ариман переживает в нашем физ. теле переживания Люцифера. Другими словами, в этом заключается причина того, что мы сами не можем внести наши ночные переживания в наше духовное сознание, т. к. Люцифер передает их Ариману при пробуждении". Опыт, кото¬рый мы получаем в нашей бодрственной жизни с помощью органов чувств, — в нем сидит Ариман, поскольку мы при этом пользуемся физ. телом как инструментом. Во время сна этот опыт в нашем астр. теле и Я переживает Люцифер. Так Ариман отплачивает Люциферу.
     "Каждую ночь Люцифер высасывает жизнь из науки и нам оставляет лишь абстрактные понятия, мертвые понятия, которые нам дает наука". Отсюда происходят и все идеи о границах познания. По вине Аримана ночной духовный опыт не доходит до конкретного в бодрственной жизни и, переживаемый одним эф. телом, остается верой. ... Вера — это застрявшее в эф. теле знание". Знание же, приобретаемое в течение дня, застревает ночью в астр. теле и выступает затем как лишенное веры знание. Веру у него отнял Люцифер. "Люцифер переживает в нашем Я ариманические переживания". Так мешают они нам обрести гармонию между верой и знанием. Чтобы эту гармонию установить, людям дана Христология, Духовная наука о Христе Иисусе, учение о Мистерии Голгофы и об Иисусе из Назарета. Это выражено также в той деревянной скульптуре.162 (4)
http://bdn-steiner.ru/a1/parset1.php?id_page=107260&level=-1

Ну, наконец-то, антропософы проснулись!
А то как-то... неравновесно на форуме...
        Да ТАК красиво! Именно - представитель человечества.
Из приведенных слов Рудольфа Штейнера, получается, в одном случае, СОН во СНЕ, в другом случае - забвение в бодрствовании. И, ежели нет ПОНИМАНИЯ и ОСОЗНАНИЯ, и именно АНТРОПОСОФСКОГО видения мира, то вот, имеем то, что имеем.

        ПРЕДСТАВИТЕЛЬ ЧЕЛОВЕЧЕСТВА и как скульптурное произведение несет в себе импульс движения!

Скульптурная группа - гениальнейшее произведение искусства....
     ...Здесь каждому человеку необходимо задуматься, как это произведение искусства действует на  внутреннее состояние. Если начать повторять пластику, изображенную в скульптуре, в различных ее сочетаниях, однозначно почувствуешь различную душевную наполненность от тех жестов, которые делаешь. По этой скульптуре можно изучать жесты заболеваний.
   Все что нам дано через Духовную науку, имеет внутреннюю подвижность. Видимое воплощение этой подвижности и является эвритмия...

           Есть все основания предполагать, что ЭВРИТМИЯ, с любых точек зрения, не открыта миру! Иначе бы, ВСЕ АНТРОПОСОФЫ просто были бы гармоничны и бодрственны, имея ТАКОЙ вид искусства для занятий.

Очень важно, что бы и Константин просыпался; как зачинатель темы и ЭВРИТМИСТ, имеющий ЧТО СКАЗАТЬ.