Антропософский форум > Антропософские инициативы
Кэмпхилл движение
Галина:
187439 Россия, Ленинградская область
Волховский район, деревня Алексино
Camphill Светлана
E-mail: dsvet1@yandex.ru
--- Цитировать ---...Четыре аккуратных жилых дома – два довольно больших и два поменьше, хозяйственные постройки. Тут и там видны занятые делом люди, некоторые из них выглядят необычно. Необычная деревня Светлана расположена в Волховском районе Ленинградской области, почти на берегу реки Сясь. Ближайший сколько-нибудь крупный населенный пункт – Сясьстрой, расположен довольно далеко. В Светлане вместе проживают люди, которых мы привыкли называть здоровыми, и люди с ограниченными возможностями. Но здесь не подчеркивают разделение на сотрудников и подопечных – просто каждый занят своим делом, тем, которое ему по силам…
- Началось все в 1992-м году, когда нам выделили землю. В Петербурге была мама одного больного ребенка, которая очень хотела построить такую деревню. Ее звали Светлана, она умерла в 1991-м году, до того, как все тут началось. Но это была ее инициатива, и деревню назвали ее именем.
- У вас есть какие-то ограничения? Кого вы не берете?
- Берем с 18 лет. На прошлой неделе девушка познакомиться приезжала на два дня из Краснодарского края. Нужно, чтобы человек мог ужиться с другими…
…..
- Я не говорю, что все инвалиды хотят жить в Светлане. Но люди, которые тут живут, счастливы оттого, что здесь защищенное место. Они не могут в городе выйти на улицу одни. Справляться с ключом, выйти из дома – это для них слишком сложно. А у нас нет ключей и нет замков на дверях. Потом в городе уличное движение, такие страшные дороги… Вот, например, Саша, который приехал в прошлом году, вообще не выходил на улицу. Получается, что человек сидел в четырех стенах и скучал. Семья работает, у него один телевизор…
- А по телевизору не скучают здесь?
- Нет. Потому, что тут настоящие люди, это же намного интересней.
…..
- Волонтеры приезжают в Светлану из разных стран, чаще всего из Европы. Есть люди и из России. Самое далекое место, откуда однажды прибыли волонтеры – Благовещенск. Некоторые люди приезжают на несколько недель, месяцев, некоторые живут в Светлане годами. Бывает, что приезжают на неделю и остаются на десять лет. Впрочем, слово «волонтер» жители деревни используют только при общении в внешним миром, внутри же своего сообщества они не используют каких-либо специальных терминов.
Тем не менее в разговоре с Сарой мы использовали это слово, как наиболее удобное.
- Что нужно волонтеру для работы у вас?
- Желание тут работать. Готовность к каким-то экстренным случаям. Нужно, чтобы человек был открыт, готов к нашей жизни. Сначала нет особых требований, наверно. Со временем человек видит, его это место или не его. Самое главное – это желание.
….
- Карл Кениг был антропософом, последователем Рудольфа Штайнера. Сохраняется ли сейчас в вашей практике какие-либо связь с этим учением?
- Да, социальная терапия основывается на учении Рудольфа Штайнера. Но это лечебно-педагогический курс. А антропософия, конечно, не касается жизни деревни…
--- Конец цитаты ---
urga:
Ну так к чему это волонтёрское мотыляние туда-сюда? Ещё не известно, кто чьи проблемы решает: волонтёры помогают кемпхилу и пр. или прочие помогают волонтёрам. Всё это "строительство на песке". Антропософские инициативы должны жить в первую очередь для антропософов в их же среде и на их же плечах как на основаниях. А так да - проблемы, проблемы... Инициатива есть, а антропософии нету!
P.S. О русских: они же жители "Раджастана", т.е. страстные и раздражительные, идущие от удовольствий к страданиям. К тому же Львиная Русская Душа огненно холерична, и по-другому быть не может у народа, завоёвывающего суровый климат.
Галина:
Родом из Томска, и 90 годы - годы открытия вальдорфской педагогики, лечебной педагогики - это ТОМСК! И в городе достаточно инииатив важных, в основе которых антропософия. Одна из инииатив - это ТОМСКИЙ КОВЧЕГ. Начинала, училась вместе с родителями и детьми, развивала инициативы службы лечебно-педагогической и лелеяла команду - ЛЕНА РЫНКОВА.
--- Цитировать ---
Служба лечебной педагогики «Томский ковчег»
http://www.tomkovcheg.ru/Default.aspx
С 2000г Служба лечебной педагогики «Томский ковчег» организует в г. Томске социально-педагогическую помощь семьям, воспитывающим детей с тяжелыми нарушениями развития. Целью создания Службы явилось оказание педагогической помощи в развитии наиболее нуждающимся в ней детям, которые не имели возможности посещать какие-либо образовательные учреждения.
За время существования в службу обратилось за помощью около 83 семей. В социальную сферу г. Томска привлечено 2 млн. рублей, реализовано 22 проекта социальной направленности. Сотрудники службы организуют работу профессионального педагогического сообщества, участвуют в проведении и организации городских методических, теоретических и практических семинаров для родителей, педагогов и специалистов.
Регулярно проводятся выездные семинары и организуются стажировки для организаций Сибирского региона по распространению опыта социально-педагогической работы (г.Красноярск, г.Кемерово).
С июня 2004 года НП СЛП «Томский ковчег» входит в Некоммерческое Партнерство «Содружество лечебных педагогов и социальных терапевтов России».
Миссией НП СЛП «Томский ковчег» является создание условий равных возможностей для детей, имеющих тяжелые нарушения развития, и психологическая поддержка их семей. В основе способов и методов работы с детьми, имеющими тяжелые нарушения развития, заложены принципы лечебной педагогики. . Одной из задач работы Службы является помощь родителям приобрести чувство уверенности в себе, принять своего ребенка таким, каков он есть, не стесняться ребенка, не жалеть его, а помогать ему развиваться. Служба – это место, где родители будут поддержаны и приняты. Это то место, где можно поделиться своими волнениями, сомнениями и понять, что ты не одинок. Главной заботой педагогов Службы является формирование активной позиции родителей.
Полезные сайты: http://www.tomkovcheg.ru/ShowArticle.aspx?ID=20
Сайты по вальдорфской и лечебной педагогике, правовой информации, образовательные сайты, сайты дружественных организаций
Рекомендуемая литература: http://www.tomkovcheg.ru/ShowLibrary.aspx
--- Конец цитаты ---
Галина:
Жизнь предоставляет возможности там, где и не ожидаешь.
Средняя дочь Варя, закончив в Москве вальдорфский семинар познакомилась со своим будущим мужем Игорем именно в деревне Монино! Сам Игорь ездил в Монино ежегодно, на все лето. Жить с людьми, детьми. Заниматься хозяйством. И ездил с 14 лет… Так они и выезжают в Монино семьей; стараются ежегодно. Деревня живет. Там и школа вальдорфская есть теперь – дети родились, подросли…
Попыталась я найти материалы. И вот что оказалось историей.
МОНИНО.
Негосударственный реабилитационный центр для сирот и инвалидов – «остров спасения» Любутка\Монино.
Елена Арманд, которая в 82-м году продала московскую квартиру и уехала в Тверскую глушь, где вскоре и основала этот интернат — “Любутка”. 18 лет она прожила там…
В обществе «Любутка» у руля неизменно была Елена Арманд, которую «свои» назвали Алёной (или тётей Алёной). Рулить приходилось несколькими бывшими интернатскими и хозяйством, а также нужно было время от времени принимать всяческие решения, в том числе и судьбоносные, например, взять ли еще кого жить в Любутку из интерната. При Алёне, бывших интернатских и хозяйстве, неизменно была Маша. Это описано в одиозной книге Алёны «О господи, о боже мой!». Действительно, Маша была всегда. Остальные появлялись и исчезали. Я и был в числе этих остальных...
... я прошу читать работу осторожно, стараясь заинтересоваться возможностью истинного решения педагогических проблем в нашей стране (да и во всём мире), читать людям, купившим её в магазине не из праздного интереса и не за красивую обложку и звучные фамилии в аннотации.
...В опредённый момент (в конце девяностых годов) немногочисленная монинская община, собственно и составлявшая всё общество «Любутка», раскололось явно на две части: машину и алёнину. Большинство околомонинских участников (но не все), к каким относились на тот момент московская молодёжь, неведывавшаяся в Монино регулярно, немецкие друзья и, возможно, некоторые скромные спонсоры, более или менее явно заняли сторону Маши и ее семьи.
Таким образом, монинская община, фактически со второй половины 90-х годов переставшая быть обществом «Любутка», является в известной степени наследником общества.
Об активности Алёны в каких-либо организационных направлениях сейчас мне ничего неизвестно.
Из распавшейся так или иначе Любутки мы хотели бы возродить много доброго, что в ней было, и, насколько это возможно, сделать правильные выводы, извлечь максимум опыта из дурного, неудачного, нелепого, но не лишённого света прошлого.
Хочется верить, что всё, что осталось от проекта, не умрёт, но станет чем-то другим, лучше того, что было. Сергей". http://shaltay.livejournal.com/302343.html
Фото (2011 год) сделаны Михаилом. Его семья живет в Монино, дети ходят в вальдорфские сад и школу.
Sergei:
--- Цитировать ---«Я преподавала музыкальное движение взрослым и детям… После смерти Мастера моим собственным продолжением дела был музыкальный театр. Он расцвел на той же почве, как цветок на высоком стебле… Было много людей… За мной заходили, несли папки с нотами и провожали. После занятий несли ноты и цветы. Улыбки, подарки, взгляды со значением, праздники. Цветы не умещались в руках. Слезы юных, кто прощался у подъезда, торжество тех, кто приглашался (приглашал себя, себя в дом)… Поднимаюсь к себе наверх — там народ. И каждый раз такая страшная блаженная усталость — нет сил чай пить! А от меня еще чего-то ждут… Это длилось уже довольно долго и все было прекрасно, но что-то не так уж прекрасно. От меня хотели того, чего я не знала. Стало понятно, что я никуда не двигаюсь, а со мной стоит и томится вся эта прекрасная жизнь…»
Конечно, эти строки можно толковать как признание Аленой творческого краха в своем музыкальном движении и осознание неспособности оправдать растущие ожидания своих почитателей, но я думаю иначе. Алена уходила уже от покоренных ею танцевальных вершин в еще более грандиозное восхождение. От всей ее «почти прекрасной жизни» она бросалась как в омут, буквально на жизненное дно, как на подвиг, исполняя родовую память о своих революционных предках, когда они тоже во имя свободы и народного блага шли в тюрьму и революцию, отказываясь от семьи и профессионального призвания. И самое знаменитое имя в этом ряду, под обаянием которого она выросла и сформировалась—Инесса Арманд, не может быть проигнорировано, как бы сама Алена этого ни отрицала, заявляя, что Инесса никакая не Арманд, а была лишь некоторое время женой одного из братьев Арманд… Ничего подобного, вся Россия знала лишь одну Арманд – пламенную Инессу, которая ушла в революцию от своих пятерых малолетних детей и любящего мужа, провожавшего ее в каторгу с московского вокзала, и которая уже потом, в Европе стала самой последней и романтичной любовью великого Ленина, и, может, даже главным эмоциональным побудителем его мировых решений.
--- Конец цитаты ---
Андреапольский район, деревня Монино. Общество социальной реабилитации `Любутка`. На снимке: волонтер из Германии Ханна и дети около здания реабилитационного центра. 2006 г.
--- Цитировать ---Конечно, я совсем не знаю, какой была реальная Инесса, сужу только по обобщенному облику таких женщин как Лариса Рейснер из «Оптимистической трагедии» или по собственному трудному общению с такими радикальными диссидентками, как С.В.Каллистратова и Р.Б.Лерт (член партии с 1922г.). Во всяком случае многие решения Алены мне были понятны и огорчительны одновременно. Ее противодействие возникновению независимых семей в Любутке (с собственной землей, домами и различными уровнями потребления) вплоть до плана выселения из деревни всех, имеющих частные интересы (а как семьи могут их не иметь?), сопротивление замужеству ее наследницы, объявление себя сердцем и головой Любутки, остальным оставлялась лишь роль рабочих рук и ног), настаивание только на собственных решениях в вопросах, касающихся всех, были утопическим отторжением традиционных деревенских устоев, когда община складывается из независимых семей, сочетающих свободу с понятными всем обязанностями. Взамен же законов деревенского мира Алена поставила лишь свои художественные прозрения, что не могло не привести к краху. Тем более, что человеческая история полна художниками, артистами и поэтами, бравшихся преобразовывать мир согласно своим божественным замыслам и не останавливавшихся даже перед реками крови. Слава Богу, Алена погубила только свою Любутку.
Да, книга Алены — это прежде всего автопортрет, но одновременно и портрет каждого из нас, ибо у каждого в роду свой большевик, своя Инесса и свой позыв все нажитое рывком поломать и реформировать, отбрасывая старый опыт и глядя лишь на новые западные картинки. И тогда читатель вновь повторит родовые ошибки: подобно Алене придет в старый плохой интернат не для того, чтобы его улучшить, не ломая, а прежде всего «освободить», что чаще всего только ломает еще действующие в нем правила и дисциплину… Он опять будем звать на помощь добрых людей и верующую в добро молодежь, а взамен получит кучку людей, разочарованно надрывающихся от невозможности навести порядок, и ленивое большинство. Вместо дружбы и братства вновь получатся раздоры и гибель человеческого общежития… Так неизбежно будет всегда, как только мы захотим вновь отменить все наработанные жизнью правила и взамен самонадеянно строить новую утопию. С нами случится такая же трагедия как только мы снова вслед за Инессой-Аленой возомним себя Богами, способными формировать души людские, подобно кусочкам глины… Именно на таком желании быть равным Божественному Творцу потерпела заслуженное поражение великая талантами и силами Алена… Своими руками она превращала своих лучших и вернейших учеников, начиная с Маши и Игоря, Вовки и Аннушки в противников и сама причин того до сих пор не понимает. Но надеюсь, эти причины смогут понять читатели и тем труд автора по описанию своей неудачи они осмыслят.
10.01.2006 г.
--- Конец цитаты ---
http://www.sokirko.info/family/alena.html
В этом альтернативном взгляде хорошо видно как работает карма.
--- Цитировать ---Можно выразиться еще образнее и сказать: из мира кармы людям как бы звучит следующая речь: у вас есть дурные наклонности, вожделения? так выпустите их наружу, пусть они станут социальной действительностью. Фактически, нет запутанных кармических связей, которые нельзя было бы еще больше запутать. Апокалипсис Иоанна описывает этот процесс в будущем Земли. Утомившись от бедствий, люди периодически начинают молить судьбу о снисхождении. Тогда положение улучшается. Но если люди ничего не делают с собой, то война эгоизмов возобновляется. Мистерия Антропософии Бондарев Г.А.
--- Конец цитаты ---
Навигация
Перейти к полной версии