Антропософский форум > Антропософские инициативы

Кэмпхилл движение

<< < (3/6) > >>

Sergei:
Мысли построннего. Взгляд из-за бугра.

--- Цитировать ---Вдогонку обсуждения Алёниной книги.Реакция на Алёнину книгу получилась бурной. Участники событий пытались разобраться в важных вопросах, как то: "Что случилось?", "В чём мы виноваты?", "Как она могла?", "Что подумают окружающие?". Мне представляется, что, в общем и целом, вы, действуя общинно, уже нашли правильные ответы на все вопросы, кроме, разве что, одного, о котором я скажу ближе к концу. Я пытался побороть этот Вопрос, точнее, забыть о его существовании, последние четыре месяца, но мне это не удалось. Может, ещё раз попробуем вместе?
Перед тем, как просить вашего внимания, я полагаю, следует представиться: Тёма Сокирко, брат Аннушки Гейер. Американский гражданин, постоянно живу в Германии, уехал ещё из СССР в далёком 1991 году. В Монино был два раза – неделю в мае 96-го, во времена разбирательства с Христианом, и ещё один день в августе 99-го. К вальдорфской педагогике, антропософии, эвритмии и воспитанию сирот никогда не имеел никакого отношения. По всем понятиям, я - постороний, случайный человек, коих в Монино перебывало многие тысячи. С другой стороны, я лично знал участников событий, и происходившее в Монино вызывало во мне "многие скорби и печали", хотя я не чувствовал себя в силах как-либо помочь. …
Любутка на ОстоженкеЭпоха сменилась, и мало кто теперь помнит, что 88-90-ый годы прошлого столетия были полосой невероятных возможностей для энергичных и предприимчивых людей. Когда вдруг резко стало всё можно, интеллигенция кинулась врассыпную ловить каждый свою жар-птицу, благо казалось, что их на всех хватит. Так, одна скучающая генеральская дочка Люба решила заняться воспитанием сирот. А её придприимчивый бой-френд имел более практические устремления – он хотел заполучить ценную московскую недвижимость. Действуя в интересах сирот, им удалось поймать на крючок четверть монастырской обители, что на Остоженке – комнат десять, как мне помнится. В планах было заглотить оставшиеся три четверти, но тут дело как то застопорилось – окончательные подписи о передаче недвижимости как то не собирались, без подписей Любе не отдавали сирот, без сирот не получалось финансирование, без финансирования – взяток, а без взяток не получались подписи. Пытаясь разорвать замкнутый круг, Люба искала помощи посвюду и, в частности, пыталась иммитировать начало деятельности путем поселения в эту гиганскую квартиру себя и своих потенциальных помощников. Были призваны трудолюбивые немцы с тем, чтобы ремонтировать дом и делать кровати для детей. Мы с женой были в это время бездомными и с благодарностью пряли предложение бесплатно(!) пожить в центре Москвы.
Алёна всегда была авторитетом, так что призыв о помощи был обращён и к ней. В отличие от многих других, Алёна пришла и всё внимательно осмотрела, всё выслушала и разобралась. Не знаю, насколько Алёна пыталась помочь Любе, а если и пыталась, то насколько успешно. Одно понятно, что Алёна точно поняла, что эта ниша уже чётко забита Любой, и быть первой в деле воспитания сирот в московском монастыре ей не светит. Поскольку Алёнино самолюбие никогда не позволяло ей быть второй, союз
Монинский эксперимент.Алёна лихо взялась за свою новую идею – применить вальдорфскую педагогику к детям с "задержкой в развитии". Поскольку с такими детьми напрямую ничего не получилось, и Алёнино хождение в официальную педагогику окончилось только многочисленными потерями для всех сторон, возникла "идея" смешать обычных и особых детей в один коллектив – эта та самая идея, с которой вы прожили многие годы, никогда не думая о том, что она строго противоречит базовым принципам вальдорфской педагогики.
Если отбросить в строну разнообразную мистическую шелуху, основной принцип вальдорской педагогики понятен и эффективен – если смешать в одном классе учеников разного уровня развитя и возраста, то из атмосферы класса мы получаем атмосферу большой семьи, где старшие учат средних, средние учат младших, а у учителя достаточно времени для индивидуальной работы со старшими. Обучение младших - это не есть потерянное время, это, скорее, возможность ещё раз повторить и лучше усвоить материал, пройденный в прошлом или позапрошлом году. Мягкая атмосфера вальдорфского класса делает потенциально эффективным развитие и для детей с разнообразными отклонениями – как положительными, так и отрицательными, важно только, чтобы эти отклонения были строго единичными и класс мог легко вытянуть отрицательных персонажей на свой хороший средний уровень, в то время как учитель имел достаточно сил и возвожностей для развития единичного молодого дарования.
Ключевым словом является "гомогенность", целостность класса. Если в силу каких-либо причин класс разбился на две-три группы, его можно или принудительно перемешать, например, заставив заниматься чем-нибудь противным, тем самым возбудив совместную ненависть к "гаду-завучу" или признать работу проваленной. Иногда, как в случае с Монино, учитель задумывал смешать керосин с водой. Вы когда нибудь пробовали смешивать керосин и воду? Получается , но с большим трудом, а, самое главное, получившаяся смесь ни на что не годится, разве что, выводить вшей. В книге это очень хорошо и чётко описанно, между прочим.
Монинский эксперимент был по-настоящему жестоким экспериментом над людьми, и, как мне представляется, это понимали многие умные люди с самого начала. Почему же они вовремя не вмешались и не остановили, где же их совесть, на самом деле?
Сиротский бизнес.Вы никогда не задумывались над тем, что благотворительность – это бизнес, иногда прибыльный, иногда так себе? Здесь, на Западе, про это всякая собака знает. Допустим, вы хотите купить новый автомобиль и, следовательно, избавиться от старого. Можно продать, скажем, за 500 долларов. А можно пожервовать – кому угодно, мой приятель пожертвовал "Слепым евреям города Нью Йорка", получил в обмен только справку о пожертвовании 4000 долларов. После списания с доходов и вывода из-под налогов 4-х тысяч, прямая выручка составляет около 1200 долларов - здорово, не правда ли? Да и слепые в накладе небось не остались. И такое происходит десятки миллинов раз в год, так что люди с совестью уже давно не у дел.
Остоженкий бойфрэнд-менеджер тоже собирался делать сиротский бизнес – монастырь сдать в аренду, а на полученные купить что-нибудь поскромнее и все довольны. Есть планы по освоению средств у всех маломальски значимых организаций, ибо все знают, что важны не деньги, а их оборачиваемость.
Было бы несправедливо записывать всех людей, занятых благотворительностью, в разряд бизнесменов-жуликов. Большинство участников движимы не сиюминутными материальными интересами, а светлым и благородным желанием помочь ближнему. Скорей всего, именно такие, простые хорошие люди и приезжали в Монино или же обеспечивали Любутку-Хильфе. Прекрасные люди, прекрасные порывы – помочь, поддержать, починить, утешить. Проблема только в том, что среди этих энтузиастов умные люди попадаются не часто. Таково уж проклятие капитализма – умные люди должны делать деньги – "Если ты такой умный, то почему не богатый".
Вот так и получилось, что не нашлось умного, интеллигентного человека, чтобы остановить этот эксперимент на людях в самом начале. "Как, БЛИН, УЖАСНО, ЧЕРТОВСКИ ЖАЛЬ...".
Монино vs. Хотелицы.Вторым по важности было активное и пассивное сопротивление местных жителей всему происходящему в Монино. Единственная причина, почему Они не пустили красного петуха, это постоянный денежный поток, которым Любутка была вынуждена постоянно выкупать право своего существования. По-простому, это называется чёрной завистью, однако, к сожалению, нельзя ставить здесь точку.
Любутка имела все атрибуты хорошего сиротского бизнеса. Харизматический лидер, разветвлённая сеть сподвижников в лице московского антрософского движения, зарубежное финансирование, оригинальная ниша и полная респектабельность на всех уровнях. Любой иностранец, желающий вложить свои силы и деньги в воспитание трудных детей, автоматически засасывался в Монинскую струю.
Если пересчитать на реальные простые вещи прямо или косвенно полученные дотации и помощь, то могло бы хватить на десяток детских домов и тысячи детей инвалидов. То, что этого не произошло и средства оказались буквально затоптаны в монинскую землю, это вина, прежде всего, Алёны, а также всех нас. Любой деревенский ребёнок знает, что невозможно наладить эффективное землепользование в этих местах – что ни сажай, получается плохо и дорого, так что Христиан был обречён. Любой колхозник скажет вам, что использование труда домашних животных неэффективно, и возможно только при жесточайшей эксплуатации и бессердечной выбраковке больных животных – так что все Вовкины и Шарлоттины труды воспринимались со стороны как забавы городских барчуков. Аннушка, может, и научилась хорошо доить корову, но как можно хорошо доить плохую корову?
Если на минутку встать на точку зрения хотелицких жителей и андриапольского начальства, то это не зависть, а обычное переживание за безумное расточительство, происходящее прямо на их земле. Если бы вы увидели костёр из червонцев, вы бы не попытались его затушить?
Любуткинские чёрно-белые сныВсем благожелательным читателям Алёниной книги нравится благостная картинка нового заповедника с маленьким паровозиком (420-я страница). К сожалению, действительность прямо обратна – деревни вымирают, сёла спиваются, оставшееся производство деградирует и закрывается. Раз это - сон, давайте возьмём всю власть в добрые натруженные руки и с помощью доброй феи за одну ночь переделаем всё, как хочется. И пусть, когда пробьёт двенадцать, исчезнет только фея, а не всё благолепие. Как вы думаете, сколько такая конструкция сможет прожить своим ходом, без направленной прямой или косвенной помощи со стороны московских или западных спонсоров? Да нисколько. Проблема даже не в людях, Хотелицы (и Монино заодно) убивают объективные экономические законы.
Вы знаете, что такое чернозём? Это когда в землю втыкаешь палку, и она через месяц начинает цвести. А как растут бананы? В каком климате растёт американская кукуруза? В современном, глобализованном мире уже совершенно всё равно, пасется ли этот барашек на родном Кавказе или в чилийских Андах, важно, где это получается дешевле. Нечернозёмная Россия была всегда ориентированна на сельское хозяйство, которое в современом мире для покупателей не выгодно, а значит - не нужно. Что бы ни обещали политики – хоть левые, хоть правые, хоть хорошие, хоть плохие, Хотелицы и всё вокруг обречено на вымирание. Нет никакого шанса на спасение, нет никаких причин что-либо делать или пытаться остановить, улучшить. Новому миру и новой России эти люди не нужны, и чем быстрее они исчезнут, т.е. уедут или умрут, тем будет проще. Надо ли удивляться в таких условиях жестокосердечности чиновников, когда заходит речь о сиротах или детях с отклонениями? С экономической точки зрения, они - только бесполезный баласт.
Любутские места могут воспрять только после того, как их покинут люди, поля заростут лесом, реки вынесут разлитую по земле отраву в далёкие океаны. Медведь на сладком овсе – вот подходящий символ для будущего, и я рад, что предприимчивый Налим уже работает в этом направлении. Только землю покупать там не надо, земля будет только дешеветь, пока не дойдёт до одного червонца за сотку...
Тёма Сокирко, Кёльн, 16 июня 2006 г.
--- Конец цитаты ---
http://www.tyoma.com/table/hobbies/discussions/monino/
Здесь есть некоторые интересные моменты, которые  помогут в дальнейшем рассмотрении темы.

Галина:
Моя распорядительница - судьба - предоставила мне материал из МОНИНО! Из 2005 года...
(просто: беру коробочку (Что за коробочка? ) - смотрю. Там два диска. На одном написано: Архив... Монино)

И все АРХИВЫ здесь: http://www.earthling.ru/
А именно: «Изложения» , «Сочинения»,  ЖивойЖурнал, Старые фото, старый сайт, форум



--- Цитировать ---ВЕСНА 2005
3.

Андрюша

Андрюше 10 лет. Он живет в московском детском доме-интернате для умственно отсталых детей. У него ДЦП – он плохо ходит, слабо развита мелкая и крупная моторика, из-за паралича органов речи не говорит, с трудом проглатывает, не прожёвывая, пищу. Непрерывно текут слюни.

Мама отказалась от Андрюши когда ему было 9 месяцев.

          В интернате он попал в отделение для «не ходячих», т. е. для детей, которым по диагнозу ходить не полагалось. Тех, кто как Андрюша учились вставать и пытались двигаться, привязывали к кровати колготками. Кормили из соски, т.к. самостоятельный прием пищи также диагнозом не предполагается.

          В интернате Андрюшу нашла бабушка - дальняя родственница, жена дяди Андрюшиной мамы и стала его навещать, в 4 года научила его ходить и есть из ложки. Много разговаривала с ним, сейчас Андрюша хорошо понимает обращенную к нему речь, отвечает простыми жестами и отдельными звуками.

           Когда Андрюше исполнилось 5 лет, бабушка добилась перевода в отделение для ходячих детей. Уже год бабушка водит Андрюшу три раза в неделю в лечебно-педагогический центр «Турмалин». В гости к маме не ходит, т.к. у мамы большая собака, а Андрюша очень боится собак и кошек.

           В Монино Андрюшу взяли бесплатно. Его содержание мы оплачивали сами. Он жил в семье Ольги и Миши, ходил на занятия в детский сад к Маше. Через несколько дней удалось преодолеть страх перед животными – Андрюша стал кормить собаку и играть с ней, катался на лошади, гладил кошку. Андрюша с удовольствием выполнял домашние обязанности – накрывал и убирал со стола, складывал дрова, убирался во дворе, ходил с Мишей на родник. Вечером учились жевать маленькие ломтики яблока, дуть на свечку, пить воду маленькими глотками, произносить отдельные слоги.

          Будем ли еще принимать Андрюшу в Монино мы пока не решили, т .к. не уверены полезны ли для него такие непродолжительные визиты – ему нужна приемная семья, а взять его как постоянного члена общины мы пока не можем.

Ждем летом всех в гости, и надеемся наши скромные жилищные возможности для гостей будут компенсированы дружественным водоворотом летней жизни.

Уже второй год мы делаем регулярные сезонные отчеты и мы были бы очень рады услышать в ответ Ваш ободряющий или недоумевающий голос – по электронной или обычной почте, а то и в живую.


Влад, Маша, Армин, Ольга, Миша.


--- Конец цитаты ---

Галина:

--- Цитировать ---ВЕСНА 2005
2.

Никола

        Это был второй приезд Николы в Монино. О первом приезде, диагнозе и судьбе Николы мы уже рассказывали в отчете за зиму 2004/05. В первый приезд Никола был со своей няней, поэтому режим дня и социальные отношения выстраивались более-менее привычным для него образом.

        На этот раз Митя разработал для Николы строгий режим дня. Вставали рано, завтракали, до обеда работали, потом еще 2 часа после дневного отдыха. Вечером гуляли и общались посредством компьютера.

          За все 35 лет своей жизни Никола никогда не имел такого четкого, строгого распорядка дня.

Кроме того, его все время сопровождал Митя – внимательный, терпеливый, но не дающий спуску.
Результаты были поразительные.

         В конце второй недели Никола стал говорить (у него пропала речь, когда ему было около 8 лет). Такое случалось и раньше, но как невнятные проговоры или бормотание, обычно «эхо» (повтор последних слов обращения к нему). Но здесь Никола стал говорить четко и по делу: Митя отправляет Николу в 7 утра выносить ночное ведро (прошу прощение за подробности), Никола бредет с ведром через Макаровский, и вдруг все присутствующие ясно слышат: «Вот козел!». Но более частым обращением к Мите стало «Мой милый, мой милый!».

           Основная задача Мити была: научить Николу делать пусть совсем незначительные, но самостоятельные дела, а в идеале проявлять собственную инициативу.

Это удалось в полной мере.

          Другая проблема – вредные привычки и абсолютная бытовая невменяемость, помноженная на непривычную обстановку и незнакомых людей. Здесь тоже были серьезные успехи. Никола перешел с полпачки на 3 сигареты в день (он их жует), перестал хватать еду, вскакивать из-за стола и многое другое, в том числе довольно интимные навыки.

Сейчас мы ищем человека, который будет регулярно и на более продолжительное время принимать Николу в Монино...

--- Конец цитаты ---

Никола и Кирюша

Галина:

--- Цитировать ---ВЕСНА 2005
1.

   Этой весной в нашей работе активно участвовал Митя Леонов. В феврале он был нашим представителем на встрече «Любутки-Хильфе», в марте и апреле приезжал с временными подопечными, в мае помогал закончить ремонт на втором этаже Макаровского дома. Из подопечных весной в Монино побывали Никола Дилигенский, Алексей Коноваленко, Андрюша Иванов.
   В связи с возвращением Гриши – восьмилетнего мальчика, который жил у Алены в 2002 – 2003 гг, появилась возможность опять сотрудничать с Аленой. Ситуация с Гришей не простая – Алена с ним не справляется, кроме того ему нужно ходить в школу. Будет ли он с осени ходить в Монинскую школу или в Хотилицкую пока не ясно.
   Нелька предложила поменяться домами – она переехала в Среднее Ляхово, а мы пользуемся ее домом (старым Монинским).
   Пасху праздновали 1 мая, как всегда по православному календарю, тем более что весна началась очень поздно, в середине мая листья распустились лишь на немногих деревьях. Было много гостей – у Аннушки в доме за столом сидели 30 человек.

АННАЛЫ
Март
Приезд на неделю Алексея Коноваленко.
Нелька и Тема переехали в Среднее Ляхово.
26 марта – 2 апреля Миша на учительском семинаре в Москве.

Апрель
4 – 5 приезд Дмитрия Хорнеманна.
9 – 24 Никола Дилигенский.
16 апреля – 3 мая Андрюша Иванов.

Май
Переезд семьи Влада и Маши на второй этаж Макаровского. В Макаровском появились волшебные устройства, из которых течет вода, называются краны. А 28 мая Армин провел первую стирку, в подаренной Майклом стиральной машине-автомате!
Отпуск Армина – в Москву и Ригу.
Никола закончил детский сад и подготовительный класс. Выпускной праздник.
20 - наконец закончено оформление 13 га земли, продлившееся на полгода дольше, чем мы рассчитывали.
23 – 25 - посевная.

--- Конец цитаты ---

                                                    Монино. Никола и Митя.

Галина:

--- Цитировать ---60 параллель / 60 Parallel №4(31) 2008

В России социальная работа сводится к системе финансовой и отчасти
медицинской помощи инвалидам пенсионерам и другим группам людей,
волею судьбы выключенным из социума. Лишь недавно в этой сфере
стали появляться образовательные инициативы. Для здоровых людей. О
том, как используется опыт европейской вальдорфской системы в работе
по социальной реабилитации инвалидов, мы побеседовали с экспертами
международного семинара «Искусство как средство познания человека»
в Сургуте – руководителем скандинавской ассоциации лечебной педаго-
гики и социальной терапии Петером Хольмом и официальным предста-
вителем Екатеринбургского семинара по социальной терапии «София» на
Международном Совете по образованию в области лечебной педагогики и
социальной терапии (г. Кассель, Германия) Верой Симаковой.

Петер Хольм.
          Это долгая история. В Германии каждый год проходит международная конференция для представителей европейских образовательных центров, где я выполняю функции менеджера двух скандинавских образовательных проектов по лечебной педагогике. В связи с этим мне довелось работать с представителями России в Международной организации по лечеб-
ной педагогике и социальной терапии. Эта международная группа помогла реализовать образовательный проект на территории бывшего СССР. Проект объединял 35 лечебных педагогов из Киргизии, России, Украины, Грузии и получил название «КРУГ» – аббревиатура из начальных букв названий стран, участвующих в проекте. Я осуществлял финансовое управление этим проектом.
Проект состоял из пяти недельных блоков в течение двух лет. Благодаря такому сотрудничеству я познакомился с российскими лечебными педагогами.
Одна из этих пяти недель была организована Верой Симаковой в социально-терапевтическом центре под Екатеринбургом, и я познакомился с проектом «Благое дело». Это было в 2006 году. Я заинтересовался этим проектом, поскольку к нему были подключены различные структуры: местные власти, бизнес, политики. Это был первый проект по социальной терапии в
Уральском федеральном округе.

– Вера, лечебно-педагогический образовательный семинар «София» или
предприятие «Благое дело», с которыми связана Ваша деятельность, Петер
называет первым проектом по социальной терапии в Уральском федеральном округе. Есть ли еще в России подобные инициативы?

Вера Симакова.
         Можно говорить о существовании центров, занятых социальной терапией. В Ленинградской области известен центр «Светлана» – это поселение для взрослых людей с ограниченными возможностями. В отличие от «Благого дела» это проект, инициированный, финансируемый и ведомый зарубежными организациями.
         Социальные работники в поселении «Светлана» – это добровольцы из европейских стран. Хотя следует отметить, что в последние годы растет число российских специалистов и волонтеров, ведущих деятельность по социальной
терапии в «Светлане». Помимо Екатеринбурга – Верх-Нейвинского(1), и Ленинградской области подобные инициативы существуют в Москве («Турмалин») и в Иркутске (деревня с фермой, мастерскими для людей с ограниченными возможностями).
         Таким образом, всего в России существует 4 инициативы: два социокультурных центра, куда взрослые люди с нарушениями приходят для работы итворческой деятельности: в Москве и Екатеринбурге, и два поселения, где постоянно живут люди с ограниченными возможностями: Ленинградская об-ласть, деревня «Светлана», Иркутск.
...

(1) Международный лечебно-образовательный семинар «София» работает в Екатеринбурге и готовит сертифицированных специалистов по лечебной педагогике и социальной терапии, а благотворительная организация «Благое дело» находится в Свердловской области в поселке Верх-Нейвинском и занимается практической работой. Оба этих направления тесно взаимоувязаны. Подробнее об этом см. ж. «60 параллель», № 2, 2007 и на сайте http://journal.60parallel.org/ru/journal/2007/23


--- Конец цитаты ---

Навигация

[0] Главная страница сообщений

[#] Следующая страница

[*] Предыдущая страница

Перейти к полной версии