Итоги встречи "Сильная вальдорфская старшая школа"
26-28 июня 2022
школа Путь Зерна, Москва.
Друзья!
..........На днях завершилась встреча учителей старшей школы, а также всех заинтересованных в становлении ступени старшей школы в России - родителей и администраторов вальдорфских школ.
Участники (около 40 человек) из Москвы, Санкт-Петербурга, Самары, Ярославля, Воронежа, Владимира, Сочи, Жуковского, Зеленограда, Уфы, в течение трёх дней делились тем, что представляет из себя на данном этапе старшая школа в каждой инициативе России (сколько учеников по классам, сколько учителей-предметников в старшей школе, сколько из них с вальдорфским образованием, есть ли в школе специальное лабораторное оснащение и место для полноценного процесса обучения).
А также вместе смотрели на возможности одних школ и потребности других - в учителях, оборудовании, возможностях совместных эпох и обменов учениками и учителями. О достоинствах и недостатках практического применения таких обменов рассказали представители тех инициатив, которые уже имеют опыт подобных мероприятий.
Участники встречи, разделившись на группы, потрудились над несколькими конкретными вопросами и запросами образовавшегося в ходе встречи
Межшкольного объединения старшей школы:
- над рассмотрением предпосылок и созданием рабочей группы подготовки базового семинара старшей школы (на данном этапе в России пока нет единой образовательной площадки для подготовки и развития специалистов старшей вальдорфской школы, как нет и образа старшей вальдорфской школы, с объединяющей школьные методобъединения ясной и понятной целью развития)
- над планом создания единого онлайн-ресурса для хранения материалов, помогающих учителям в работе (1 шаг - база для физиков). А также планом единого ресурса информирования учителей о техниках и методах современного образования.
- над объединением Темы года между школами (встречаясь представителями школ ежемесячно онлайн для координации и обсуждения эпох, для обмена классами и педагогами. И ежегодно встречаясь на живой встрече - Конференции старшей школы в августе, накануне учебного года)
- над проектом программы развития старшей школы.
Договорились:
- продолжать совместное взаимодействие по данным направлениям в телеграм-чате Методического объединения старшей школы и в отдельных чатах каждой из четырёх определившихся рабочих групп
- собрать единый список учителей-предметников России
- следующую живую встречу провести через год, также, во время проведения Летней методической недели в Москве (в последнюю неделю июня 2023). На эту встречу учителя могут приезжать с наработками, докладами о своём практическом опыте в школе, которые готовят заранее.
Рабочая группа по подготовке семинара старшей школы
открыта для вхождения в неё участников, готовых взять на себя ответственность за вклад в рождение и развитие семинара по старшей школе в России. Семинар предполагает выдачу официальных документов о повышении квалификации.
Кроме того, остаётся и расширяет предметы и межпредметные связи, действующий уже два года семинар старшей школы в Зеленограде. На будущий год к рассмотрению математики и литературы добавится история.
В завершении встречи участники оставили свои письменные отзывы, передав их инициативной группе подготовки встречи по старшей школе.
Члены Совета Ассоциации вальдорфских школ России пригласили всех на торжественную встречу, посвященную 30-летию вальдорфского
движения в России, которая намечена на 9 октября 2022. Торжество пройдёт в школе Святого Георгия Победоносца, Москва. Накануне, 8 октября 2022, в стенах школы Святого Георгия Победоносца планируется проведение ежегодного осеннего Собрания Ассоциации вальдорфских школ России.
Татьяна Волкова, секретарь Ассоциации вальдорфских школ России
СЕРГЕЙ ИВАШКИН.
Который год наблюдаю интересный феномен - периодически кто-то предлагает традиционные методы вальдорфской педагогики обогащать современным опытом других школ.
Проблема только в том, что мы так в полной мере и не освоили основные вальдорфские методы.
Вальдорфская педагогика построена в первую очередь на феноменологии.
Каждое действие в школе должно начинаться с наблюдения. Сначала точно воспринять то явление, которое требует нашего внимания.
Мы наблюдаем детей, природу, эксперименты, потом тщательно это описываем, потом восходим к понятиям, стоящим за этими феноменами. Метод дан нам Иоганном Вольфгангом Гётте и носит его имя - гётеанизм или гётеанство.
Антропософия является продолжением, развитием этого метода и рассматривает не только феномены природы и человека, но и феномен мышления или непосредственно понятия, эмоции.
Только соединив то, что мы наблюдаем органами восприятия физическими с понятием мы можем говорить о том, что мы что-то познали.
Метод можно использовать в самых разных областях. Он работает как основа поиска ответов на вопросы жизни.
Хотите конструктивно пройти конфликт - рассмотрите ситуацию со всех сторон, восстановите события без эмоций и домыслов.
Практика показывает, что люди не в состоянии запомнить точно событие, не отличают эмоции от мыслей, факты от своих рассуждений о них. Не различают ощущения, эмоции, чувства и мысли. Всё складывается в одну корзину.
Этот метод требует отработки на разных уровнях в школе. Научиться сначала точно запоминать, пересказывать, описывать словесно, зарисовывать.
На этих базовых способностях и навыках рождается чувство слова, чувство мысли.
Точное описание, характеризация даёт возможность видеть сущность явления, силы его формирующие.
Очень часто мы подменяем описание своими мыслями об увиденном, ранее сформированными представлениями.
Я это вижу, когда работаю как консультант с учителями, администраторам, руководителями и сотрудниками компаний. И, конечно же, на индивидуальных консультациях.
Так что рановато говорить, что методы вальдорфской педагогики устарели. Для начала их нужно хорошенько освоить. И потом уже добавлять новые наработки современных педагогических и психологических талантов.
На встречи учителей старших классов возник вопрос - что может объединить учителей с разными точками зрения? Мне пришёл ответ, что только точное описание феномена. Как только ты переходишь к суждению или оценке, сразу появляется субъективность.
Суждения могут быть разными и после совместной работы по описанию и характеризации. Здесь нас ближе к истине двигает возможность делать такую работу в кругу коллег - разные точки зрения помогают приобрести объективность.
ГАЛИНА РАЙНИНА.
Столько наиважнейших вопросов затронуто! Наверное, встречу стоит назвать - судьбоносной ... для старшей школы! Представители школ, и по фото видно - озабочены...
В отчете не указано, стоял ли вопрос о мировоззренческом состоянии преподавательского коллектива учительских коллегий. И именно, о том, что Антропософия и является такой составляющей, причем - основной в профессионализме специалиста, если говорить о старшей школе.
Пост выше - Сергея Петровича как раз об этом (не упоминая слова Антропософия!). А, значит, Преподавателю в своей профессиональной подготовке не обойти ведущих тем в развитии человека: о Христе, о Карме, о дуализме Зла... Собственно, для этого не особо нужен семинар... так как самообразование никак общими встречами не заменить