Автор Тема: ВЫЗОВ ВРЕМЕНИ: РЕБЕНОК В ЦИФРОВОМ МИРЕ...  (Прочитано 1896 раз)

0 Пользователей и 1 Гость смотрят эту тему.

Оффлайн Галина

  • Модератор
  • Сообщений: 1 984
  • Karma: +0/-0
«МАМА, МЫ - НИЩИЕ?»
« Ответ #20 : 12 Июль 2018, 17:08:30 »


«МАМА, МЫ - НИЩИЕ?»

(из соц. сетей https://vk.com/narodnoe_prikladnoe_iskusstvo)

Это началось с первого класса. Сын пришел со школы и попросил купить ему сенсорный телефон. На вопрос «зачем»? ответил: «У всех есть в классе сенсорные телефоны и Интернет, и только у меня кнопочный». На вопросы зачем тебе Интернет, зачем такой функциональный телефон, пожал плечами. Сошлись во мнении, что кнопочных телефонов для звонков и смс нашей семье вполне достаточно.

- Мама, мы с тобой нищие? - спросил сын во втором классе.
- Почему?
- Так ребята сказали, что мы – нищие, потому что у меня нет сенсорного телефона. Купи мне сенсор.
Этот разговор был уже не таким простым, как в первом классе, потому что сопровождался слезами, требованиями купить во чтобы то ни стало сенсорный телефон. Когда успокоился, начали спрашивать, кто такие нищие. Начали разбираться, нищие ли мы. Есть своё жилье? Есть каждый день еда? Есть одежда? Есть ресурсы для поездок-путешествий? Есть ресурсы для покупок того или другого? Вместе разбирались, спрашивали – отвечал. Сам отвечал. Разобрались, что мы, оказывается, не нищие. Потому что трудимся, и имеем материальное обеспечение, вполне приемлемое для этой жизни на этой земле - есть жилье, еда, одежда, отпуска с поездками. Снова обсудили, что такое сенсорный телефон, какой несет вред, что происходит с мозгом от игр, внедренных в сенсоры, от Интернета. Всё прямым текстом, как есть на самом деле. Еще раз обсудили, как сенсорные телефоны с Интернетом помогают стать дебилом в прямом смысле, чего лишают сенсорные телефоны, какие имеют незаметные глазу и уху алгоритмы привыкания и...
Пока разбирались, вспомнилась наша учительница русского языка и литературы. Мы ее совсем не понимали тогда, сплетничали за ее спиной. Но именно она подарила нам возможность войти в мир образов, приносила литературные журналы с произведениями, которые еще недавно были запрещены и совсем не входили в школьные программы. И мы читали запоем, по очереди передавая друг другу замусоленные журналы. Когда был разбор очередных сочинений пригибали головы к партам: по классу летело с ее уст: «Нищие Духом»!Эти её «нищие духом» были совсем непонятны, и мы спрашивали друг у друга, о чём она. Но слова эти были как кнут, и хотелось учить еще больше русский язык и читать произведения, чтобы не быть нищим духом в глазах Елены Максимовны. Только спустя годы пришло понимание, а кто это такой «нищий духом».

Попутно пустились в школьные воспоминания вслух и разобрали с сыном про «нищих Духом». Вроде все расставилось в голове ребенка по местам.

Но есть же родственники. В третьем классе они собрались подарить сыну на день рожденья дорогущий сенсорный телефон. На вопрос зачем? – ответы были просто разнообразными – от "быть на постоянной связи" и до "отсутствие сенсорного телефона порождает в ребенке комплекс неполноценности, ущемляет его в присутствии одноклассников, ставит на ступень ниже".
Ну да. С головами родственников приходится труднее. Отвечаешь, покупайте, но коробку откроет и начнет пользоваться лет в 16. Подарили тогда конструктор.

В начале четвертого класса сын спросил:
- Оксане родители за каждую пятерку платят по 100 рублей! Она уже накопила много денег, и думает, на что их потратить. Если я стану круглым отличником, вы будете мне платить, как Оксане.
- Нет.
- Почему?
- Потому что "платим" тебе любовью и заботой - у тебя есть все возможности учиться на "отлично", хорошая школа, много времени, немного дополнительных секций и только те, куда ты хочешь ходить сам.
- Но ей же платят...

Спрашиваем, зачем тебе копить деньги? Признаётся, что очень хочет иметь свой компьютер...
И снова разговоры о деньгах, об их влиянии, об учёбе и ее роли в жизни человека. Как надо успеть учиться, пока есть все возможности.

Перед летом отдаём сыну компьютер с производства, с хорошим функционалом. Младшую школу закончил с двумя четверками - русский язык и английский язык. Сын не может поверить своим глазам. "Надо же я мечтал о маленьком ноутбуке, а теперь у меня такой мощный компьютер". Уточняем, компьютер отдается для подготовки докладов, и для "вечерних сеансов". Контроль поглощения информации с глобальной сети не отменяется.

И вот уже пятый класс. Всё с тем же стареньким кнопочным телефоном. (Для короткой связи. Никакие серьезные вопросы по телефону не обсуждаются. Облучение уха и головы минимизировано до вопросов: где, что, когда).
В школе открытые уроки по дополнительным секциям, которые год назад выбрали сами ученики. Приглашают родителей.
Первый урок проводит библиотекарь, разбирают сказку. Дети начинают читать по абзацам. И на затылке начинают шевелиться волосы, буквально. Двое из пяти детей в этой дополнительной секции читают по слогам, запинаясь, двое читают более-менее сносно, но все четверо не понимают образность, не отвечают на вопросы, и только сын читает легко, быстро, с выражением, быстро понимает суть вопросов. Гордость? Нет. Дети удручают настолько, что гасят радость за сына.
Дети, читающие по слогам и с запинками, в 12 лет... Вспоминается первый класс, когда несказанно удивила учительница, отметив, что сын единственный из класса, кто понимает, что читает. Просто впали "коматоз", как это? Разве можно читать и не понимать, что читаешь. Учительница кивает, половина класса не умеет читать совсем, а половина читает, но не понимает содержание прочитанного.
Сын научился читать в 5 лет, ото всех понемногу. В детский сад не ходил.
К концу первого класса мы с ним договорились, что родители трудятся, чтобы обеспечить ему условия для учебы. А его учеба - это тот же труд, только мы получаем за свой труд материальное вознаграждение, а он - в виде оценок. Поэтому его задача - учиться хорошо, чтобы увеличивалось количество мозговых клеток, улучшалось понимание. Всё по-взрослому с первого класса. В пятом классе начал учиться на отлично. Его учебы касаемся только при подписании дневника один раз в месяц и когда выскакивают две плавающие четверки по четвертям. Не проверяем уроки, не помогаем делать уроки. Помощь только в подготовке докладов и курсовых в младших классах на интересные всей семье темы. За двойки не ругаем, за пятерки - не хвалим. Как потрудился - то и получил. Всё на доверии. Хвалимся? Нет, анализируем событийность "теория/практика" и размышляем вслух.

Второй урок проводит учитель русского языка. Задания все в соревновательной форме. Уже весь класс занят, поделен на две команды. Надо быстро сказать устойчивый фразеологизм по определенной тематике, или продолжить загадку.
Сын – опять первый в каждом задании. Отвечает просто на лету. Немного отстает, но тоже довольно хорошо понимает и отвечает ещё один мальчик в классе. И ВСЁ.
Невольно погружаешься в очередные грустные размышления как система дебилизирует Расу.
Идём домой. Спрашиваешь у сына:
- Как думаешь, почему ты быстрее всех отвечал на открытых уроках?
- Потому что я читаю книги? – спрашивает сын.
- Да. И потому что у тебя нет сенсорного телефона.
В пятом классе одноклассники начали выполнять домашние задания с помощью телефонов. На переменах входят в Интернет, и смотрят правильные ответы. Это тоже выговорил сын в начале учебного года, что они быстрее его делают уроки. Но просьбы купить ему сенсорный телефон больше не звучит.
В доме нет телевизора. Есть компьютеры, и Интернет, с помощью которого по вечерам, когда есть ресурс, сын смотрит старые советские фильмы и мультфильмы. Планшет, подаренный родственниками, пока из дома выселен к дарителям. За нарушение лимита в виде двух часов, отведенных на игры. Вернули до лучших времен, когда появится иммунитет к системным алгоритмам. Они наступят лет в 16.

- Вот подрастет, и будет играть так, и смотреть телевизор так, что не оторвешь. Зря ограничиваете доступ, что, думаете, сможете от всего ребенка "спрятать", - это так возмущаются родственники, пытаются ругаться, демонстративно садят к телевизору у себя в гостях.

Разумеется, будет. Потому что никто не отменял, что «запретный плод – сладок». В пять лет подобрал тлеющий окурок, засунул в рот. В шесть лет застукивали, как "курил" карандашом. Завели в магазин, показали на витрины, и сказали: "Какие нравятся сигареты, покажи, купим, будешь курить по человечески. Если хочешь - кури, не надо прятаться". И как бабка пошептала. Конечно, дорвется до телевизора и компьютерных игр, а может, и до сигарет-пива-водки. Каждый должен пройти своё. Но когда дорвется мозг будет уже в другом состоянии. Возраст уже будет другой. Начнет сам понимать многое. И вот это, что говорилось в первом-втором классе, тоже дойдет. Веришь в это, потому что сын уже сам начинает понимать. Различать.
Читает каждый день книги, бумажные книги. То, что читаем сами, всё лежит в открытом доступе, читает наперегонки со взрослыми. В первом классе учительницу шокировало, что сын все перемены читает. Бегает в школьную библиотеку за книгами. Не носится по коридорам, не толкается, не дерется, а сидит и читает. Какими только эпитетами не награждали его за это, потом всё это отвалилось, как короста, и все привыкли, что сын не совсем такой, как все. Забылось, что мы – «нищие», или уже просто сын перестал носить домой такое, потому что перестал это воспринимать. Зато началось другое от одноклассников, дай списать математику, дай то, дай это.
Перед весенними каникулами класс повезли на экскурсию в городскую библиотеку. Вечером сын изрекает:
- Сегодня Дима мне позавидовал.
- ?!
И начинает рассказывать, как проходила экскурсия, как путалась в экспонатах ведущая, и как пришла вторая, которая тоже постоянно что-то путала, но в конце экскурсии стало интересно. С детьми начали играть. Опять загадки, опять поговорки, шарады и…. надо ли говорить, что сын снова отвечал правильно, а на большинство вопросов ребята молчали.
Экскурсовод удивилась:
- Это что за мальчик такой, который всё знает?
Дима повернулся к сыну и с искаженным лицом закричал:
- Да потому что он с деревни!

Смеялись долго. До слез. Сын, сначала сидел нахохлившийся, видно, задели димкины слова. На Душу взял. Позже выяснилось, что когда никто не мог ответить, что не утаишь в мешке, и сын ответил, Димка снова закричал: «Да ты сам, как шило - на всё есть ответ». Вот откуда нахохленность. Хорошо, что сразу понял, всё это от зависти. При этом ещё взял зашиворот Димку и легонько встряхнул. Сюда не лезем. Решил встряхнуть, значит, так надо было на тот момент. Мы бы так не делали. Всё надо решать словом. А для этого надо просвещать своё невежество, чтобы владеть этим самым словом, которое может решить любую ситуацию.
Обсудили всё до «мелочей». Встряхнул, потому что Димка, оказывается, ещё и толкнул вместе со словом «шило». Поразмышляли, почему Димка сказал про деревню, ведь живем в городе. Чем и как хотел задеть. И прочее-прочее. Досконально. На самом деле мелочей в таких вопросах нет. И в целом никогда вопросы детей – не воспринимаются как мелочь. На каждый вопрос должен быть обстоятельный ответ. Ответ – как целый мир, который он открывает для себя, через родителя. И в этом есть одна из самых главных задач - помогать ребенку видеть, как всё есть на самом деле.
А делать это на самом деле легко. На примерах и сравнениях, на опыте, который проходит сам ребенок вместе с родителями. Главное, всё делать вместе с детьми. Вместе читать, вместе ходить в походы, вместе смотреть мультфильм. Главное, не думать, что ребенок ещё мал, с самого первого дня рождения.
- Надо спрашивать, почему ты в библиотеке хорошо отвечал?
- Потому что у меня нет сенсорного телефона и я читаю книги? – смеется в ответ сын.
Киваешь. Теория + практика. Самые лучшие друзья. Во втором классе, когда он плача, требовал купить сенсорный телефон, он не мог понять того, что переживает сейчас, в пятом. Сам переживает и сам видит. Это очень важно, чтобы ребенок переживал сам, то, о чем ему говорится. Не со слов взрослых, а сам. А для этого необходимо ему создавать трудности, условия, в которых, он может «пощупать» себя, «попробовать» на вкус. А какой я на самом деле? Ребенок, «вкусивший» себя в малом возрасте, будет легче двигаться в социальной жизни. Будет чище восприятие и глубже понимание.
Да, система, «рулит». «Рулит» через одноклассников, которые приносят из своих семей весь «мир», в котором они обитают. Через учителей. Через пассажиров трамвая. Через улицу и торговые центры. Через соседей. Но есть семья. Есть дом, в котором жизнь течет совсем по-другому. Есть традиции, по которым двигается семья, и о которых во внешнем мире нельзя рассказывать всем подряд, а только тем, кто желает слушать и готов к этой информации. И это всё – различение семейного мира и социального мира = «фундамент» для совсем другой жизни в этой же самой системе. И система в этом служит очень хорошим помощником.



Оффлайн Галина

  • Модератор
  • Сообщений: 1 984
  • Karma: +0/-0

ПОКОЛЕНИЕ, ПОДКЛЮЧЕННОЕ К СЕТИ (THE WIRED GENERATION)

Газета Times – одна из самых старых и уважаемых в Англии. По воскресеньям выходит Sunday Times, "толстая" газета с несколькими приложениями, одним из которых является журнал Sunday Times Magazine. В прошлое воскресенье он был почти целиком посвящен проблемам детства в эпоху интернета. Представляем вашему вниманию обзор публикации Джеймса МакКонначи (James McConnachie)

-------------------------------------------------------

У современных родителей открылся новый фронт войны, в интернете и сетях. Сейчас каждый родитель наверняка задается вопросом – что можно разрешать детям делать в интернете? В каком возрасте можно разрешать детям доступ в сеть?

В Великобритании, 21% детей в возрасте 3-4 лет уже имеют собственный планшет. 83% детей в возрасте 12-15 лет имеют смартфон.

Баронесса Кидрон известна своей кампанией по защите прав детей в Палате лордов Великобритании. Она подготовила доклад «Электронное детство», который будет скоро представлен в Палату лордов в целях внесения поправок к Биллю о защите личных данных с тем, чтобы интернет-компании признали права несовершеннолетних детей. По мнению Кидрон, «интернет – неподходящее место для детей». Он захлестывает их, как волна.

Кстати, сами создатели многих интернет-гигантов из Силиконовой долины сейчас отправляют своих детей в школы, работающие по системе Волдорф (Waldorf school), аналогично Steiner school в Европе – без экранов и интернета. В своем новом докладе Баронесса Кидрон не рассматривает традиционные угрозы детям из интернета, такие как порнография и педофилия. Об этом уже говорилось в предыдущих докладах. Речь идет о том, что интернет создавался для взрослых пользователей, и продукция интернет-компаний рассчитана на взрослых потребителей. Сама технология разработана так, чтобы ею пользовались взрослые, а не дети.

Для подготовки доклада, Кидрон собрала команду из детских психологов, представителей правосудия, специалистов по зависимости. Возглавила исследование доктор Ангерад Радкин, психолог и специалист по детскому развитию, и сама мама троих детей. Доктор Радкин составила таблицу, где указываются известные уже риски и влияние технологий на развитие ребенка на определенном возрастном этапе.

Для детей младшего возраста, проблема в основном состоит в том, что они не могут сами остановиться, когда им что-то нравится. По аналогии, ребенок оказывается не просто закрытым в магазине конфет; он становится во главу конвейера сладостей. Часть академиков по-прежнему утверждает, что прямой зависимости между экранным временем и вредом для ребенка нет. Однако близорукость среди детей в Англии более чем удвоилась по сравнению с данными 1960-х годов. И если дети 3-4 лет проводят свыше восьми часов перед экраном, остаются открытыми вопросы:
Сколько всего они могли бы выучить за эти часы без экрана?
Сколько живого общения они лишились, а соответственно навыков устной речи?
Насколько неразвитой осталась мелкая моторика?
Какой эмоциональный опыт не был пережит?

По словам Радкин, технологии дают много возможностей, например, пообщаться с далеко живущими родственниками по Скайпу. Но пока дети сидят перед экраном, «они не разговаривают и не двигаются».

Доктор Ричард Грэхем, психиатр в Nightingale Hospital, специализирующийся по технологическим зависимостям, напоминает, что у маленьких детей одно из самых любимых слов всегда «еще». Если взрослые не могут оторваться от компьютерной игры, то какой шанс остановить игру будет у детей? Так, 10-летний Питер объяснил баронессе Кидрон, что его любимая игра не предусматривает пауз и перерывов. Если его позвали обедать, и он остановит игру, он потеряет всех заработанных животных. «А чтобы получить черного дракона, надо играть часа три…». Также опасна для детей функция автоматического просмотра. Пока ребенок смотрит на планшете один эпизод любимого детского сериала, в конце начинается отсчет, сколько минут осталось до следующего эпизода. Детский палец немедленно тянется к клавише, и начинается следующий эпизод. «Технологии разработаны совсем не в интересах детей», – делает вывод Кидрон.

По данным доклада, в наиболее уязвимую категорию попадают дети 10-12 лет. Именно в этом возрасте они переходят в среднюю школу, покидая начальную. Если среди 8-11 летних детей Англии смартфон есть у 39% детей (хотя еще четыре года назад был только у 18%!), то к 12-15 годам обладателями смартфонов становятся 83% детей.
             Именно 10-12 летние дети массово подписываются на различные социальные сети и чаты. И хотя многие из компаний указывают минимальный возраст в 13 лет (включая обожаемый этой возрастной группой Snapchat), ни одна из интернет компаний не предпринимает особых усилий отслеживать выполнение этого правила. Да и большинство родителей не в курсе, что есть правила о минимальном возрасте для участия в социальных сетях. Многие подписываются на свое имя для использования сетей ребенком. Но именно в этом возрасте детей тянет на риск.
                Социальные сети подогревают подобные настроения. Кроме того, почти все электронные развлечения, и особенно социальные сети, запрограммированы на то, чтобы немедленно после завершения одного цикла, вновь начать все сначала. Именно эта цикличность – действие продолжается всегда, днем и ночью, твои последователи в сети тебя поддерживают, это постоянное возбуждение, приводит к тому, что у нас растет поколение детей, страдающих от недостатка сна. Детям 9-13 лет трудно оторваться от экрана. Девочка Роуз, которая подписалась в 11 лет на Snapchat, описала исследователям, как она проводила все выходные дни, сидя в пижаме и глядя на экран с меняющимися картинками. По ее словам, она чувствовала себя очень одинокой, ни с кем из друзей не встречалась, не ходила на праздники, но оторваться от Snapchat не могла. Сейчас ей 12 лет, и она ушла из этой сети.

По словам заведующего лабораторией технологической этики при Оксфордском институте интернета Джеймса Уилльямс, получив возможность все время быть в сети, получать информацию, нам необходимо применять более строгий самоконтроль, устанавливать собственные границы использования технологий. Но когда подростки отличались высоким самоконтролем? Профессор философии и этики в информатике Оксфордского университета Лусиано Флориди пишет, что, безусловно, «среди детей будут такие, которые правильно воспользуются предоставляемыми интернетом возможностями и значительно выиграют», однако «будут и другие. Те, что станут жертвами моды, будут следовать за друзьями и трендами, не в силах оторваться и сделать собственный выбор».

Между тем, среди подростков, и особенно девочек, после 2010-х годов отмечается все больше нарушений психики, депрессии, расстройств приема пищи, суицидных настроений. Доктор Мэри Айкен пишет, что для расстроенной девочки, переживающей из-за своего веса, достаточно ударить по клавишам, как она найдет группу, где голодание считается нормой, где ее неправильные действия получат поддержку и одобрение, тем самым усугубляя ее ситуацию.

Эксперты по-прежнему спорят, является ли интернет фактором усугубления психологических проблем. Но родителям становится все труднее понять, что же им делать. Разве что то, что рекомендовалось всегда – прислушиваться к своим детям. Влияние технологий будет различным на разный возраст, на каждого индивидуального ребенка. Уверенные в себе, технологически грамотные дети будут процветать, используя сети. Одинокий, неуверенный ребенок может стать еще более депрессивным и уязвимым.
              Дети не являются миниатюрными взрослыми, но интернет компании и разработчики новых технологий обращаются с ними именно так. Новые технологические компании проповедуют свободу и открытый доступ, пишет баронесса Кидрон, но «они не предоставляют выбора подрастающему поколению. Они привязывают их к своим телефонам, продают им свои данные, делают из маленьких детей игроков… мы хотим, чтобы информационная сфера была пригодна для детского использования».



Оффлайн Галина

  • Модератор
  • Сообщений: 1 984
  • Karma: +0/-0

КИСЛОВОДСК. Вальдорфский детский сад "Колосок"

https://vk.com/kolosokok

РЕБЕНОК И ТЕЛЕВИЗОР


Из книги Райнера Пацлафа "Застывший взгляд"

Рассматривая цветную репродукцию, скажем, какой-нибудь картины, мы тоже можем заметить, что она составлена из тысяч крошечных растровых точек. Но когда наш взгляд падает на них, они неизменно сохраняют свои свойства — цвет, освещенность и четкость. А теперь попробуем представить себе такую странную печать, которая выцветает до неузнаваемости, как только ее касается взгляд зрителя: его глаза могут напрягаться сколько угодно — стоит им приступить к фиксации какого-нибудь места, как точки растра на нем уже почти обратились в ничто. Оптическое впечатление от такой картины всегда было бы сильно размытым.
Но как раз в этой ситуации и оказываются глаза телезрителя: куда бы они ни направлялись, целая картина от них всегда ускользает. Тут мы имеем дело со странным явлением — постоянно светящиеся точки растра, которых взгляд тщетно ищет на экране, появляются на сетчатке, но при этом собственная активность глаз в значительной степени отключена.
Сюда добавляется и полное замирание аккомодационных движений, т. е. вращений глазного яблока, с помощью которых угол оптических осей глаз постоянно изменяется, приспосабливаясь к смене расстояний до объектов, как происходит, к примеру, в театре, когда нужно четко видеть находящихся на разных расстояниях от зрителя актеров и кулисы. При телепросмотре же расстояние до экрана остается неизменным, и потому глаза, приспособившись к нему один раз, уже не делают аккомодационных движений, пока взгляд направлен на экран.
Что же происходит, когда сканирующие усилия нигде не находят опоры, а растровая картинка и без них возникает на сетчатке? Столь оживленная в других случаях деятельность глаз становится ненужной и почти целиком сменяется пассивностью. Взгляд цепенеет, превращаясь во всем знакомый «телевзгляд». Народная мудрость неспроста назвала прибор, вынуждающий принимать столь противоестественную установку, «ящиком для идиотов» (Соответствующее немецкое слово вызывает представление о пустом, бессмысленном взгляде.). Но было бы ошибкой думать, будто «оцепеневший взгляд» — недостаток телезрителя: такой взгляд с первого же мгновения навязывается ему самой природой телекадра, и никто не в состоянии избежать этого принуждения.
Разумеется, сознание телепотребителя сопротивляется такой информации: ведь на своем опыте он не замечает никаких изменений и как раньше, так и теперь чувствует себя полностью свободным и активным. Увы, все проводившиеся до сих пор исследования доказывают обратное.
В 1979 г. американская группа экспериментаторов исследовала число саккад при телепросмотре, констатировав заметное снижение активности глаз: в ходе 15-минутного просмотра (показывали какое-то голливудское шоу) у всех испытуемых за промежуток в 20 секунд имели место лишь от 5 до 7 саккад13. Если сравнить это число с 2—5 саккадами в секунду при свободном разглядывании природной среды (что для 20 секунд дало бы частоту в 40—100 саккад), то снижение составит в среднем 90%.
Другое свидетельство существенного снижения активности глаз при телепросмотре — диаметр зрачков, который толкуется исследователями как показатель степени активности мозга («кортикальной активации», стимуляции деятельности коры головного мозга) и соответственно как индикатор бодрствующего сознания. В 1980 г. при показе одного и того же фильма с одними и теми же размером и яркостью изображения было обнаружено «заметное сокращение диаметра зрачков» в том случае, когда фильм демонстрировался не на кино-, а на телеэкране.
Впрочем, телевидение уже и внешними факторами вызывает снижение естественной деятельности органов чувств вдвое: во-первых, оно приводит к полной остановке аккомодацию глаз, поскольку выбранное зрителем расстояние от экрана во время просмотра, как правило, не меняется. Во-вторых, оно надолго ограничивает поле зрения крошечным участком. Ведь при нормальном осмотре окружающего пространства человеческие глаза по горизонтали охватывают угол в 200 градусов и могут свободно двигаться в этих пределах. А если с обычного расстояния смотреть на телеэкран средних размеров (12 х 16 дюймов), то поле зрения оказывается суженным до 6—7 градусов, т. е. сокращается на 97%15. Даже при чтении книги глаз получает в пять раз большее поле зрения. А в пределах 6—7 градусов глаза, как мы видели, не имеют возможности совершать свободные движения.
Но если активность глаз сводится на нет, то их оцепенение передается и всему телу, и даже самые непоседливые детишки часами сидят перед телевизором неподвижно. Врачи называют такое двигательным застоем — но это сильно преуменьшающая опасность формулировка, заставляющая задуматься, в чем тут дело — просто ли в бездумности или в сознательном введении в заблуждение. Ведь проблема заключается не в пассивности мускулов, а в пассивности воли, управляющей мускулами. То, что при этом происходит, — не более и не менее, как атака на волевую способность человека, обусловливающую его самостоятельность, собственную активность. Тут имеет место снижение, деградация активности, застой воли, а тем самым и деградация личности...
http://www.bdn-steiner.ru/modules/Books/files/Paclaf_Zastyvshy_vzgliad.doc[/size]


СЕРГЕЙ ИВАШКИН

МУЛЬТФИЛЬМЫ ДЕТЯМ. МОЖНО? КОГДА? КАКИЕ?

https://youtu.be/pojnq1rVUe4


Цитировать
"Как мультфильм, даже очень хороший, советский и прекрасный, влияет на ребенка? На что обратить внимание родителям? Как сам родитель может понять, как мультики воздействуют на ребенка?... Как объяснить родственникам или людям другого поколения?..."
Вопрос ОТ родителя детского сада.

ВИКТОР ПЕЛЕВИН
«Generation П» - роман Виктора Пелевина о поколении россиян, которое взрослело и формировалось во времена политических и экономических реформ 1990-х годов. Когда главной мечтой молодежи было, чтобы свободный и поэтому запрещённый мир с той стороны океана вошел в их жизнь. Через 10 лет мечта сбылась. Ее визитной карточкой стал рекламный клип, в котором обезьяна пила пепси-колу и уезжала на шикарном джипе в обнимку с девицами в бикини....






Оффлайн Галина

  • Модератор
  • Сообщений: 1 984
  • Karma: +0/-0
Цитировать
РУДОЛЬФ ШТЕЙНЕР "Эзотерические рассмотрения кармических связей. Том II"
"Какой вид будут иметь в следующей жизни люди с исключительно сидячим образом жизни — этого нужно ждать, поскольку такие земные жизни, когда человек только сидит, впервые возникли в современности. Раньше же человек, если он обращал внимание на окружающие вещи, должен был подойти к ним, должен был привести свои члены в движение. Все его тело становилось деятельным, а не только органы чувств, относящиеся к голове... И то, что совершало все тело, когда человек был внимательным — это переходило в головное образование следующей земной жизни... Голова человека в следующей земной жизни обладала силь­ной склонностью эти силы посылать в остальной организм, который вычленялся в следующей жизни? В пер­вые 7 лет каждая кость образована так, как это проистекает из головы. Если человек имеет особую скло­нность к силам Земли, то он получит большие крепкие кости, исключительно хорошие ключицы, хорошо выра­ботанные ребра. Все тогда носит характер добротной выработки. Голова же родственна Земле в силу обсто­ятельств предыдущей земной жизни. Лоб тогда не особенно высок — высокий лоб не родственен Земле, — но строго очерчен. Такой человек мужественно проходит по жизни. Тогда также быстро растут волосы. И если это имеет место у ребенка, значит, он был внимателен к окружающему в прежней жизни. Из морально-духов­ных отношений одной жизни формируется тело в другой. (Кто во все совал свой нос, был сверхвнимателен, у того взъерошенные волосы).236 (10) http://www.bdn-steiner.ru/cat/Ga_Rus/236_1.doc

Оффлайн Галина

  • Модератор
  • Сообщений: 1 984
  • Karma: +0/-0

28 окт 2018 в 11:40
"ЦИФРОВАЯ РЕАЛЬНОСТЬ"
РОДИТЕЛЬСКИЙ
СЛЁТ В БОЛОНЬЕ
13 - 15 апреля 2018 года

Looking Back
On The 2018 Conference
October 4, 2018
Cec?lia Skarka

Оглядываясь назад
на конференцию 2018 года
4 октября 2018 года
Автор:

Сесилия Скарка

В апреле 2018 года мы, родители Вальдорфа со всей Европы, собрались вместе в Болонье, Италия, чтобы обсудить один из самых больших вопросов современности: цифровые медиа и технологии.

Есть очень много вопросов, которые возникают из этой темы, особенно когда они касаются наших драгоценных детей: мы должны избегать технологий? Надо ли нам защищать наших детей? Должны ли мы собирать смартфоны в школах? Или мы просто должны позволить нашим детям погрузиться в этот «смелый новый мир», так как именно там они должны жить?

Во время этой конференции мы узнали, что эти вопросы - просто отвлекающие факторы. Реальный вопрос: как подготовить наших детей с раннего возраста к этим новым вызовам, чтобы помочь им стать сознательными, творческими и компетентными цифровыми гражданами.

Мы также поняли, что вальдорфское образование действительно имеет адекватные ответы на эти вопросы.

Это принято считать, что Waldorf образование технофобов, а некоторые школы работают, чтобы заработать такую ??репутацию. Тем не менее, Вальдорф нацелен на то, чтобы предоставить детям то, что им действительно нужно, на определенном этапе их развития, а также защитить их от неэффективных или подходящих на этом этапе ударов.

Было интересно отметить, что, хотя, безусловно, есть проблемы, о которых стоит беспокоиться, у нас есть инструменты для решения большинства из них.

В конце концов, цифровая технология здесь, чтобы остаться, и мы должны жить с ней. Но нам нужно осознавать и осознавать, как мы используем и потребляем цифровые медиа, чтобы оставаться человечным и гуманным в этом удивительном и сумасшедшем мире.

Мы не можем поделиться с вами уникальным опытом: приятная атмосфера, веселье смеха, сердечные связи и вдохновляющие разговоры с единомышленниками из разных уголков Европы и, конечно, замечательные Итальянская кухня и вино. Все, что мы можем поделиться, - это видео с лекций. Мы все еще надеемся, что этого будет достаточно, чтобы вы почувствовали, что не хотите пропустить нашу следующую конференцию!

Кристофер Клаудер
о технологии, изменениях
и детстве


Кристофер Клаудер FRSA является внештатным докладчиком, писателем и консультантом по вопросам детства, инновациям в образовании, культурной эволюции и творчеству. Он был основателем Ботинской платформы инноваций в образовании и руководил исследованиями в области социального эмоционального образования и творчества и искусств. Он является соучредителем «Альянса за детство», члена сообщества «Образование для благосостояния» и Международного форума по образованию Штайнера. С 1989 по 2012 год он был генеральным директором Европейского совета по образованию Штайнера Вальдорфа.

ВИДЕО
см. по ссылке
https://youtu.be/Ue64CgVtfc4

***
Маргарета ван Раемдонк
по исследованиям и передовой
практике по теме конференции


Маргарета работает в Фламандской федерации Штайнера Вальдорфа. У нее 20-летний опыт преподавания. С 2004 года она отвечает за работу, необходимую для защиты учебной программы Штайнера начиная с 7 класса в рамках фламандского образовательного мира. В результате конституционной свободы образования в Бельгии школьное движение Штайнера во Фландрии смогло обеспечить квалификацию школы фламандского штайнера с университетским доступом на основе этого уже более 20 лет непрерывного развития учебной программы. Она также работает над педагогическими инновациями и лоббистской работой в Бельгии и Европе. Она является членом Совета Европейского совета по образованию Штайнера Вальдорфа. Она начала проекты о том, как собирать исследования и передовые методы в образовании Вальдорфа, чтобы поделиться ими среди федераций и школ.

ВИДЕО
см. о ссылке
https://youtu.be/YgER18bqRO0

***
Джулия Кернбах
о здоровом образе жизни
в эпоху цифровых технологий


Джулия Кернбах училась изобразительному искусству, фотографии и истории искусств в Кунстакадемии Дюссельдорф. Она одинаково использует цифровые и аналоговые медиа в своей работе.

Джулия является тренером ECHT DABEI (http://www.echt-dabei.de/), работая над профилактическими программами в детских садах и начальных школах, чтобы помочь детям, педагогам и родителям добиться критического и беспроблемного использования средств массовой информации. Она также работает с детьми в музее Kunstsammlung Nordrhein-Westfalen в Дюссельдорфе, Германия, с аналоговыми и цифровыми медиа, такими как фильмы с остановкой движения. Ее внимание сосредоточено на использовании активных носителей, будь то цифровое или аналоговое. Джулия является частью рабочей группы «Медиаобразование» в школе Вальдорфа своих детей в Дюссельдорфе. Она также разрабатывает соглашения о медиаобразовании в школах Вальдорфа с родителями и учителями для своих занятий.

ВИДЕО
см. по ссылке
https://youtu.be/iAj7bDg06yM

***
Джулия также поделилась с нами небольшой брошюрой, в которой родители дают советы и рекомендации для работы с цифровыми медиа в повседневной семейной жизни.

Media affect children differently
pdf-файл
см. по ссылке
https://www.medienratgeber-fuer-eltern.de/pdf/medienr..



ENSWaP Conference 2019
РОДИТЕЛЬСКИЙ СЛЁТ
100 лет Вальдорфской педагогике
Берлин (Германия)
17 - 19 мая 2019 года

см. по ссылке
http://enswap.org/2018/10/enswap-conference-2019/



Оффлайн Галина

  • Модератор
  • Сообщений: 1 984
  • Karma: +0/-0




«ВЫЗОВ ВРЕМЕНИ:
РЕБЁНОК
В ЦИФРОВОМ МИРЕ»

Делегатом от российских родителей для поездки на конференцию в Болонью была Варвара Райнина. Делегат, о котором мы могли только мечтать. Многодетная мама, говорящая на английском и немецком, представитель семьи, в которой давно изучают и чтут антропософию, активный участник вальдорфского сообщества, исключительно душевный и коммуникабельный человек.

Полный отчет Варвары
по итогам конференции



https://www.facebook.com/events/306369393225107/permalink/324501568078556/

«…Цифровой мир, искусственный интеллект - это наша действительность и мы должны осознанно, пробуждённо к этому подходить, как и к другому, что нас окружает. И мы, родители, будем компаньонами детям и в этом вопросе тоже, как и в других, в зависимости от возраста (конечно). Между "всё запретить" и "всё разрешить" есть прекрасная "медиакомпетентность"….»

13-15 апреля 2018 г. в Болонье состоялась ежегодная конференция европейских вальдорфских родителей. В этот раз темой встречи была выбрана волнующая многих тема «Ребёнок в цифровом мире».

Делегатом от российских родителей для поездки на конференцию в Болонью была Варвара Райнина. Делегат, о котором мы могли только мечтать. Многодетная мама, говорящая на английском, представитель семьи, в которой давно изучают и чтут антропософию, активный участник вальдорфского сообщества, исключительно душевный и коммуникабельный человек.

Представляем здесь отчет Варвары по итогам конференции:

Добрый день! Вот и мой отчет о поездке на конференцию «Цифровая реальность». Хочу разделить его на 2 части.

Первая - о настоящем положении дел в этой сфере, о крайностях и о последствиях , к которым приводит несвоевременное и неограниченное использование гаджетов.

Вторая - конкретные методические шаги для разного возраста, а также о позитивном в этой области.

Первая часть отчёта

Начну со страшилок, чтобы закончить на позитиве)

Для мира цифровых технологий, каждый человек –«data» (данные), которыми можно манипулировать и использовать. Например, адресная реклама на FB. Если вас можно измерить (любые введенные вами данные), то вас можно использовать с экономической точки зрения. 96% всего интернет потока – чья-то прибыль, чей-то экономический интерес. Существует такая дисциплина, как нейромаркетинг - наука построения манипулятивной среды, или такой метод, как «дофаминовая петля» (в online играх – стимулы-поощрения-бонусы, увеличение силы, неожиданные выигрыши, в соц. сетях – быстрые лайки, шеры и любые другие интеракции).
77% детей в Европе в возрасте от 13 и до 16 лет и 38% от 9 до 12 лет имеют профили в социальных сетях и только половина из них знают и понимают, что они могут менять настройки. У многих профили открытые. К чему это может привести, всем известно: выслеживание, использование фотографий в порно, вовлечение в «группы смерти» и т.п.

2. Чем больше ребенок проводит времени с гаджетами, тем хуже у него с моторикой, которая влияет на здоровое развитие ребенка. Если вы как родитель ограничиваете реальное движение ребенка, особенно до 7 лет, предлагая ему взамен телевизор или планшет, вы мешаете мозгу развиваться, можно сказать, ограждаете своими руками мозг ребенка от развития. Позвоночник и органы от здорового роста и формирования. Уже доказано, что глаз откликается на объемное, для развития он должен видеть объемные предметы. С плоской картинкой (планшет, экран) этого не происходит. Если вы неограниченно заменяете свободное физическое движение – неподвижностью и застывшим взглядом, то провоцируете нарушение мозга и потом именно этот ребенок, когда вырастит, скорее всего не сможет работать в IT сфере, где прежде всего важно именно умение мыслить. Развлечения на планшетах и смартфонах не имеют ничего общего с компьютерным делом и работой в этой области - это совершенно разные вещи, друг с другом не связанные. Мы, как взрослые, должны это понимать и нести ответственность. Несколько примеров:

- некоторые дети первоклассники не могут держать карандаш в руке, потому что привыкли только кликать. Терапия занимает 6 месяцев;

- я лично знаю ребенка, иначе бы не поверила, который не мог никуда взобраться в 7 лет, будь то огромный камень или дерево, при этом достаточно времени проводил у экрана и большой поклонник лего. В социальной и эмоциональной сфере тоже не все гладко;

- некоторые подростки, активные пользователи смартфонов, не могут пользоваться мышкой, соотнести стрелку на экране с движением мыши, половина из них (14-15 лет), не могут создать, сохранить файл и записать на флешку.

3. В Европе уже существуют клиники для «гаджетозависимых» подростков и взрослых. Эта зависимость стоит в одном ряду с наркоманией, требующая длительного лечения в стационаре. Представьте себе такую картину: ребенок выпрашивает у взрослого еще поиграть, кричит, топает ногами, обещает сделать за это уроки или съесть суп, а взрослый думает, разрешить или нет, 15 минут или 30, телевизор или планшет. Если мы знаем, что это наркотик, то это сопоставимо с таким размышлением: дать мне ему сегодня еще немного героина или нет, пол грамма или грамм, добавить в кашу или молоко?

В Германии один из 40 детей - игрозависимый, требующий лечения. Да, там это началось чуть раньше, чем у нас.

4. Люди, не владеющие цифровыми технологиями, не нужны в современных профессиях. Это факт. Например, в Англии, 12% молодых людей в возрасте от 15 до 25 лет не учатся и не имеют работы. Обучение компьютерному делу и основам программирования очень важная часть образовательного процесса в старшей школе.

Вторая часть отчета с конференции "Цифровая реальность".

Возрастные особенности и критерии «медиазрелости».
«Медиа зрелый человек может выбрать, проводить время с гаджетом или без него, в зависимости от того, какой вариант лучше всего соответствует его личным целям и потребностям, и знает, как использовать медиаресурсы ограниченным, активным, творческим и технически квалифицированным способом».

Мы, как родители, так и учителя, можем способствовать, чтобы старшеклассники стали именно такими. Чтобы они не впадали в крайности из-за бездействия или неосведомленности в этом вопросе взрослых людей, которые их окружают.

0-7 лет – Свободное движение. Всегда! Неподвижность перед экраном и застывший взгляд очень вредят развитию. Общение только с реальными людьми. Например, во время разговора с живым человеком у того, кто слушает, в гортани происходит тоже мини движение, незаметное внешне, которое потом влияет на становление собственной речи. С экраном этого движения не происходит (научное исследование).

7-10 лет – Образы, истории на уроках через устные рассказы. Максимум - кнопочный телефон, если ребенок сам добирается из школы.

10-11 лет – Можно говорить с детьми о цифровой реальности, о том, что можно писать о себе в интернете, а что нет, почему, как могут другие люди это использовать. Один учитель провел эксперимент: показал в 4 классе страничку из соцсети симпатичного 12-ти летнего парня, где у него написано, что он хочет переписываться и ему нужно приехать в город и у кого-то пожить. Все до одной девочки попросили учителя отправить ему их фотографии и адрес с приглашением пожить. После этого учитель сказал им, что это он создал эту страничку и этого парня не существует. Девочки очень сильно удивились.

В этом возрасте можно заняться созданием простейших мультиков, обсудить этот процесс, сравнить длительность мультика и время, потраченное на его создание.

12-14 лет – изучение принципов работы вычислительных машин, алгоритмов. Первые работы с использованием компьютера. Например:

-сравнение игры в шахматы с работой компьютеров;

-рассмотрение разных медиа, двигаясь от аналоговых к цифровым;

-создание собственного семейного дерева с помощью компьютера.

С 7 класса курс по слепой десятипальцевой печати, работа с текстовыми сообщениями, с электронной почтой. Для родителей и учителей здесь открывается много возможностей по поиску творческого подхода.

Как возможный пример: «Без водительских прав - нельзя садиться за руль, без окончания курса слепой десятипальцевой печати - нельзя садиться за компьютер». Звучит радикально, но такой подход многократно зарекомендовал себя.

14 лет – «мы хотим быть частью конкретно этого мира», «не хотим быть «средневековыми» как предки». Существование в постоянном конфликте. Здесь уже можно делать сайты и мультики под руководством специалистов. Учиться различать фейковые и реальные новости под руководством людей, разбирающихся в этой теме.

Очень интересная тема - история искусственного интеллекта. Вот например, интересный момент, от которого можно раскрутить тему: в 1997 году компьютер Deep Blue(IBM) победил Гарри Каспарова (чемпион мира по шахматам на тот момент, который хвастался, что никогда не проиграет машине). Изучение и понимание таких абстрактных вещей, как центральный процессор, тоже в этом возрасте. «Современный человек должен знать, как работает каждое устройство в его доме», - слова Рудольфа Штайнера.

2. Что мы можем сделать дома, в семье.

Гаджеты ни в коем случае не должны стать объектом шантажа в семье. Сдашь экзамен по скрипке на пять, купим смартфон. Сделаешь домашнее задание быстро, поиграешь на 15 минут больше. Выучишь таблицу умножения установим игру и т.д. Это нарушает здоровые отношения в семье. Можно сравнить с дрессировкой животных. Прыгнул повыше, получи сухарик. Все вопросы по этой теме должны оговариваться заранее. Новые традиции в семье, если можно так сказать. Например: кнопочный телефон с 3 класса, смартфон с 12(13,14) лет.

Необходимо четко разделять работу и развлечения с использованием гаджетов. Обсуждать с детьми, что работа, а что нет. Важно, чтобы были моменты, когда ни звонки, ни напоминания, ни сообщения не отвлекают. Это может быть, например, семейный ужин или настольная игра.

Не нужно сразу конфликтовать при виде сидящего у экрана ребенка. Лучше сесть рядом, посмотреть вместе немного, что там происходит, а потом предложить сделать самим, то, что было на экране, например. Ведь часто дети смотрят на экране, как другие дети играют.

Сейчас стало модно заключать с ребенком контракт. Но справедливо будет тогда и взрослым тоже его заключить между собой.

3. Что мы можем сделать в школе.

В каждой школе, классе, группе должны быть люди, рабочие группы, разрабатывающие этот вопрос.

Объяснять на разных примерах в классах, что базовые знания обязательны, несмотря на развитие технологий и возможной, будущей профессии, связанной с этим. Один из примеров. Чтобы сделать фильм, нужно правильно составить и написать заявку, скорее всего на нескольких языках.

В каждой школе, хотя бы в городе, должен быть специалист по данной теме, который по запросу родителей и классного руководителя участвует в собрании, где принимается совместное соглашение, основанное на дискуссии с конкретными родителями. Например, такие пункты: во время уроков телефон выключен, находится у ребенка или в специальной коробке у учителя(гостиница для телефонов), договорится как будут проходить совместные дни рождения (например, без online игр), поговорить о родительском контроле на телефонах, о поездках всем классом без смартфонов и др.

Обсудить фото и видео съемку родителями и учителями в классе во время уроков, на открытых уроках и в поездках. Только специальный человек незаметно это делает (если это нужно для сайта школы, например) или совсем не снимать? С чем связана эта фото и видео зависимость взрослых?

4. Заключение. Цифровые технологии - неотделимая часть современного мира.

Какие возможности дают нам цифровые технологии и какие опасности от них исходят? Например, можно мгновенно узнать о бедствии и максимально быстро оказать помощь, сверхточные операции на органы, автопилоты и многое другое. Профессор университета в Иерусалиме Юваль Ной Харари написал книгу как раз на эту тему. «Homo deus: краткая история завтрашнего дня». На русском должна выйти в мае. В ней говорится о том, что человек становится Богом, благодаря технологиям, не успев познать себя. О том, что он стремится обрести блаженство и бессмертие- Богоподобность (использование биотехнологий и генной инженерии), но к чему это может привести? Угрожают ли технические, цифровые разработки способности людей придавать смысл своей жизни?

Позитивная новость из Англии. Еще 5 лет назад в издательствах детских книг была катастрофа: книги практически не покупали. Детям закачивали тексты на электронные книги. Сейчас же, наоборот, большой спрос на хорошие, качественные детские книги.

На конференции многократно звучали слова, созвучные с первым абзацем этого длинного текста, о том, что в сферу цифровых технологий (идеи, создание, разработка, воплощение) должны приходить здоровые, образованные, творческие люди. За этим будущее! И мы с вами, как родители, учителя, может быть и уже являемся (раз дочитали такой длинный текст до конца) активными соучастниками этого процесса!



только что вернулась - подарки...

Оффлайн Галина

  • Модератор
  • Сообщений: 1 984
  • Karma: +0/-0
СВОБОДА ОТ ГАДЖЕТОВ: ЭКСПЕРИМЕНТ. ДЕНЬ 1
 
Свободу гаджетам и их владельцам!
 
Вчера я затеяла один эксперимент. Решила последовать совету умных людей и попробовать отключаться от всех гаджетов в восемь вечера. Не бродить по соцсетям, не писать ничего, в мессенджере не «зависать». Только экстренные звонки. Те же умные люди сказали, что будет больше энергии.
 
И вот ровно в 20.07 (я не смогла отключиться строго вовремя, сделала несколько судорожных вздохов перед «смертью») я отложила в сторону все электронно-железное-пластиковое и отняла то же у детей. Как ни странно, они восприняли это на удивление спокойно. Может, посчитали, что это на меня накатила очередная «волна», бороться с ней бессмысленно, скоро она откатит сама и все будет по-прежнему.
 
Ну что, еще слишком рано ложиться, надо себя чем-то занимать. Взяла книжку, стала читать. Для меня это практически забытое ощущение – держать настоящую, живую книгу в руках. Все последние годы я читаю только с электронных средств.
 
Уютно светит настольная лампа, разливая на странице лужицу теплого света, рядом прикорнул, мурлыкая, кот. Ему тоже досталось тепла от лампы. Тишина, только шорох страниц. «Лужица света», «шорох страниц»… Какие приятные штампы! И дети куда-то делись, их не слышно. Затаились? Ждут отлива?
 
А, вот уже бегут. Поговорить. Давайте говорить. Ловлю себя на первом любопытном наблюдении. Книжку на сей раз я откладываю гораздо легче, чем обычно комп. И с гораздо большим вниманием вникаю в то, о чем галдят дети.
 
В разговорах, в чтении проходит около двух часов. Внутреннее состояние интересное. Чувствую себя то ли освободившимся после многолетней отсидки рецидивистом, не понимающим, где он и куда теперь, то ли ребенком, оставленным наедине со сладким – вроде и можно, и хочется, и нельзя. А иногда внутри вдруг робко начинает звучать что-то очень хорошее, очень похожее на радость, счастье. Что это?
 
Пора спать. Дети засопели очень быстро. А меня накрыло. Бессонница. Причем не какая-то унылая, мучительная, а «шебутная»: сна ни в одном глазу, хочется что-то делать, в голове — клубок идей. В общем состояние такое, как будто «приняла» что-то.
 
Это и есть обещанный прилив энергии? Или это ломка? Как вы думаете?
 
Первый результат такой: дети как ни в чем не бывало, а со мной непонятно что, и я не выспалась. Вот поди скажи, кто из нас больше зависим от этой электронной дури! Посмотрим, что будет сегодня.
 
Евгения Неганова
https://www.nashideti.site/2018/12/05/svoboda-ot-gadzhetov-eksperiment-den-1/