"...в нашем календаре перед наступлением Рождества значится день Адама и Евы.
Происхождение этого — в той же самой идее. Однако в более старые времена для тех, кто призван был постичь таинство Рождества и таинство Голгофы на основании более глубоких соображений и восприятий или углубленного позна¬ния с помощью тех, что были их учителями, для этих людей вновь и вновь излагалась всеохватная символическая идея, идея о происхождении Креста.
Тот Бог, который представляется людям в Ветхом Завете, дает людям, олицетворяемым Адамом и Евой, заповедь: «Вы можете есть от всех плодов сада, но только не от тех, что растут на Древе Познания добра и зла». А поскольку они отведали с этого дерева, то были изгнаны с первоначального места своего обитания.
А Древо (и это изображается самыми различными средствами) неким образом вошло в последовательность поколений, бывших теми изначальными поколениями, из которых возникла также и телесная оболочка Иисуса. А получилось это следующим образом (так это изображали в определенные эпохи): когда Адам, грешный человек, был погребен, это Древо в свою очередь выросло из его гробни¬цы, при том, что сам он был из Рая удален. Вот это и дало толчок следующему ходу рассуждений: Адам покоится в могиле, то есть он, человек, изведавший грех, он, человек, соблазненный Люцифером, покоится в могиле, он соединил¬ся с телом Земли. Но из его гробницы произрастает дерево, Древо, которое в состоянии теперь расти из Земли, с которой соединилось тело Адама.
Древесина этого дерева переходит далее к другим поколениям, к которым принадлежит также Авраам, принадлежит также и Давид. И из материала этого дерева, которое таким образом стояло в Раю, а после выросло из гробницы Адама, из древесины этого дерева был сделан крест, на котором распяли Христа Иисуса.
Вот идея, которую вновь и вновь разъясняли учителя тем людям, которые были призваны понять тайны Мистерии Голгофы исходя из более глубоких оснований. Глубокий смысл содержится в том, что в древнейшие эпохи (а смысл этот теперь же укажет нам на то, что он пригоден также и для нашего времени) в таких образах получали выражение весьма глубокие мысли.
Мы ознакомились с той идеей Мистерии Голгофы, что говорит нам: то существо, что проследовало через тело Иисуса, это существо излило то, что оно должно было принести Земле, излило это над Землей, излило в ауру Земли. То, что Христос привнес в Землю, оказалось с этих пор связано со всей телесностью Земли.
После Мистерии Голгофы Земля сделалась в чем-то иной.
В земной ауре живет то, что Христос принес на Землю с небесных высот. Если в этой связи мы устремим свой духовный взор на тот древний образ Древа, образ этот укажет нам всю эту взаимосвязь исходя из более возвышенной перспективы.
Итак, с началом земного бытия в человека проник люциферический принцип. Человек, такой, каким он является теперь, при своем соединении с люциферическим принципом, принадлежит Земле, являет собой часть Земли. И если мы помещаем его тело в Землю, тело это оказывается не просто тем, что видит в нем анатомия, но в то же самое время это тело оказывается и внешней отливкой того, чем — в рамках земного — является человек в своей внутренней сути.
И на основе духовной науки мы можем уяснить, что к человеческой сущности относится не только то, что прони¬кает через врата смерти в духовный мир, но также и то, что всей своей деятельностью, всеми своими земными поступками связывает человека с Землей. Действительно, он связан с ней точно так же, как связаны с Землей те события, что обнаруживает как связанные с Землей геолог, минералог, зоолог и т.д.
И когда человек проходит через врата смерти, для человеческого индивидуума первым делом оказывается завершено то, что связывает его с Землей.
Однако внешняя наша форма, ее мы каким-то образом передаем Земле, она переходит в тело Земли. Она несет в себе выражение того, чем сделалась Земля вследствие того, что в земное развитие вмешался Люцифер. То, что совершает на Земле человек, несет в себе люциферический принцип, человек вносит этот люциферический принцип в земную ауру. Из человеческих поступков, из человеческой деятельности проистекает, расцветает пышным цветом не только то, что изначально было предусмотрено в связи с человеком, из человеческих деяний происходит также и то, к чему примешалось люциферическое. Это пребывает в земной ауре.
И когда мы теперь видим на гробнице соблазненного Люцифером Адама – Древо, которое вследствие люциферического соблазна сделалось чем-то иным, нежели оно было изначально, Древом Познания добра и зла, мы видим также и все, что спровоцировал человек в силу того, что он оставил изначальное состояние, что из-за люциферического соблазна он сделался иным и тем самым привнес в земную эволюцию нечто такое, что не было предусмотрено изначально..."