До сих пор "Рок-сентябрь" остаётся, пожалуй, наиболее известной группой из промышленного Череповца на юге Вологодской области, хотя вспоминают её, как правило, в связи с музыкантами, которые оставили эпизодический след в её истории, самостоятельно добившись гораздо большего - речь, разумеется, идёт о Юрии Шевчуке и Александре Башлачёве. Тем не менее, в начале 80-х "Рок-сентябрь" ухватил свой кусочек славы. Группу организовал весной 1979 Вячеслав Кобрин, флейтист по образованию, который позднее сменил флейту на гитару и с середины 70-х начал играть в различных самодеятельных группах. В то время звёздами местного масштаба были "Новое время", "Белые грифы", "Орион" и "Дыхание времени" - из последнего к Кобрину перешли Олег Хакман, бас, вокал, и Евгений Белозеров, барабаны; состав дополнили поющий клавишник Александр Пугачёв и звукооператор Юрий Сорокин. Они устроились в городской дом культуры, подготовили программу из импортных и собственных песен, взяли название "Диско-сентябрь" (страну в то время охватил бум диско) и в том же месяце начали играть на танцах. Имея близкой целью создание солидной материально-технической базы, группа интенсивно работала везде, куда её звали, и вскоре стала самой популярной в Череповце. За год музыканты набрали материал на свой дебютный альбом, который в начале 1981 записали у себя на точке. Он в момент разлетелся по всей стране под названием "Диско-робот" (так же называлась одна из песен альбома, которая стала хитом дискотек даже в Питере) и ощутимо расширил круг слушателей группы. Вскоре после этого "Диско-сентябрь" был приглашён в Ульяновскую филармонию, однако, четыре месяца спустя, не удовлетворённые ни самой работой, ни её оплатой, музыканты уволились и вернулись домой. Кроме того, в 1979-1982 они участвовали в областных смотрах-конкурсах самодеятельной молодёжной и политической песни "Красная Роза", причём, в 1981 стали его лауреатами, а год спустя выступали там как почётные гости. В этот период с ними близко сошёлся молодой журналист и поэт Александр Башлачёв, который только что вернулся в Череповец из Свердловска, где закончил факультет журналистики местного Университета. Башлачёв публиковал в прессе статьи о молодёжной культуре и написал несколько текстов к песням "Диско-сентября".
В том же 1982, почувствовав изменение конъюнктуры и рост интереса публики к русскому року, группа сменила название на "Рок-сентябрь", записала второй альбом "Нам нужен ветер" и отправила его на конкурс "Золотой Камертон", который проводила газета "Комсомольская Правда". Осенью они, среди других лауреатов, прошли на III тур конкурса и были приглашены в Москву, чтобы выступить на гала-концерте в зале гостиницы "Орлёнок". Выступление "Рок-сентября" плохо соответствовало представлениям чиновников от культуры о том, как должна звучать комсомольская агитбригада, поэтому из записи концерта было вырезано, однако, именно там группа познакомилась с конкурсантами из Уфы, группой DDT, которая искала возможность записать свои песни. Надеясь, что творческий потенциал лидеров DDT Шевчука и Сигачёва вкупе с собственной технической базой помогут группе встать на профессиональные рельсы, Кобрин пригласил обоих в Череповец, но на месте выяснилось, что те не разделяют его планов на будущее. Между тем, и в самом "Рок-сентябре" начались разногласия, и его покинул Хакман, место которого занял Андрей Масленников, бас. В середине января 1983 Кобрин, Масленников и Сорокин помогли Шевчуку и Сигачёву записать цикл своих песен, позднее получивший название "Компромисс" (был известен ещё и как "Монолог в Сайгоне"). Эти записи разлетелись по стране, прославив "Рок-сентябрь" куда больше, чем её собственное творчество. В том же году Пугачёва сменил основатель "Нового времени", одной из лучших групп города, игравшей мощный джаз-рок с духовыми, клавишник Владимир Капустин, но осенью группа распалась: их записи (с DDT и без) попали на Запад, как-то раз название "Рок-сентябрь" было упомянуто в передаче Севы Новгородцева, что повлекло за собой его запрет дома. Кобрин отправился в Таллин и присоединился к Magnetic band (после чего играл с его лидером Гуннаром Грапсом в G.G.G., потом с Ultima thule и со своим "Кобрин блюз бэндом"), а Капустина занесло в Москву, где он стал клавишником "Круиза" (интересно, что там недолго играл и Сигачёв). Итогом этого периода стал альбом "Доктор Рок-н-ролл" (1983). Тем не менее, снова жизнь в РОК-СЕНТЯБРЬ вдохнул Олег Хакман, который в 1984-1987 с помощью приглашённых музыкантов записал четыре новых альбома группы: "Калейдоскоп" (1984), "Пляшет зал" (1985), "Карусель" (1986) и "Рок-Сентябрь" (1987), хотя они уже не привлекали особого внимания. В 1987 Хакман и ветеран группы Женя Белозеров собрали концертный состав "Рок-сентября", в который вошли Владислав Мамченко, гитара, и Вячеслав Курбатов, клавишные, с которым начали сочинять новый материал (Хакман - музыка, Мамченко - тексты), выступать дома и выезжать в другие города, в частности, приняли участие в рок-фестивале "Рок + Мир" в Ярославле (май 1987), иногда, по прежнему, исполняя "Не стреляй" Шевчука. В октябре 1988 группа была принята на работу в Вологодскую филармонию, а незадолго до Нового Года фирма "Мелодия" издала миньон с двумя песнями группы, однако, он прошёл незамеченным, и на рубеже 90-х следы "Рок-сентября" потерялись. Их бывший текстовик Саша Башлачёв стал, пожалуй, самым одарённым и ярким поэтом русского рока и ушёл из жизни в феврале 1988, оставив после себя несколько десятков прекрасных песен. Интересно, что на организованном в память о нём в январе 1990 фестивале "Рок-акустика" в Череповце выступал со своими песнями и его бывший коллега, клавишник Александр Пугачёв, но с тех пор никакой информации о бывших музыкантах "Рок-сентября" не поступало, а их записи не переиздавались.
На этой странице мы поместили песни и композиции группы «Рок-сентябрь» 1980-1983 года, взятые с магнитоальбомов «Диско-робот», «Всё сначала», «Нам нужен ветер», «Доктор рок-н-ролл» (Исключение составляет песня «Почтальон» с альбома «Калейдоскоп» 1984, текст которой был написан А. Башлачёвым еще в 1982 году). Этот период творчества группы связан с именем Александра Башлачёва, который тогда писал для группы тексты песен. Александр Башлачёв впоследствии вспоминал о своем опыте со-творчества с "Рок-сентябрем" с некоторой иронией, считая это несерьезным занятием. Как он сам говорил, на написание текста у него уходило максимум пол-часа. Александр Пугачёв, клавишник группы вспоминал: «Сашка сочинял под музыку поначалу совсем бессмысленные тексты, про рыбу, например. Но если нам нужны были слова, то мы брали музыку и клали на текст, который он сочинял прямо при нас: садился за стол и за пять минут писал…. То есть музыка была готова, а он писал только текст». По воспоминаниям сашиного сокурсника по университету и друга А. Измайлова, он сочинял стихи на мелодии которые ему присылали в Свердловск на магнитофонных лентах друзья из «Рок-сентября». Когда Измайлов, слушая что у того получалось, укорял Сашу в пошлости, то Башлачёв обижался и оправдывался: «Лучше быть понятым дураками, чем непонятым никем. И потом им что ни напиши, они отметают всё, что сложнее поцелуя в подъезде». Но это было всё же не совсем так. Иначе бы Саша отказался от этого со-творчества. Этот союз можно воспринимать как помощь и поддержку студента Саши Башлачёва своих товарищей, но можно воспринимать как первый стихотворный опыт, который потом привёл Башлачёва к его стихотворным шедеврам.
Многие кто послушает «Рок-сентябрь» того времени скажут: «А где здесь рок-то?» Да, музыканты группы играли довольно разноплановую музыку напоминающую не только рок, но и диско, который тогда был очень популярен и джаз-рок, который тогда слушали лишь немногие. Некоторые композиции являются джаз-роковыми («Эй, помогите», «Мчат колёса», «Инструментал» и др.) и можно понять, что ребята слушали не только популярные тогда в рок-музыке «Led Zeppelin» и «Deep Purple», но кое-что поизысканней. Например Херби Хенкока, Чика Кореа, Стенли Кларка с Джорджем Дюком, «Earth, Wind & Fire», а может даже и «Weather report». В некоторых вещах видно влияние регги. Ну и конечно, наверняка они хорошо знали классику советской эстрады от «Поющих гитар» до группы «Круиз». Очень красивые получились медленные баллады «Солнце», «Встреча», «Если хочешь - уйду», «Ничего не случилось», где особенно хорошо прослушиваются башлачёвские тексты.
В состав музыкантов входили: Вячеслав Кобрин – гитара, Олег Хакман – бас, вокал, Александр Пугачёв – клавишные, вокал, Евгений Белозёров – ударные. Большим секретом осталось авторство музыки. Считается, что всю музыку на этих альбомах писал В. Кобрин, а потом начиная с альбома «Калейдоскоп» композитором считался О. Хакман. Но потом почему-то автором музыки многих песен периода 1980-1983 гг. стал числиться Олег Хакман.
В конце мы включили запись передачи Севы Новгородцева на ВВС за 22 апреля 1983 года, где он анонсировал песню «Манекен» на стихи А. Башлачёва.
В. Селицкий