Звездный состав "Поющих гитар": Наверху - Александр Федоров, Анатолий Васильев, Юрий Соколов, Эдгар Бернштейн. Внизу - Валерий Ступаченко, Юрий Иваненко, Григорий Клемиц, Ирина Понаровская, Евгений Броневицкий, Владимир Калинин.
В этом разделе собраны архивные записи легендарной группы «Поющие гитары», которые выходили на пластинках с 1967 по 1976 гг. Так же добавлены записи с концертов сохранившиеся на магнитоальбомах этого же периода. К большому сожалению многие записи группы не сохранились или сохранились в очень плохом качестве.
Песни ансамбля привязаны по годам выхода пластинок или по первому исполнению на концертах. Конечно здесь еще требуются некоторые уточнения, но в целом история песенного репертуара «Поющих гитар» представлена максимально широко. В некоторых случаях мы сочли возможным дать разные варианты песен. И в целом старались выкладывать самые лучшие по качеству треки. Если ж не было наиболее хороших по качеству треков, то ограничивались тем что есть.
Ансамль был основан в 1966 году бывшим гитаристом ансамбля "Дружба" Анатолием Николаевичем Васильевым. В 60-е годы в состав "Поющих гитар" входили гитарист В. Калинин, бас-гитарист Е. Броневицкий, ударник С. Лавровский, клавишник Л. Вильдавский, а так же Э. Бернштейн, Ш. Петраки, В. Чванов, А. Паулавичус, О. Мошкович и др. С 1969 по 1970, ровно год работал в коллективе начинающий композитор Юрий Антонов. Яркий след оставила вокалистка Елена Федорова, которая несколько ушла в тень после прихода в ансамбль Ирины Понаровской.
"Поющие гитары" первыми стали использовать на концертах световые эффекты, и стали делать театрализованные шоу. Музыкальные номера были очень хорошо отрепетированы и музыкальная состовляющая ансамбля была на высоте. Это не удивительно, ведь в составе ансамбля было много выпускников консерваторий: Эдуард Кузинер, Георгий Клемиц, Альгис Паулавичус, которые писали аранжировки и расписывали вокальные партии.
К началу 70-х годов образовался костяк музыкантов, который на протяжении почти 5 лет был неизменным и наверно самым лучшим и знаменитым: мужское трио вокалистов Евгений Броневицкий, Александр Федоров и Валерий Ступаченко, молодая и талантливая выпускница консерватории Ирина Понаровская. Георгий Клемиц - фортепиано, аранжировки, Эдуард Кузинер - клавишные, аранжировки, Эдгар Бернштейн - труба и звукорежиссура, Василий Борисов - гитара, Анатолий Васильев - соло-гитара (худ. рук. ансамбля), Юрий Иваненко - бас-гитара, Юрий Соколов - ударные инструменты.
Просто невероятно звучал в ансамбле бас Ю. Иваненко. Этот музыкант пришел вместе с Э.Кузинером, и ударником Ю. Соколовым из ансамбля "Ровестники", который акомпонировал известному певцу А. Королеву. В конце 60-х годов он купил у заезжего гастролера-итальянца новенькую бас-гитрау, которая была наверно самой лучшей в СССР в те годы. Просто неслыханно по тем временам Юрий украшал мелодию джаз-роковыми рифами и какими-то потрясающими сбивками в стиле Джако Пасториуса. Особенно сильно это слышно на композициях "Люди встречаются", "Саласпилс", "Нет тебя прекрасней". Вообще хорошо сыгранная пара Иваненко-Соколов являлась ритмическим мотором группы.
Популярность трех поющих богатырей: Броневицкого, Федорова, Ступаченко была в то время просто всенародно огромной. Их многоголосное пение грамотно расписанных вокальных партий прекрасно дополняла И. Понаровская. Особенно впечатляет ее вокализ в теме "Саласпилс", где она поет в унисон с трубой.
Программа ансамбля состояла из очень разных по стилю композиций, с одной стороны приходилось петь антивоенные песни и обязательные песни советских композиторов, русские народные песни, а с другой стороны они пели "Битлз" и другие популярные хиты западной музыки. Но и с тем и с другим коллектив музыкантов справлялся удачно.
"Поющие гитары" были первопроходцами на советской эстраде, от которых и пошло название ВИА. Популярность этой группы в СССР в конце 60-х не имела себе равных и могла в то время сравниться только с «Битлз». Именно они стали примером для большого количества коллективов которые пошли их дорогой. В последствие на высокий профессиональный уровень «Поющих гитар» смогли подняться немногие. Грузинский ансамбль «Орэра», белорусская группа «Песняры», некоторые другие коллективы, остальные ВИА были на порядок ниже. «Песняры» стартовали с дисков-гигантов, «Орэра» тоже регулярно выпускали диски-гиганты. Последние имели поддержку республиканских структур, в отличии от "Поющих гитар". У "Поющих гитар" выходили в основном гибкие пластинки и только в 1968 году вышел большой диск с одинадцатью композициями.
Вскоре стал сказываться вечный антагонизм двух столиц, и ревнивые московские функционеры от эстрады с начала 70-х годов ансамбль совершенно откровенно сплавляли. Анатолий Васильев вспоминал как часто на гастролях у музыкантов пропадали ноты с аранжировками, а потом выяснялось, что песни ансамбля исполняли другие, набиравшие популярность ВИА. Неприятная история была с песней "Люди встречаются", которую буквально похитили у ансамбля "Веселые ребята". И самое неприятное было, что вскоре вышел миньон с этой песней в исполнении "Веселых ребят", а на другой стороне была песня "Поющих гитар" - "О добрых молодцах". Так все и запомнили эту песню как песню "Веселых гитар". А вышедший немного ранее оргинал в исполнении этой песни "Поющих гитар" слышали немногие, п.ч. песня вышла на пластинке в ГДР.
С другой стороны ансамбль часто упрекали в том, что они делали очень много перепевок известных западных коллективов и пользуясь тем, что их мало знали у нас в стране. Раздули скандал с песней "Саласпилс", который якобы коллектив "Поющих гитар" пел совершенно незаконно. Эдуард Кузинер потом опроверг информацию, что песня была похищена. Просто услышанная им тема группы "Аргонавты" впечатлила его и по мотивам ее он написал совершенно потрясающую джаз-роковую композицию, имеющую мало общего с оригиналом.
Вообще ансамблю очень неповезло с тем как сохранилось их песенное наследие. По пальцам можно пересчитать стереозаписи и записи хорошего качества. Ансамбль, приносящий большую прибыль Ленконцерту, мало рекламировали и пускали в большие концертные залы. Музыкантам приходилось много колесить по России. Они давали в то время до 370 концертов в год. В 1975 году коллектив фактически перестал существовать как чисто песенный.
Постановка «Орфея и Эвредики» в 1975 году, явилась новой вехой в истории отечественной рок-музыки, но повлекла за собой уход ядра коллектива музыкантов, и хоть ансамбль существовал официально на бумагах до 1985 года, это был уже совершенно иной коллектив, который занимался только постановкой рок-опер.
В. Селицкий
1967
1968
1969
1970
1971
1972
1973
1974
1975
1976