Предисловие к книге стихотворений "Страна метаморфоз"
***
Александр Алексеевич Демидов родился в Москве 13 января 1944 года в семье военных врачей. Он был зачат на знаменитой Малой Земле, во время суровых и беспощадных бомбёжек. Позже отец вывез его маму с Малой Земли, а сам вернулся на фронт. Первые годы маленький Саша жил с матерью, а его отец продолжал службу в различных частях Германии и Чехословакии, и вернулся домой, когда ему было пять лет.
В тринадцать лет Саша лишился матери, и воспитывался бабушкой и отцом. Мать после войны работала психотерапевтом и умерла, испытывая на себе сильнодействующий препарат аминазин, в изобретении которого принимала участие. Учился в 604 московской школе с углублённым изучением немецкого языка, которая находилась на Гончарной улице недалеко от метро Таганская. В детстве ему пришлось закаливать свой характер в уличных драках, и его во многом, как он вспоминал, воспитала улица. При этом он учился очень хорошо и поступил после школы в МИФИ на факультет теоретической и экспериментальной физики. Правда, через два года он был отчислен из института и пошёл в армию. Служил в городке Коростень на Украине.
После армии, в 1964 году А.А. Демидов поступил в МИРЭА на факультет вычислительной техники, но через три года был отчислен за диссидентскую деятельность. Он тогда публично критиковал советскую власть и предлагал план переустройства государства, за что даже был заключён в психиатрическую больницу, откуда вскоре был выпущен благодаря усилиям бывших коллег его матери. В 60-е годы Саша числился в списках неблагонадёжных граждан и находился под контролем КГБ. Тогда он неоднократно попадал в непростые истории в связи со своими политическими убеждениями, и его несколько раз выручал отец, который был знаком с Л.И. Брежневым еще со времён Малой Земли, и мог замолвить за него словечко. Диссидентский период в биографии А.А. Демидова окончился встречей с антропософией, куда в 1969 году его вместе с его другом-диссидентом, будущим бардом, Петром Старчиком привела судьба, и которая несколько остудила радикальные взгляды молодого Александра Демидова.
С этого времени А.А. Демидов связал себя с антропософским движением. Начиная с 70-х годов наряду с Г.А. Бондаревым, являлся главным инициатором антропософской деятельности в Москве, организовывал работу в антропософских группах, проводившуюся фактически подпольно. Помимо группы Бондарева-Демидова в Москве в начале 70-х годов стали действовать группы художника Е. Спасского, В. Иванова и другие. Количество душ, принявших антропософию, стало возрастать. Негласный завет Андрея Белого, данный русским антропософам, ушедшим в подполье после закрытия первого Антропософского общества в 1924 году: «больше двух не собираться», с начала 70-х годов был нарушен. Пришло новое поколение антропософов, которые уже не желали таиться и конспирировать свою деятельность.
В 1976-1977 годах, Александр Демидов был организатором и режиссёром любительских постановок Драм-Мистерий Рудольфа Штейнера в Москве и Балашихе, на квартирах П. Старчика и П. Сыркова. Тогда были поставлены две драмы Р. Штейнера: «Врата посвящения» и «Испытание души». В 1981 году, на Пасху, на квартире Л. Демидовой, уже другим составом была повторена постановка первой драмы «Врата посвящения». В этих постановках участвовали десятки антропософов, и это стало ярким событием в жизни антропософского движения того времени.
В 1980 году он организовал и фактически руководил антропософской группой у М.А. Скрябиной на ул. Неждановой, просуществовавшей до 1989 г. Эта группа являлась главным антропософским центром в Москве до возникновения Антропософского общества России. Через эту группу прошло очень много талантливых индивидуальностей, которые впоследствии развивали антропософию в России.
С 80-х годов А.А. Демидов одним из первых в России стал заниматься биолого-динамических ведением сельского хозяйства. Сначала обустраивая свое хозяйство в деревне Кергиш Архангельской области, а с начала 90-х годов занимался сельским хозяйством в деревне Шушково Ярославской области, где получил в пользование 75 гектаров земли. Саша, шутя, говорил, что он в два раза перещеголял Льва Толстого, у которого в Ясной Поляне было только 37 гектаров.
В 1990 году он принимал активное и непосредственное участие в основании Антропософского общества в России и являлся одним из его членов-учредителей. В период с 1990 по 1995 годы Александр Демидов был членом правления Общества, и невероятно много сделал для того, чтобы Антропософия пустила свои корни в социальной жизни новой России. В 1995 году участвовал в поиске помещения для антропософской работы в Москве, когда покупалась квартира в Нащокинском переулке для Антропософского общества в России.
В 1996 году А. Демидов сыграл большую роль в основании антропософской Общины Христиан в Москве, неоднократно ездил в Штутгарт для оформления документов, собирал средства, покупал помещение, а также сделал много другой административной работы, и первое время являлся директором Общины Христиан.
В целом же можно сказать, что в период с семидесятых до двухтысячных годов, наряду с Г.А. Бондаревым и С.О. Прокофьевым, Александр Алексеевич Демидов был одним из главных деятелей антропософского движения в России.
В девяностые и двухтысячные годы А. Демидов в Антропософском обществе и у себя на квартире прочитал множество докладов и лекций на различные антропософские темы, о Великой отечественной войне, историю которой он знал очень широко, и доклады на тему российской истории.
С 1997 года и до конца его жизни на квартире А. Демидова проводилась интенсивная групповая работа, посвященная изучению и антропософскому рассмотрению российской истории и её связи с русской народной душой. Участники группы много лет медленно двигались по дорогам российской истории, проживая вместе с ней все перипетии её тернистого пути. Александр Демидов, обладавший энциклопедическими знаниями, щедро делился ими. Он привлекал новых и новых участников к этой работе. За 15 лет через эту группу прошло больше сотни человек. Многие из участников «демидовской» группы также впоследствии щедро делились своим опытом в духовно-научном познании истории и народоведения.
Много лет, не одно десятилетие, Александр изучал астрологию и достиг в этой области значительных высот. Можно даже смело сказать, что он стоял на пороге серьёзных астрологических открытий, но не успел их огранить и придать им законченную форму. В середине двухтысячных годов на протяжении нескольких лет на квартире у А. Демидова работала астрологическая группа, которая изучала мировой опыт астрологии и опыт антропософской астрософии. Задача состояла в том, чтобы найти синтез между предсказательным методом и астрософией, чтобы классические знания в области астрологии оплодотворить знаниями, полученными от Р. Штейнера.
Саша был блестящим переводчиком и считал это главным делом своей жизни. Один раз он это выразил как свое жизненное кредо: «Путь распространения антропософии в России один – это распространение трудов Р. Штейнера, то есть переводы и издания этих трудов. Не зная учения основателя легко утратить свою антропософскую идентичность. Всю свою сознательную жизнь с 25 лет я занимался распространением и защитой учения Рудольфа Штейнера». Им было переведено около 200 лекций Р. Штейнера и еще немалое количество отредактировано.
Работа над переводами делалась в ущерб многому. С одной стороны, многие его статьи и книги остались незавершенными. Была остановлена работа над книгой «Антропософия и церковь». Повисли в воздухе и многие другие литературные планы. С другой стороны, Саша себя любил называть «ломовой лошадью культуры» и считал своей миссией исполнение самой трудоёмкой, неприглядной работы. Он больше себя воспринимал таскающим рояль, чем играющим на нём.
Будучи зависимым от издателей и часто имея с ними непростые отношения, Саша пришёл к выводу, что не нужно ждать издания книг с его переводами. Нужно их сразу выкладывать в интернет для свободного доступа. Он был моим верным помощником на сайте «Библиотека духовной науки», где безвозмездно публиковал свои переводы и вёл активную деятельность на форуме. Особенно интенсивно он работал над переводами последние три года своей жизни. Он очень спешил, словно чувствуя, что времени осталось немного.
В непростой для себя период последнего семилетия, когда его почти каждый год собирались исключать из членов АОР, когда дела с фермой в Шушково не очень ладились, и бесконечно приходилось туда ездить, платить по долгам, свершилось его признание как литератора, поэта и переводчика. В 2008 году Александра Демидова приняли в Союз писателей России, а в 2011 году в Академию российской литературы. В последние четыре года жизни его стали приглашать на многие литературные мероприятия, и стали публиковать его стихи в различных литературных изданиях. До этого творчество А. Демидова было отмечено не очень значимо. В 1978 году в ФРГ на немецком языке, в переводе И. Ф. Фишер-Роде, был издан его небольшой сборник «Стихи из России» (Германия, Альфтер). Были также короткие публикации стихотворений в газете «Троица» 1993 году и в газете «Антропософский вестник» в 1995 году.
Александр Демидов уже стал подумывать об издании своей книги стихотворений. Он начал работать над своим богатым стихотворным наследием, делал сборники и давал мне для выкладки в «Библиотеке духовной науки» в разделе «Поэзия». Но работа эта была прервана его внезапной смертью. 23 октября 2012 года он погиб по время пожара на своей ферме в д. Шушково. Обстоятельства его смерти остались неизвестными. Так «закольцевалось» его физическое бытие: он был зачат и вынашивался матерью во время беспрерывного огня и бомбёжек на легендарной Малой Земле, и ушёл в огне на своей «малой земле», с которой был связан и телом и душой.
Интересно, что Саша как астролог мне неоднократно указывал на третью декаду октября, разъясняя, что эта декада всегда для него критическая, и что каждый раз он её переживает как прохождение порога смерти. «Если я умру, то обязательно в третью декаду октября», - говорил он мне. И это оказалось пророчеством.
***
После смерти Александра Демидова, его жена Лидия Демидова решила издать большую книгу его стихотворений. К этой работе подключился и я. Работа была очень трудоёмкая. Конечно, большим подспорьем было для нас уже немалое количество стихотворений выложенных и отредактированных Сашей в интернете. Он очень активно использовал многие ресурсы: «Стихи.ру», «Самиздат», «Литсовет», «Изба-Читальня», «Поэзия.ру». На последнем сайте выкладывали в основном стихи мэтров, членов СПР, и Саша очень гордился тем, что ему дали там место для публикаций. Но многое он не спешил публиковать. Видно, что-то хотел переработать, а что-то не считал нужным выкладывать для чтения.
Сборник стихотворений, который Вы держите в руках, мы решили назвать «Страна метаморфоз». В него вошли не все стихотворения Александра Демидова. Многое из написанного Саша не сохранил, многое было написано в слишком шутливой форме, и не имело притязаний на большую значимость. Но все главные, ключевые произведения здесь присутствуют, объёмно раскрывая весь творческий путь поэта.
Первые стихотворения Александр Демидов написал в 1957 году, в возрасте 13 лет, сразу после смерти матери. С этого времени он писал стихи постоянно до самой смерти. По времени получается впечатляющий творческий путь длиной в 55 лет.
Уже в ранних стихотворениях А. Демидова чувствуется зрелость и проявляется врождённое чутьё поэта:
Зачем ты пришел в этот мир из тьмы?
затем, чтоб уйти опять?
Об этом нескоро узнаем мы,
нет, этого не узнать.
Во многом теперь убедился я,
немало прочел страниц,
но как поверить, что мысль твоя -
лишь хаос мертвых частиц?
Это было написано в 14 лет.
Начиная с середины 60-х и до середины 70-х годов произведения молодого А. Демидова имеют сильный политический оттенок. Особенно это выражено в стихотворениях из песенного цикла «Волки»: «Вожди ведут невежд, не ведая куда», «Песня туруханского шамана», «Посвящение П. Старчику», «Дорога никуда»:
…если ты беспечен, смел и юн,
не сдавай без боя города,
а не то по склонам рыжих дюн
ты уйдешь дорогой никуда. –
вот типичное настроение молодого А. Демидова.
Многие стихотворения, вошедшие в этот сборник, являлись на свет песнями. Такие циклы его поэзии как «Песни круглого стола», «Орфей», «Рыболов», те же «Волки», - целиком песенные. Саша обладал сильным, низким голосом и сам аккомпанировал себе на гитаре. Нередко он устраивал домашние концерты, исполняя песни на свои стихи.
Особняком в творчестве А. Демидова стоит цикл «Времена года». Это детская пьеса в стихах, которая была поставлена в 1982 году в домашних условиях. Монологи чередовались с песнями, которые написал и исполнял сам автор. Удивительный дух языческой Руси царит в образах этого цикла. По своей художественной силе он один из ярчайших в творчестве автора.
С начала 80-х годов поэзия Александра Демидова становилась все объёмнее и красочней. Всё больше поэт Демидов вглядывался в Россию, всё больше видел её особую неповторимость и колорит, и отображал это в своей поэзии. С этого времени стали рождаться великолепные стихотворения, наполненные гражданской лирикой.
Используя свои феноменальные знания по отечественной и мировой истории, Саша много писал на исторические темы от рыцарских времен до последних политических событий. Многое в своих произведениях он просматривал с огромной философской глубиной.
Последнее произведение в этой книге - поэма «История государства российского от Тимашева до Путина» Она была начата Сашей как шутка, как подражание одноименному произведению А.К. Толстого. Но получилось так, что он дописал в ключе А.К. Толстого русскую историю до наших дней. Эта поэма писалась Сашей на протяжении двух лет. На занятиях нашей антропософской исторической группы он читал нам свеженаписанные строки своей «Истории». Наверное, многое в ней спорно, и не всем это его произведение придется по вкусу, но таково было видение автора.
В последние годы Александр Демидов написал много любовной лирики. Это стихи немолодого, умудрённого жизнью человека, который смотрит на всё с высоты прожитых лет.
Вообще, трудно оценить весь поэтический путь Александра Демидова. Может быть лучшим отражением основ его творчества являются строки В.Ф. Одоевского из «Русских ночей»: «Материалы для жизни художника одни: его произведения. Будь он музыкант, стихотворец, живописец - в них найдете его дух, его характер, его физиономию, в них найдете даже те происшествия, которые ускользнули от метрического пера историков. Трудно выпытать творца из творения, как трудно открыть тайну всесоздателя в глыбах гнейса и кристаллах оксинита гор первородных; но одна вселенная вещает нам о всемогущем, - одни произведения говорят о художнике. Не ищите в его жизни происшествий простолюдина, - их не было; нет минут непоэтических в жизни поэта; все явления бытия освещены для него незаходимым солнцем души его, и она, как Мемнонова статуя, беспрерывно издает гармонические звуки...»
В эту книгу вошло 30 циклов стихотворений. Есть большие, а есть очень маленькие. Привязка к последовательному ходу времени написания произведений здесь отсутствует. Так делал сам Саша, и этим же руководствовались и составители сборника, собирая его стихотворения по похожести тем и настроений. Мы надеемся, что стихотворный сборник «Страна метаморфоз» станет для читателей открытием яркого таланта Александра Демидова, который освещал всю его незаурядную жизнь.
Библиография А.А. Демидова
Публикации в печати:
«Стихи из России» Германия, Альфтер 1978-84
Отдельные стихотворения в газете «Троица» 1993
Стихотворения в издании «Антропософский вестник» 1995
Альманах поэзии «Московский Парнас» №6 2009, №1 2010, №4 2011.
"Антология современной поэзии" т.5
«Дом с заколоченными ставнями» статья, журнал «Новалис», Германия
«Пасха земная и небесная», статья, газета «Антропософский вестник», 1995
«Вильсонизм в современности», газета «Антропософский вестник», 1995
«Пересоздай себя», как вступительная статья к Драмам-Мистериям, GA 14, изд. «Энигма», 2004
Переводы и редакция
Отдельные статьи в журнале «Антропософия в современном мире», переводы, 2005-2007
Изд. «Духовное знание» Калуга,
Р. Штейнер GA 327. «Духовнонаучные основы успешного развития сельского хозяйства» (Сельскохозяйственный курс), перевод М.Жемчужникова, А.Демидов 1997
Р. Штейнер GA 158. «Связь человека с элементарным миром. Калевала. Олаф Эстесон. Русский народ. Мир как результат равновесия», перевод, А.Демидов. О. Погибин, 2000
Р. Штейнер GA 104. «Апокалипсис Иоанна», перевод А.Демидов, ред. Н. Банзелюк, 1999
Р. Штейнер GA 103. «Евангелие от Иоанна», перевод А.Демидов, ред. Н. Банзелюк, 2001
Изд. «Антропософия», Москва
Р. Штейнер «Христос и человеческая душа» сборник, частичный перевод и редакция перевода А. Демидов, 2001
Р. Штейнер GA 235 «Эзотерическое рассмотрение кармических связей» Частичный перевод и редакция,1998
Р. Штейнер GA236. «Эзотерическое рассмотрение кармических связей» частичный перевод и редакция, 1998
Изд. «Энигма» Москва
Р. Штейнер GA 14. «Драмы-Мистерии» - частичный перевод, редакция А. Демидов, 2004
Р. Штейнер GA 229. «Сопереживание времен года в четырех космических имагинациях» перевод А.Демидов, 2002
Р. Штейнер GA 347. «Познание человеческого существа как тела, души и духа» перевод А. Демидов, 2003
Р. Штейнер GA 348. «О здоровье и болезнях. Основы духовно-научного учения о чувствах», перевод А. Демидов, 2004
Р. Штейнер GA 351. «Человек и мир. Действие духа в природе. О пчелах» перевод А. Демидов, 2003
Р. Штейнер GA 353. «История человечества и мировоззрения культурных народов» перевод А. Демидов, 2003
Р. Штейнер GA 354. «Сотворение мира и человека» перевод А. Демидов, 2002
Р. Штейнер из журнала «Das Reich», статья «Химическая свадьба Христиана Розенкрейца» перевод О. Вартазарян, А. Демидов, 2000
Публикации в интернете:
(в первую очередь на сайте «Библиотека духовной науки» и на других ресурсах)
Авторские работы:
«Возвращение Юлиана», книга 2006
«О России» статья, для журнала «Золотой мост» 2007
«Биодинамическое сельское хозяйство» статья 1993
«Биодинамическое сельское хозяйство. Печали и радости 1991
«Антропософия и церковь». 2012 (неоконченная книга)
10 сборников стихотворений на сайте «Библиотека духовной науки».
Из наследия Рудольфа Штейнера:
Р. Штейнер GA 18. «Загадки философии» том 1 перевод А. Демидов, 2007
Р. Штейнер GA 18. «Загадки философии» том 2 перевод А. Демидов и Е. Хорин, 2010
Р. Штейнер из GA 40. «Антропософский календарь души» перевод А.Демидов, ред. Т. Шанько, 1979
Р. Штейнер. Из GA64. Из судьбоносного времени. Народные души (лекция 4), Германская Душа и немецкий Дух (лекция 5), Духо-познание в счастливые и суровые час жизни (лекция 6), Несущая сила немецкого духа (лекция 7) перевод А. Демидов, 2010-2011
Р. Штейнер GA 131. «От Иисуса ко Христу» перевод О. Погибин, редакция А. Демидов, 2008-09
Р. Штейнер. GA157. Судьбы людей и судьбы народов, перевод А. Демидов, 2012
Р. Штейнер. GA 159/160. Тайна смерти. Сущность и значение Средней Европы и европейские народные Духи, перевод А. Демидов, 2012.
Р. Штейнер GA 172. «Карма профессий в связи с жизнью Гёте», перевод А. Демидов и И. Меликашвили, 2008-09
Р. Штейнер из GA 174. «Исторические рассмотрения. Карма лжи. Западные ложи и ариманическое бессмертие» перевод А. Демидов, 1976 и 2011
Р. Штейнер. GA 174a. Средняя Европа между Востоком и Западом, перевод А. Демидов, 2011-2012
Р. Штейнер. GA 180. Мистериальные истины и импульс Рождества, перевод А. Демидов, 2012
Р. Штейнер. GA 182. Смерть как перемена жизни, перевод А. Демидов, 2009
Р. Штейнер. Из GA 254. Оккультное движение в XIX столетии в его отношении к мировой культуре (главы 11-13), перевод А. Демидов, 2012
Р. Штейнер из GA 260. «Медитация камня основы» перевод А. Демидов, 1976
Р. Штейнер из GA 275. Искусство в свете мудрости мистерий, перевод А. Демидов, 2011
Р. Штейнер GA 349. «О жизни человека и Земли. О сущности христианства» перевод А. Демидов, 2003
Р. Штейнер GA 350. «Ритмы в космосе и человеческом существе. Как можно достигнуть видения духовного мира?» перевод А. Демидов, 2004
Р. Штейнер GA 352. «Духовнонаучное познание природы и человека» перевод А.Демидов, 2004
Переводы антропософских авторов:
Х. Сальман «Внутреннее Солнце» перевод А. Демидов, 2000
Х. Сальман «Исцеление Европы» в трех томах, перевод А. Демидов, 1999
У. Вельтман «Храм и Грааль» перевод А. Демидов, 2007
У. Вельтман «Изида» перевод А. Демидов, 2005