Эзотерическая поэма
Часть І
Все племена, народы, государства
Искали для себя иной Земли:
То ль королевства, то ль подобье царства,
Где правили бы мирно короли.
Ту Землю люди ищут до сих пор;
Взглянуть им на неё хотя бы глазом;
Века ведут о ней напрасный спор…
Земля и существует по рассказам.
Не по свидетельствам ли очевидцев:
Обманщиков, прохвостов и лжецов?
Нет, – путников, пророков и провидцев,
И, по преданьям, смелых простецов.
К провидцам я себя не причисляю,
Не говорю и притчами, притом,
Романов для друзей не сочиняю,
А взбадриваю их подчас стихом.
И эта тема стоит дорогого:
В умах она имеет прежний вес…
Incognita Земля ли, terra nova
Таит к себе немалый интерес.
Как к теме приступить – начать сначала…
Чтоб выразить иное – нужно ждать;
И я ждала, томилась и скучала,
Не чая средств стихию передать.
Запас словесный так ничтожно мал,
Чтоб описать ту прелесть, ту песчинку
Земли неведомой, и тот – пропал…
Хватаюсь за перо, как за тростинку.
***
Итак, я продолжаю по порядку:
Передо мной, как шар, огромный мир…
И вот, макнув перо и взяв тетрадку,
Его держу я образ, как факир.
Судьба позволила достичь Земли,
Которой не указано на карте;
Туда пути духовные влекли,
Но не в пылу влекли и не в азарте.
Всю тайну мировую не постичь,
К ней подступаться должно постепенно;
Науки инструмент – не кнут, не бич,
На разум тут опора, непременно.
Характер мысли, способ извлеченья
Не отвечают всё ж запросам мира;
Мир требует духовного прозренья:
Наука – духа, как искусство – лира.
Для созерцанья в духе – мысли труд…
Над мыслью труд эпохе – чужд и нов;
Работа над мышленьем – ей как зуд,
А над духовным лишь простёрт покров.
Усилья в духе могут оправдаться,
Тогда и человеку мир открыт…
И счастлив он его судьбе отдаться,
Весь мир тогда ему принадлежит.
Вперёд и ввысь ведёт духовный путь:
Всё низшее отринув, в результате,
Преодолев рубеж: «Умри и будь»,
Он и не сокрушится об утрате.
***
И я, как он, смогла достигнуть сферы
Преображённой будущей Земли, –
Тому бывали разные примеры,
Но быть они нередки не могли.
Друзьям хочу представить описанье
Иной Земли, и то почту за честь;
Не смея обмануть их ожиданья,
Надеюсь донести до них хоть весть.
Дать описанье той Земли не просто:
Ту первозданность как уловит стих?
И память чувств подёрнула короста,
Как будто ветер дунул и утих.
Что ж, впрямь задача вовсе не лёгких,
И, стоит прикоснуться простецу,
Потребует она лишь сердца, лёгких
И разум предоставить в дань Творцу.
Мне средоточьем станет вновь перо,
Осталось заострить его; вниманье
Понадобится мне взирать в нутро,
В котором сень дрожит воспоминанья.
Вновь собрались в единство мысль и воля,
Восстали восприятья чувств стеной,
Я миг их пробужденья не неволю
И не даю им вспыхнуть вразнобой.
Я – в средоточье памяти глубин;
Рискую снять с глубин печать мгновений
И вызвать взору стройный ряд картин
По мановенью волеизъявлений.
Часть ІІ
Единственно здесь Слову око внемлет;
На смысл Его возможно ль указать?
Он – дар блаженства, всё собой объемлет,
И сам есть всё, что и нельзя сказать.
Благоговенье чувств – преддверье сферы;
А в сфере – бесконечность вглубь и ввысь…
Жизнь проникает всюду; в чувство меры
Все остальные чувства облеклись.
Жизнь порождает сонмы в мирозданьи
Прообразов; и краски серы,
Чтоб предъявить и вызвать для познанья
Всю соразмерность дивной атмосферы.
А красота, которой нет сравненья?
Та красота не терпит внешней формы:
Формированье, точно рост растенья,
Творит тут вечно облики вне нормы.
Мир вечно сотворяемого света
В сияньи неизбывном бытия
Есть та обетованная планета,
Которая зовётся: «Я есмь Я»!
В нём оживают детства впечатленья:
Способны охватить они поток,
В котором память обрела движенье,
Чтоб под стопой почувствовать песок…
Всё минеральное Земли, вся твердь
Есть грандиозный образ и реальность,
Которым чужды прехожденье, смерть,
А свойственны эфирность и астральность.
Часть ІІІ
Физическое здесь не знает смерти;
Как новая материя Земли,
Она восстанет вновь из круговерти
И породит прообраз свой вдали.
И ветхому сюда не будет хода,
Над будущей Землёй оно вскружит…
Моральным мира зиждется природа;
Моральному она принадлежит.
В моральном мира – Солнца средоточье,
Христос – его источник, Жизнедух:
Пожалуй, тут поставлю многоточье…
Духовный термин обостряет слух.
Он – откровенье Солнца во Вселенной,
Животворит оно единый миг,
И наделяет жизнью несомненной
Того, кто жизнь как мудрость сам постиг.
Тогда вселенской жизнью он храним:
Он с ней – един, един как индивид,
С ней движется вперёд, а вместе с ним
И – человечество, свободное как вид.
Как и Земля, он часть грядущей сферы;
Часть – больше целого, вместив его;
Земной он путь вершил до нашей эры,
Свершит и после, как и до того.
В нём правит ясный ритм преодоленья,
Он Мировое «Я» несёт как день,
Оправдывая смысл и цель движенья,
Опору держит в духе, как кремень!
***
Являя человечество как «Я», –
Все царства он вознёс в его венец…
Венцу подстать тут статус короля,
Оформившийся в образ, наконец.
В конце пребудет новое начало:
В нём пламя негасимого огня
Поэму на мгновенье увенчало,
Высвечивая миг при свете дня.
Что ж, этот миг есть отблеск мирового;
Он оку не проявит внешний блеск,
Но уху он доставит весть, и снова
Поэт в ней почерпнёт ответный всплеск.
Все таинства Земли; где ваш предел?
Науки тут укажут на границы…
Тут простецу простителен пробел,
Поэма – не о них, как говорится.
Границы мироздания – закон;
Действительность его есть безграничность…
Местоименье «Я» сменяет «Он»;
И «Я» и «Он» есть Космос, то есть личность.
Взаимопониманья с ней искать –
Ближайшая свободы перспектива…
Великий принцип «умереть и стать» –
Основа для подобного мотива.
Реальности свободу удержать
И ощутить себя одним с Творцом, –
Вот импульс: неизменно выражать
Невыразимое и простецом.
***
Творец стал человеком; Прародитель
Ниц низошёл, пройдя через страданья, –
Как Человек воскрес, как Представитель
Космического нового сознанья.
Сойдя на Землю, Бог низвёл миры
До самого ядра, до основанья;
Так Макрокосмос внёс свои дары
И претворил их в центре мирозданья.
Так, Духом став Земли, «Я есмь», Христос
Сам Космос осенил перстой нетленной…
Голгофы крест – космический вопрос
О роли личности в самой Вселенной.
Голгофа – центр тяжести земного;
Ядро свободной личности вовне,
И ей принадлежит свобода слова
Как действия «не я – Христос во мне».
Ядро «Я есмь» Христос объединяет
С вселенским целым: Жизнедуха сферой…
Стремленье к духу и предполагает
Познанье, побуждаемое верой.
Любовь к познанью движима поступком –
Свободным и благим, без назиданья;
Он умножает ценность в мире хрупком,
Питая идеал Любви деянья.
На нём возводится веками Terra nova
Как место вечных ценностей, друзья;
Примите ж сердца дар – живое Слово,
Которое звучит как «Я есмь Я»!