Антропософский форум > Христология

Подискутируем о взглядах на Христа

<< < (29/70) > >>

Mari:
Привожу выдержки из книги «Жизненная встреча с Рудольфом Штейнером» Ф.Риттельмайера « Эти узнавания привели меня к мысли: нельзя ли, исходя из медитации над словами Христа, сказать что-нибудь о том, как действительно выглядел Хрис¬тос? Тогда нужно было бы по известным границам собственной телесности как бы наблюдать, в чем дол¬жен был Христос быть иным, нежели мы сами. Слова Христа говорили каждому более или менее ясно о том, как должно было выглядеть тело, в котором они дей¬ствительно могли обитать. Я убежден, что слова и других вождей человечества могли бы быть так силь¬но промедитированы, что наступили бы сходные пере¬живания, хотя и слабее.
Не говоря об этих наблюдениях подробно, я спро¬сил Рудольфа Штейнера: «Возможно ли действитель¬но, только благодаря медитации над словами Христа, сказать что-нибудь о том, как выглядел Христос?»
«Как же именно по-вашему, Он выглядел?» — спокойно спросил тот. Когда я только начал говорить, Рудольф Штейнер принял мое описание и развил его
я могу только сказать — для ясности. Это был тот же образ, который он потом дал в своих лекциях: «Лоб, непохожий на лоб современного мыслителя, но такой, на котором было начертано изумление перед глубокими тайнами бытия; взгляд, который смотрел на людей, не наблюдая их, но как бы погру¬жаясь в них в пламени жертвенной отдачи себя; рот
когда я впервые увидел его, у меня было такое впечатление, что этот рот никогда не принимал пищу, но от вечности возвещал божественные истины». Уди¬вленный, я спросил: «Да? но если вы знаете, как выглядел Христос, то разве не нужно было бы каким-либо способом сделать этот образ Христа доступным человечеству?»  —  «Конечно, - ответил д-р Штейнер, — поэтому я и дал задание одной художнице в Дорнахе восстановить образ Христа по моим ука¬заниям»…
В середине лета, в то время, когда от близкого Эльзаса докатывался гром пушек и по вечерам свет прожекторов играл над ландшафтом, я сидел в Дор¬нахе перед изображением Христа. В то время это был еще только бюст Христа из пластилина, который Рудольф Штейнер наконец сам смоделировал. Д-р Штейнер дал художнице указания, чтобы она во вся¬кое время предоставляла мне доступ в ателье и остав¬ляла меня в тишине сидеть перед изображением Христа. Этим решением я и пользовался — постоль¬ку, поскольку я сам не боялся помешать художни¬це. Так я пережил Евангелия перед этим образом Христа. Я то сравнивал изображение с Евангелием, то Евангелия — с изображением. Отсюда возникли по¬том и беседы с д-ром Штейнером об этом изображе¬нии Христа.
Но я совсем не нахожу этот тип семитическим, господин доктор, — сказал я.
Тем не менее, — был ответ, — нижняя часть около рта и подбородка — семитические, верхняя — арийская.
Таким образом верно то, что говорят Чемберлен и другие, что в Христе есть арийское?
Конечно. Есть и то, и другое.
В этой голове выразительно отражалось то, что говорил д-р Штейнер в своих лекциях, что были в далеком прошлом посланы два потока человечест¬ва : один — в более северные — арийские — народности, который должен был искать откровения божест¬венного прежде всего во внешнем, другой — в более южные, семитические, народности, обращенный к Божественному откровению во внутреннем, — до тех пор, пока оба эти потока не соединились в христианство.
Я долго рассматривал этот бюст и теперь уже могу легко представить себе, что Евангельский Хрис¬тос выглядел так. Но все-таки я не нахожу одного — выражения доброты.
Вы совершенно правы, — ответил д-р Штейнер.
—   Я хотел передать Христа в момент искупления. Но в скульптуре трудно передать доброту, потому что отсутствуют глаза. Поэтому я попробовал вложить выражение доброты в жест поднятой левой руки. Ес¬ли это удастся, должно стать понятно, что Люцифер под впечатлением этой доброты бросается в бездну.
Тогда рассказал д-р Штейнер о том, какого усилия ему стоило признаться, что даже Христос Микеланджело несет на себе люциферические черты, что нужно решиться создать новый образ Христа, лучше отвечающий действительности, как она предстает ду¬ховно.
Невыразимо хорошо было смотреть вместе с д-ром Штейнером — с полной духовной объективностью — на Христа. Нужно было, преодолеть некоторую от¬чужденность, которая и для меня была вначале в статуе Христа, но затем становилось все яснее, что уже невозможно представлять себе Христа иным. По всей величественной простоте этот образ Христа далеко превосходит все остальные. Внезапно мне вспомнилось, что я часто желал: «Если бы я знал, как выглядел Христос! Это было бы огромным укреп¬лением его слов. Почему, собственно, его нет?» — и это было опять желание, которое было услышано ангелами. Когда я вспомнил о том, как часто я му¬чился над словами Христа, дорнахское переживание казалось мне прекрасной и поистине божественной наградой за многие тихие труды. И когда я потом думал по-настоящему: разве не имеет значения тот факт, что именно теперь появляется этот образ Хрис¬та, разве в моем собственном искании образа Христа не было доли тоски нашей эпохи, которая любит ви¬димое и особенно восприимчива к нему, которая ищет полноты человеческого и стремится к нему, разве в моем дорнахском впечатлении не было как бы некото¬рого «исполнения времен», эпохи материального, ко-торая ищет духа и может теперь понимать его совер¬шенно по-новому, разве не было в этом обета: я хочу опять прийти и обитать среди вас? — здесь, перед бюстом Христа в Дорнахе, мое собственное много¬летнее искание окончательно встретилось с этой помо¬щью, которая могла быть ему дана антропософией…
В малень¬ком, соответственным образом обставленном помеще¬нии антропософского общества на Гейсбергштрассе стоял на кафедре Рудольф Штейнер и говорил, и я пережил тогда, то чувство как если бы в присутст¬вии Христа говорили о Христе. В его словах было нечто иное, нежели только благочестие. Это было пол¬ное благоговение и свободное созерцание Христа, который был совсем близко, и в Его присутствии чело¬веческое существо как бы само собой превращалось в благороднейшую молитву. В лекции не было ни¬чего, хотя бы отдаленно напоминающего проповедь или молитву. Это было чисто духовно-научное сооб¬щение о фактах высшего мира — в том виде, как они открываются исследованию для их свобод¬ного изложения, И тем могущественнее было впе¬чатление того, как сама реальность Христа при¬водит человека к преклонению, которое дает ему истинное достоинство. Не проповедник и не пророк; но знаток действительности стоял перед нами и да¬вал нам возможность через себя видеть эту дейст¬вительность. Только тот, чье существо испорчено, мог не почувствовать, что здесь был свет истины. Че¬ловеку, стоящему перед нами, предстояло рассказать нам о том мире, в котором он сам находился. Как бы на втором плане всплывали многие сотни слы¬шанных мною проповедей о Христе. Они погружались в тень. «Мы говорим о том, что знаем, и свиде¬тельствуем о том, что видели». Новое завещание Христа стояло передо мною. Начиналась новая эпоха Христа.» 

Sergei:
Спасибо  Mari. Здесь и дискуссии не надо. В духе целительства.
 

urga:
РАСШИРЕНИЕ СОЗНАНИЯНастоящее расширение сознания происходит в дэвачане после смерти. Из этого следует важный вывод, что к подлинному посвящению в физическом теле приходит человек уже с богатым содержанием манаса, хотя бы потенциально содержащим ключи к мировому сознанию. (посвящение здесь употребляется НЕ в антропософском понимании "кто ясновидит, тот посвящен"). Из этого становится ясной разница между самостоятельным нарабатыванием этих семян через опыт и развитие центров, и осмысление опыта (наука); разница между этим и между знанием от Ишвары – семени всеведения в человеке, огненного вихря Манаса-Эго. Становится понятной разница между мистикой и оккультизмом, магией и религией (два типа учеников у ног Учителя-Жаратуштры). 
Проясняются и подводные камни для незрелых людей, камни преткновения при их попытке войти в эти два потока. Религиозный тип более защищен, но может получить от Ишвары очень мало понимания тайн божьих, пока не обогатится в жизненных испытаниях. Тут надо последовать путем Арджуны, уповающего на Кришну в гуще сражения. "К истинному безмолвию способны только те, которые стяжали Божественное утешение к поощрению в трудах и Божественное содействие в помощи при бранях", - сказал Лествичник.
Ученый оккультист очень успешно будет набираться тонких познаний, но рискует споткнуться об сидхи без плодов Духа Святого – без выработанной высокой морали. На определенной ступени оккультисту строго обязательно «обратиться» и стать мистиком. Вполне возможно, что нечто подобное произошло с Саулом-Павлом.
Так или иначе, человек должен распознать осеняющий Луч своего Манас-Эго, чтобы понять способ прогресса. Санкхья и йога приводят ко Мне, говорит Кришна. Мы видим и в Бхагавад-Гите, и в Новом Завете один и тот же урок, циклически повторяющийся  в веках, чтобы не быть утерянным. Когда любовь охлаждается, Я являюсь в этот мир. И Христа спрашивали о признаках его Присутствия-откровения в конце эона, периода времени, когда брат восстанет на брата, а царство на царство по причине умножившихся беззаконий. 
Штейнер дал ключи к оккультному познанию того, что находится за завесой майи и всеми силами пытался найти баланс. Он ощущал, что необходимое ему находится у Христа, во Христе. Но дальше догматов церкви и вымыслов древних гностиков дело не пошло. По его собственным утверждениям, люцифер закрыл этот путь. Там, где он так часто говорит об укреплении Я и о душе сознательной современной эпохи, следует понимать именно сознание, его усиление, развитие, укрепление – все то, в чем сам Штейнер ощущал крайнюю личную потребность. Совершенно не случайно, обсуждая свои драмы-мистерии, он акцентировал внимание на древнем посвященном, бывшем в полной зависимости от своего наставника-посвятителя, и в наше время пытающемся самостоятельно проделать все то же самое (проникнуть за завесу), освободившись от этой зависимости. И при этом «парадоксально», но вполне теперь объяснимо, говорит, что входя в духовный мир, можно увидеть лишь то, что познали тайноведы перед вами. Выразим эту мысль откровеннее: можно познать лишь то, что познал мой Учитель, у которого мои оккультные познания в подчинении. Антропософия Штейнера стала хорошей подготовительной школой для современного европейца, но, увы, совершенно недостаточной в своей методологии. Многие антропософы свидетельствуют, что многолетние практики упражнений Штейнера не дали никаких результатов, а основная их масса вообще пасует перед оккультными упражнениями. Однако тогда (для подобных спасовавших) нет никакой необходимости в антропософской духовной школе, они обязаны ее покинуть, чтобы не УМЕРТВИТЬ (если еще не поздно).
«Мы выходим из него (элементарного мира) только, когда вживаемся полным сознанием в духовный мир. Вжиться в этот мир  мы можем лишь при условии, если мы не побоимся действительно непредвзято лицом к лицу встретить духовный мир. А это и встает перед нами, как огромная трудность в нашей современной стадии Антропософического движения. Тут мы встречаемся в нашем Антропософическом движении с обсто¬ятельствами, особенно  затрудняющими развитие Антропософии». Р.Штейнер.

Mari:
Р.Штайнер посвященный седьмой ступени, это факт, ибо наследие его таково, что невозможно считать иначе. О нем невозможно сказать, что он кого-то повторил, потому что в духовной науке много того, чего не было раньше – это и постижение Евангелий, сущности Мистерии Голгофы, развития Земли, обогатил он учение и о Бодисаттвах и т.д. Сам он говорит, что есть истины, - «которые ты сам должен это высказать, единственно и только тогда это имеет значение !» – «От Иисуса ко Христу». «Он господствует над вами, как ваша высшая сущность» - это об учениках, о посвященных меньших ступеней, т.е. для всех остальных людей. То, что ученики Доктора не достигли посвящения – это неправда, просто об этом не говорят. Если посмотрим на «Кармические связи», Доктор о многих индивидуальностях пишет, но почти ничего – об апостолах, т.к. это знание тайное. Переживание Доктора как посвященного таково, что он ощущал Вселенную как свое тело, т.е. он пережил слова Ангела Силезского –«без меня Бог и муравья не создаст». Его переживания – на уровне интуиции, т.е. на самой высокой ступени. В Евангелии в разных формах выявлено посвящение, об этом мы уже говорили, например, семь Я-есмь – выражает ступени посвящения Я – путь, хлеб, свет, пастырь, истинная виноградная лоза, воскресение и жизнь. Евангелие от Иоанна сразу начинается с пятой ступени посвящения – брак в Кане Галилейской, брак души и духа, небесное сознание – вода, соединяется с земным – вино, и на свадьбу приглашено все человечество, а не избранные, как было в древних мистериях. Упадок древних мистерий видим в образе Вавилонской блуднице, в Апокалипсисе, когда посвящение принималось не в ясном сознании. В Ветхом Завете Бог из ребра Адама создал женщину – душу Адама. На Голгофе Спаситель получает пятую рану – в ребро, откуда истекает кровь и вода. Эзотерически это означает, что в пятой культурной эпохе заканчивается душевное развитие человечества и начинается духовное –«Познайте истину, и истина сделает тебя свободной». В церкви не приветствуется познание, поэтому переживать там Христа можно только душевно. 

Mari:
О физическом теле наиболее полно у Р.Штайнера – «От Иисуса ко Христу». Там он пишет, что о тайне физического тела знает только христология, ибо там раскрывается Явление Существа Христа, Воскресение. Доктор освещает переживания при определенных этапах посвящения, знания об этом он и приносит, причем подчеркивает – не все знание, а лишь то он сообщает, что могут понять люди на данном этапе. Дальше остается только цитировать.
Это формирование физического тела человека было необходимо для того, чтобы в человека могло вступить Я…Поскольку из самого внутреннего нерва буддизма не ценится внешняя форма физ. тела, постольку не ценится – более того, полностью отклоняется та внешняя форма, которая необходима для Я, чтобы проявиться в бытии…и в следствие этого в своей теории совершенно потерявшего Я…Я задаю вопрос: кто видел когда-нибудь физ. тело человека, не владея ясновидческим восприятием?..Человеческое существо, но оно ведь состоит из физического, эфирного, астрального тел и Я! И когда перед нами находится человек, то перед нами находится организованное сочетание, состоящее из физического, эфирного, астрального тел и Я. И говорить, что перед нами находится физическое тело , столь же бессмысленно, как бессмысленно, подавая кому-нибудь стакан воды, сказать: здесь внутри водород!...Поэтому мы должны сказать: человек не должен полагаться на ту майю, в которой сначала ему предстает физ.тело…Здесь дело заключатся в том, что само рассмотрение физ. тела человека относится к труднейшим проблемам ясновидения, к самым труднейшим!...Мы знаем, что основу, так сказать зачаток этого фантома физического тела в эпоху Сатурна заложила иерархия Престолов, что далее, в период Солнца над ним работали Духи мудрости , в период Луны – Духи Движения, и на Земле –Духи формы. И лишь благодаря этому физ. тело стало фантомом….Это силовое, совершенно прозрачное тело….Когда физ. глаз обращается на физ. тело, то в действительности  он воспринимает минеральную субстанцию, заполняющее это физ. тело, а совсем не само физ. тело…Поэтому мы должны сказать: человека следует представлять невидимым, и лишь под влиянием Люцифера в человека вступили силы, которые делают его видимым в материи..Так для нас, как для земных людей, физическое тело человека в действительности является аппаратом отражения (нашей душевной жизни)…Не развивая свое сознание, мы не достигнем Я.Чтобы мы могли усвоить на Земле сознание  собственного Я, для этого должно существовать физ. тело с его мозговой структурой как аппаратом отражения .

Навигация

[0] Главная страница сообщений

[#] Следующая страница

[*] Предыдущая страница

Перейти к полной версии