В начале было Слово, и Слово было у Бога, и Слово было Богом. Оно было в начале у Бога. Все, что существует, было сотворено через Него, и без Него ничего из того, что есть, не начало существовать. В Нем заключена жизнь, и эта жизнь - свет человечеству. Свет светит во тьме, и тьма не поглотила его. Богом был послан человек, по имени Иоанн. Он пришел как свидетель, свидетельствовать о свете, чтобы благодаря ему все поверили в этот свет. Сам он не был светом, а пришел, чтобы свидетельствовать о свете. Был истинный свет, который просвещает каждого человека, приходящего в мир.
Евангелие по Иоанну, глава 1, стихи 1-9
Атмосфера Божественного мира наполнена двумя качествами: светом мудрости и теплом любви. Человеку доступна и Божественная мудрость, и Божественная любовь. Об этом и говорит Евангелие: «Иоанн пришел как свидетель, свидетельствовать о свете, чтобы благодаря ему все поверили в этот свет».
Если свет Солнца освещает нас снаружи, то природа духовного света такова, что он освещает наше внутреннее – нашу душу, наше сердце, обнажая сокровенные помыслы и пожелания. Автор Евангелия очень часто обращает на это наше внимание: «Суд же состоит в том, что свет пришел в мир; но люди более возлюбили тьму, нежели свет, потому что дела их были злы; ибо всякий, делающий злое, ненавидит свет и не идет к свету, чтобы не обличились дела его, потому что они злы, а поступающий по правде идет к свету, дабы явны были дела его, потому что они в Боге соделаны» (глава 3, стихи 19-21).
Казалось бы, Библия указывает на три особых момента, когда Свет Божий открыто действует в мире. Сначала «сказал Бог: да будет свет. И стал свет». Затем спасти мир пришли Иоанн-Креститель и Иисус Христос, чтобы «все уверовали в свет и спаслись в вечную жизнь Божиих детей». Третье действие Божественный свет должен совершить в конце времен, когда наступит время «Страшного и окончательного Суда», который разделит верующих и неверующих.
Но эта догма скрывает истинное действие духовного света. Однажды засияв, этот свет уже не угасает. Он светит постоянно. Когда греческий текст Нового Завета утверждает, что Христос вновь придет в этот мир (для дела Суда), используется слово «паруссия». Но «паруссия» не переводится как «пришествие». «Паруссия» переводится как «присутствие»! Божий свет всегда действует внутри нас, но обнаруживает свое присутствие в некоторые моменты судьбы. Эти моменты судьбоносны, потому что духовный свет показывает нам какие мы есть на самом деле. Это и есть суд души, который происходит не только после смерти, но может случиться прямо сейчас.
Светоносное откровение и духовный суд случаются не только в отдельных людях, но и в народах и общественных институтах. Намерения каждого могут быть изобличены. Мистик Сведенборг считал, что даже над христианской церковью уже свершился Божий суд, изобличивший ее сущность и содержание.
И все же, давайте рассмотрим космическое происхождение света в разных доктринах и вероучениях. Сначала заявил о себе космос «Бога-Отца»: «В начале сотворил Бог небо и землю. Земля же была безвидна и пуста, и тьма над бездною, и Дух Божий носился над водою» (Книга Бытия 1:1-2). Свет был еще скрыт. Затем пришел черед космоса «Бога-Сына», когда свет засиял во тьме. Потом последовал космос, выражаясь догматически, «Духа святого». Важной характеристикой третьего космоса являются воды.
Интересно, что Иоанн-Креститель свидетельствует, согласно евангельскому тексту, не о том, что Иисус – свет, а о том, что Иисус получил Духа Святого. И в уста самого Иисуса автор вкладывает слова (обращенные к Никодиму в 3-ей главе): «Истинно, истинно говорю тебе, если кто не родится от воды и Духа, не может войти в Царствие Божие». Самарянке у колодца Иисус говорит о воде, текущей в вечную жизнь. Потом Иисус исцеляет человека в купальне Вифезда. Иисус идет по поверхности озера. Что имел сам Иисус, то он обещал и своим ученикам: приход Духа святого, Утешителя-Параклетоса, Духа истины.
Иисус принадлежал к назарейскому течению иудаизма. И его учение не противоречило догмам иудаизма, признававшим Сынами Божиими всех, кого помазали Духом святым в пророки или на царство. Иоанн Креститель был очень уважаемым для иудеев человеком. Поэтому автор Евангелия и апеллирует к его заявлению, что на Иисуса сошел Дух Святой. Когда христианство покинуло свои иудейские «ясли» и пошло в весь «языческий» греко-римский мир, понадобилась другая концепция, понятная этой культуре. Это и была концепция Логоса, Божественного Слова и Света, в согласии с которой и писались Евангелия как таковые. Ведь их писали с пропагандистскими целями, ради распространения нового для ойкумены вероучения. История жизни Иисуса и приписываемые ему слова (логии) брались за основу и обрамлялись неиудейскими доктринами. Это особенно явственно видно на Евангелии по Иоанну.
Только в 12-ой главе Евангелия Иисус говорит о свете: «Еще на малое время свет есть с вами; ходите, пока есть свет, чтобы не объяла вас тьма: а ходящий во тьме не знает, куда идет. Доколе свет с вами, веруйте в свет, да будете сынами света». «Сыны света» это оборот речи, который был в употреблении Кумранской общины ессеев. Если эти слова принадлежат на самом деле Иисусу, а не писавшему само Евангелие человеку, то, опять же, он произносил нечто такое, что принадлежало одному из течений иудаизма и имело именно иудаистический контекст. Считается, что в числе первых христиан состояли те, кто был связан с ессеями. Интересно, что слова эти о свете Иисус произносит накануне его Пасхального распятия. И тут надо обратить внимание на событие, происшедшее с Иисусом и описанное в других версиях Евангелия, но не зафиксированное в тексте «по Иоанну». Это событие Преображения.
«По прошествии дней шести, взял Иисус Петра, Иакова и Иоанна, брата его, и возвел их на гору высокую одних, и преобразился пред ними: и просияло лице Его, как солнце, одежды же Его сделались белыми, как свет».
Евангелие по Матфею, глава 17, стихи 1-2
Это синоптическое Евангелие часто обращается к теме света: уже после сцены искушения Иисуса в пустыне (т.е. после сошествия Духа Святого) заявляется, что «народ увидел свет великий». В Нагорной проповеди Иисус говорит слушателям «вы - свет мира». Он рассказывает притчу о девах со светильниками, говорит о глазе как светильнике тела и пр. Евангелие по Луке уже в 1-ой главе делает «программное заявление», раскрывающее причину создания и распространения евангельских текстов:
«И ты, младенец, наречешься пророком Всевышнего, ибо предъидешь пред лицем Господа приготовить пути Ему, дать уразуметь народу Его спасение в прощении грехов их, по благоутробному милосердию Бога нашего, которым посетил нас Восток свыше, просветить сидящих во тьме и тени смертной, направить ноги наши на путь мира…
Ныне отпускаешь раба Твоего, Владыко, по слову Твоему, с миром, ибо видели очи мои спасение Твое, которое Ты уготовал пред лицем всех народов, свет к просвещению язычников и славу народа Твоего Израиля».
Найденные тексты «по Иоанну» древнее синоптических. Поэтому есть логика в том, что тема «света миру», сделавшая «у Иоанном» обрамление истории Иисуса, синоптиками берется как ведущая и пронизывающая весь текст.
Свет в космогонии индуизма
В доктрине индуизма свет является одним из трех природных начал, неразрывно связанных с тьмой и подвижностью. Он называется «саттва». Корень «сат» указывает на все, что правильно и истинно. Саттва обладает свойством ясности, чистоты и постоянства.
Все три свойства природы перетекают одно в другое, так что в одно время доминирует одно, а в другое время – уже другое начало. И в этой перемене заключен сам ход времени.
Время в природе становится циклом, который принято разделять на шесть этапов. Если брать наш космос в целом, то сначала превалирует свет, саттва; потом его сменяет бурное и изменчивое начало (раджас); после чего космос приходит в наиболее грубое и инертное темное состояние (тамас). Однако инертное состояние не может оставаться неизменным. Оно претерпевает определенное превращение и приходит время несколько другой тьмы, способной к переходу в новое подвижное состояние. Вибрация природы повышается до такой степени, что вновь наступает время света. Проще говоря, мир проходит сначала дугу огрубления и овеществления, материализации, а затем дугу возгонки.
Свет же стоит в начале первой дуги и завершает вторую. И потому из уст Христа в Книге Откровения звучат слова: «Я есмь Альфа и Омега, начало и конец, говорит Господь, Который есть и был и грядет, Вседержитель».
Свет истины это характеристика ума. Также как бурное движение, устремление есть характеристика чувств, а тьма и стабильность – характеристика тела. Тьма изменяется потому, что вместе с человеком в мире появляется разум – носитель света. Высокая вибрация света передается мозгу и всему человеку, и через разумные действия человека – всему материальному миру.
Персидская религия получила новое откровение о природе света. ее последователи узнали о том, что первая эпоха света сопровождалась рождением двух братьев-близнецов: Ормузда (Ахура Маздао) и Аримана. От первого происходило благо, саттва. А вот второй, хоть и был таким же по происхождению Духом, но испытывал желание вредить своему брату. Так в умах верующих был закреплен факт того, что даже в Духовном мире есть существа отставшие, и именно с них начались несовершенства и проблемы нашего мира.
Исключительно многое из персидского мировоззрения перешло затем в христианское, изменив изначальное назарейское учение Иисуса, а понятие о Духе Святом стало камнем преткновения.