Антропософский форум > Антропософские инициативы

Концепция Трехчленности социального организма

<< < (10/12) > >>

amphortas:

--- Цитата: EWC от 13 Нояб. 2009, 02:09:29 --- Я поднимал его в вопросах к Г.Бондареву (http://bdn-steiner.ru/forums/index.php/topic,528.0.html) .

--- Конец цитаты ---

Спасибо за ссылку. После написания своего ответа я прочитал ту дискуссию.
Я согласен с мнением уважаемого мной Генадия Бондарева.

urga:
Идет ли общество к "социальной трехчленности" или это нечто такое, что следует вводить специальными усилиями (наподобие коммунизма путем мировой революции)?
В некотором роде, социальная трех(четырех)членность давно была провозглашена в "Ману-дхарма-шастра" как варна: разделение на касты воинов-царей, брахманов-учителей, фермеров-торговцев и слуг-рабочих. Может быть это некий идеал арийского цикла, в начале которого он был осуществлен на расовом уровне (варна=цвет кожи)? А в конце он должен восстановиться на новом уровне-принципе?
Некоторые идеи социального плана можно почерпнуть у Штейнера из лекций о греческих мифах. Вначале вождь сосредотачивал в одних руках власть и религиозную, и гражданскую (такого разделения даже и не было). Следующая культура узнала появление касты священников и касты воинов, подчиненных священникам. Далее гражданская власть еще питается свыше, но уже подчиняет себе религиозную составляющую. Наконец, в 4 культуре у власти нет никакого отношения к духовному миру. Следовательно, духовное познание становится в той культуре эзотерическим.
Но в рамках общества все принадлежало еще военной касте, трансформированной в государство. Пятая культура ломает эту схему, делая более значимыми торговцев и финансистов. Этот слой общества выходит за рамки своей государственности (тем самым и за рамки воли своих Архангелов-Этнархов). Распространяются теории-мировоззрения, оправдывающие власть капитала на идейном уровне. Стоило бы поговрить и о том, что экономические законы античеловечны по своим конечным последствиям. Такая ситуация, в принципе, может способствовать задачам Духов Времени - и вредить Национальным Духам. Возможно, человечество впервые сталкивается с подобным перекосом.
И в этот момент появляется такая идея как "социальная трехчленность". В чем ее плюс и своевременность? В том что необходимо запретить стихийное экономическое "развитие" (т.н. саморегуляцию), также как и государственное "регулирование" экономики, которое по сути является коррупционным сращиванием политического с финансовым в ущерб национальному.
В принципе, человечество обязано решить эту задачу силами отдельно взятых наций. Правильно понятое национальное, охраняемый духовный национализм это хорошо!
(Возможно, культурная жизнь в динамике противостояния экономического - национальным будет пока на втором плане, либо будет пониматься как часть содержания этого национального)

EWC:

--- Цитата: urga от 16 Нояб. 2010, 13:32:31 ---Идет ли общество к "социальной трехчленности" или это нечто такое, что следует вводить специальными усилиями (наподобие коммунизма путем мировой революции)?
--- Конец цитаты ---
    Второе: однозначно нет!!!  А вот первое, на мой взгляд, выглядит так: трехчленность есть некий прафеномен социального развития, его движущая сила. Призыв Штейнера - понять ее, сделать открытой для всех и организовывать общественные институты исходя из этого понимания. То есть, проще говоря, исходя из понимания того что происходит. Но, помимо этой силы, действуют и другие. Коммунизм - это от них, это ложь, взятая как цель. Соответственно, "социальные импульсы", правомерные в основе, используются для создания  структур, противоречащих естественным законам развития. (N.B.: И это только начало процесса. Помешать развитию, замедлить его, исказить - это только половина дела.Следующий этап - изменить сами законы развития, сменить прафеномен.  )


--- Цитата: urga от 16 Нояб. 2010, 13:32:31 ---
В некотором роде, социальная трех(четырех)членность давно была провозглашена в "Ману-дхарма-шастра" как варна: разделение на касты воинов-царей, брахманов-учителей, фермеров-торговцев и слуг-рабочих. Может быть это некий идеал арийского цикла, в начале которого он был осуществлен на расовом уровне (варна=цвет кожи)? А в конце он должен восстановиться на новом уровне-принципе?
--- Конец цитаты ---

   К трехчленности Штейнера кастовый принцип деления древних обществ не имеет отношения. Он сам все время предостерегал от таких интерпретаций. А  "стремление основать касту господ на западе, и касту рабов на востоке", оно из другого угла.

--- Цитата: urga от 16 Нояб. 2010, 13:32:31 ---Некоторые идеи социального плана можно почерпнуть у Штейнера из лекций о греческих мифах. Вначале вождь сосредотачивал в одних руках власть и религиозную, и гражданскую (такого разделения даже и не было). Следующая культура узнала появление касты священников и касты воинов, подчиненных священникам. Далее гражданская власть еще питается свыше, но уже подчиняет себе религиозную составляющую. Наконец, в 4 культуре у власти нет никакого отношения к духовному миру. Следовательно, духовное познание становится в той культуре эзотерическим.
Но в рамках общества все принадлежало еще военной касте, трансформированной в государство. Пятая культура ломает эту схему, делая более значимыми торговцев и финансистов. Этот слой общества выходит за рамки своей государственности (тем самым и за рамки воли своих Архангелов-Этнархов). Распространяются теории-мировоззрения, оправдывающие власть капитала на идейном уровне.
--- Конец цитаты ---
Да, здесь характерен протестантизм, в его американском виде особенно.


--- Цитата: urga от 16 Нояб. 2010, 13:32:31 ---Стоило бы поговрить и о том, что экономические законы античеловечны по своим конечным последствиям. Такая ситуация, в принципе, может способствовать задачам Духов Времени - и вредить Национальным Духам. Возможно, человечество впервые сталкивается с подобным перекосом.
--- Конец цитаты ---
       Просто в хозяйственные отношения, как в собственно земное, может активно вмешиваться Ариман, и это сфера его противоборства богам (искушение хлебами).

--- Цитата: urga от 16 Нояб. 2010, 13:32:31 ---И в этот момент появляется такая идея как "социальная трехчленность". В чем ее плюс и своевременность? В том что необходимо запретить стихийное экономическое "развитие" (т.н. саморегуляцию), также как и государственное "регулирование" экономики, которое по сути является коррупционным сращиванием политического с финансовым в ущерб национальному.
В принципе, человечество обязано решить эту задачу силами отдельно взятых наций. Правильно понятое национальное, охраняемый духовный национализм это хорошо!
(Возможно, культурная жизнь в динамике противостояния экономического - национальным будет пока на втором плане, либо будет пониматься как часть содержания этого национального)

--- Конец цитаты ---
   На этот вопрос  Штейнер отвечал так: трехчленность может и должна быть развита по-разному в разных местах земли, в соответствии с местными условиями.

amphortas:

--- Цитата: urga от 16 Нояб. 2010, 13:32:31 ---В некотором роде, социальная трех(четырех)членность давно была провозглашена в "Ману-дхарма-шастра" как варна: разделение на касты воинов-царей, брахманов-учителей, фермеров-торговцев и слуг-рабочих.

--- Конец цитаты ---

Первое. Для меня 3 - символ Духа и всего нематериального (духовная деятельность - мысль, чувство, воля), 4 - символ материи (4 стихии, 4 стороны света...). Извините, но подмена 3 на 4 вызывает у меня резкую личную антипатию. 3 и 4 (единство духа и материи) = 7. А если складывать 4+4 =8... Семерка мне больше нравится. Ещё у Папюса читал о доминирующих качествах в каждом человеке, что людей надо делить на фенотипы "Бык" (для физической работы), "Лев" (для творческой артистической работы, "Орёл" (интеллектуальной деятельности), "Человек" (эзотерики - учителя). По такой "селекции - отсортировки" получается, что физически крепкие (как быки) люди должны быть определены для физической работы и ни для чего больше. Ничего хорошего из этого не выйдет.

Второе. Доктор Штайнер явно предупреждал об опасности разделения людей на типы. Не людей надо разделять, а социальный организм "расчленять" и организовывать по функциям - вроде как, в дыхательную систему не должны попадать продукты питания - это приводит к удушению.
Человек в данном обществе будет объединять всю общественную систему воедино, так как будет пользоваться и создавать материальные блага, и духовные ценности, и юридические-правовые взаимоотношения - то есть, будет частью всех трех членов общества.

P.s. "Времени больше нет, остались только сроки". К глубокому сожалению, я стал фаталистом. Шанс воплотить в жизнь социальную трехчленность упущен, и на пороге совсем другие события.

EWC:

--- Цитата: amphortas от 14 Июнь 2011, 05:13:29 ---P.s. "Времени больше нет, остались только сроки". К глубокому сожалению, я стал фаталистом. Шанс воплотить в жизнь социальную трехчленность упущен, и на пороге совсем другие события.

--- Конец цитаты ---

      Не согласен. Шанс всегда есть, даже более того, могу высказать тезис: чем более современная цивилизация будет подталкивать себя к катастрофам, тем более актуальной станет трехчленность, т.к. она единственная несет в себе потенциал их преодоления. Основано это на моем понимании трехчленности как движущего прафеномена современной истории.

Навигация

[0] Главная страница сообщений

[#] Следующая страница

[*] Предыдущая страница

Перейти к полной версии