Хочется внести некоторую ясность, как она мне представляется о духовных иерархиях и человеческой ступени сознания. В акте первоначального творения было создано все, в том числе и Я человека, Я ангелов, архангелов, архаев в разной степени совершенства. Об этом можно судить из «Очерка тайноведения», где ясно указано, см. страницы о развитии на Древнем Сатурне, что человеческие зачатки обладали трансовым сознанием, подобно минералу, ангелы сознанием сна без сновидений, подобно растениям, архангелы сознанием сна со сновидениями, и архаи сознанием на человеческой ступени. Сознание без Я не бывает. Сами духовные иерархии представляют собой иерархию сознаний, иерархию Я, которые содержатся друг в друге, т.е. духовные существа пронизывают друг друга, они и отдельные существа, и часть более высоких существ. Еще Я. Беме указывал, что 80 ангелов – один архангел, 80 архангелов – один архай и т.д. Все духовные существа иерархий обладают ясным самосознанием. Человеческая ступень сознания – когда духовное существо начинает уже сознавать свое отдельное существование ( самосознание), но еще не сознает свою включенность в духовные иерархии, сознательно не осуществляет это единство. В эволюции архаи проходили эту ступень на Древнем Сатурне, как у нас есть низшее Я – сознание физического тела, так у них было низшее Я-сознание астрального тела, как у нас низшее Я должно умереть, так же и у них было. Задача человеческой ступени сознания - сознательно овладеть своим высшим Я, которое хоть и пребывает в духовном мире, но бессознательно. Кто выполняет эту задачу, тот находится в потоке эволюции, кто нет, тот отстает на одно планетарное развитие по крайней мере. Разные вещи – иметь Я, и сознавать это. Это совсем разные ступени сознания. У минералов есть Я, но не самосознание. Я было включено в состав человека на Земле, но это не значит, что Я человека не было, Я было, но не в составе человеческого существа. Раньше существо человека было отдельно, Я человека отдельно, в разных мирах, откуда оно постепенно спускалось и теперь находится с существом человека в одном мире – физическом, внутри человека.