Антропософский форум > В потоках времени

Календарь Души

<< < (5/111) > >>

Sergei:
Этой репродукцией росписи большого купола заканчиваю общий обзор внутреннего пространства залов первого Гетеанума

Расположение мотивов (Луиза ван Бломместайн)

Вдоль оси:

1. Действия элоимов
2. Возникновение смысла. Глаз и ухо
3. Рай. Ягве и дьявольское искушение
4. Ярость Бога и печаль Бога
5. Хоровод
6. Круг двенадцати

В северном и южном полушарии

7. Лемурия
8. Атлантида
9. Индийский человек
10. Персидский человек
11. Египетский человек
12. Греция и мотив Эдипа

Sergei:

Славянский человек с двойником, Ангелом и Kентавром. Проект для живописи малого купола первого Гетеанума (1914)

Восток пытается вспомнить о Духе, каким он пребывает в основах Отца мира. "На Востоке, - говорит Рудольф Штайнер, - мы находим, прежде всего, отчетливое сознание, что есть мир Космического Отца. Всё творчески деятельное в воздухе, огне, вообще в элементах, находящихся в земле и под землей, выступает нам навстречу... в сиянии Небесного Отца".172 Но задача Востока - дать миру в VI-й культуре то понимание Христа, которое открывается из Само духа, иными словами, продолжить дело Средней Европы, которое она исполняет на путях Духовной науки. Из собственных сил подготовиться к такой задаче Восток не может, но в этом и нет нужды. Ему предлагается воспользоваться уже готовыми плодами культуры: ввести свое миро- и жизневоззрение в русло двух основополагающих течений человеческого духа - реализма и идеализма.

До сих пор этому мешало падшее мышление. Еще на подсознательном уровне оно заползло на древнюю Русь путем "из варяг в греки" и до поры до времени притаилось там, поджидая, когда "пламя вожделений" сформирует национального двойника. Таковой выступил на социальном плане с момента монголо-татарского нашествия и зримо стоял перед людьми более двухсот лет. Имеется впечатляющий портрет этого двойника, данный в легенде о Чингиз-хане, которая называется "Сокровенное сказание о поколении монголов". Она была написана в середине XIII века. Своего рода восточные Дант и Вергилий ведут в ней беседу. Один из них - Таян, хан племени найманей, другой - Чжамуха, сподвижник Чингиз-хана, впавший в немилость. Таян спрашивает Чжамуху: "Кто эти, преследующие наших, как волки, когда они гонятся за стадом овец до самой овчарни?" Чжамуха ответил: "Это четыре пса моего Темучина (Чингиз-хана), вскормленные человеческим мясом; он привязал их на железную цепь; у этих псов медные лбы, высеченные зубы, шилообразные языки, железные сердца. Они пьют росу, ездят по ветру; в боях пожирают человеческое мясо. Теперь они спущены с цепи, у них текут слюни; они радуются. Эти четыре пса: Чжэбе, Хубилай, Чжэлме и Субэтай (полководцы Чингиз-хана)". Таян сказал: "Коли так, то подальше от этих презренных людей". Он отступил и, поднявшись по горе, остановился.
Далее Таян опять спрашивает о других людях Чингиз-хана и, получив ответ, восклицает: Страшно! - и поднимается еще выше. Получив последний ответ, Таян уходит на самую вершину горы.

Таким образом, даже сознание восточного посвященного не выдерживает подобного имагинативного зрелища. Русские князья выдерживали его довольно долго, так и не догадавшись почерпнуть в нем урок самопознания, а когда оно стало оживать изнутри, все кончилось национальной истерикой, выразителем которой стал Иван Грозный.[/color
Г.А. Бондарев ОЖИДАЮЩАЯ КУЛЬТУРА, Книга первая, Очерк четвертый.  Восток - Запад - Середина

Sergei:


Персидски-германский и славянский мотивС началом эпохи души сознательной пришло время и дремавшей змеи Миттгарт. В лице Бориса Годунова и Петра I она сковала рабством "пламя вожделений", загнала его вовнутрь, а вовне окончательно восторжествовал двойник самодержавия. Россия прорубила "окно в Европу", однако, в действительности это оказался всего лишь подземный лаз, через который в Россию просунулось жало Скорпиона. И с тех пор это нависшее над судьбами России жало парализует ее духовные силы, а с другой стороны, "жалит" жизнь ее чувств. Единственным средством против этого жала является Besinnen (мысле-чувствование) о Духе, то есть соединение веры со знанием. Такая же задача стоит и перед Средней Европой, и именно в решении ее Восток и Запад Европы могли бы прийти к гармоничному и взаимообогащающему духовному творчеству.

В современных же условиях общечеловеческая задача, решаемая Россией, состоит в Еrnnern (памятований) о духе. Потому и звучит к ней в Апокалипсисе: "Держи, что имеешь...". Забывая о духе, с одной стороны, и не желая "мыслечувствовать" о нем - с другой, Россия временами впадает в гипертрофию жизни чувств, какой страдают у Достоевского братья Карамазовы, и тогда как бы "валится спиной" на Среднюю Европу, угрожая сокрушить "Космо-Психею", что с неизбежностью приводит в действие Стрельца.
Своим высшим разумом он хочет помочь Середине претворить Скорпиона в Орла, кроме того в нем живет чувство ответственности за судьбы всего мира. И потому он старается вытравить Скорпиона из русской душевности, понудить ее к катарсису чувств, стать ее воспитателем, подобно древнему кентавру Хирону, воспитавшему греческих героев Язона, Тезея, Диоскуров. В этом заключается суть претензии неких сил в мире англосаксов на роль папы пятой послеатлантической эпохи. У такой претензии есть известная доля правомерности. Но тут возникает трагическая проблема, поскольку природа кентавра двойственна. Древнегреческая мифология повествует нам о кентаврах, враждебных героям; так, один из них Эвритион, пытается похитить невесту Пейрифоя, другой, Несс, покушается на невесту Геракла Деяниру и в конце концов губит самого Геракла. И вот, когда в современности проявляется эта сторона кентавра, то его "воспитательные" намерения встают в русской душе как кошмар, как тот красный кентавр с синей бородой, что был изображен в ауре русского человека в живописи малого купола Гетеанума (см. эскиз Р.Штайнера).
Г.А. Бондарев ОЖИДАЮЩАЯ КУЛЬТУРА, Книга первая, Очерк четвертый.  Восток - Запад - Середина

Sergei:

Персидски-германский и славянский мотив
Интеллектуализированное, люциферизированное мышление Запада, будучи внесенным на Восток, грозит истончиться в ложные имагинации и подменить там софийность коренного настроения; подобно Эвритиону, "похитить невесту" у Востока. С другой стороны, через "окно в Европу" в русскую душу влезает ариманический аспект западного мышления, выражающийся в техницизме, в культе потребления, которые на Востоке уходят в подприродную магию сибирского шаманизма. Односторонности обоих родов стремятся на почве обостренной чувственности вступить в некоего рода брак сверхинтеллектуализма с магической сексуальностью. Все, с позволения сказать, "игры" современного Запада приобретают на Востоке магический характер. Спасти положение может только решение Восточной Европы обратиться к исполнению своих коренных задач. Для этого ей надлежит обрести реальное равновесие Весов и пережить в нем реализм как крест, который был, согласно легенде, сделан из дерева, выросшего из семян o" Древа жизни"-.
Этот крест должен в руках русского человека (как это изображено на эскизе) прорасти розами истинного идеализма, розами очищенной крови, которой этот человек уже обладает. Гея-София в образе Ангела-Хранителя (эскиз) пока бережет его от погибели. Он же тем временем должен просветлить свои чувства, победить двойника, который чрезвычайно силен в нем по причине особого отношения русского к земле. Это отношение имеет и теневую сторону, что выражается в повышенной чувствительности русского человека к силам земного магнетизма и электричества. Эта чувствительность ведет к усилению природы ариманического двойника, что вызывает не только хаос чувств, но даже возрастание болезней.

Восточной Европе следует взять и нести свой, а не чужой крест. Русский человек должен работать над катарсисом, очищением своего астрального тела, дабы обрести столь необходимое ему равновесие и высветлить своего двойника, освободить свое софийное отношение к Земле (которая есть истинная плоть и кровь Христа) от ариманической примеси. Ангел-Хранитель - ближайший ему в том помощник. Россия нуждается в соединении веры со знанием. Для нее это самый кардинальный вопрос. Без его решения русскому человеку не избыть тех мук, что переживают герои Достоевского, не избыть ему и социальных бедствий, в которых судьбоносную роль взяли на себя красный восьминогий кентавр и черный двойник. В дальнейшем мы поговорим о том, как в ходе культурно-исторического процесса сложилось такое положение, беря при этом только феномены культуры, но по-прежнему - симптоматологически.
Г.А. Бондарев ОЖИДАЮЩАЯ КУЛЬТУРА, Книга первая, Очерк четвертый.  Восток - Запад - Середина

Sergei:
Весна заканчивается, начинается лето. Оглядываемся назад на пройденный путь и строим планы на будущую половину пути.
Календарь Души, как и обычный календарь запаздывает с началом года примерно на неделю от солнечного календаря.


    13-я неделя (30 июня - 6 июля)
     
     Когда я на самых вершинах,
     Тогда речёт в души глубинах
     Божественное Слово
     Из огненных Миров:
     Переживи в духовных недрах
     Единосущность Духу.

Навигация

[0] Главная страница сообщений

[#] Следующая страница

[*] Предыдущая страница

Перейти к полной версии