Антропософский форум > В потоках времени

Календарь Души

<< < (106/111) > >>

Sergei:
Вот оно и чудо витражей. Спасибо, сохранили репродукции и фото.
Вступаем в мир Ангелов. В мир будущего Юпитера. Синий северный витраж.
Что же видим и слышим здесь?



Витраж на стекле, разработанный Рудольфом Штайнером
--- Цитировать ---1066. "Когда мы добиваемся состояния, что весь мир теряет для нас значение и мы живем целиком в медитативной мысли, тогда происходит ... тонкий процесс потребления тепла. ... процесс медитации связан с тонким тепловым и световым процессом ... мы потребляем свет.
     Когда вы медитируете серьезно, правильно, то напечатлеваете мировому эфиру свои мыслеформы; они остаются там. И когда вы затем оглядываетесь на медитативный процесс, то это не является обычным воспоминанием; мы оглядываемся на то, что отпечатано в мировом эфире. ...Этот тонкий процесс, что мы совершаем, он устанавливает отношение между нами и окружающими эф. и астр. телами. В обычных же восприятиях и мышлении человек имеет дело лишь с самим собой; это процесс, разыгрывающийся только в нас самих. ... При медитировании потребляется тепло. А раз оно потребляется, то возникает холод; всеобщий мировой эфир охлаждается, когда мы медитируем. Когда потребляется свет, то он погашается; возникает темнота, убывание света. Так что, если человек медитирует на одном месте, а затем переходит на другое, то на прежнем он оставляет некое слабое похолодание и ослабевающий свет. От человека остается теневой образ, который холоднее, чем его окружение. Остается холодное темное привидение на прежнем месте; мы его выгравировали там" (витражи). И когда человек приходит в новое воплощение, то находит в мировом эфире следы, оставленные его прошлыми медитациями. Это отражается в карме.
     Когда благодаря медитации мысль начинает волнами пронизывать наш мозг, то "появляется уверенное чувство: ты стоишь внутри духовного мира, ты сам лишь ткущий элемент во всеобщем ткании. И очень важно, что мы действительно приходим к такой тишине, к такому душевному покою в медитации, что у нас появляется чувство: ты стоишь внутри духовного мира, ты сам лишь ткущий элемент во всеобщем ткании. И очень важно, что мы действительно приходим к такой тишине, к такому душевному покою в медитации, что у нас появляется чувство: ты не один, кто это делает; это делается. Ты начал двигать эти волны, и они распространяются вокруг тебя. Они обладают собственной жизнью, лишь средоточием которой ты являешься". 157 (9)
--- Конец цитаты ---

И здесь видим нашу таблицу. Ее имагинативный образ.
http://bdn-steiner.ru/forums/index.php/topic,626.msg8450.html#msg8450
http://bdn-steiner.ru/forums/index.php/topic,626.msg8350.html#msg8350
Как взаимосвязан Ангельский мир и мир Я человека. Здесь хорошо видно кого из трех Ангелов называем Ангелом-Хранителем, кто сопровождает нас в ночное и дневное сознание. Кем мы будем на будущем Юпитере. Звучит трубный зов Апокалипсиса.
И днем и вечером трудятся ангелы  для сохранения нашего визуального и трудового опыта для Духа.

Sergei:


Роланд Тиллер. Идея 1997
http://www.atelier-tiller.de/malerei/schichttechnik/index.html
--- Цитировать ---591. "Поскольку вещи сильно изменились, довольно трудно в современных условиях описать, как в древности с сентября-октября готовились к празднику, который теперь мы называем Рождеством. Все велось к тому, что сегодня мы могли бы назвать советами-загадками, ответами на вопросы, даваемыми в завуалированной форме, когда смысл нужно было извлечь из того, что давалось в знаках. Скажем так: ученики Мистерий давали тем, кто хотел чему-то научиться, какие-нибудь символические образы; их нужно было растолковать. Или они давали то, что мы называем загадкой; ее нужно было отгадать. Давалось какое-либо волшебное изречение. Что содержало это изречение, нужно было связать с природой и так его отгадать. Тщательно подготавливалось то, что у разных народов принимало различные формы. Например, в северных странах в более поздние времена это выглядело как бросание рунического жезла и разгадывание форм, которые при этом образовывались". Нечто своеобразное переживалось в конечностях. К октябрю прекращалась вся деятельность, связанная с земледелием, когда конечности нужно было соединять с плугом и т. д. И вот в них возникала потребность что-то месить. Во всяком пластическом находили тогда особое удовлетворение (как в июне — в танце).
--- Конец цитаты ---


--- Цитировать ---Получали особое чувство того, как замерзает вода, принимая различные облики. От этого остался обычай лить олово в воду под Рождество и отгадывать его формы. "Но это лишь абстрактный пережиток той удивительной деятельности внутренней движущей силы человека в природе, которая, например, выражалась так: ...человек опускал руку в воду, которая уже замерзала, так что его рука в ней застывала, а затем пробовал, как вода формирует волны, и замерзающая вода затем отвечала удивительными образованиями.
     Человек, таким образом, ставил вопросы Земле. Через музыку, через поэзию (Иоаннов день) он обращался в вершине лета со своими вопросами к Небу. ...Он смотрел, какие формы может принимать земной элемент. И он замечал, что формы получаются подобными тем, которые образуются у жуков, бабочек. Это становилось его воззрением. Из пластики, которую он извлекал из природного действия Земли, возникало для него воззрение, что вообще из земного элемента вырабатываются различные животные формы. Ко времени Рождества человек понимал животные формы. И когда он работал, его члены напрягались, он даже прыгал в воду, совершал определенные движения ногами, затем выпрыгивал из воды и пробовал, как отвечает вода, застывающая вода; и здесь он во внешнем мире замечал, какой облик имеет он сам, как человек. Но такое случалось только на Рождество и ни в какое иное время; в иное время он ощущал только животное, расовое. На Рождество он приходил к переживанию также и человеческого облика.
     Так в древних Мистериях я-сознание опосредовалось небом, а ощущение человеческого облика — Землей. Человек учился на Рождество познавать Землю в ее формирующих силах, в ее пластических, образных силах, а в Иоанново время — как гармонии сфер в сновидческом сознании навевают ему в звуках его Я. Так расширяли особые праздники древних Мистерий человеческое существо".223 (4)
--- Конец цитаты ---


Хорошо видно, как синем северном витраже отражается и Рождественская инспирация
http://bdn-steiner.ru/forums/index.php/topic,435.msg8546.html#msg8546
http://bdn-steiner.ru/forums/index.php/topic,626.msg8550.html#msg8550

Sergei:


 Синий южный витраж Гетеанума (по эскизу Рудольфа Штейнера)
--- Цитировать ---То, что физическое тело действительно имеет отношение к гороскопу, следует из цикла докладов, прочитанных в 1912 году в Осло. В пятом докладе для перехода к шестому описывалось то, что может быть обозначено как мелотезия. Мелотезия - это учение о соответствии человеческих членов знакам Зодиака. На протяжении столетий в медицинских учебниках давалось соответствие a capite ad calcem, от головы до ступней. Оккультный ученик должен начинать со строения собственного тела. «Когда оккультист рассматривает собственный облик, он при виде этого человеческого облика должен испытывать нечто, что выводит его за пределы всякого земного сознания». Затем основательно описывается все строение человеческого тела в его членах, и описанное представляется в общей схеме:
   1. Прямостояние                                         ОВЕН 
   2. Соответствие тонобразованию             ТЕЛЕЦ 
    3. Симметрия                                              БЛИЗНЕЦЫ 
    4. Замкнутость                                            РАК 
    5. Внутреннее, самозамыкающее              ЛЕВ
    
    6. Внутреннее в телесном отношении,
       без отношения к внешнему миру                ДЕВА 
    7. Положение равновесия                          ВЕСЫ 
    8. Органы воспроизведения                       СКОРПИОН 
    9. Бедра                                                      СТРЕЛЕЦ 
    10. Колени                                                  КОЗЕРОГ
    11. Голени                                                  ВОДОЛЕЙ 
    12. Стопы                                                   РЫБЫ
Возникает ощущение, что эти связи, которые были сначала представлены в художественной сфере в живой образной форме, должны также быть в образно-художественной форме изображены Рудольфом Штейнером. Впервые это было сделано по его наброскам с 1914 по 1916 годы в форме стеклянных рельефов для окон первого Гетеанума, и после его смерти художницей Асей Тургеневой по эскизам Рудольфа Штейнера для второго Гетеанума.
--- Конец цитаты ---



Астрологическая анатомия человека Манускрипт 15 - го века Братья Поль, Эрманн, Жеаннекен Лимбурги
--- Цитировать ---В докладе от 8 января 1918 года Рудольф Штейнер говорит о часах и астрологии: «... Всякий раз, взглядывая на часы, мы занимаемся астрологией». В эти дни Рудольф Штейнер говорит о Мировых часах - об эволюционных шагах, которые имели место с начала послеатлантической эпохи до нынешнего времени. Во время древнеиндийской эпохи точка равноденствия находилась в созвездии Рака, это действовало на человека так, что он «в некотором смысле, в сенситивности своей грудной клетки ощущал другого человека». Рак имеет особое отношение к Луне. «И в самом деле, можно сказать, с одной стороны, человек был в эту первую послеатлантическую эпоху таким восприимчивым, чувствительным, сенситивным, с другой стороны, всё то, что выступало в качестве интимных понятий послеатлантического мировоззрения, было связано с сексуальной сферой - тогда еще с полным правом, поскольку тогда еще существовала та наивность в отношениях людей, которая была утрачена в последующие порочные времена.
Затем Солнце со своей точкой равноденствия вступило в знак Близнецов». Началась вторая послеатлантическая культура, праперсидская культура. Близнецы связаны в человеке со всем тем, что делает его симметричным существом. Руки, скрещение глазных осей и т. д. «... в период культуры Заратустры произошло обращение к свойствам, обусловленным Близнецами - с одной стороны, к световой природе, с другой стороны, к природе тьмы... » «Как Луна имеет свой дом в Раке, так Меркурий имеет дом в Близнецах». Это обусловливает связь с пищеварительной системой, которая, в то же время, «является познавательным аппаратом». Из этой пищеварительной системы «...исходит действительная сообразительность,... глубокий дар комбинирования... ».
Когда точка весеннего равноденствия переместилась в Тельца - т. е. в третьем послеатлантическом периоде, - на передний план выступило всё то, «что имеет отношение к гортани». «В эту третью послеатлантическую эпоху с особой силой выступило ощущение сродства между словом и вещью, и именно внешними вещами». Венера имеет свой дом в Тельце. «В микрокосме, в человеке, это соответствует силам, которые находятся между сердцем и областью желудка».
В четвертую эпоху, когда точка равноденствия переместилась в Овна, мир познавался посредством «мыслительной культуры». Марс, «имеющий свой дом в Овне», поддерживает всё, «что в отношении окружающего мира развивается со стороны человека через его голову».
Сегодняшняя, пятая эпоха, являет точку весеннего равноденствия в течение 2160 лет, т. е. до 3573 года, в знаке Рыб. Связь небесных знаков с человеком указывает на стопы. «От головы осуществляется переход к стопам. Это колоссальный поворот... То, что человек ранее воспринимал от Неба, теперь он воспринимает от Земли».
Юпитер имеет свой дом в Рыбах. «Человек, с этой земной культурой пятого послеатлантического периода, может обрести истинное величие, ибо именно самостоятельным человеческим образом, посредством своих головных сил, он может постигать и облагораживать то, что к нему подводится с противоположной стороны в отношении прежних послеатлантических периодов... Но он имеет в эту пятую послеатлантическую эпоху величайшую возможность одухотворения себя. Ни одна из культур не была столь благоприятна для духовности, как эта пятая».

РАК                   БЛИЗНЕЦЫ            ТЕЛЕЦ                 ОВЕН                      РЫБЫ   

ГРУДНАЯ            РУКИ                    ГОРТАНЬ              ГОЛОВА                СТОПЫ
клетка              симметрич.             и прилег.          верхняя
                         органы                   область             кругл. часть
                                                                                 головы

ПОЗНАНИЕ        ПОЗНАНИЕ            СРОСДСТВО        МЫСЛИТЕЛЬН.        МЫСЛИ
друг. людей       света и тьмы       слова и вещи          культура            теряют силы

ЛУНА                МЕРКУРИЙ               ВЕНЕРА                   МАРС                  ЮПИТЕР
Сексуальный   Пищеварит.      Между желудком       силы                   Передний
регион                регион              и диафрагмой         агресии                мозг
                       Сообразительность                                                         Одухотворение[/colo]
--- Конец цитаты ---
Хайнц Херберт Шеффлер. Рудольф Штейнер и Астрология

В многочисленных лекциях по крупицам находим знания приоткрывающие творческий замысел автора витража.
http://bdn-steiner.ru/forums/index.php/topic,501.msg8570.html#msg8570
 

Sergei:

--- Цитировать ---585a. "Переживание Мистерии Рождества должно, собственно, длиться и в январе, скажем, до 22, 23, 24, 25 января. Потом приходит время, длящееся до 24, 25 февраля, которое нужно посвятить медитативному ощущению того, чем стал Иисус в его странствии в среде человечества".343, 554-580
--- Конец цитаты ---
http://www.bdn-steiner.ru/a1/parset1.php?id_page=105851&level=-1



Лебедь с ребенком 1999 Биргит Тиллер
--- Цитировать ---Я считаю, что выход к сознательной работе, дневной, Нового Года наступает с 6-го января; и это забота - как пройти к Пасхе? Как духовную радость не уронить в личинах-масках рождественских и в "масляной жизни"; древние сатурналии теперь - личины-маски; после рождения высшего "Я"-бывшая личность, просыпавшая самосознание сентября - ведь личина; если я твердо не возьму "личину" в руки, она станет в руках Аримана моим эфирным двойником; страх к личине, есть страх к "двойнику" своему (церковь проклинает личину); с 6-го января мы должны вернуться, чтобы с ней работать; правильное отношение к ней - превратить ее высшим нашим рождественским сознанием в шлем рыцаря.
Шесть правил контроля я рекомендовал бы начинать после священных 12-ти дней, проводя каждое по месяцу - так чтобы окончить их точно к точке летнего солнцестояния; лучше всего, легче всего надеть шлем контроля мыслей - из серьезно проведенных " 1 2-ти дней"; отсюда: ритм хождения по году - правила вооружения: походка рыцаря; если и декабрь своим обрядом ужаса (первая половина) вызывает во мне цикл Шуберта "Винтеррайзе", то выход из " 12-ти дней" для меня звучит вагнеровским маршем из "Тангейзера": походкой рыцаря; латы рыцаря мне закроют крещенский крестик; этот крест был в сентябре мне ломающим плечи Космическим Крестом, в Крещении я понял, что это иго и бремя - легко есть: но надо его защитить латами рыцаря; рыцарский путь: от Иисуса Рождества к Христу Воскресшему через Мистерию Голгофы; если "12 дней" - видение Монсальвата, если страстной четверг-Мистерия Грааля,то путь великого Поста: путь искания исчезнувшего Храма рыцарем Парсифалем.
На Пасхе латы прорастают цветами весны; и с Вознесения начинается вознесение нашего окрепшего "Я" в Космос. Первые шесть месяцев каждого года есть, по-моему, перенесение мистерии рождения Я высшего (в 12 днях) в биографию нашей походки по году; к июню мы возносимся к космическим тайнам; с Духова Дня до - приблизительно - Петра и Павла мы вне истории: с Петрова дня - начинается уже линия вхождения в осознание исторического христианства; "Когда Солнце движется на Север", тогда нам доступнее мистическая наша биография; с 24-го июня Креститель поворачивает нас к зарытому в истории и Земле кладу: к пониманию исторического пути человечества. 29 - го июня (значит, 29-13 нового стиля) праздник Петра и Павла: Двух линий исторической культуры, как церкви (Петр) и церкви, как культуры (Павел); линия Петра-церковь первых веков; Павла - понимание церкви самой, как культуры "Я". Отрывок от 12-го июля до праздника сентябрьского (Возрождение Креста) есть отрезок истории до Константина, где догмат Петровой Церкви перерождается из исторического реализма в исторический материализм; в линии Павловой истории здесь именно происходит разрыв догмата с символом; но в Павле назреваетлиния понимания исторического реализма как символизма: в первой линии (Петра) - проваливаемся в "Скорпионову"тему; во второй линии (Павла)-сознательно вооружаемся самосознанием; вместе с тем - в историческом разрезе сентябрь есть время "ренессанса": рождение самосознающей души; и -уже описанное: день Михаила, день Софии, путь веры в Веру, мост надежды к Любви, к Иоанну; путь через зимние месяцы в разрезе истории - путь от нашего времени к Рождеству, кбудущему от свободной культуры к Церкви - Мистерии: от Павла к Иоанну; ведь праздник рождения Иоанна, по Доктору, в безвременном круге " 12" дней: 27-е декабря (третий день Рождества).
Дорогие друзья, какая красота заложена в годовых ритмах; и какая симметрия: она выявляет путь по Году нашего самосознающего, то есть, пронизанного Годовым ритмом, Я, как таковой:
Дорогие друзья, простите мне эти косноязычные попытки намекнуть на что-то в ритме года; я знаю, что в каждом по-своему преломляется этот ритм; но он есть; он - потрясающая меня реальность; и если мы не будем пытаться конкретнейше им овладеть, ходить по годовому времени "легко ступая", все более и более будем мы ощущать сотрясения времени в нас и удары предметов времени по нам: ужасные удары; и если мы не согласуем с этим нашим развиваемым слухом ко времени все отвлеченные наши знания об антропософском пути, этот путь, абстрактно изучаемый, нуль: ничто; надо уметь править временем: правильно вести время в себе, то есть читать ритмы, подпевать им жизнью; праведник ведь в наше время - ритмист; не нарушающий тактов социальных и индивидуальных.
А. Белый Правда ритмов времени  Письмо от 8 января 1927 года
--- Конец цитаты ---

Sergei:
Уже рассматривали Гетеанум, как отражение годовых циклических процессов.
Но также находим в его формах и интерьере процессы становления и развития Я сознания.
На примере росписи малого купола познаем становление уже разделенного Я1-Я4.
Но и в витражах северных и южных находим эти же Я. В зеленых витражах знакомимся с тем, как познаются в Я1 искусители человечества, в синих витражах угадываем проявление Я2,  ангельского мира, в фиолетовых – просвечивает тайна рождения и смерти, Я3 – архангельские силы, розовые же  повествуют о становлении высшего Я, Я4.
Через такую деятельность появляется возможность в годовое переживание вплести нить становления самосознания.


Зелённый витраж на севере
--- Цитировать ---На средней части мы видим внизу скалы и растительные образования. На вершине сапой высокой скалы сидит человек, окружённый сверкающими молниями. Перед ним вздымается ужасное мировое существо с ариманической головой. Существо несёт в своём змееобразном теле планеты в их последовательности от Сатурна до Луны. Внизу - Земля.
Прежде чем духовный ученик вступит в душевный мир, он должен пережить те две мировые силы, которые во внешнем мире заслоняют от него духовное и ведут его к иллюзии относительно существа его Я. Первое существо обозначают именем Ариман. Ему надлежит космические силы меры, числа и веса развить на Земле. Но Ариман преступает граница деятельности, которые ему закономерно принадлежат в мировом порядке. Ему бы хотелось весь космос со всем его духовным содержанием к со всеми душевными способностями превратить в одну машину. Его космический идеал - это мир абсолютной исчислимости. Повсюду в космосе, где правомерным образом имеется исчислимость, будь то движение звезд или числовые /количественное/ зависимости во всех явлениях природы, во всех этих случаях деятельность Аримана благотворна. Но там, где он хочет преступить границы своей деятельности, там он становился противником добрых божественно-духовных существ и возбудителем многих зол в мире.
Ему противостоит существо Люцифера. Если Ариман хочет возвести исчислимость в "идеал", то область Люцифера есть не подлежащие счёту, безграничный произвол интеллектуальных и волевых существ, проявляющихся в мире. Когда эти интеллектуальные и волевые существа проявляются в человеческом существе, в мышлении и философии, в художественном творчестве и своеобразном искусстве, тогда Люцифер -правомерный помощник человека. Но он становится нарушителем спокойствия мирового порядка, когда хочет распространить свой "идеал" на весь космос. Ариман своей деятельностью закрывает от человека духовное в мире. Через него человек создаёт мир лишь как чувственный. Люцифер дал человеку Я-сознание прежде, чем это могло произойти через добрых божественных духовных существ, что привело его к неясности относительно собственного существа.
В мистериях-драмах Штайнера оба эти существа обращаются к духовному ученику, находящемуся на пути в духовный мир, двояким образом:
Люцифер говорит: Нет времени,
Когда бы ты не переживал меня.
Я следую за тобой через жизни ход.
Я должен наполнить тебя:
Сильной индивидуальностью,
Счастьем самосознания.
Ариман говорит: Нет времени,
Когда бы ты не созерцал меня
Меня видят твои глаза
Во всем земном становлении
Озарить должен я тебя откровением душевного.
("Врата посвящения") сцена 4.
Ариман также действует во всех отношениях тяжести в космосе. То, что астрономия называют гравитацией, что приводит планеты в вращение всё это в первом духовном опыте предстоит как действие "Духа тяжести", который на зелёном окне открывается в своей змееобразной телесности.
Духовный ученик должен узнать полярные силы: тяжесть, которая хочет приковать его к Земле; а также "лёгкость", которая хочет явить ему переходя есть и иллюзорность Земли. На обеих створках окна представлены эти отношения тяжести. На девой стороне духовный ученик стоит на поверхности Земли. Он поставлен в сферу деятельности природной тяжести, которая влияет за его телесность с Солнца, Луны и Звёзд. Из пор Земли выступает деятельность ариманических существ, которые создают силы сопротивления для тяжести человеческого тела.
Но для действительного духопознания душевная жизнь должна быть в состоянии сделать себя свободной от тяжести. Тогда человек из самого себя научается ориентироваться в мировых взаимосвязях. Он снова обращается к Духовному Солнцу. Теперь силы Луны и звёзд действуют на него по-другому. Разочарованные ариманические существа должны уйти в глубину. Человек пришёл к собственной свободной воле. Это изображено на правом створке окна.
Улиткообразная телесность ариманических существ выражает собой принцип формообразующих сил, которые находят своё выражение в бесчисленных формах земного животного царства (особенно у моллюсков).
Речь идёт о связи сил кручения с такими, которые имеют прямолинейную цель. Обе силы девствуют вместе по принципу винта и в процессе сверления
Георг Гартман Изобразительные мотивы витражей

--- Конец цитаты ---

Навигация

[0] Главная страница сообщений

[#] Следующая страница

[*] Предыдущая страница

Перейти к полной версии